Урок по русскому языку по теме "Числительное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Душина Ирина Юрьевна

Урок по русскому языку  проводится в 4 классе по теме "Правописание порядковых и количественных числительных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в  4 классе

Тема:   Правописание  порядковых  и количественных числительных

 в словосочетаниях. Словарный диктант.

Подготовила – Душина Ирина Юрьевна, учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 21 с.Красносельского Динского района Краснодарского края

2022 – 2023 учебный год

Цель: 

образовательная: формировать умение находить в тексте имена числительные; обосновывать написание окончаний числительных; определять падеж количественных и порядковых числительных; правильно употреблять падежные формы имён числительных в устной и письменной речи.

развивающая: развивать речь, мышление, память, внимание;

воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, открытию новых знаний.

Ожидаемые результаты:

личностные

формирование положительного отношения и интерес к изучению русского языка; понимания причин собственной успешности  (неуспешности);

предметные

уметь находить в тексте имена числительные; обосновывать написание окончаний числительных; определять падеж количественных и порядковых числительных; правильно употреблять падежные формы имён числительных в устной и письменной речи.

метапредметные

регулятивные

уметь удерживать цель учебной деятельности; адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок;

познавательные

понимать информацию, представленную в виде алгоритма; планировать свою деятельность, время, затраты;

коммуникативные

уметь сотрудничать с товарищами при выполнении заданий.

Задачи для учителя:  

создать условия для формирования у учащихся умения находить в тексте имена числительные; обосновывать написание окончаний числительных; определять падеж количественных и порядковых числительных; правильно употреблять падежные формы имён числительных в устной и письменной речи.

организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися.

Оборудование и основные источники информации: 

ПК, проектор, презентация к уроку, учебник по русскому языку 4 класс (авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова), карточки.

Содержание урока.

1. Мотивирование к учебной деятельности.

 -  Дружно встали, подтянулись,

   Гостям мило улыбнулись,

   Посмотрели на меня.

   Работать готовы?

  - Я вам желаю хорошего настроения на уроке и новых открытий.

 2. Актуализация знаний и способов действий. Постановка учебной цели.

Прочитайте зашифрованные слова: (слайд)

СМОР1А,  ПО2Л,  ЭЛЕЗК,  100л,  ВИ3НА,  ПА3ОТ,  05,  100РОНА,  100ЯНКА,  ПИ100ЛЕТ,  7Я,  40А.

-Предположите, какова тема урока.

-Для чего нужно учиться правильно писать числительные?

Словарная работа  (работа в паре)

Вставьте пропущенные буквы. (карточка)

…куратно,   ап…тит,   ж…лать,   з…бавный,  д…ректор,     …дин…адцать, п…хожий,    кро…ворд,    пр…ятно,   р…шать,   а…л…кация,   дв…надцатый, су…ма,   ин…гда,    сем…десят

-По какому принципу можно разделить данные слова на группы?

(По пропущенным буквам, по частям речи и т.д.)

Назовите существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные.

-Что вы можете рассказать о числительных?

-Измените  числительное 11 так, чтобы оно стало порядковым (одиннадцатый), составным (сто одиннадцать и т.д.)

-От какого числительного образовалось это слово? (Один)

-Каким способом? (Суффиксальным, с помощью суффикса –надцать)

-Какие пословицы с числительным «один» вы знаете?

Бог дал два уха, а один язык.

Первый блин комом.

Одна пчела не много меда натаскает.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

-Прочитайте  пословицы (на слайде).  Объясните смысл.

Один в поле не воин.

Семеро одного не ждут.

Одному ехать - и дорога длинна.

Одним глазом спи, а другим стереги.

На одном месте и камень мхом зарастает.

-Что происходит с числительным «один»?

Просклоняйте (устно) числительное ОДИН, ОДНА, ОДНО

-Выскажите предположение, что вы заметили.

(Склонение числительного «один» похоже на склонение прилагательных).

3. Выявление места и причины затруднения. Правописание числительных в  словосочетаниях.

- Запишите дату в тетради. Что скажете о числительном?

- Какой праздник отмечает в апреле наша страна?

Запишите самостоятельно.

Двенадцатого апреля наша страна отмечает День космонавтики.

Или

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики.

- Сколько лет исполнилось со дня первого полёта человека в космос?

Со дня первого полёта человека в космос исполнилось шестьдесят лет. (устно)

Проверка. (на слайде)

Запишите числительные словами: (слайд)

К 12 апрел… в классе пройдет конкурс  рисунков.

- Как написать правильно   название месяца в сочетании с числительным?

 

4. Реализация построенного проекта.

Работа по учебнику с.97. Рубрика «Давай подумаем».

Вывод с.97 учебника

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Употребление названий месяцев в сочетании с числительными.

Упр. 3 с.98 (фронтально)

Новый год празднуют первого января.

Первого сентября отмечается День знаний.

Двадцать второго июня началась Великая Отечественная война.

Девятого мая поздравляют ветеранов с Днем Победы.

9 Мая поздравляют ветеранов с Днем Победы.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Правописание числительных.

Самостоятельная работа (2 варианта).

В - 1.

Фамилия, имя_______________________________________

1.        Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы.

Мама св_рила (3) ______________ банки   м___ линового  в___ ренья.

Пятница  (5) ____________ день недели.

У  З__мли  (1) ________ спутник. Это – Луна.

Алла ж__вет на (8) ______________ этаже.

К (23)______________________________ феврал___ мы приготовили папам подарки.

В - 2.

Фамилия, имя_______________________________________

Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы.

Артем наш__л (4) _____________ под__синовика.

Четверг  (4) __________день недели.

В г__ду (12) __________________ месяцев.

Анна  ж__вет на  (5) _______________  эт____же.

На уроке мы читали стихи о (23) _____________________________  феврал…

7. Рефлексия учебной деятельности.

- С какими проблемами мы столкнулись на уроке?

(Не знали, как пишутся падежные окончания числительных)

-Что помогло нам их разрешить?

- Где пригодятся нам знания, полученные на уроке?

Цифры окружают нас повсюду. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интереснее. Мы часто задаём себе вопросы, на которые легко могут ответить цифры.

-Пришло время оценить свою работу на уроке.

Тема усвоена полностью.

Требуется повторить.

Тема не усвоена.

(Предложения записаны на доске)

Домашнее задание.

С.98 № 4. Помогите Кириллу исправить ошибки в употреблении имен числительных. Запишите правильно любые 2 предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...