Технологическая карта по русскому языку "Предлоги" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Вильданова Азалия Айдаровна

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование представления учащихся о предлоге как часть речи и о его роли в предложениях.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с понятием «предлог», его ролью в речи;
  2. Формировать навыки раздельного написания предлогов со словами.

Предметные:

обучающийся научиться:

  1. осознавать предлог как часть речи; определять его роль в предложении;
  2. употреблять предлог только с именами существительными;
  3. устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога.

Развивающие:

  1. Развивать устную связную речь в процессе рассказа о местоимении по опорной схеме;
  2. Развивать логическое мышление в процессе формулирования знаний о местоимении.

Личностные:

обучающийся научиться:

  1. проявлять интерес к изучению русского языка, понимать и принимать личностный смысл обучающихся к изучению темы, языка ;
  2. осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной учебной деятельности;

 

 

 

Воспитательные:

1.  Воспитывать аккуратность в ходе выполнения заданий в тетради;

2.  Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы;

3.  Воспитывать интерес к русскому языку через занимательные задания.

УМК: Школа России, учебник Русский язык 2 класс 2 часть. Канакина В.П., Горецкий В. Г., презентация, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2_klass_predlogi.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 2.04.23

Школа: МБОУСОШ им. Усманова Г.М.

Класс: 2 «А»

Урок: 1

Время: 8:00-8:40  Кабинет: 3

Студент: Вильданова А.А.

Группа: 46

Учитель: Газизова А.А

Методист: Кошкарова Л.С

Тема урока «Предлоги»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование представления учащихся о предлоге как часть речи и о его роли в предложениях.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с понятием «предлог», его ролью в речи;
  2. Формировать навыки раздельного написания предлогов со словами.

Предметные:

обучающийся научиться:

  1. осознавать предлог как часть речи; определять его роль в предложении;
  2. употреблять предлог только с именами существительными;
  3. устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога.

Развивающие:

  1. Развивать устную связную речь в процессе рассказа о местоимении по опорной схеме;
  2. Развивать логическое мышление в процессе формулирования знаний о местоимении.

Личностные:

обучающийся научиться:

  1. проявлять интерес к изучению русского языка, понимать и принимать личностный смысл обучающихся к изучению темы, языка ;
  2. осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной учебной деятельности;

Воспитательные:

1.  Воспитывать аккуратность в ходе выполнения заданий в тетради;

2.  Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы;

3.  Воспитывать интерес к русскому языку через занимательные задания.

УМК: Школа России, учебник Русский язык 2 класс 2 часть. Канакина В.П., Горецкий В. Г., презентация, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный (монолог учителя); психологический настрой.

1. Приветствует класс.

2. Создаёт эмоциональный настрой.

-Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку, посмотрите, чтобы все необходимое лежало на краю парты.  

- Посмотрите, на ваших партах лежат карточки. Это «лестница успеха», каждый раз выполняя на уроки задания вы должны нарисовать тучку, если у вас возникли трудности  или солнышко, если у вас всё получилось.

Приветствуют учителя.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Личностные: включение в учебную деятельность.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

3 мин

Готовность мышления и осо

Словесный (фронтальная беседа)

Ребята, откройте свои тетради и отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, классная работа. Сегодня у нас 26 апреля.

- Прочитайте скороговорку.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

- Как вы думаете, какую букву сегодня мы будем писать? Почему?

- Напишите красиво строчку сочетания букв Х,х.

Ребята, нас пригласили в гости в удивительную страну. Куда? Догадайтесь сами. Это раздел науки о языке, изучающий части речи.

- В этой стране живут части речи. Какие вы знаете части речи? (На доске 4 домика. Названия частей речи над домиками на доске.)

- В этих домиках живут слова.

(На доске слова: трава, бежал, сладкий, щу.ка, широкая, встаёт)

-  Поселим слова в домики и запишем их в тетрадь.

1 ряд – записывает имена существительные

2 ряд – записывает имена прилагательные

3 ряд – записывает глаголы

- Прочитайте первую группу слов. Докажите, что это имена существительные.

- Прочитайте вторую группу слов. Докажите, что это имена прилагательные.

- Прочитайте третью группу слов. Докажите, что это глаголы.

