Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Мягкий знак после шипящих в конце слов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок-систематизирует и закреляет пройденный материал  по теме "Мягкий знак после шипящих в конце слов в разных частях речи".Урок построен в игровой форме. Испольуются разные виды работ. На уроке ребята повторяют синонимы, антонимы, углубляют знания мягкого знака после шипящих в глаголах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_urochek.docx41.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 4 классе на тему: «Мягкий знак после шипящих в конце слов».

https://svitppt.com.ua/images/8/7781/960/img34.jpgЦель урока: повторить правописание ь после шипящих на конце слов;

расширить знания о правописании ь после шипящих в глаголах.

Задачи урока:

  1. Обобщить и систематизировать изученное ранее о правописании мягкого знака после шипящих; познакомить с написанием мягкого знака после шипящих в глаголах;
  2. Развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
  3. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительных мотивов учения развивать навыки связной речи, умение слушать; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения этой задачи

1. Организационный момент.

Психологический настрой. Настрой на удачу.

Учитель: Желаю всем успеха.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока, вам надо выполнить задание.

Создание проблемной ситуации.

1.  Посмотрите на записанные слова. На месте последней буквы в них указаны . (ЧТО?) ЗВУКИ. Дайте им характеристику (устно).

— Шипящие, всегда твёрдые – [Ж], [Ш] или всегда мягкие – [Ч’], [Щ’]

клю[ч’]

ве[щ?]

чертё[ш]

пе[ч’]

кирпи[ч?]

ро[ш]

несё[ш]

стри[ч’]ся

ре[ш]

2. Запишите слова, заменяя звуки соответствующими буквами (один ученик работает у доски). Одинаково ли будут записаны слова с одним и тем же звуком на конце?

(Слайд )Проверим!

Работа по поиску закономерностей.

Учитель: По какому принципу разделены слова?

Слова разделены по-разному:

– на части речи: глаголы и существительные;

– по принципу: с мягким знаком после шипящих и без.

Слайд . Давайте сделаем вывод и сформулируем тему нашего урока: “Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных и глаголов” (Повторение изученного).

Слайд . Цели? (формулируют ученики)

3. Учитель: Ребята, а давайте вспомним, какую роль может выполнять Ь в слове.

Слайд . систематизируем весь материала в виде схемы (рисунка).

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/657993/img1.jpg

Учитель: Отгадайте метаграммы, определите роль Ь в словах.

На поле колосилась,
На стол попросилась.
Пока не съели совсем,
Хотя по вкусу всем,
Букву ж на л сменили
И актёру подарили.
Рожь — роль

Эту штуку повернёшь —
Не откроешь, так запрёшь.
Ну, а букву изменив.
Мигом обретёшь призыв.
Ключ — клич

О нём вы вспомните тогда,
Когда вам нужно полечиться.
Но поменяйте 
в на г,
И слово в птицу превратится.
Врач – грач

4. Физминутка. (Слайд )

— Определи на слух, какую роль выполняет Ь знак в словах. Ученики хлопают (если в слове Ь разделительный), топают (если в слове Ь указывает на мягкость согласного), молчат (если Ь – показатель формы слова).

Соловьи — хлопают
Бьют – хлопают
Большой – шагают на месте
Воробьи — хлопают
Корабль — шагают на месте
Молчишь — молчат
Овечьи — хлопают
Молодёжь — молчат
Маленький — шагают на месте
Вещь — молчат

5. Продолжаем работу. Поиск ответов в учебнике.

Итак, нам нужно вспомнить, когда же пишется Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов.

Ответ вы можете найти в учебнике  (учащиеся озвучивают правила).

Слайд . Мягкий знак после шипящих пишется:

  • На конце существительных 3-го склонения:
  • В конце глаголов во всех формах всегда.
  • Сохраняется и перед -ся, -те: стеречь – стеречься – стережешься; плачь – плачьте.

Учитель: Скажите, пожалуйста, когда же Ь не пишется после шипящих в конце имён существительных и глаголов.

Слайд . Мягкий знак не пишется

  • На конце существительных мужского рода: грач, плащ, марш.
  • У существительных женского и среднего рода в родительном падеже, множественном числе: много туч, рощ, зрелищ.
  • На конце кратких прилагательных: хорош, свеж, пригож.

Слайд . Употребление Ь в глагольных формах:

  • В неопределенной форме: мыть – мыться, беречь – беречься.
  • В окончании 2-го лица ед. ч.: радуешь – радуешься.
  • В повелительном наклонении после согласных: взвесь – взвесьте
  • В возвратной частице (суффиксе), находящейся после гласной:

Слайд . Так запомним — род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой.

Мягкий Знак в друзья берёт.

6. Составление алгоритма написания мягкого знака после шипящих

7. Работа в группах.

