Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание частицы не с глаголами" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Чернова Татьяна Михайловна

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание частицы не с глаголами" 3 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol.docx45.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: создать условия для открытия новых знаний правописания частицы не с глаголами.

Задачи:

  • воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
  • образовательные: познакомить с отрицательной частицей – не, формировать умение правильно писать частицу – не – с глаголами.
  • развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;

Планируемые результаты:

Личностные:

- становление положительного отношения к учению (к уроку русского языка);

- овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей;

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- планирование своих действий;

- действие по намеченному плану;

- оценивание своих действий и полученного результата.

Познавательные универсальные учебные действия:

- чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;

- нахождение слов, выражений, требующих уточнения значения;

- нахождение в материалах учебника, в словарях необходимой информации;

- коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- участие в общей беседе;

- участие в совместной деятельности;

- высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам, понимание возможности существования других точек зрения.

Предметные:

- умение распознавать глаголы в тексте;

умение правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное;

- умение правильно писать частицу не с глаголами

Методы и формы работы. Методы: наглядный, частично-поисковый, контроля

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах.

Оборудование: учебник для 3 класса 2 часть УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий М. «Просвещение», 2020 год

Дидактический материал: раздаточный материал для групповой работы.


                                        Ход урока
I. Оргмомент . Психологический настрой. Мотивация на успех.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

-Значит сегодня у нас урок-исследование.

-Что значит исследовать?

-знакомиться;

-внимательно осмотреть;

-наблюдать;

-подвергать научному изучению;

Результаты исследований мы будем записывать в «Листок исследований»

-Какая часть речи может о себе так сказать?

  Что без меня предметы?

  Лишь названья.

  А я приду-

  Всё в действие придет.

  Летит ракета.

  Люди строят здания

  Цветут сады

  И хлеб в полях растят. (Глагол)

-Что мы знаем о глаголе?

-Все ли мы знаем о глаголе?

-Сегодня мы продолжим исследовать глагол.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- К исследованию надо хорошо подготовиться.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
- На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.
- Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове друг.
Письмо буквы Ии сочетаний - или ими
-Какой темой можно объединить слова? (Дружба)
-Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? Какие орфограммы встречаются в словах?

III Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации
Работа в группах.
-Составьте предложение из разрезных карточек.
1.Друг в беде бросит.
2.Новых друзей наживай, а старых забывай.

4. Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь.
-Что это за предложения?
-Почему пословицы звучат бессмысленно?
-Как вы думаете, какое слово нужно дописать в пословицы, чтобы они стали правильными? (слово НЕ)
-Перед какой частью речи надо поставить не?
-Прочитайте получившиеся пословицы, т.к. пословица –это народная мудрость, объясните в чем заключается мудрость данных пословиц.
-А как бы вы записали это коротенькое слово с глаголом?
-Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Какую цель поставим перед собой на уроке?
-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно, мыслить.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Итак, наше предположение:
Не с глаголами пишется раздельно.
- Верно, ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока.
- Для этого нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является НЕ, как НЕ пишется с глаголами .

1) Исследование №1

Упр.223

-Прочитайте строчки из стихотворения С.В.Михалкова «Мой друг»

Он честен и бесстрашен

На суше и в воде-

Товарища и друга

Не бросит он в беде…

Он гнезд не разоряет,

Не курит и не врет,

Не виснет на подножках,

Чужого не берет…

-Определите тему и главную мысль стихотворения.

-Измените стихотворение так, чтобы вам не захотелось иметь такого друга?

-Что вы изменили?

-Не придает высказыванию отрицательный смысл (бросит- не бросит, любит- не любит, врет- не врет..)


- Какой частью речи является НЕ?

Мозговой штурм. Игра «Четвертое лишнее»

думать

читать

писать

бежишь

посмотрит

летит

нарисует

покормит

спешили

пела

молчал

плыло


- Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? (час-ти-ца)
-Наш первый вывод: НЕ – это отрицательная частица.

-Можно ли к частице НЕ задать вопрос?

-Какой вывод можно сделать?

-Запишем это в «Листок исследований»

Исследование №2
- Как пишется частица НЕ с глаголом?
(Наблюдение за правописанием глаголов с НЕ)

-Выпишите из Упр.223 глаголы с частицей НЕ.

- Проверка.

-Правило с.124 (Частица НЕ с глаголами пишется отдельно. Это орфограмма

-Предположите, всегда ли не с глаголами пишется отдельно.
1.Прочитайте предложения.
Дети не любят ходить в больницу.
Они ненавидят уколы и негодуют, когда им нездоровится.
Федя недомогал всю неделю и недоумевал, где он мог простудиться.

- Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова? (любят, навидят, годуют, здоровится) (не уедешь, неволить, недомогал, недоумевал)

- Есть ли в русском языке такие слова? ( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет) и т.д.
Работа в парах.

1.Стрелочками правильно укажите значения глагола.

Неволить                      испытывать неприязнь.

Нездоровиться            злиться, возмущаться.

Ненавидеть                  находиться в болезненном состоянии.

Негодовать                  заставлять, не считаясь с желанием другого.

- Проверка.
-Какой вывод можно сделать?

