Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Баландина Надежда Викторовна

Урок русского языка. 2 класс по теме :"Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи".

  • Цели урока:- создавать условия для совершенствования коммуникативной культуры младших школьников;
  • - способствовать эмоционально – положительному отношению к процессу познания на основе инновационной организации внутригруппового общения; индивидуальной работы с учащимся;
  • - воспитывать уважение к родной речи (через деятельность учителя);
  • - анализировать собранный материал, структурировать, определять главное и второстепенное, решать поисковые задачи;
  • - овладевать современными формами группового взаимодействия для определения интересующих учащихся задач урока, анализировать тексты для детей и разговорную речь (через деятельность учащихся).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2Д классе учителя начальных классов Баландиной Н.В.

МОУСОШ №15

Тема урока: Выбор языковых средств,  в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

Цели урока:

- создавать условия для совершенствования коммуникативной культуры младших школьников;

- способствовать эмоционально – положительному отношению к процессу познания на основе инновационной организации внутригруппового общения; индивидуальной работы с учащимся;

- воспитывать уважение к родной речи (через деятельность учителя);

- анализировать собранный материал, структурировать, определять главное и второстепенное, решать поисковые задачи;

- овладевать современными формами группового взаимодействия для определения интересующих учащихся задач урока, анализировать тексты для детей и разговорную речь (через деятельность учащихся);

Задачи урока:

- Развивающие: выявлять индивидуальные особенности учащихся, развивать коммуникативные навыки, умение работать в ситуации выбора, способствовать развитию творческих способностей, воображения.

Образовательные: актуализировать и расширить знания о диалоге как основном средстве общения. Культура диалога.

-Воспитательные: воспитывать потребность в позитивном содержательном общении, культуру диалога, нравственные качества и этические нормы общения: приветливость, доброжелательность,

Оборудование:

использование ИКТ,  дифференцированные задания, образцы текстов, карточки с заданиями, слова на доске, картинки для работы по заданию.

Ход урока

I.Организационный момент и мотивация на урок.

(Слова на  магнитах, вывешаны на доску.)

1.Добрый день!

2. Привет!

3. Хеллоу!

4. Здравствуйте!

5. Салют!

-Подумайте какие из этих слов вы употребите вежливо здороваясь со взрослыми? Со сверстниками?

- Как вы будете обращаться ко взрослому ты или вы?

-Во всем мире люди приветствуют друг друга добрыми словами, желают здоровья, передают друг другу «тепло своей души».

- Покажите ладони. Чувствуете что-нибудь?

- Потрите ладони, что сейчас чувствуете?

- Соедините ладони с ладонями соседа. Что сейчас чувствуете?

- Думаю, наш урок пройдёт в тёплой, доброжелательной обстановке, вы узнаете что-то новое. И к концу урока у нас обязательно будет успех и мы вместе увидим, каким он будет.

II.Постановка учебной проблемы.

-Не сразу и не всем открывается тайна слова. Хотите постичь секреты родной речи, научиться говорить с окружающими доброжелательно, приветливо, чтобы не обидеть собеседника, а напротив попытаться улучшить его настроение? /проблема/

( Работа в группах на листах с печатной основой. Лист из «мини - энциклопедии» на букву «П».)

-Впиши недостающие волшебные слова.

Утром я пришёл в школу и сказал всем «______________________». Помог однокласснице снять пальто и услышал от неё «_____________________». Мой друг поблагодарил бабушку за вкусный завтрак словом «________________». Я случайно толкнул соседа по парте и попросил прощения словами «___________________». Обращаясь к кому – либо с просьбой мы говорим «_______     ____________________». Прощаясь, произносим «_________________________».

(здравствуйте, спасибо, благодарю, простите, пожалуйста, будьте любезны, до свидания)

III. Целеполагание.

- Сегодня будем учиться распознавать виды речи.

- Что будем изучать? - Чему будем учиться?

- Будем вести разговор так, чтобы не обидеть собеседника.

Смотрим видеоурок «Русский язык 2 класс.Тема «Диалог и монолог»(Диск).

- Где и с кем вы чаще вступаете в диалог?

-С близкими людьми дома. -Со сверстниками в школе в гостях.

-Со взрослыми в культурных учреждениях, на улице, в транспорте.

IV. Планирование совместной деятельности.

-Ребята, скажите, можно ли перебивать человека, когда он говорит?
-А если прям что-то очень важно хочется сказать? 
-
А как тогда нужно поступить? 

Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его до конца.

Учитель: Важным элементом в общении являются жесты и мимика.

Вы знаете, что это такое?
Жесты – это движения руками, а мимика – выражение лица.

-А что делает человек, когда видит друга? (Улыбается )

-А вы умеете улыбаться? 
- Давайте проверим: улыбнитесь соседу справа, соседу слева, тому, кто сидит за вами. Замечательно! 
-Какие у всех красивые улыбки!
-Когда люди улыбаются, они становятся красивы.

Нужно улыбаться собеседнику!

V.Актуализация знаний.

Учащиеся в группах решают ряд познавательных задач:

(- Какой из текстов монолог, а какой диалог?- Как форма записи помогла тебе ответить на вопрос?- Составьте памятку, как записать диалог.)

- А теперь работаем  в группах. Каждая группа выполняет свои задания.  Командиры команд получают задания.

(1 ученик (слабый) индивидуально с учителем работает на компьютере. Выполняет индивидуальное задание)

1 группа.

Задание 1.

Выберите и подчеркните название вида речи, представленного в тексте.

- Бабушка-бабушка, я чья дочка?

- Ты Федина дочь, моего сыночка.

- Мой папа большой, совсем не сыночек!

- Сыночек. Брат четырёх моих дочек.

(монолог,  диалог)

Задание 2.

Дополните рассказ о диалоге подходящими словами.

Диалог – это речь или _________________ двух или___________________  лиц.  В диалоге каждый участник может высказаться – произнести____________________ . Реплики в диалоге должны следовать__________________________ , по порядку. Каждая последующая_______________  должна быть_______________________.

(нескольких,  одна за другой, разговор, ответом на предшествующую, реплика, реплику)

2 группа.

Задание 1.

Выберите и подчеркните название вида речи, представленного в тексте.

— Пора нам подумать о зиме. Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться. Давайте построим дом и будем зимовать вместе.

(монолог,  диалог)

Задание 2.

Дополните рассказ о монологе подходящими словами.

Монолог – это речь____________  лица,  к слушателям. В монологе говорит один__________________ . Все остальные участники_____________________  его речь. При произнесении монолога речь должна соответствовать ___________________________________ . Выступающий должен говорить ______________________  и понятно для________________________ .

(одного, литературной норме, слушателей, четко, слушают, выступающий, обращенная)

3 группа.

Задание 1.

Выберите и подчеркните название вида речи, представленного в тексте.

- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

- Я, муха-горюха, а ты кто?

- А я блоха-попрыгуха.

- Ступай ко мне жить.

(монолог,  диалог)

Задание 2.

Дополните таблицу названиями видов речи по их описанию.

Способность человека выражать и передавать

 свои мысли при помощи письма

Устное или письменное полное высказывание одного лица

Способность человека говорить и слушать,

умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта

Устное или письменное общение двух или нескольких лиц

(Письменная речь    Устная речь     Монолог          Диалог)

VI Инсценирование диалога,  как вида текста.

- Определите вид речи. Если это монолог, то мы сидим и слушаем. А если диалог, то из стороны в сторону поворачиваемся и разговариваем.

( Выходят 2 ученика)

Стасик   - Ну, это что!  Вот я один раз был в Африке, меня там крокодил съел.

Мишутка  - Вот – так соврал! – рассмеялся Мишутка.

Стасик - Совсем нет.

Мишутка - Почему же ты сейчас живой?

Стасик  - Так он же меня потом выплюнул.

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика…

(1 ученица)

- Слушайте! Слушайте! Слушайте! Передаём экстренное сообщение! Человек поссорился с мамой! Человек поссорился с мамой! Эта беда случилась в нашем городе. И теперь в наш город пришли Великие Холода! Граждане берегите пальцы, носы и уши! Плотнее закрывайте форточки.

VII Физминутка.

Каждый встает по очереди. Подходит, берет картинку и помещает ее на доску.

Распределите картинки по видам речи.