Ребята, на мой почтовый ящик пришли письма из страны, которая называется Орфография. Правитель этой страны узнал, что мы будем повторять правописание Ь после шипящих, и решил проверить вас. Он придумал разные задания – сложные и не очень.

Чтобы выполнить все его задания, мы разделимся на группы. Каждая группа получит свой конверт с заданием. Вы должны обсудить, что нужно сделать. Затем каждый пробует выполнить его самостоятельно, а потом вы вместе проверяете, что получилось, обсуждаете спорные моменты. Нужно будет выбрать, кто из вашей группы озвучит правильный ответ.

Если всё понятно, то начнём. Желаю всем успеха.

Конверт 1

Слайд . Найди четвёртое лишнее:

1. Плащ.

Шалаш.

Помощ.

Лещ.

2. Луч.

Доч.

Мяч.

Грач.

3. Мыш.

Тиш.

Ёрш.

Туш.

4. Гараж.

Рож.

Стриж.

Чиж.

В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) отреж.. пирога, нет телепередач..

2) очень тощ. брееш..ся плохо

3) спелая рож. береч..ся от огня

4) на уровне плеч. компот из груш..

Конверт 2

Слайд 14. Составьте предложения из данных слов, раскройте скобки:

1. по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

2. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

3. на, веселилась, площадке, молодёж(?).

4. плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

5. отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

Конверт 3

Слайд 15. К каждому слову подбери синоним — существительное с шипящим на конце. Запиши.

Неправда — ______,

соревнование — _______,

ерунда — _______,

команда — _______,

сила — _______,

призыв — _______,

здоровяк — _______.

Если возникли затруднения, воспользуйся подсказкой: клич(?), лож(?), экипаж(?), матч(?), мощ(?), чуш(?), крепыш(?).

Слайд 16. Проверяем!

Синонимы – это слова, близкие по лексическому значению (по смыслу).

Конверт 4

Слайд . Определите род имен существительных и выпишите их в две колонки. Обозначьте соответствующую орфограмму.

Репортаж. финиш. щелоч. гараж. кумач. скрипач. помощ. экипаж. мелоч. обруч. багаж. молодеж. монтаж. рубеж. встреч. тираж. суш. гореч. плащ. тягач. камыш. пейзаж. выигрыш. товарищ. шпионаж. свеч. роскош. сургуч.. .

Слайд . Проверяем!

Конверт 5

Отгадайте загадки, запишите ответ. Составьте с этим словом предложение.

1. Сердитый недотрога живет в лесу глухом. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)

2. Бьют его, а он не плачет, только скачет, только скачет. (Мяч.)

3. Махнула птица своим крылом, накрыла свет весь черным пером. (Ночь.)

4. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш.)

5. Маленький шарик под лавкою шарит, шевелит хвостом, пугает весь дом. (Мышь.)

6. Дитя отца и матери, а никому не сын. (Дочь.)

8. Слайды. Самостоятельная работа. . Взаимопроверка (ученики обмениваются работами).

1. брош. ведёш. гореч.

3. любиш. пейзаж. несколько крыш.

4. мелоч. малыш. много дач.

5. учиш. ся, гуляеш. мыш.

6. товарищ. ёж. помощ.

7. шалаш. черная туш. рож.

8. меч. из-за туч. журчиш.

9. следиш. кричиш. ноч. .

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/657993/img3.gif

Самооценка, выполненной работы.

9. Слайд 21. Рефлексия. (Продолжи)

— Я знаю, что Ь знак пишется ___________________.

— На этом уроке я узнал (а), что ________________________.

— Я не сделал(а) ошибки в словах с Ь.

— Я сделал(а) ошибку, но я знаю, над чем мне надо работать.

— Я могу похвалить себя за___________________.

https://svitppt.com.ua/images/8/7781/960/img34.jpg

https://svitppt.com.ua/images/8/7781/960/img34.jpg

https://svitppt.com.ua/images/8/7781/960/img34.jpg

https://svitppt.com.ua/images/8/7781/960/img34.jpg

https://svitppt.com.ua/images/8/7781/960/img34.jpg

https://svitppt.com.ua/images/8/7781/960/img34.jpg

https://svitppt.com.ua/images/8/7781/960/img34.jpg

https://svitppt.com.ua/images/8/7781/960/img34.jpg

https://svitppt.com.ua/images/8/7781/960/img34.jpg

https://svitppt.com.ua/images/8/7781/960/img34.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.Цель: Формировать умение проверять написание парных звонких и глухих согласных на конце слов.Задачи: распознавать парные глухие и зв...

Русский язык 3 класс Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»

Конспект урока русского языка с использованием метода активной оценки....

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.3.Пополнять словарный запас учащи...