Каждый раз, прежде чем ученик зачитывает свою группу слов, он карточки с этими словами ставит под соответствующий домик

- Ребята, посмотрите, один домик остался не заселен.

-О чём это говорит?

Дети читают скороговорку, изменяя темп чтения

Пишут в тетрадях

Морфология

Мы не все части речи изучили

Будем говорить о новой части речи.

Предметные: повторить уже имеющиеся знания.  

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности.

Презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный (фронтальная беседа)

  1. Подводит к теме урока.

- Жили части речи очень дружно. Они любили играть в «Слова». Сейчас и мы поиграем.

- У кого на столе розовые полоски, выходите к доске. Назовите свои слова. Постройте из них предложение.

- Можно ли назвать эту группу слов предложением? Понятно ли о чем говорится? Что нужно сделать?  

(На доске расположены карточки со словами: в, по, на, за, под …)

- Прочитаем предложение. Какое слово добавили? Получилась связь в предложении? А почему она получилась?

- Можем мы поселить это слово в домик к существительным, прилагательным, глаголам?

- Значит, это новая часть речи, поселим это слово в новый домик, запишем с красной строки в тетрадь через запятую.

- Отлично. У кого зелёные полоски на партах, выходите к доске. Прочитайте свои слова. Составьте предложение.

-Можно ли назвать эту группу слов предложением?

- Какое слово нужно добавить в предложение?

-Прочитаем хором предложение. Есть ли связь в предложении?

- В какой домик поселим это слово? Запишите его в тетрадь.

- Кто знает, как называется новая часть речи? О чем будем говорить на уроке?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами? Да, но мы не говорили о них подробно.

- Значит, какова цель нашего урока?

- Для осуществления цели, какие задачи будем решать?

- Правильно, сегодня мы поговорим о том, что такое предлог; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. И будем делать, своего рода, открытия.

Лиса спряталась нору

Нет. Нужно добавить слово в

Собака бегает двору.

нет

Нужно добавить слово по.

Тема: Предлоги

Цель: выяснить, что такое предлог и определить его место в речи.

1. Научиться находить предлоги в потоке речи;

2.Узнать о роли предлогов в предложении;

3.Учиться грамотно писать предлоги с другими частями речи

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Презентация

«Открытие»  детьми нового знания  

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Практический, аналитико-синтетический: артикуляция, звуковой анализ слова, составление схемы или анализ схемы.

Словесный: учебный диалог

Моделирование: составление или анализ слого - звуковых схем

1. Формулирует задание;

2. Подводит обучающихся к выводу.

Посмотрите на экран. Эта собака Бим охраняет домики, в которых живут части речи.

Определите расположение собаки по отношению к будке?

-Описывая местонахождение животного, вы употребили слова: за, на, около, перед, в …

 Это предлоги.

- А если мы употребляем их в речи, значит, предлог- это часть речи.

- Вот мы и сделали первое открытие.

Посмотрите, вот предлоги.

Так малы, но так важны!

Вы, ребята, постепенно

Все запомнить их должны!

- Как вы думаете, это все предлоги, которые есть в русском языке?

- Конечно, это не все предлоги. Их в русском языке огромное количество. По частоте употребления они на 4 месте среди других частей речи.

Внимание на экран. Перед вашими глазами четверостишие Б.Заходера.

Прочитайте предложения про себя. Всё ли вам понятно? Почему?

Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

Чего не хватает в тексте?

…    полянке, …  тропинки,

Пробиваются травинки.

… бугорка ручей бежит,

А …     ёлкой снег лежит.

Давайте вставим предлоги.

Дети работают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.

Подчеркните предлоги.

Установилась ли теперь связь слов в предложениях?

Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.                                                       

- Мы сделали второе открытие.

Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

Предлог – это служебная часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

-Мы сделали третье открытие.

Работа с учебником (с.108, упр.184)

- Выпишите из предложений предлоги вместе с той частью речи, к которой они относятся.

(У доски работает ученик.)

- Кроме предлогов, какие части речи использованы в предложениях?

- С какой частью речи употребляются предлоги?

- Перед глаголами встретились предлоги?

- Обратите внимание на написание предлогов с частями речи. Что вы можете сказать?

- Мы сделали четвертое открытие.

