ДЭ Окончание
план-конспект по русскому языку

Пьянкова Ольга Валентиновна

Окончание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Окончание42.42 КБ
Файл Окончание2.11 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата:

Школа: 

Класс: 3

Урок:

Время:                  Кабинет:

Студент: Пьянкова О.В.

Группа: 46

Учитель:

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Формы слова. Окончание»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока:

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

 

Предметные:

Развивающие:

1.Развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы.

2.Совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле.

3.Развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1.Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

2.Выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1.Совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе.

2.Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку.

УМК:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

 1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, меня зовут Ольга Валентиновна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Кто скажет, что нужно делать, чтобы быть красивыми учениками?

-Верно, это так. Кто скажет, как правильно нужно сидеть за партой?

-Сегодня пока я шла в школу, по дороге встретила Алису с её другом кроликом и они мне сказали, что у них проблемы, но времени на то, чтобы рассказать, что у них случилось, совсем не было, поэтому обещали отправить мне сообщение.
Ой, а вот и оно.
Давайте прочитаем
(читают сообщение)

 1. Приветствуют учителя.

2. Организуют своё учебное

место.

-Чтобы быть красивыми учениками, нужно правильно сидеть за партой.

-Сидеть прямо, опираться спиной на спинку стула, не опираться грудью на стол, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке, туловище, голову, плечи держать ровно.

К: включение в коллективное обсуждение проблемы; умение точно выражать свои мысли.

Презентация, слайд 1

(Приветствие)

Презентация, слайд 2

(Правильная посадка)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

Письмо:

-Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут Вам Алиса и кролик. Нас пригласили в Страну Чудес, но для того чтобы туда попасть нужны билеты, а их получить непросто, нужно выполнить задания, поможете нам?

С уважением Алиса и кролик
Ребята, вы готовы помочь?

-Итак, на партах у вас сигнальные карточки, которыми мы будем пользоваться на протяжении всего урока. Зелёный кружок со знаком «+» - обозначает согласие, а красный кружок со знаком «-» - несогласие. Поднимите зелёный кружок, если вы готовы помочь Алисе и ее другу кролику.

-Отлично!

 Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения.

- Да, поможем

-поднимают сигнальную карточку

 П: осознанное строение  речевого высказывания в устной и письменной форме.

Р: оценивание правильности выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем

К:формулиование ответа на вопросы.

Презентация, слайд 4

(схема)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока  обучающимися  через создание проблемной ситуации.

- А вот уже и первое задание, которое нужно выполнить для того чтобы получить билеты в Страну Чудес?
- Прочитайте задание.
Прочитайте слова.

Улица, улицы, на улице, улицей, улицу.

- Что вы можете сказать об их лексическом значении?

Что такое улица?

- Это однокоренные слова?

- Почему?

- Чем эти слова различаются?

- Какая часть слова меняется? Кто из вас знает, как она называется?
-  А для того чтобы узнать как называется эта часть, вам необходим, разгадать шифр.
Посмотрите на доску, каждая цифра соответствует своей букве.
Кто разгадал?

- Верно, эта часть слова называется окончанием.

Алиса предлагает сформулировать тему и цель урока.

-Молодцы. А что нужно сделать, чтобы достигнуть нашу цель?

-Верно, Алиса и кролик дают нам новое задание.
Посмотрите на доску. На ней расположены карточки с планом урока, но он перепутан, нужно расставить его в правильном порядке.

....Выйди к доске и расставь пункты планы в правильном порядке.

Все согласны?

-Отлично, теперь внимательно посмотрите на план. Можем ли мы уже что-то отметить, как выполненное действие?

-Верно, и это значит, что теперь мы можем двигаться дальше.

- Окончание в словах выделяется вот таким вот прямоугольником.
- Выделим окончания в словах:
улица, улицы, на улице, улицей, улицу.

-Все согласны, покажите сигнальную карточку.
- Молодцы.
А вот и следующее задание от кролика.
Кролик предлагает нам узнать, для чего же служит окончание.

- А для чего служит окончание, узнаем, выполнив задание.

- Прочитайте предложения на слайде.

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).

- Что вы заметили?

Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?

- Запишем, изменяя форму слова Первое предложение комментирует…. Второе предложение комментирует… и т.д. 

- Что изменили у слов в скобках?

- Лексическое значение от этого изменилось?

- А что изменилось?

- Какой мы можем сделать с вами вывод: Что такое окончание и для чего оно служит?

 



- Давайте проверим, правильно ли мы с вами рассуждали?

