Технологическая карта урока "Что такое местоимение" 2 класс. Школа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 25.04.2023 Школа: МАОУ «ОЦ №1» Класс: 2д Урок: 5 Время: 17:20 -18:00 Кабинет: 223 | Студент: Мыларщикова Татьяна Владимировна Группа: 44 Учитель: Чухарева Ирина Олеговна Методист: Галиуллина Нажия Камиловна |
Тема урока «Что такое местоимение?»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирования понятия о местоимении, как о части речи и его значения в тексте, умения находить местоимение в тексте.
существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется
мягкий знак
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические
| Предметные:
|
Развивающие: 1)развивать у обучающихся устную речь посредством полных ответов на вопросы учителя. 2)развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки. | Личностные: 1)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности; 2)осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний. |
Воспитательные: 1)применять правила совместной деятельности, проявлять способность договариваться; 2)закрепить умение планирования и самоконтроля. |
УМК: 2 класс, 2 часть. УМК «Школа России»
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов (беседа) | 1. Приветствует учащихся. 2. Создаёт условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность. - Добрый день, ребята! Меня зовут Татьяна Владимировна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. 3. Проверяет готовность к уроку. - Давайте убедимся, что на партах у вас лежит только самое необходимое. Все лишние нужно убрать! | Приветствуют. Проверяют готовность к уроку. Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок Проверяют готовность к уроку | УУПД: выявлять причинно-следственные связи УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; УУРД: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; | Проектор с презентацией слайд 1 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов (беседа) Группа наглядных методов (иллюстрация) Внешний контроль |
-Предлагаю вам разгадать небольшие загадки и записать ответы в тетради. -Для начала откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Классная работа. Пишем аккуратно и разборчиво. -Груз пассажиров -Маленький колючий зверёк, которого сравнивают с игольницей -Приходит во время еды -Зимой – белый, летом – серый. -Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно,…… -Какие орфограммы в этих словах? Где стоят ударения? -Давайте проверим. Посмотрите на слайд сравните ответы. Поднимите руку, если с заданием вы справились без ошибок. - Внимательно прочитайте записанные на доске слова. (Тайга, прекрасная, он, пушистая, я, играет, бежит, оно, белка, добро, молния, снежное, учит, она, мирный, они, лесная, дождь, вы) -Давайте разделим их на группы. Как мы это сделаем? 2. Проводит параллель с ранее изученным материалом. - А к каким частям речи относятся приведенные слова? -По какому признаку вы определили слова в 1 столбик? Докажите. -Какие признаки имен существительных вы знаете? -Обратимся ко второй группе слов, какие слова мы сюда записали? - По какому признаку вы определили слова третьего столбика. Докажите | Отвечают на вопросы.
-багаж -ёжик -аппетит -Заяц Карандаш. - По частям речи -имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение -Имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? Что? -Имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос: какой? какая? какое? какие? -Глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос: что делать? Что делает? | К.- строить сообщения в устной и письменной форме. П. – осуществлять логические действия: анализ, синтез, обобщение. | Проектор с презентацией Слайд 2,3,4 |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Парная Группа словесных методов (беседа) Группа наглядных методов (иллюстрация) | 1.Выдвигает проблему; -Ребята, мы разделили слова на группы. Но все ли мы слова распределили? Какие слова у нас остались? -А к какой части речи мы можем их отнести? -Есть группа слов, где мы не можем доказать часть речи. -У нас на слайде есть небольшой текст. Прочитайте его. Берёзу считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе написано немало стихов, рассказов, сказок. -Есть ли в этом тексте какой-то недостаток? -Верно, а как мы можем его исправить? -Какими словами мы можем заменить слово «береза»? -Вместо какой части речи мы употребили эти слова? -Верно, они употреблены вместо имени существительного. В русском языке есть слова, которые употребляются вместо имен существительных (или других частей речи). Раньше говорили вместо имени -Что это за часть речи? -Что вы знайте о местоимениях? -Так как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом уроке? -Какие цели мы поставим на наш урок? 2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке. - Давайте составим план урока. Ваша задача расставить пункты плана по порядку.
