технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.09 КБ |
![]() | 38.09 КБ |
![]() | 38.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж имени Н.Г. Чернышевского»
Отделение подготовки учителей начальных классов
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Предмет: Русский язык
Выполнила: студентка 2 курса 211 группы ОПУНК
Захарова Ефросинья Егоровна
Методист: ___________ /Слепцова И.Д/
г. Вилюйск, 2021
Информационная часть
Ф.И.О. студента: Захарова Ефросинья Егоровна
Тема: Синонимы и антонимы
Класс: 3
Тип урока: Урок закрепления пройденного материала
Цель учителя: создать условия для закрепления детьми понятия «синонимы и антонимы»
Учебные задача: Как распознавать синонимы и антонимы.
Образовательные:
- закрепить знания учащихся о синонимах и антонимах;
- расширить кругозор учащихся;
Развивающие:
- создавать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;
- развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
- развивать орфографическую зоркость.
Воспитывающие:
- способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в коллективе.
Планируемые результаты:
Направленные на достижение личностных результатов:
- Заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
- Положительное отношение к языковой деятельности
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД:
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Коммуникативные УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
Познавательные УУД:
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
- подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения)
Материалы для учащихся: учебник, тетрадь, пенал,
Материалы для учителя: учебник, технологическая карта.
Ход урока
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма орг. Уч.деят. | Дидакт. средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
П р ед и ет н ы е | Метапр Едметны ые (П-позн аватель ные, Р – регул Ятивны е, К – комм Уникат ивные) | Л и ч н о с т н ы е | ||||||||
1.Органи зационн ый этап | Эмоцион альный настрой. | Словесно е. Приветст вие . Беседа | -Все встали, успокоились. Здравствуйте, дети! Сегодняшний урок русского языка проведу я, меня зовут Ефросинья Егоровна, садитесь. Проверьте свою готовность к уроку. - Я надеюсь, что вы сегодня много чего узнаете и будете активно участвовать на уроке. - Открываем тетради, пишем сегодняшнее число, классная работа. Сидим прямо, пишем красивым и разборчивым почерком. Сегодня 13 октября. Классная работа. | Встают. Здороваются. Готовятся к уроку. Открывают тетради, записывают | Ф | Рабочие тетради | положительный настрой на урок | |||
2.1Ситуа ция успеха | Формиро вать знания, которые есть у обучающ ихся и опираясь на эти знания подготов ить обучающ ихся к теме урока. | Словесны й. Практиче ский. Чтение, беседа, письмо | - А сейчас мы с вами поработаем. Вам предстоит найти лишнее слово в каждой строке. Обосновать свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться толковым словарем - Давайте приступим к работе и первая строка со словами: 1. соловей, игла, трава, сырник. - А почему? 2.корень, язык, зима, группа - А почему? - Правильно, ребята - Какие слова называют однозначными? - Какие слова называют двузначными? | - Приступают к работе - Лишим будет игла - Потому что игла – многозначное слово, а все остальные однозначные - Зима лишнее - Потому что зима – однозначное слово, а все остальные двузначные - это слова с одним лексическим значением - это слова, имеющие два и более лексических значений | Ф | Презентация , слайды | Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи | Положительное отношение к языковой деятельности | ||
2.2 .Форм улировка учебной задачи | Определя ть цель учебной деятельно сти с помощью учителя и самостоя ятельно. | Словесны й. Практиче ский. Чтение, беседа | - Прочитайте пары слов: Белый – черный; храбрый – отважный; веселье – радость; мир - война - Разделите их на две группы. Обоснуйте свой ответ - Правильно, ребята, а как называются слова противоположные по значению? - Как называются слова близкие по значению? | - Читают пары слов - 1 гр.: Белый – черный; мир – война. Потому что все эти слова, противоположные по значению 2 гр.: храбрый – отважный; веселье – радость, потому что все эти слова близкие по значению - Антонимы - Синонимы | Ф | Рабочая тетрадь | Устный контроль | -определять слово по его лексическому значению; - определять значение слова по толковому словарю. | Регулятивная: самоконтроль в учебной деятельности | формирование уважительного отношения к иному мнению |
