Технологическая карта урока "Что такое местоимение" 2 класс. Школа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Рябкина Татьяна Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_mestoimenie._2_klass._shkola_rossii.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 25.04.2023

Школа: МАОУ «ОЦ №1»

Класс:

Урок: 5

Время: 17:20 -18:00  Кабинет: 223

Студент: Мыларщикова Татьяна Владимировна

Группа: 44

Учитель: Чухарева Ирина Олеговна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока «Что такое местоимение?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирования понятия о местоимении, как о части речи и его значения в тексте, умения находить местоимение в тексте.

существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется

мягкий знак

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические

  1. Познакомить с местоимением, как частью речи;
  2. Формировать умения находить местоимений в тексте, употреблять в речи.

Предметные:

  1. Усвоение знаний о местоимении;
  2. Умение определять местоимение в тексте, употреблять в речи.

Развивающие:

1)развивать у обучающихся устную речь посредством полных ответов на вопросы учителя.

2)развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.

Личностные:

1)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

2)осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний.

Воспитательные:

1)применять правила совместной деятельности, проявлять способность договариваться;

2)закрепить умение планирования и самоконтроля.

УМК: 2 класс, 2 часть. УМК «Школа России»

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

1. Приветствует учащихся.

2. Создаёт условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 - Добрый день, ребята! Меня зовут Татьяна Владимировна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Повернитесь друг к другу и скажите своему соседу по парте, что у него на уроке все получится.

Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

3. Проверяет готовность к уроку.

- Давайте убедимся, что на партах у вас лежит только самое необходимое. Все лишние нужно убрать!

Приветствуют. Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Эмоционально настраиваются на урок

Проверяют готовность к уроку

УУПД:

выявлять причинно-следственные связи

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

УУРД:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

Проектор с презентацией

слайд 1

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (иллюстрация)

Внешний контроль

  1. Повторяет пройденный материал

-Предлагаю вам разгадать небольшие загадки и записать ответы в тетради.

-Для начала откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Классная работа.

Пишем аккуратно и разборчиво.

-Груз пассажиров

-Маленький колючий зверёк, которого сравнивают с игольницей

-Приходит во время еды

-Зимой – белый, летом – серый.

-Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно,……

-Какие орфограммы в этих словах? Где стоят ударения?

-Давайте проверим. Посмотрите на слайд сравните ответы. Поднимите руку, если с заданием вы справились без ошибок. 

Внимательно прочитайте записанные на доске слова.

(Тайга, прекрасная, он, пушистая, я, играет, бежит, оно, белка, добро, молния, снежное, учит, она, мирный, они, лесная, дождь, вы)

-Давайте разделим их на группы. Как мы это сделаем?

2. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

- А к каким частям речи относятся приведенные слова?

-По какому признаку вы определили слова в 1 столбик? Докажите.

-Какие признаки имен существительных вы знаете?

-Обратимся ко второй группе слов, какие слова мы сюда записали?

- По какому признаку вы определили слова третьего столбика. Докажите       

Отвечают на вопросы.

 

-багаж

-ёжик

-аппетит

-Заяц

Карандаш.

- По частям речи

-имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение

-Имя существительное.

Обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? Что?

-Имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос: какой? какая? какое? какие?

-Глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос: что делать? Что делает?

К.- строить сообщения в устной и письменной форме.

П. – осуществлять логические действия: анализ, синтез, обобщение.

Проектор с презентацией

Слайд 2,3,4

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (иллюстрация)

1.Выдвигает проблему;

-Ребята, мы разделили слова на группы. Но все ли мы слова распределили?

Какие слова у нас остались?

-А к какой части речи мы можем их отнести?

-Есть группа слов, где мы не можем доказать часть речи.

-У нас на слайде есть небольшой текст. Прочитайте его.

Берёзу считают символом России. Берёза воспета в  музыке, живописи.  О берёзе написано немало стихов, рассказов, сказок. 

-Есть ли в этом тексте какой-то недостаток?

-Верно, а как мы можем его исправить?

-Какими словами мы можем заменить слово «береза»?

-Вместо какой части речи мы употребили эти слова?

-Верно, они употреблены вместо имени существительного.

В русском языке есть слова, которые употребляются вместо имен существительных (или других частей речи). Раньше говорили вместо имени

-Что это за часть речи?

-Что вы знайте о местоимениях?

-Так как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом уроке?

-Какие цели мы поставим на наш урок?

2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.

- Давайте составим план урока. Ваша задача расставить пункты плана по порядку.

  1. Выполним задание и узнаем, что такое местоимение;
  2. Будем учиться находить местоимения в тексте;
  3. Выполним самостоятельную работу;
  4. Подведём итоги.

-нет

-он, я, оно, она, они, вы

-слово береза употребляется слишком часто

-Заменим слово береза.

-ОНА воспета в  музыке, живописи.  О НЕЙ написано немало стихов, рассказов, сказок. 

-Вместо имени существительного.

