Урок по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тарасевич Ольга Сергеевна

Тема: Что такое местоимение.

Тип урока: Изучение нового материала

Цели:

·         Познакомить учащихся с частью речи – местоимением, его значением, и употреблением в речи;

·         Развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, устной и письменной речи, мышления, внимания, памяти.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Что такое местоимение.

Тип урока: Изучение нового материала

Цели:

·         Познакомить учащихся с частью речи – местоимением, его значением, и употреблением в речи;

·         Развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, устной и письменной речи, мышления, внимания, памяти;

·         Воспитание интереса к изучению русского языка, доброжелательного отношения к окружающим;

Ход урока:

I этап: организационный

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

– Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»

– А что такое тайна?

– А вы готовы открывать тайны? Так, начнём.

II этап: чистописание

– Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но, чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату и выполним работу по чистописанию.

Запишите букву, которая является гласной буквой, обозначает два звука, если стоит в начале слова, после гласного, после разделительного ь. Обозначает мягкость согласного звука, если стоит после согласного. Я

(К, Н, И, У, С, Я, В, Ы, Э, Л, О, З, А)

- Пропишите аккуратно и красиво соединения букв.

Яяя, Яяб, Яяе, Яяд, Яяа

- Какое слово спряталось в наших соединениях? Кто прочитал слово?  Ябеда

- Кто такой ЯБЕДА? (Ябеда – тот, кто доносит, клевещет, ябедничает.)

-Запишите слово. Подберём однокоренные слова.

Ябеда, ябедник, ябедничать.

- Выделим корень.

- Как вы думаете, каким другом может оказаться ябеда? (плохим)

Для дружбы люди, которые любят ябедничать, не годятся, они часто вызывают ссоры.

- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

Дерево держится корнями, а человек друзьями. (Не может дерево быть без корней и почвы, в которой оно растёт. Без этого дерево погибнет. Так и для человека друзья — они и корни, и почва.)

- На нашем уроке вы постараетесь быть дружными, работать сообща.

III этап: словарная работа

Картинный диктант. На доске картинки. Записать словами. Поставить ударение, выделить орфограмму. (Аня у доски)

Деревня, Москва, яблоко, ягода, жёлтый, рисовать, тетрадь.

IV этап: постановка цели и задач урока

– Давайте вспомним: «Что такое речь?» – Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.

– Какие части речи вам знакомы? (Существительное, прилагательное, глагол)

– Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить? Нужно распределить слова, по частям речи. 

Дерево, малина, рисовали, высокое, яблоко, росло, мы, сочное.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Запись в тетрадь. Проверка по одному ученику каждый столбик устно.

– Почему вы не смогли определить, какой частью речи является слово мы? (Оно не относится ни к одной из групп.)

– Это слово? Да

– Значит оно тоже часть речи? Да

– А как называется эта часть речи? Не знаем.

Значит, какая цель нашего урока. – Узнать, как называется новая часть речи.

Познакомится с новой частью речи.

– Верно, мы познакомимся с новой частью речи.

V этап: актуализация знаний

– Прочитайте текст.

У меня живет собака. Собака очень добрая. Я люблю с собакой играть.

– Ребята, ещё раз внимательно прочитайте текст.

– Что в нём не так, какой недостаток? 3 раза повторяется слово СОБАКА.

– Как исправить этот недостаток? Заменить слово.

– Давайте заменим и посмотрим, что у нас получится?

– Первое предложение оставляем? Да.

– Второе предложение. На какое слово можем заменить слово СОБАКА? (Она)

– Третье предложение. Я люблю с НЕЙ играть.

– На какой вопрос отвечает слово СОБАКА? (Кто?)

– Какая часть речи отвечает на вопрос кто? (Имя существительное)

– На какой вопрос будут отвечать слова ОНА и С НЕЙ? (Кто? с кем?)

– Для чего мы заменили слово СОБАКА имя существительное на другие слова? (Мы заменили слово собака для того, чтобы не было повторов).

– Если слова заняли место имени существительного, то они называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.

– Как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным.

– Тема нашего урока «Местоимение».

– Прежде чем говорить о новой теме, надо поставить себе цель. Что мы хотим в конечном итоге узнать?

(Узнать, что такое местоимение, должны научиться находить местоимения в предложениях)

– Прежде чем делать какие-то выводы, мы сейчас попробуем с местоимениями познакомиться. (Андрей, Даша, Настя, Матвей)

– Если вы будете обращаться к себе, как вы назовёте себя? (Я)

– Если вы будете обращаться друг к другу, как вы скажете? (Ты)

– Если Настя будет говорить про Матвея? Как ты будешь говорить? (Он)

– Если Андрей будет говорить про Дашу? Как ты будешь говорить? (Она)

– Если вы будете говорить про этих детей, как скажете? (Они)

– А если я буду к вам обращаться? Как я скажу? (Вы)

– И вот с этого ВЫ мы сейчас с вами продолжим. Посмотрите, у меня два местоимения ВЫ, одно с маленькой, другое с заглавной. Почему? (Вы с маленькой - обращение к ребёнку, Вы с заглавной - обращение к взрослому человеку).

– Вы знаете, ребята, есть такое правило, что даже когда мы пишем кому-то сообщение, письмо и т.д., то мы к взрослому человеку обращаемся и пишем с заглавной буквы, даже если местоимение стоит в середине предложения. Таким образом, что мы показываем человеку? (Воспитанность, культурность, уважение).

Прочитайте ещё одно предложение.

Он расцвел весной. Он нежный и хрупкий.

– O чем говорится в предложениях? Понятно?

– Мы можем только предположить, что речь идет o цветке. А o каком цветке идет речь, мы не можем сказать.

– Какой вывод можно сделать? Местоимения не называют предмет, а указывают на него.

– Давайте попробуем восстановить предложение. Одуванчик расцвел весной. Он нежный и хрупкий.

– Подчеркните главные члены предложения. Подпишите над словами части речи.

Физминутка.

Глагол – приседают, существительное – шагают, прилагательное – наклоны туловища, местоимения – подпрыгнуть.

Светит (приседают), яркое (наклоны), вы (подпрыгнуть), солнце (шагать), оно (подпрыгнуть), дует (приседают), теплый (наклоны), он (подпрыгнуть), ветер (шагать), они (подпрыгнуть), бегут (приседают), она (подпрыгнуть), кружат (приседают), заботливые (наклоны), мы (подпрыгнуть), пчёлы (шагать).

VI этап: работа с учебником

С. 101, упр. 172.

VII этап: первичное закрепление

Самостоятельная работа

1. Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его - это

а) имя существительное     б) имя прилагательное     в) местоимение     г) глагол

2. Из ряда слов найти и подчеркнуть местоимения:

как она без ему его он у я от ты мы до вы про они

3. Соедините существительные с соответствующими местоимениями

Сахар                         оно

пальто                        он

улица                         они

ножницы                   она

Проверка работы.

IX этап: итог урока

– С какой частью речи мы познакомились? (С местоимением)

– Какие части речи заменяет местоимение? (Существительное)

– На какие вопросы отвечает? (Вопрос, на который отвечает местоимение, зависит от того, на что — предмет, признак или количество — оно указывает.)

– Какое определение вывели? (Местоимение — это часть речи, которая указывает

на предмет, но не называет его.)

- Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...