Словесны й. Беседа | -Давайте, вспомним, во втором классе мы начали изучать тему «синонимы и антонимы» настолько вы поняли эту тему? Что вы можете сказать? - Если не уверены, хотите закрепить знания по этой теме? - Значит, какова учебная задача нашего урока? | Формулируют тему урока. Да Повторить, что такое синонимы и антонимы, различать синонимы и антонимы, находить в словаре синонимов и антонимов. | Ф | |||||||
3.1.Орга низация поиска нового знания, способа действия | - Ребята, наша тема называется синонимы и антонимы. - Откройте учебник на странице 42, посмотрите на упражнение 68 - Прочитайте это задание. Выполните его. Вы можете использовать словарь синонимов и словарь антонимов, которые даны в учебнике. После выполнения задания, мы его с вами проверим - Сейчас мы с вами начнем проверять это задание, давайте по цепочке и будем читать слова и называть орфограммы - К каким из данных слов вы подобрали синонимы? - Хорошо ребята, вы справились с этим заданием, а что такое синонимы? - К каким из данных слов вы подобрали антонимы? - Хорошо, а что такое антонимы? - Правильно - Назовите «вежливые» слова, когда их употребляют? - Прочитайте предложения с «вежливыми» словами, которые вы составили - А теперь давайте приступим к выполнению упражнения 69 на странице 42. Кто желает прочитать задание? - Выполните это задание самостоятельно - А сейчас мы проверим как вы выполнили это упражнение, - А сейчас посмотрите на упражнение 70 на странице 43, кто желает прочитать задание? - Прочитайте стихотворение - Как вы понимаете значение выделенного слова? - В каком значении оно употреблено в стихотворении: в прямом или переносном? - Какие слова автор использует, чтобы изобразить светофор как живое существо? Назовите их - Как называется этот прием в литературе? - Спишите, вставляя пропущенные буквы - А теперь проверим это задание. Ваша задача: читать по цепочке слова с орфограммами и объяснить их написание - Прочитайте на с.43 сведения о словах погода и непогода - Найдите слово погода в орфографическом словаре. - Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму - Составьте предложение со словом погода, запишите его в тетради - Запомните написание этого слова | - Слушают учителя - Открывают учебники на стр.42 - Ребята читают по цепочке и называют орфограммы - Вьюга - метель; мороз – холод; хорошо – прекрасно - Это слова близкие по значению - Здравствуйте - до свидания; весело – грустно; мороз – жара - Это слова противоположные по значению - Ответы детей - Читают предложения, которые составили - Читают задание, которое дано в учебнике - Выполняют задание самостоятельно - Смотрят на упражнения, читают упражнения - Читают стихотворение В небе туча хмурится. Опустела улица. Светофор не унывает. Под дождем стоит, моргает. На погоду никогда Он не обижается. Три веселых огонька В лужах отражаются - Злится - Ответы детей - В переносном - Под дождем стоит, моргает. На погоду никогда Он не обижается. Три веселых огонька В лужах отражаются. - Олицетворение - Списывают, вставляют пропущенные буквы - Проверяют упражнение. Читают слова по цепочке, объясняют их написание - Читают сведения о словах - Находят в словаре слово погода - Записывают слово в тетрадь, объясняют орфограммы - На улице прекрасная погода | Ф | Учебник, рабочая тетрадь, презентация | Самоконтроль | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
Физкультминутка
| Словесный | - А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, для этого встаньте и повторяйте движения за мной Все ребята повернулись, Все ребята потянулись, А потом они присели И за парту тихо сели. | - Ребята встают, повторяют движения за учителем | Ф | ||||||
3.2. Моделирование | Словесны й. Практиче ский. Чтение, беседа, письмо | (Работа по учебнику) - Упражнение 71 вы выполните самостоятельно, дома. - Посмотрите на упр. 72 на стр. 44. Прочитайте его внимательно, один ученик по желанию - Прочитайте текст. О чем в нем говорится? - Как вы думаете, почему автор назвал так свой текст? - Какие чувства вызывает этот текст? - Выполните письменные задания к упражнению. Что нужно в них сделать? - Приступайте к работе - Проверять мы будем по цепочке, называете слово с орфограммой и объясняете его написание - Назовите антонимы - Какие слова называются антонимами? | - Читают упражнение - об осени - - - Ответы детей - Приступают к работе - Проверяют по цепочке - Теплый – холодный; увядание – расцветание; песня- тишина; грустно – радостн - Слова, которые противоположны по значению | Ф | Учебник, презентация | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