| -нет -он, я, оно, она, они, вы -слово береза употребляется слишком часто -Заменим слово береза. -ОНА воспета в музыке, живописи. О НЕЙ написано немало стихов, рассказов, сказок. -Вместо имени существительного. -местоимения -О местоимении -Узнать, что такое местоимения. -Научиться определять местоимения в предложении. | Р.- принятие и сохранение учебной задачи, самоопределение к деятельности. П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации. П.- строят речевое высказывание Р: целеполагание | Проектор с презентацией слайд 5,6 |
Открытие детьми новых знаний | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов (учебный диалог) Группа наглядных методов (иллюстрация) | 1.Формулирует задание; 2.Подводит обучающихся к выводу;3. Выполнение динамической паузы. -С чего мы начнем? - Для начала давайте откроем учебник на странице 100. Прочитайте задание -Кто хочет громко, четко прочитать сказку, вставляя пропущенные слова? - Обратите внимание на выделенные слова. - Произнесите их. - Что можете сказать о значении этих слов? - Они называют конкретное лицо или предмет? - Кто называет себя словом я? -Словом я говорящий указывает на СЕБЯ - К кому обращаются, употребляя слово ты? -Словом ты указывают на того С КЕМ говорят. - Вместо каких слов употребляется слово они? -Какой мы можем сделать вывод, выполнив это задание? -Верно, спишите только строчки, где есть выделенные слова, заполняя пропуски. Где они есть? Первые две строчки остальные в диалоге. -Для начала давайте вспомним, что такое диалог? -Где начинается диалог? -Какие местоимения мы уже узнали? Какие слова подчеркнули? -Что мы только что выполнили? -Давайте составим опорную схему того, что мы узнали -Что такое местоимение? -Что оно делает? -Какие местоимения мы узнали? -Давайте посмотрим на слайд. Так выглядит наша схема. Я вывешиваю ее на доске, она будет помогать нам сегодня. -Давайте сверим нашу схему с правило на стр 101. -Чем мы можем дополнить нашу схему? -Давайте посмотрим на 172 упражнение. Прочитайте задание. -Что такое местоимение? Приведите примеры -Какой пункт плана мы выполнили? -Как звучит следующий пункт плана? | Выполняют задание. 1.Работают в паре; 2.Формулируют правило. - С первого пункта плана. Выполним задание. - Узнать, что такое местоимение. - Он, я, ты, они - Они указывают на героев. - Мышка и лягушка. - К лягушке. -Мышка и лягушка - есть слова, которые не называют предметы, а только указывают на них. - это разговор двух людей. -Терем-теремок… -Он, я, ты, они -Задание -Часть речи -Указывает на предметы -я, ты, он, они - Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них. Она, мы, вы, они -Первый -Учиться находить местоимения в тексте | Р.- ориентирование в учебнике. П.- осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Р.- планируют свои действия в соответствие с задачей. | Проектор с презентацией слайд 7,8,9 > < |
Первичное закрипление нового знания | 1.Проводит параллель с ранее изученным материалом; 2.Наводящими вопросами помогает выполнить задание. УПР 151. - Переходим к упражнению 173. Кто прочитает это упражнение? - Прочитайте стихотворение про себя. Теперь кто может прочитать его вслух и выразительно? - Кто понял, о чем это стихотворение? - Прочитайте все выделенные слова, к какой части речи они относятся? -Какую роль местоимения играют в тексте? -Мместоимения помогают донести до каждого главную мысль стихотворения Если Я сорву цветок… Если ТЫ сорвешь цветок… -О чем мысль автора? - Сейчас вам нужно списать первое предложение. -Давайте определим, где оно начинается и где заканчивается? - Да, вы правы. Зачитайте это предложение. - Обратите внимание, как записано предложение? Сколько строчек оно занимает в учебнике? - Сколько строчек оно займет у вас? -Приступайте к записи предложения. - Подчеркните местоимения. Каких местоимений нет в тексте, но есть в нашей схеме? - Итак, давайте еще раз проговорим, что такое местоимение? -Посмотрим на схему - Назовите местоимения. - Для чего используется местоимение? - Молодцы. -Какой пункт плана мы выполнили? | -Читают стихотворение - О том, что каждому нужно заботиться об окружающем мире и даже маленький вред природе может стать серьезной проблемой. Я, ты,мы–местоимения. -О том, что каждый в ответе за природу - Начинается со строчки «Если я сорву цветок» и заканчивается многоточием. Читают предложение - Предложения записаны друг под другом. - 6 строчек. Записывают предложение Подчеркивают местоимения - Вы, он, она, оно, они. - Местоимение - часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на них. - Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. - Чтобы указать на предмет, разнообразить речь -Второй. Следующий пункт самостоятельная работа | Проектор с презентацией слайд 10 | |||