-

 

Нет. Пропущены слова.

Слова связаны. Не хватают предлоги.

На полянке, у тропинки,

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит,

А под ёлкой снег лежит

да

для связи слов в предложении.

Нет, не получается

С именем существительным. Нет.

Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

Первичное закрепление

4 мин

Усвоение нового способа действий

Попробуйте объединить все открытия, совершенные сегодня на уроке, и сформулировать правило, что же такое ПРЕДЛОГ (Работа в парах)                                              -Давайте теперь повторим всё, что мы узнали про предлог (чтение алгоритма)                                                     1) Предлог - служебная часть речи, к ним нельзя поставить вопрос.                                                                     2) Предлоги служат для связи слов в предложении.            3) Перед глаголами предлоги не употребляются.               4) Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.                                                                            Давайте прочитаем правило на с.109, 110.                   Чтение правила.                                                                                 Выполним упражнение 186 на стр 109.

Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Первое предложение сделаем вместе.

Дети гуляли … лесу. Какой предлог мы вставим?

Какой можно задать к существительному?

Отлично. Приступайте к выполнению.                           Давайте проверим, что у вас получилось.

Списать, вставить пропущенные предлоги.

Предлог «по»

По чему?

Читают предложения по цепочке.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели.

Практический; выполнение самостоятельной работы

Парная форма Индивидуальная форма.

 - Так как у нас сейчас будет проходить самостоятельная работа. Для неё я вам раздам карточки. На вашей карточке, вы сверху пишете свою фамилию и имя.

1. Подчеркните предлоги.

У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

2.Вставь предлоги в предложения, используя опорные слова.

…   лесную тропку  …  кустов выскочил рябчик. Мяч забросили  …  сетку ворот.

Опорные слова: за, на, из, в, под, у.

Слушают задание учителя

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная форма. Словесный: обобщающая беседа

 Посмотрите на экран. Вставьте предлог перед именем существительным и спишите словосочетание.

Например : по улице

Гулял __ улице щенок.

Не то Пушок, не то Дружок.

Гулял __ метель и солнцепёк

И __ дождём гулял и мок,

И если даже шёл снежок,

Гулял __ улице щенок.

-О чём должны помнить?

Молодцы!

Запишите домашнее задание: упр.187, стр.110

Предлоги пишутся отдельно

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения;

Презентация

Рефлексия деятельности

2 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный (фронтальная беседа)

- С какой частью речи познакомились сегодня в стране Морфологии? Понравилось вам в гостях у предлога?

- Что новое узнали о нём? Что такое предлог?

- Для чего он служат?

- Перед какими словами пишутся предлоги?

- Перед какими словами не пишутся?

Ребята, посмотрите на слайд и оцените свою работу на уроке, используя начало предложения. Выберите любое предложение и продолжите его, расскажите о своих впечатлениях об этом уроке. На слайде:

Своей работой на уроке я ...

На уроке я узнал (а)...

Я научился...

У меня получилось...

Мне было трудно...

У меня не получилось...

Мне было непонятно...

-Спасибо за урок. Урок окончен, до свидания!

- отвечают на вопросы.

-оценивают свою деятельность

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, установление учащимися значения результатов своей деятельности

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока русского 3 класс

Технологическая карта урока русского языка с применением технологии смешанного обучения, 3 класс тема "Склонения имени существительного" (обобщение). По программе "Начальная школа 21 ве...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

технологическая карта по русскому 2 класс

технологическая карта по русскому 2 класс...

Технологическая карта урока русского (3 класс). Тема: "Согласные звуки [д] и [т] в положении между звуками [з] и [н] или [с] и [н]". УМК «Перспектива»

Цель урока: формирование знаний о непроизносимых согласных [д] и [т] в положении между звуками [з] и [н] или [с] и [н] и умений определять и правильно писать непроизносимые согласные.Задачи урока...

Технологическая карта урока русского (2 класс). Тема: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о предлоге, как о служебной части речи.Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать предлоги среди других слов и в пре...

Технологическая карта урока русского 3 класс "Значение глагола", УМК "Школа России"

Тип урока: УМНЦель урока: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи; определять значение иупотребление глаголов в речи.Задачи урокаДидактические:•дать общее представление ...