3.3.Прим енение нового способа | Словесны й. Практиче ский. Чтение, Беседа, письмо | - Правильно, ребята, а сейчас посмотрите на упр. 73 на стр. 44. - Это задание нужно самостоятельно выполнить и проверить по цепочке, объяснить свой выбор синонимов - Прочитайте. Замените каждое выделенное слово синонимом, выбрав его из слов в скобках - Запишите предложения. Объясняя свой выбор синонимом - Ребята, молодцы, а какие слова называются синонимами? |
- Выполняют задание, осуществляют проверку по цепочке - Слова, которые близки по значению | Ф | Презентация , учебник | |||||
Р е флек с ия | Самооценка учащихся. | Словесный. Бе с еда. | - Ребята, на этом наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги - Что мы сегодня на уроке изучали? - Что показалось самым интересным? - Что такое синонимы? - Что такое антонимы? - Оцените свою работу на уроке, с помощью смайликов. - А сейчас откройте дневники, запишем домашнее задание Упр. 74 стр. 44 - Спасибо за урок, до свидания | - Синонимы и антонимы - Ответы детей - Слова , которые близки по значению - Слова, которые противоположны по значению - Оценивают свою работу, показывают смайлики - Открывают дневники, записывают домашнее задание | Ф | осознание личностного смысла учения |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж имени Н.Г. Чернышевского»
Отделение подготовки учителей начальных классов
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Предмет: Русский язык
Выполнила: студентка 2 курса 211 группы ОПУНК
Захарова Ефросинья Егоровна
Методист: ___________ /Слепцова И.Д/
г. Вилюйск, 2021
Информационная часть
Ф.И.О. студента: Захарова Ефросинья Егоровна
Тема: Синонимы и антонимы
Класс: 3
Тип урока: Урок закрепления пройденного материала
Цель учителя: создать условия для закрепления детьми понятия «синонимы и антонимы»
Учебные задача: Как распознавать синонимы и антонимы.
Образовательные:
- закрепить знания учащихся о синонимах и антонимах;
- расширить кругозор учащихся;
Развивающие:
- создавать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;
- развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
- развивать орфографическую зоркость.
Воспитывающие:
- способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в коллективе.
Планируемые результаты:
Направленные на достижение личностных результатов:
- Заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
- Положительное отношение к языковой деятельности
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД:
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Коммуникативные УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
Познавательные УУД:
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
- подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения)
Материалы для учащихся: учебник, тетрадь, пенал,
Материалы для учителя: учебник, технологическая карта.
Ход урока
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма орг. Уч.деят. | Дидакт. средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
П р ед и ет н ы е | Метапр Едметны ые (П-позн аватель ные, Р – регул Ятивны е, К – комм Уникат ивные) | Л и ч н о с т н ы е | ||||||||
1.Органи зационн ый этап | Эмоцион альный настрой. | Словесно е. Приветст вие . Беседа | -Все встали, успокоились. Здравствуйте, дети! Сегодняшний урок русского языка проведу я, меня зовут Ефросинья Егоровна, садитесь. Проверьте свою готовность к уроку. - Я надеюсь, что вы сегодня много чего узнаете и будете активно участвовать на уроке. - Открываем тетради, пишем сегодняшнее число, классная работа. Сидим прямо, пишем красивым и разборчивым почерком. Сегодня 13 октября. Классная работа. | Встают. Здороваются. Готовятся к уроку. Открывают тетради, записывают | Ф | Рабочие тетради | положительный настрой на урок | |||