-Запишем это в «Листок исследований»

Вместо пропусков вставьте нужные слова.
Прочитайте, что у нас получилось?
Частица не пишется с глаголами ____________________
если употребляется без не. Если без не
не употребляется, то пишется _______________
Глаголы-исключения: НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕДОМОГАТЬ

ФИЗМИНУТКА _ ТРЕНИНГ

V. Первичное закрепление.
1. Выполнение тренировочных упражнений

1.Работа с сигнальными карточками.

- Я буду называть глаголы, а вы поднимаете сигнальную карточку. Если глагол с НЕ пишется раздельно, то поднимаете карточку с буквой «Р», если глагол с НЕ пишется слитно, то поднимаете карточку с буквой «С». Используйте алгоритм.

(Не)говоришь, (не)навидеть, (не)умеет, (не)был, (не)может, (не)здоровится, (не)бояться, (не)волить, (не)шел, (не)годовал, (не)будет,(не)увидел.

2.Запишите правильно пословицы, которые вы составили в начале урока.
Письмо с комментированием – по 1 ученику от группы.

3. -Может ли книга быть другом?

Упр.226

Просьба библиотечной книги.

     Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, а то мне стыдно будет показаться другим.

    Не делайте на мне пометок карандашами и чернилами: это испортит мой вид.

- Определите вид предложения по цели высказывания.

-Какие еще просьбы могут быть у библиотечной книги к читателям?

Работа в паре.

-Составьте побудительное предложение с частицей НЕ.

Тест

Вопрос № 1 

НЕ с глаголами пишется

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_564e0ff250cc1/user_file_564e0ff250cc1_0_1.png слитно
https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_564e0ff250cc1/user_file_564e0ff250cc1_0_1.png раздельно
https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_564e0ff250cc1/user_file_564e0ff250cc1_0_1.png частицы НЕ перед глаголами не бывает

Вопрос № 2 
Определи правильное написание НЕ с глаголами

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_564e0ff250cc1/user_file_564e0ff250cc1_0_1.png Чего незнаешь, того не говори.
https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_564e0ff250cc1/user_file_564e0ff250cc1_0_1.png Чего не знаешь, того неговори.
https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_564e0ff250cc1/user_file_564e0ff250cc1_0_1.png Чего не знаешь, того не говори.

Вопрос № 3 
Найди правильное утверждение

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_564e0ff250cc1/user_file_564e0ff250cc1_0_7.png НЕ с глаголами пишется слитно, если глагол без НЕ не употребляется (НЕгодовать)
https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_564e0ff250cc1/user_file_564e0ff250cc1_0_7.png НЕ с глаголами пишется слитно (НЕзнать)
https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_564e0ff250cc1/user_file_564e0ff250cc1_0_7.png НЕ с глаголами пишется раздельно (НЕ знать)

Вопрос № 4 
Подумай! На каких вывесках забыли написать НЕ с глаголами

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_564e0ff250cc1/user_file_564e0ff250cc1_0_7.png Здесь сорить!
https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_564e0ff250cc1/user_file_564e0ff250cc1_0_7.png Мыть руки перед едой!
https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_564e0ff250cc1/user_file_564e0ff250cc1_0_7.png По газонам ходить!
https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_564e0ff250cc1/user_file_564e0ff250cc1_0_7.png Входить! Стучать!

Вопрос № 5 
Подумай! На каких вывесках напрасно написали НЕ с глаголами

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_564e0ff250cc1/user_file_564e0ff250cc1_0_7.png Здесь НЕ сорить!
https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_564e0ff250cc1/user_file_564e0ff250cc1_0_7.png НЕ мыть руки перед едой!
https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_564e0ff250cc1/user_file_564e0ff250cc1_0_7.png По газонам НЕ ходить и НЕ сидеть!
https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_564e0ff250cc1/user_file_564e0ff250cc1_0_7.png НЕ входить! НЕ стучать!

 Проверка. Самооценка.
VI . Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок!

-Сделаем вывод по уроку. Какую цель мы поставили в начале урока? Что такое НЕ? Как она пишется? Когда НЕ пишется слитно? Назовите глаголы-исключения.


-Поднимите руки, те кто считает, что ничего не понял.
-Встаньте те, кто всё понял.
-Помашите рукой те, кто всё понял и может помочь другим.
-Похлопайте те, кто на уроке достиг успеха.

Спасибо за урок!

Д/з стр. 124-125 правило, упр. 227


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме разделительный мягкий знак 2 класс школа россии

Урок по по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы. По программе "Школа России". Цели и задачи учебного занятия: Цель:  создать условия для успешного формирования у уч...

Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительныеЦели урока:•  формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопро...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Неопределённая форма глагола" 4 класс Школа России

Конспект урока по русскому языку на тему:"Неопределённая форма глагола" 4 класс  Школа России...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Изложение описательного текста" 4 класс Школа России

Конспект урока по русскому языку на тему:"Изложение описательного текста" 4 класс  Школа России...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с правописанием частицы НЕ с глаголами; развитие умения различать глаголы, ставить к ним вопросы, раздельно писать глаголы с частицей не.Планируемые ре...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о правописании частицы НЕ с глаголами; развитие умения различать глаголы, ставить к ним вопросы, раздельно писать глаголы с частицей не.Планируем...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "правописание частицы НЕ с глаголами" (УМК "Школа России", 3 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление с ролью частицы не; формирование навыка писать частицу не с глаголами раздельно; формирование знаний алгоритма разбора глагола как части речи. Планируемые резул...