Динамическая пауза Филин в чаще ух да ух! У зайчишки замер дух. Бедный заинька не спал, Под кустом всю ночь дрожал. | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов (беседа) | 1.Контролирует выполнение работы; 2. Обсуждение способов решения; 3. Побуждает к высказыванию своего мнения. - Посмотрите на доску. Вы видите несколько местоимений. Вам нужно в парах придумать предложение с каждым из местоимений. Он, Мы, Она, Вы -Озвучьте получившиеся предложения. -Теперь кто хочет выйти к доске и записать предложение, подчеркнуть в нем местоимения? -Давайте сначала посмотрим на критерии оценки Красивое и правильное предложение Нет ошибок. -Какую оценку мы поставим и почему? -Я согласна/несогласна с поставленной оценкой потому, что… Молодцы, садитесь. - Хорошо, молодцы. - Что мы с вами сейчас учились делать? -Какой пункт плана прошли? | 1.Объясняют свой выбор; 2.Выполняют задания самостоятельно. - Он пошел гулять в парк. - Мы посадили цветы в саду. - Она плавает в бассейне. - Вы смотрели кино вчера? Записывают предложения на доску -Предложение красивое/некрасивое, составлено правильно/неправильно Есть ошибки\ нет ошибок -Третий. Выполнили самостоятельную работу. | УУПД: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; УУКД: уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; | Проектор с презентацией слайд 11 |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение “открытия” в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Групповая Группа словесных методов (беседа) | 1.Повторение ранее изученного. - Теперь откройте учебник на странице 102. Прочитайте задание 174. - Назовите предметы на рисунках. - Нужно написать название каждого предмета и в скобках местоимение, которое ему соответствует. - Посмотрите на образец. - Начинайте записывать - А теперь посмотрите на экран, вы видите еще несколько картинок, назовите все предметы на картинках. Задание то же. Запишите слово, а в скобках укажите местоимение. - Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работы, правильные ответы на доске. Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки? - Возьмите в руки простой карандаш и поставьте оценку. - Если вы решили без ошибок, то ставите 5. Если ошибок от 1-2 ставите 4, 3-4 ошибки это 3, а если вы допустили 5 и более ошибок, то ставите 2. Запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь стр 49, упр № 105 Прочитайте задание. Что нужно сделать? -Кому не понятно как делать задание? | Отвечают на вопросы 1.Вспоминают прошлый материал урока. Читают задание учебника - Пальто, цветок, лампа, коньки. Записывают слова Пальто(оно), цветок(он), лампа(она), коньки(они). - Рюкзак, собака, велосипед, яблоко, окно, шары. Рюкзак(он), собака(она), Велосипед (он), яблоко(оно), окно(оно), шары(они). Проверяют работы -Подчеркнуть местоимения | УУПД: проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент УУКД: выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды | Проектор с презентацией слайд 12 |
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная Группа словесных методов (опрос) Внешний контроль | 1.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. -Какая была тема нашего занятии? -Какие мы цели себе поставили? - Достигли ли мы цели? -Давайте оценим вашу работу на уроке. Отступите 1 строчку вниз от своих записей в тетради. И нарисуйте шкалу слева на право с цифрами от 2 до 5. Отметьте эти цифры на шкале. И обведите кругом то число, на которое вы сегодня работали на уроке. - Продолжите фразы: -До этого урока я не знал(а)… -Теперь я знаю…. -На уроке я работал(а)… -Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу! | 1.Формулируютконечный результат своей работы на уроке. - Что такое местоимение -Узнать, что такое местоимения. -Научиться определять местоимения в предложении. | УУПД: выявлять причинно-следственные связи УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; УУРД: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; | Проектор с презентацией 11 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока(технологическая карта) "Окружающий мир. 3 класс. Школа России"
Урок по окружающему миру в 3-м классе. УМК "Школа России". Конспект представляет собой технологическую карту, составленную в соответствии с требованиями к современному уроку в начальной школе....
Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку
Решение задач на движение в противоположных направлениях....
Технологическая карта урока математики 1 класс Школа России 2 часть "Страничка для любознательных" стр. 54-55
Технологическая карта урока математики 1 класс Школа России 2 часть "Страничка для любознательных" стр. 54-55Форма ведения урока по ФГОС НОООбъяснительно-иллюстративный урокУрок Повторения и...
Технологическая карта урока математики 2 класс Школа России
урок математики по программе "Школа России" 2 класс урок закрепления...
Технологическая карта урока ИЗО 2 класс Школа России
урок изо Тема:" В мире сказочных героев"...
Технологическая карта урока математики.2 класс. "Школа Россиии"
Технологическая карта урока математики. 2 класс, УМК "Школа России". Тема "Текстовые задачи,раскрывающие смысл действия умножения"....
Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России"
Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько разс вопросами в косвенной форме...