На доске: (диалог, монолог)

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4225/20200512175407/OEBPS/objects/t_russ_2_3_10/5c138923a4db3438f0e556fc.jpg                      https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4225/20200512175407/OEBPS/objects/t_russ_2_3_10/5c138923a4db3438f0e556f7.jpg

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4225/20200512175407/OEBPS/objects/t_russ_2_3_10/5c138923a4db3438f0e556fb.jpg            https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4225/20200512175407/OEBPS/objects/t_russ_2_3_10/5c138923a4db3438f0e556f9.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4225/20200512175407/OEBPS/objects/t_russ_2_3_10/5c138923a4db3438f0e556f8.png       https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4225/20200512175407/OEBPS/objects/t_russ_2_3_11/5c138a54a4db3438f0e55734.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4225/20200512175407/OEBPS/objects/t_russ_2_3_11/5c138a54a4db3438f0e55738.jpg              https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4225/20200512175407/OEBPS/objects/t_russ_2_3_11/5c52ab4f8b141757fe1e323a.jpg

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4225/20200512175407/OEBPS/objects/t_russ_2_3_11/5c138a54a4db3438f0e55735.jpg        https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4225/20200512175407/OEBPS/objects/t_russ_2_3_11/5c52ab4f8b141757fe1e3239.jpg

VIII .Формирование умений и навыков.

Задания получают каждый. Работа индивидуальная. Подписываем работы.

Задание 1.

Прочитайте текст. Определите вид речи: монолог или диалог. Напиши ответ.

1.  - Я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придёт._____________________________

2.  - Кто говорит?

 - Слон.

- Откуда?

 - От верблюда.   ___________________________

3.  - По-моему, пчёлы что-то подозревают!

 - Что именно?

- Не знаю я. Но только, по-моему, они ведут себя подозрительно.

- Может, они думают, что ты хочешь утащить у них мёд? ______________________________

4.  Лейся, лейся дождик, дождик! Я хочу расти, расти! Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!________________________________________

Взаимопроверка.

Задание 2.

Определите, является текст монологом или диалогом. Поставьте номер текста в соответствующий столбец таблицы.

Текст -1

- Как тебя зовут?

- Малыш. Хотя по-настоящему меня зовут Сванте Свантесон.

- А меня, как это ни странно, зовут Карлсон.

Текст - 2

- Всех важней, - сказала Ната,

- Мама-вагоновожатый,

Потому что до Зацепы

Водит мама два прицепа.

Текст - 3

- Я лучше всех! - сказала иголка,

- Посмотрите, какая я острая.

- Я лучше всех! - сказал карандаш,

 - Я рисовать умею.

- Нет, я лучше всех! Я писать умею, - сказала ручка.

Текст - 4

Но тут выплывает кит:

«Садись на меня, Айболит,

И, как большой пароход,

Тебя отвезу я вперёд!»

Текст - 5

- Какой же это индюшонок? - сказала утка.

- Ишь как славно гребёт лапками, как прямо держится! Нет, это мой собственный сын! Да он вовсе и недурён, как посмотришь на него хорошенько!

Текст - 6

- Не это ли квартира Мойдодыра?

Я рассердился да как заору:

- Нет! Это чужая квартира!!!

- А где Мойдодыр?

- Не могу Вам сказать...  Позвоните по номеру сто двадцать пять.

                   Диалог

                       Монолог

- Какие секреты диалога вы для себя открыли? Как вы теперь будете общаться с близкими, сверстниками и людьми старше вас по возрасту?

IX. Домашнее задание.

Выписать диалог из любимой сказки.

X. Рефлексия.

- Над чем работали?

- Что нового узнали?

- В чем были затруднения?

- Что помогло решить поставленные задачи?

- Кто самостоятельно сможет решить поставленные задачи?

- Кому необходима помощь?

- Где могут пригодиться полученные знания?

- Дайте оценку своей работе.

( Дети на доску вывешивают свои ладошки: вверх ладошка - «молодец», вниз – «надо позаниматься») 

C:\Users\user\Desktop\1673491037_gas-kvas-com-p-risunok-detskoi-ladoshki-dlya-virezaniya-11.jpg

XI. Подведение итогов.

- Дети, сегодня мы с вами познавали секреты общения, учились вести диалог вежливо, доброжелательно, искренне. Цените слово, любите родную речь, уважайте собеседника.

- Будьте здоровы! Всего хорошего! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Устное сочинение " Шишкин Дубовая роща

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Устное сочинение " Шишкин Дубовая роща...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Устное изложение и устное сочинение по картине"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Устное изложение и устное сочинение по картинеЦель урока: познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Лес» учить составлять текст по картине о природе.План...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Особенности устной и письменной речи"

Конспект урока по русскому языку на тему: " Особенности устной и письменной речи" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку, 4 класс. «Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношения. Предложения с обращением».

Конспект урока по русскому языку, 4 класс. «Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношения. Предложения с обращением»....