технологическая карта по русскому 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

технологическая карта по русскому 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта 36.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока  «Синонимы и антонимы»

Тема  урока:

Синонимы и антонимы.

Педагогическая цель:

 Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по изучению темы: «Что такое синонимы и антонимы?» и умению использовать синонимы и антонимы  в собственной речи, на основе сравнения и выделения существенных признаков.

Результаты деятельности:

Личностные результаты усвоения урока: учебно–познавательный интерес к учебному материалу «Что такое синонимы и антонимы?»

умению использовать синонимы и антонимы в собственной речи.

Метапредметные результаты усвоения урока:

Регулятивные (УУД): умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность действий на уровне адекватной оценки, правильно планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.  
Познавательные (УУД): используя учебник, свой жизненный опыт,  информацию, полученную на уроке, сравнивать, выделять  и обобщать существенные признаки;  строить речевое высказывание.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения, приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.

Предметные результаты усвоения урока: ученик научится определять лексическое значение слова. Узнает  определение понятий «синоним» и «антоним»; получит возможность научиться различать оттенки значений синонимов; подбирать синонимы и антонимы для более точной характеристики предметов при их сравнении.  Пользоваться толковым словарём.

Тип урока:

Урок «открытия» новых знаний

Образовательные ресурсы:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, учебник, тетрадь на печатной основе.

УМК

Учебник «Русский язык» 2 класс 1часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2018 г.

Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс, 1 часть, Москва, «Просвещение», 2018 г

Ход урока.                    

I. Самоопределение деятельности  (орг. момент): 

                         Время даром не теряем,

                         Наш урок мы начинаем!

                         Работаем старательно

                         Слушаем внимательно!

- Обратите внимание на правильную посадку.  

II. Актуализация знаний

2. Словарная работа

         (индивидуальная, взаимопроверка,)

Я называю лексическое значение словарного слова, а вы пишите его в тетрадях.

 - Коробка для школьных принадлежностей (пенал).

 - Столица нашей родины (Москва).

 - Страна, в которой мы живём (Россия).

 - Это плод яблони  (яблоко).

    Подберите однокоренное слово к слову яблоко (яблочный).

 - Инструмент для копания земли (лопата).                         (Проверка, выполненной работы)

– Кто правильно написал словарные слова,  на полях ставим «+».

3. Логическая пятиминутка

     а)  Мы с приятелем вдвоём

     Дружно, весело живём.

     Я иду, и он шагает,

     Я смеюсь, хохочет он.

     Если грустно мне бывает,

     Он печалится со мной.

Слова-карточки:  иду – шагает, смеюсь – хохочет, грустно - печалится,  на доске.

Чем интересны данные слова? (Слова, которые  имеют близкое значение)

– Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

                                                                   (О словах близкими по  значению)

– Откроем учебник на стр.52 и прочитаем, как называются слова близкие по лексическому значению?

– Что узнали о синонимах? (Это слова, которые имеют близкое значение) 

                                    Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.

(Знакомство со словарём синонимов,  стр.140 учебника)

  б) - Если суп не горячий, то, значит, ………   (холодный)

  - Если в комнате не светло, то в ней ……   (темно)          

  - Если сумка не тяжёлая, то она ………… (лёгкая)

  - Если нож не тупой, то он  ……………… (острый)

Слова-карточки:  горячий – холодный, светло – темно, тяжёлая – лёгкая,  тупой – острый на доске.

 – Чем интересны  данные слова? (Это слова имеют противоположное значение)

 – Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

                                                                   (О словах с противоположным значением)

– Откроем учебник на стр.54 и прочитаем, как называются слова противоположные по лексическому значению?

                                    Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.

– Что узнали об антонимах? (Слова, которые имеют противоположное значение)

(Знакомство со словарём антонимов,  стр.141 учебника) 

5.   На доске 2 правила.

– Ребята, вставьте пропущенные слова

☺  Слова, близкие по значению называются – …                (Синонимы.)

☺  Слова, противоположные по значению называются – ...   (Антонимы.)

6. Ребята, сформулируйте тему нашего урока.     (Синонимы и антонимы)

Парная работа: ленинг апс. Слова по 2 столбикам (один у доски, остальные в парах)

      Сторожить – охранять, автомобиль – машина, близкий – далёкий, зима – лето, скупой – жадный, сладкий – горький, глаза – очи, день – ночь, толстый – тонкий, храбрость – трусость, промчался – пробежал.                                                                                                

III.Закрепление темы урока.

    Упражнения в подборе  синонимов и антонимов.  

                                  (На партах карточки по вариантам)

Групповая  работа с самопроверкой  через документ камеру.

                 I В.                                                                       II В.      

 Найдите и соедините антонимы                     Найдите и соедините  синонимы

Высоко                      ложь.                                             Алфавит                        болтать.                  

Светло                       враг.                                               Шалун                            радостно.  

Добро                        низко.                                             Грустно                          озорник.        

Правда                      зло.                                                 Весело                            печально.            

Друг                         темно.                                             Говорить                         азбука.          

                       (Проверка, выполненной работы)

9.       (Коллективная работа.   На доске записаны две пословицы)

☺  Маленькое дело лучше ………… безделья.       (большого)

☺  Не спеши языком, …………… делом.              (торопись)

  Запишите по памяти любую пословицу, которая вам понравилась,  подчеркните антонимы.

IV. Итог урока.  

- Какие новые слова узнали? (синонимы, антонимы)

- Что такое синонимы?  (слова, близкие по смыслу)

- Что такое антонимы?  (противоположные по смыслу слова)

-Чему научились на уроке?

- Чем отличаются синонимы от антонимов?

- Для чего нужны синонимы в речи?     (Употребление синонимов в речи помогает  избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.)

- Для чего нужны антонимы в речи?       (Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.)

- В начале урока мы ставили перед собой цель.  

- Как вы думаете, мы достигли ее?

- А сейчас мы проверим, достигли ли Вы цели урока. Научились ли подбирать слова. Я буду кидать Вам мяч, а Вы возвращаете его произнеся

۞   слово-антоним.

Закрыть – открыть,  скучный – весёлый,  тяжёлый – лёгкий, узкий – широкий.

  ۞ Слово-синоним. 

Торопиться – спешить, доктор – врач, сырой – мокрый, грустный – печальный.                      

- Ребята, благодарю вас за активную работу.

V.Рефлексия (подведение итогов занятия).

- Возьмите свою карточку  и оцените вашу работу на уроке.  

(3 смайлика с разными выражениями)

 1 смайлик улыбается – «Мне всё понятно»,

2 смайлик серьёзный – «Работал правильно, но медленно,  не все получалось»

3 смайлик грустный  – «Возникли трудности, работал с ошибками»,  ).

VI.Домашнее задание.

Вот закончился урок,

 Подведём сейчас итог.

Мы много вспомнили, друзья.

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

На практике их применили.

Антонимы, синонимы

К словам мы подбирали.

А теперь, внимание,

Домашнее задание… 

 - Откройте учебники на странице 56. Упражнение 73.

- Прочитайте пословицы. Найдите в пословицах слова, противоположные по смыслу.

   Как называются такие слова?

- Рассмотрите рисунок. К какой пословице он подходит?

- Спишите ту пословицу, которая вам больше всего понравилась.  Подчеркните в ней  антонимы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» УМК Школа России Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Тип урока: Открытие нового знанияЦель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной)....

Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс. Тема урока: "Богатства русского языка"

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о типах текста: повествование, рассуждение, описание. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:1. обобщить...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...