-местоимения

-О местоимении

-Узнать, что такое местоимения.

-Научиться определять местоимения в предложении.

Р.- принятие и сохранение учебной задачи, самоопределение к деятельности.

П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации.

П.- строят речевое высказывание

Р: целеполагание

Проектор с презентацией

слайд 5,6

Открытие детьми новых знаний

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов (учебный диалог)

Группа наглядных методов (иллюстрация)

1.Формулирует задание; 2.Подводит обучающихся к выводу;3. Выполнение динамической паузы.

-С чего мы начнем?

- Для начала давайте откроем учебник на странице 100. Прочитайте задание

-Кто хочет громко, четко прочитать сказку, вставляя пропущенные слова?

- Обратите внимание на выделенные слова.

- Произнесите их.

- Что можете сказать о значении этих слов?

- Они называют конкретное лицо или предмет?

- Кто называет себя словом я?

-Словом я говорящий указывает на СЕБЯ

- К кому обращаются, употребляя слово ты?

-Словом ты указывают на того С КЕМ говорят.

- Вместо каких слов употребляется слово они?

-Какой мы можем сделать вывод, выполнив это задание?

-Верно, спишите только строчки, где есть выделенные слова, заполняя пропуски. Где они есть? Первые две строчки остальные в диалоге.

-Для начала давайте вспомним, что такое диалог?

-Где начинается диалог?

-Какие местоимения мы уже узнали? Какие слова подчеркнули?

-Что мы только что выполнили?

-Давайте составим опорную схему того, что мы узнали

-Что такое местоимение?

-Что оно делает?

-Какие местоимения мы узнали?

-Давайте посмотрим на слайд. Так выглядит наша схема. Я вывешиваю ее на доске, она будет помогать нам сегодня.

-Давайте сверим нашу схему с правило на стр 101.

-Чем мы можем дополнить нашу схему?

-Давайте посмотрим на 172 упражнение. Прочитайте задание.

-Что такое местоимение? Приведите примеры

-Какой пункт плана мы выполнили?

-Как звучит следующий пункт плана?

 Выполняют задание.

1.Работают в паре; 2.Формулируют правило.

- С первого пункта плана. Выполним задание.

- Узнать, что такое местоимение.

- Он, я, ты, они

- Они указывают на героев.

- Мышка и лягушка.

- К лягушке.

-Мышка и лягушка

- есть слова, которые не называют предметы, а только указывают на них.

- это разговор двух людей.

-Терем-теремок…

-Он, я, ты, они

-Задание

-Часть речи

-Указывает на предметы

-я, ты, он, они

- Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.

Она, мы, вы, они

-Первый

-Учиться находить местоимения в тексте

Р.- ориентирование в учебнике.

П.- осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Р.- планируют свои действия в соответствие с задачей.

Проектор с презентацией

слайд  7,8,9

>

<

Первичное закрипление нового знания

1.Проводит параллель с ранее изученным материалом;

2.Наводящими вопросами помогает выполнить задание.

УПР 151.

- Переходим к упражнению 173. Кто прочитает это упражнение?

- Прочитайте стихотворение про себя. Теперь кто может прочитать его вслух и выразительно?

- Кто понял, о чем это стихотворение?

- Прочитайте все выделенные слова, к какой части речи они относятся?

-Какую роль местоимения играют в тексте?

-Мместоимения помогают донести до каждого главную мысль стихотворения

Если Я сорву цветок…

Если ТЫ сорвешь цветок…

-О чем мысль автора?

- Сейчас вам нужно списать первое предложение.

-Давайте определим, где оно начинается и где заканчивается?

- Да, вы правы. Зачитайте это предложение.

- Обратите внимание, как записано предложение? Сколько строчек оно занимает в учебнике?

- Сколько строчек оно займет у вас?

-Приступайте к записи предложения.

- Подчеркните местоимения.

Каких местоимений нет в тексте, но есть в нашей схеме?

- Итак, давайте еще раз проговорим, что такое местоимение?

-Посмотрим на схему

- Назовите местоимения.

- Для чего используется местоимение?

- Молодцы.

-Какой пункт плана мы выполнили?

-Читают стихотворение

- О  том, что каждому нужно заботиться об окружающем мире и даже маленький вред природе может стать серьезной проблемой.

Я, ты,мы–местоимения.

-О том, что каждый в ответе за природу

- Начинается со строчки «Если я сорву цветок» и заканчивается многоточием.

Читают предложение

- Предложения записаны друг под другом.

- 6 строчек.

Записывают предложение

Подчеркивают местоимения

- Вы, он, она, оно, они.

- Местоимение - часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на них.

- Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

- Чтобы указать на предмет, разнообразить речь

-Второй. Следующий пункт самостоятельная работа

Проектор с презентацией

слайд  10

Динамическая пауза

Филин в чаще ух да ух!

                                                   У зайчишки замер дух.

                                                                                                          Бедный заинька не спал,

                                               Под кустом всю ночь дрожал.