2.1Ситуа ция успеха | Формиро вать знания, которые есть у обучающ ихся и опираясь на эти знания подготов ить обучающ ихся к теме урока. | Словесны й. Практиче ский. Чтение, беседа, письмо | - А сейчас мы с вами поработаем. Вам предстоит найти лишнее слово в каждой строке. Обосновать свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться толковым словарем - Давайте приступим к работе и первая строка со словами: 1. соловей, игла, трава, сырник. - А почему? 2.корень, язык, зима, группа - А почему? - Правильно, ребята - Какие слова называют однозначными? - Какие слова называют двузначными? | - Приступают к работе - Лишим будет игла - Потому что игла – многозначное слово, а все остальные однозначные - Зима лишнее - Потому что зима – однозначное слово, а все остальные двузначные - это слова с одним лексическим значением - это слова, имеющие два и более лексических значений | Ф | Презентация , слайды | Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи | Положительное отношение к языковой деятельности | ||
2.2 .Форм улировка учебной задачи | Определя ть цель учебной деятельно сти с помощью учителя и самостоя ятельно. | Словесны й. Практиче ский. Чтение, беседа | - Прочитайте пары слов: Белый – черный; храбрый – отважный; веселье – радость; мир - война - Разделите их на две группы. Обоснуйте свой ответ - Правильно, ребята, а как называются слова противоположные по значению? - Как называются слова близкие по значению? | - Читают пары слов - 1 гр.: Белый – черный; мир – война. Потому что все эти слова, противоположные по значению 2 гр.: храбрый – отважный; веселье – радость, потому что все эти слова близкие по значению - Антонимы - Синонимы | Ф | Рабочая тетрадь | Устный контроль | -определять слово по его лексическому значению; - определять значение слова по толковому словарю. | Регулятивная: самоконтроль в учебной деятельности | формирование уважительного отношения к иному мнению |
Словесны й. Беседа | -Давайте, вспомним, во втором классе мы начали изучать тему «синонимы и антонимы» настолько вы поняли эту тему? Что вы можете сказать? - Если не уверены, хотите закрепить знания по этой теме? - Значит, какова учебная задача нашего урока? | Формулируют тему урока. Да Повторить, что такое синонимы и антонимы, различать синонимы и антонимы, находить в словаре синонимов и антонимов. | Ф | |||||||
3.1.Орга низация поиска нового знания, способа действия | - Ребята, наша тема называется синонимы и антонимы. - Откройте учебник на странице 42, посмотрите на упражнение 68 - Прочитайте это задание. Выполните его. Вы можете использовать словарь синонимов и словарь антонимов, которые даны в учебнике. После выполнения задания, мы его с вами проверим - Сейчас мы с вами начнем проверять это задание, давайте по цепочке и будем читать слова и называть орфограммы - К каким из данных слов вы подобрали синонимы? - Хорошо ребята, вы справились с этим заданием, а что такое синонимы? - К каким из данных слов вы подобрали антонимы? - Хорошо, а что такое антонимы? - Правильно - Назовите «вежливые» слова, когда их употребляют? - Прочитайте предложения с «вежливыми» словами, которые вы составили - А теперь давайте приступим к выполнению упражнения 69 на странице 42. Кто желает прочитать задание? - Выполните это задание самостоятельно - А сейчас мы проверим как вы выполнили это упражнение, - А сейчас посмотрите на упражнение 70 на странице 43, кто желает прочитать задание? - Прочитайте стихотворение - Как вы понимаете значение выделенного слова? - В каком значении оно употреблено в стихотворении: в прямом или переносном? - Какие слова автор использует, чтобы изобразить светофор как живое существо? Назовите их - Как называется этот прием в литературе? - Спишите, вставляя пропущенные буквы - А теперь проверим это задание. Ваша задача: читать по цепочке слова с орфограммами и объяснить их написание - Прочитайте на с.43 сведения о словах погода и непогода - Найдите слово погода в орфографическом словаре. - Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму - Составьте предложение со словом погода, запишите его в тетради - Запомните написание этого слова | - Слушают учителя - Открывают учебники на стр.42 - Ребята читают по цепочке и называют орфограммы - Вьюга - метель; мороз – холод; хорошо – прекрасно - Это слова близкие по значению - Здравствуйте - до свидания; весело – грустно; мороз – жара - Это слова противоположные по значению - Ответы детей - Читают предложения, которые составили - Читают задание, которое дано в учебнике - Выполняют задание самостоятельно - Смотрят на упражнения, читают упражнения - Читают стихотворение В небе туча хмурится. Опустела улица. Светофор не унывает. Под дождем стоит, моргает. На погоду никогда Он не обижается. Три веселых огонька В лужах отражаются - Злится - Ответы детей - В переносном - Под дождем стоит, моргает. На погоду никогда Он не обижается. Три веселых огонька В лужах отражаются. - Олицетворение - Списывают, вставляют пропущенные буквы - Проверяют упражнение. Читают слова по цепочке, объясняют их написание - Читают сведения о словах - Находят в словаре слово погода - Записывают слово в тетрадь, объясняют орфограммы - На улице прекрасная погода | Ф | Учебник, рабочая тетрадь, презентация | Самоконтроль | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
