Конспект урока русского языка по теме "Спряжение глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кривелева Людмила Геннадьевна

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_spryazhenie_glagolov.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Спряжение глаголов»

Цель: имеют представление о двух типах спряжения глаголов, о способах определения спряжения

Предметные результаты: определять грамматические признаки глагола

Метапредметные результаты:

познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); 

регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; 

коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

ХОД УРОКА

Орг. момент

Чистописание

ет ит ут

ют ат ят

- На что похожи соединения, которые я вам сегодня предлагаю прописать?

(На окончания глаголов)

- Пропишите соединения, соблюдая правила каллиграфии.

Актуализация знаний.

Повторение по теме «Глагол».

- Какую тему вы сейчас изучаете? (Глагол)

- Расскажите все, что знаете о глаголе.

Изучение новой темы.

1) Введение в тему урока.

- Я вижу, что много вы знаете об этой интересной части речи. Но скажу по секрету, что не все пока вам известно. Я предлагаю выполнить вам самостоятельно задание:

  1. Вставьте в предложения глагол «идти» в нужной форме.
  2. Ответьте на вопрос: как изменяется глагол?

Я ________________ по дороге.

Ты ______________ по дороге.

Он ________________ по дороге.

Мы _______________по дороге.

Вы _______________ по дороге.

Они _______________по дороге.

2) Сообщение темы и цели урока.

А) -Как изменяется глагол? (по лицам и числам)

- Как вы думаете, может ли это изменение глагола по лицам и числам иметь название? (Ответы детей)

- Давайте откроем учебники на с. 84 и прочитаем, как называется этот признак глагола (спряжение)

- Так что же такое спряжение? (Изменение глагола по лицам и числам.)

- Назовите тему урока (Спряжение глагола).

- Поставьте цель.

- Есть необычная страна,

Которой не найдёшь на карте,

Для нас доступна будет лишь она

Вот здесь на нашей парте.

И путешествовать в неё

Отправимся мы снова,

А называется она

Спряжение глагола.

Б) - Прочитайте четверостишие.

Вот и весна!

Зеленеют леса,

И птичьи повсюду

Звенят голоса.

- Выпишите в тетрадь только глаголы.

- Сравните их по плану:

1. Время.
2. Лицо.
3.Число.
4. Окончание.

(Производится проверка: глагол зеленеют – настоящего времени, 3 лица, множественного числа, окончание – ют. Глагол звенят – настоящего времени, 3 лица, множественного числа, окончание – ят)

- Что между ними общего? (Время, лицо и число)

- Чем они различаются? (Окончаниями)

 Как видите, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. Почему? Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы, в зависимости от того, как они спрягаются. Какие это группы, как они называются? Хотите узнать? Тогда за работу.

  1. Два спряжения глаголов.

- Что значит проспрягать глагол (Изменить его по лицам и числам)

- Выполним следующее задание: проспрягайте глаголы греть и светить. 

-Выделите окончания.

- Сравните окончания первого и второго глагола? Что вы заметили?

- Действительно, глаголы делятся на две группы по своим личным окончаниям. Именно по этому признаку у глаголов различают два спряжения.

К I спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –е, а во множественном числе 3 лица –ю.

Ко II спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –и, а во множественном числе 3 лица –а, -я.

- Обратите ваше внимание на таблицу.

-е (ё)

-ут

-ат

-ют

-ят

I спр.

II спр.

- Обобщите наши рассуждения по плану.

План:

1.Какого спряжения бывают глаголы?

2.Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?

3.Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения?

Первичное закрепление.

Работа с учебникомвыполнение упражнения.

- Откроем учебник на странице 87 и выполним упражнение 68. Нам предлагается списать текст, выделить окончания глаголов, указать их лицо и число. Отметьте глаголы 1 спряжения.

Упражнение в определении спряжения глаголов.

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

Весна отмыкает ключи и воды.

Весною день упустишь - годом не вернёшь.

Зима весну пугает, да сама тает.

Весной пролежишь, так зимой с сумой побежишь.

- Выпишите глаголы, определите спряжение.


Итог урока.

- Что нового узнали на уроке? Поработайте в паре. Задайте друг другу вопросы по теме урока. (Что такое спряжение глагола? Какого спряжения бывают глаголы? Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения? 2 спряжения?)

Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке. Поднимите соответствующую карточку.

1. Все понял, разобрался.

2. Пытался разобраться, но остались вопросы.

3. Ничего не понял.

Домашнее задание: 84, упр.70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Лексическое значение глагола"

урок русского языка в 3 классе, лексическое значение глагола, составление кластера...

Конспект урока русского языка на тему: «Глагол в предложении».

Конспект урока русского языкана тему: «Глагол в предложении»....

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения» 4 класс по программе «Школа России».

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения»4 класспо программе «Школа России»....

конспект урока русского языка "Личные окончания глаголов"4 класс

Отрабатывание навыков определения спряжения...

Конспект урока русского языка «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме» УМК «Система Л. Занкова»,4 класс

МАтериал рредназначен для урока русского языка в 4 классе, Может быть использован по любому УМК. Цель урока: научить определять спряжение глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме....

Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:     - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...