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

1.Контролирует выполнение работы; 2. Обсуждение способов решения;

3. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Посмотрите на доску. Вы видите несколько местоимений. Вам нужно в парах придумать предложение с каждым из местоимений.

Он, Мы, Она, Вы

-Озвучьте получившиеся предложения.

-Теперь кто хочет выйти к доске и записать предложение, подчеркнуть в нем местоимения?

-Давайте сначала посмотрим на критерии оценки

Красивое и правильное предложение

Нет ошибок.

-Какую оценку мы поставим и почему?

-Я согласна/несогласна с поставленной оценкой потому, что…

Молодцы, садитесь.

- Хорошо, молодцы.

- Что мы с вами сейчас учились делать?

-Какой пункт плана прошли?

1.Объясняют свой выбор;

2.Выполняют задания самостоятельно.

- Он пошел гулять в парк.

- Мы посадили цветы в саду.

- Она плавает в бассейне.

- Вы смотрели кино вчера?

Записывают предложения на доску
- Он-Ваня, мы-я и мои друзья, она-мама, вы- Татьяна Сергеевна.

-Предложение красивое/некрасивое, составлено правильно/неправильно

Есть ошибки\ нет ошибок

-Третий. Выполнили самостоятельную работу.

УУПД:

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию

различных видов и форм представления;

УУКД:

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять

поручения, подчиняться;

Проектор с презентацией

слайд 11

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение “открытия” в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов (беседа)

1.Повторение ранее изученного.

- Теперь откройте учебник на странице 102. Прочитайте задание 174.

- Назовите предметы на рисунках.

- Нужно написать название каждого предмета и в скобках местоимение, которое ему соответствует.

- Посмотрите на образец.

- Начинайте записывать

- А теперь посмотрите на экран, вы видите еще несколько картинок, назовите все предметы на картинках. Задание то же. Запишите слово, а в скобках укажите местоимение.

- Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работы, правильные ответы на доске.

Поднимите руки те, у  кого нет ни одной ошибки?

- Возьмите в руки простой карандаш и поставьте оценку.

- Если вы решили без ошибок, то ставите  5. Если ошибок от 1-2 ставите 4, 3-4 ошибки это 3, а если вы допустили 5 и более ошибок, то ставите 2.

Запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь стр 49, упр № 105

Прочитайте задание. Что нужно сделать?

-Кому не понятно как делать задание?

Отвечают на вопросы

1.Вспоминают прошлый материал урока.

Читают задание учебника

- Пальто, цветок, лампа, коньки.

Записывают слова

Пальто(оно), цветок(он), лампа(она), коньки(они).

- Рюкзак, собака, велосипед, яблоко, окно, шары.

Рюкзак(он), собака(она), Велосипед (он), яблоко(оно), окно(оно), шары(они).

Проверяют работы

-Подчеркнуть местоимения

УУПД:

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный

эксперимент

УУКД:

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению

и координировать свои действия с другими членами команды

Проектор с презентацией

слайд 12

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Группа словесных методов (опрос)

Внешний контроль

1.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

-Какая была тема нашего занятии?

-Какие мы цели себе поставили?

- Достигли ли мы цели?

-Давайте оценим вашу работу на уроке. Отступите 1 строчку вниз от своих записей в тетради. И нарисуйте шкалу слева на право с цифрами от 2 до 5. Отметьте эти цифры на шкале. И обведите кругом то число, на которое вы сегодня работали на уроке.

- Продолжите фразы:

-До этого урока я не знал(а)…

-Теперь я знаю….

-На уроке я работал(а)…

-Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!

1.Формулируютконечный результат своей работы на уроке.

- Что такое местоимение

-Узнать, что такое местоимения.

-Научиться определять местоимения в предложении.

УУПД:

выявлять причинно-следственные связи

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

УУРД:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

Проектор с презентацией

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока(технологическая карта) "Окружающий мир. 3 класс. Школа России"

Урок по окружающему миру в 3-м классе. УМК "Школа России". Конспект представляет собой технологическую карту, составленную в соответствии с требованиями к современному уроку в начальной школе....

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики 4 класс школа России по теме "Нахождение площади при помощи палетки"

Технологическая карта урока математики в 4 классе по программе "Школа России" по теме: "Нахождение площади при помощи палетки"...

Технологическая карта урока математики 1 класс Школа России 2 часть "Страничка для любознательных" стр. 54-55

Технологическая карта урока математики 1 класс Школа России 2 часть "Страничка для любознательных" стр. 54-55Форма ведения урока по ФГОС НОООбъяснительно-иллюстративный урокУрок Повторения и...

Технологическая карта урока математики 2 класс Школа России

урок математики по программе "Школа России" 2 класс  урок закрепления...

Технологическая карта урока ИЗО 2 класс Школа России

урок изо  Тема:" В мире сказочных героев"...

Технологическая карта урока математики.2 класс. "Школа Россиии"

Технологическая карта урока математики. 2 класс, УМК "Школа России". Тема "Текстовые задачи,раскрывающие смысл действия умножения"....