Физкультминутка
| Словесный | - А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, для этого встаньте и повторяйте движения за мной Все ребята повернулись, Все ребята потянулись, А потом они присели И за парту тихо сели. | - Ребята встают, повторяют движения за учителем | Ф | ||||||
3.2. Моделирование | Словесны й. Практиче ский. Чтение, беседа, письмо | (Работа по учебнику) - Упражнение 71 вы выполните самостоятельно, дома. - Посмотрите на упр. 72 на стр. 44. Прочитайте его внимательно, один ученик по желанию - Прочитайте текст. О чем в нем говорится? - Как вы думаете, почему автор назвал так свой текст? - Какие чувства вызывает этот текст? - Выполните письменные задания к упражнению. Что нужно в них сделать? - Приступайте к работе - Проверять мы будем по цепочке, называете слово с орфограммой и объясняете его написание - Назовите антонимы - Какие слова называются антонимами? | - Читают упражнение - об осени - - - Ответы детей - Приступают к работе - Проверяют по цепочке - Теплый – холодный; увядание – расцветание; песня- тишина; грустно – радостн - Слова, которые противоположны по значению | Ф | Учебник, презентация | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
3.3.Прим енение нового способа | Словесны й. Практиче ский. Чтение, Беседа, письмо | - Правильно, ребята, а сейчас посмотрите на упр. 73 на стр. 44. - Это задание нужно самостоятельно выполнить и проверить по цепочке, объяснить свой выбор синонимов - Прочитайте. Замените каждое выделенное слово синонимом, выбрав его из слов в скобках - Запишите предложения. Объясняя свой выбор синонимом - Ребята, молодцы, а какие слова называются синонимами? |
- Выполняют задание, осуществляют проверку по цепочке - Слова, которые близки по значению | Ф | Презентация , учебник | |||||
Р е флек с ия | Самооценка учащихся. | Словесный. Бе с еда. | - Ребята, на этом наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги - Что мы сегодня на уроке изучали? - Что показалось самым интересным? - Что такое синонимы? - Что такое антонимы? - Оцените свою работу на уроке, с помощью смайликов. - А сейчас откройте дневники, запишем домашнее задание Упр. 74 стр. 44 - Спасибо за урок, до свидания | - Синонимы и антонимы - Ответы детей - Слова , которые близки по значению - Слова, которые противоположны по значению - Оценивают свою работу, показывают смайлики - Открывают дневники, записывают домашнее задание | Ф | осознание личностного смысла учения |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж имени Н.Г. Чернышевского»
Отделение подготовки учителей начальных классов
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Предмет: Русский язык
Выполнила: студентка 2 курса 211 группы ОПУНК
Захарова Ефросинья Егоровна
Методист: ___________ /Слепцова И.Д/
г. Вилюйск, 2021
Информационная часть
Ф.И.О. студента: Захарова Ефросинья Егоровна
Тема: Синонимы и антонимы
Класс: 3
Тип урока: Урок закрепления пройденного материала
Цель учителя: создать условия для закрепления детьми понятия «синонимы и антонимы»
Учебные задача: Как распознавать синонимы и антонимы.
Образовательные:
- закрепить знания учащихся о синонимах и антонимах;
- расширить кругозор учащихся;
Развивающие:
- создавать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;
- развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
- развивать орфографическую зоркость.
Воспитывающие:
- способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в коллективе.
Планируемые результаты:
Направленные на достижение личностных результатов:
- Заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
- Положительное отношение к языковой деятельности
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД:
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Коммуникативные УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
Познавательные УУД:
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
- подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения)
Материалы для учащихся: учебник, тетрадь, пенал,
Материалы для учителя: учебник, технологическая карта.
Ход урока
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма орг. Уч.деят. | Дидакт. средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
П р ед и ет н ы е | Метапр Едметны ые (П-позн аватель ные, Р – регул Ятивны е, К – комм Уникат ивные) | Л и ч н о с т н ы е | ||||||||
1.Органи зационн ый этап | Эмоцион альный настрой. | Словесно е. Приветст вие . Беседа | -Все встали, успокоились. Здравствуйте, дети! Сегодняшний урок русского языка проведу я, меня зовут Ефросинья Егоровна, садитесь. Проверьте свою готовность к уроку. - Я надеюсь, что вы сегодня много чего узнаете и будете активно участвовать на уроке. - Открываем тетради, пишем сегодняшнее число, классная работа. Сидим прямо, пишем красивым и разборчивым почерком. Сегодня 13 октября. Классная работа. | Встают. Здороваются. Готовятся к уроку. Открывают тетради, записывают | Ф | Рабочие тетради | положительный настрой на урок | |||
2.1Ситуа ция успеха | Формиро вать знания, которые есть у обучающ ихся и опираясь на эти знания подготов ить обучающ ихся к теме урока. | Словесны й. Практиче ский. Чтение, беседа, письмо | - А сейчас мы с вами поработаем. Вам предстоит найти лишнее слово в каждой строке. Обосновать свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться толковым словарем - Давайте приступим к работе и первая строка со словами: 1. соловей, игла, трава, сырник. - А почему? 2.корень, язык, зима, группа - А почему? - Правильно, ребята - Какие слова называют однозначными? - Какие слова называют двузначными? | - Приступают к работе - Лишим будет игла - Потому что игла – многозначное слово, а все остальные однозначные - Зима лишнее - Потому что зима – однозначное слово, а все остальные двузначные - это слова с одним лексическим значением - это слова, имеющие два и более лексических значений | Ф | Презентация , слайды | Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи | Положительное отношение к языковой деятельности | ||
2.2 .Форм улировка учебной задачи | Определя ть цель учебной деятельно сти с помощью учителя и самостоя ятельно. | Словесны й. Практиче ский. Чтение, беседа | - Прочитайте пары слов: Белый – черный; храбрый – отважный; веселье – радость; мир - война - Разделите их на две группы. Обоснуйте свой ответ - Правильно, ребята, а как называются слова противоположные по значению? - Как называются слова близкие по значению? | - Читают пары слов - 1 гр.: Белый – черный; мир – война. Потому что все эти слова, противоположные по значению 2 гр.: храбрый – отважный; веселье – радость, потому что все эти слова близкие по значению - Антонимы - Синонимы | Ф | Рабочая тетрадь | Устный контроль | -определять слово по его лексическому значению; - определять значение слова по толковому словарю. | Регулятивная: самоконтроль в учебной деятельности | формирование уважительного отношения к иному мнению |
Словесны й. Беседа | -Давайте, вспомним, во втором классе мы начали изучать тему «синонимы и антонимы» настолько вы поняли эту тему? Что вы можете сказать? - Если не уверены, хотите закрепить знания по этой теме? - Значит, какова учебная задача нашего урока? | Формулируют тему урока. Да Повторить, что такое синонимы и антонимы, различать синонимы и антонимы, находить в словаре синонимов и антонимов. | Ф | |||||||
3.1.Орга низация поиска нового знания, способа действия | - Ребята, наша тема называется синонимы и антонимы. - Откройте учебник на странице 42, посмотрите на упражнение 68 - Прочитайте это задание. Выполните его. Вы можете использовать словарь синонимов и словарь антонимов, которые даны в учебнике. После выполнения задания, мы его с вами проверим - Сейчас мы с вами начнем проверять это задание, давайте по цепочке и будем читать слова и называть орфограммы - К каким из данных слов вы подобрали синонимы? - Хорошо ребята, вы справились с этим заданием, а что такое синонимы? - К каким из данных слов вы подобрали антонимы? - Хорошо, а что такое антонимы? - Правильно - Назовите «вежливые» слова, когда их употребляют? - Прочитайте предложения с «вежливыми» словами, которые вы составили - А теперь давайте приступим к выполнению упражнения 69 на странице 42. Кто желает прочитать задание? - Выполните это задание самостоятельно - А сейчас мы проверим как вы выполнили это упражнение, - А сейчас посмотрите на упражнение 70 на странице 43, кто желает прочитать задание? - Прочитайте стихотворение - Как вы понимаете значение выделенного слова? - В каком значении оно употреблено в стихотворении: в прямом или переносном? - Какие слова автор использует, чтобы изобразить светофор как живое существо? Назовите их - Как называется этот прием в литературе? - Спишите, вставляя пропущенные буквы - А теперь проверим это задание. Ваша задача: читать по цепочке слова с орфограммами и объяснить их написание - Прочитайте на с.43 сведения о словах погода и непогода - Найдите слово погода в орфографическом словаре. - Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму - Составьте предложение со словом погода, запишите его в тетради - Запомните написание этого слова | - Слушают учителя - Открывают учебники на стр.42 - Ребята читают по цепочке и называют орфограммы - Вьюга - метель; мороз – холод; хорошо – прекрасно - Это слова близкие по значению - Здравствуйте - до свидания; весело – грустно; мороз – жара - Это слова противоположные по значению - Ответы детей - Читают предложения, которые составили - Читают задание, которое дано в учебнике - Выполняют задание самостоятельно - Смотрят на упражнения, читают упражнения - Читают стихотворение В небе туча хмурится. Опустела улица. Светофор не унывает. Под дождем стоит, моргает. На погоду никогда Он не обижается. Три веселых огонька В лужах отражаются - Злится - Ответы детей - В переносном - Под дождем стоит, моргает. На погоду никогда Он не обижается. Три веселых огонька В лужах отражаются. - Олицетворение - Списывают, вставляют пропущенные буквы - Проверяют упражнение. Читают слова по цепочке, объясняют их написание - Читают сведения о словах - Находят в словаре слово погода - Записывают слово в тетрадь, объясняют орфограммы - На улице прекрасная погода | Ф | Учебник, рабочая тетрадь, презентация | Самоконтроль | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
Физкультминутка
| Словесный | - А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, для этого встаньте и повторяйте движения за мной Все ребята повернулись, Все ребята потянулись, А потом они присели И за парту тихо сели. | - Ребята встают, повторяют движения за учителем | Ф | ||||||
3.2. Моделирование | Словесны й. Практиче ский. Чтение, беседа, письмо | (Работа по учебнику) - Упражнение 71 вы выполните самостоятельно, дома. - Посмотрите на упр. 72 на стр. 44. Прочитайте его внимательно, один ученик по желанию - Прочитайте текст. О чем в нем говорится? - Как вы думаете, почему автор назвал так свой текст? - Какие чувства вызывает этот текст? - Выполните письменные задания к упражнению. Что нужно в них сделать? - Приступайте к работе - Проверять мы будем по цепочке, называете слово с орфограммой и объясняете его написание - Назовите антонимы - Какие слова называются антонимами? | - Читают упражнение - об осени - - - Ответы детей - Приступают к работе - Проверяют по цепочке - Теплый – холодный; увядание – расцветание; песня- тишина; грустно – радостн - Слова, которые противоположны по значению | Ф | Учебник, презентация | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
3.3.Прим енение нового способа | Словесны й. Практиче ский. Чтение, Беседа, письмо | - Правильно, ребята, а сейчас посмотрите на упр. 73 на стр. 44. - Это задание нужно самостоятельно выполнить и проверить по цепочке, объяснить свой выбор синонимов - Прочитайте. Замените каждое выделенное слово синонимом, выбрав его из слов в скобках - Запишите предложения. Объясняя свой выбор синонимом - Ребята, молодцы, а какие слова называются синонимами? |
- Выполняют задание, осуществляют проверку по цепочке - Слова, которые близки по значению | Ф | Презентация , учебник | |||||
Р е флек с ия | Самооценка учащихся. | Словесный. Бе с еда. | - Ребята, на этом наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги - Что мы сегодня на уроке изучали? - Что показалось самым интересным? - Что такое синонимы? - Что такое антонимы? - Оцените свою работу на уроке, с помощью смайликов. - А сейчас откройте дневники, запишем домашнее задание Упр. 74 стр. 44 - Спасибо за урок, до свидания | - Синонимы и антонимы - Ответы детей - Слова , которые близки по значению - Слова, которые противоположны по значению - Оценивают свою работу, показывают смайлики - Открывают дневники, записывают домашнее задание | Ф | осознание личностного смысла учения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/24/picture-650450-1437742582.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-655288-1439918239.jpg)
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...