- Откройте с.80, правило. Прочитаем
Верно ли мы с вами рассуждали?
Расскажите друг другу в парах, что же такое окончание.
....скажи, что тебе рассказала ....
- Посмотрите внимательно на наш план, можем ли мы что-то отметить как выполненное?
-Все согласны, покажите сигнальными карточками свой ответ .
- Нам пришло сообщение от Алисы. Давайте прочитаем, что же она нам написала.
Ребята, для того чтобы получить нам билеты, необходимо выполнить все пункты плана, иначе билеты мы не получим и в Страну Чудес не попадем. У нас осталось очень мало времени, поторопитесь.
С уважением Алиса.
- Ребята, а какие пункты планы у нас еще не выполнены?
- Так давайте же поскорее выполним эти пункты, чтобы Алиса и кролик попали в Страну Чудес.
- Откройте учебники на стр. 79.
Прочитайте упражнение 142.
- Скажите, выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? Что обозначает это слово? Что в нем менялось?

- Выпишите выделенные слова, выделяя у них окончание (...,..4..,...) работают у доски остальные в тетради.

- Посмотрите на доску, все согласны, покажите сигнальную карточку.
- Сейчас я вам предлагаю поработать в парах.
Давайте вспомним правила, которые нам необходимо соблюдать.
- Молодцы
- Пока мы выполняли задание, кролик прислал еще одно задание для нас
- Вам необходимо в парах, составить алгоритм нахождения окончания в слове.
Продолжите строчки.
1. Изменить ...............

2. Сравнить .................

3. Найти ..................
4. Выделить 
............... 
-
Покажите сигнальную карточку со знаком +, если вы полностью согласны.
- Молодцы, ребята, кролик вас похвалил и теперь предлагает выполнить задание, используя данный алгоритм.
- Посмотрите на доску, вам даны слова. Необходимо выделить окончание по алгоритму ----облако, дождь









- Поднимите, сигнальную карточку, если вы согласны?

-
-Мы выполнили еще один пункт плана, который называется?

-Верно, это был один из сложных пунктов, где мы показали свои знания!

-Что мы делали на этом этапе?




Поднимите зелёный кружок, если у вас не было трудностей при составлении алгоритма работы с окончанием и  выполнением упражнений. И поднимите красный кружок, те у кого были трудности.





 

 

- Одинаковое лекс.значение.

Улица-пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для прохода и проезда

- Нет.

- Имеют одно лекс. значение.

- Числом, конец слова

- не знаем





Окончание

Тема урока: Формы слова. Окончание
Цель: Сегодня на уроке мы узнаем, что такое окончание. Будем учиться находить окончание в словах.

-Чтобы достигнуть цель, нужно составить план урока.

1. Сформулировать тему, цель и план урока.

2. Узнать, что такое окончание и как его находить.

3. Сформулировать правило.

4. Выполнить упражнения.

5. Подвести итоги урока.

А,ы,е,ей,у


- слова в скобках употреблены неправильно.
- поставить слова в скобках в правильную форму.

- окончание
-нет
-форма слова, окончание
-
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.



-верно.



да, 2 и 3 пункт.











4 и 5 пункт.





Выделенные слова имеют одно и то же лексическое значение.

Значение слова - лиственное дерево.

 В слове меняется только окончание.

Осина, осины, осине, осину.





(правила работы в парах)





1. Изменить форму слова.
2. Сравнить конец слова.

3. Найти изменяемую часть.
4. Выделить окончание.



1. Гнездо,гнезда,в гнезде
2. Изменяется конец слова
3.Изменяется конец слова о,а, е
4.в слове гнездо окончание о
1.облако,облака
2. Изменяется конец слова
3. Изменяется конец слова о, а
4 . в слове облако окончание о

-Выполнить упражнения.

-Составили алгоритм работы с корнем слова и отработали свои знания, выполнив упражнения.

П:поиск и выделение необходимой информации, осознание учебно-познавательную задачи.

Р: самостоятельное выделение и формулирование цели урока, планирование сотрудничества.

К:формулирование собственных мыслей, высказываний; умений слушать другого.

Презентация, слайд 6

Презентация, слайд 7

(тема, цель урока)

Презентация, слайд 8

(задачи урока)

Рефлексия

деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

-Итак, какая была тема нашего урока?

-Цель была нами достигнута? Поднимите подходящую карточку.

-Последнее задание, которое вам предстоит выполнить это сыграть в игру, которая называется да\нет.
Я буду зачитывать утверждение, а вы при помощи сигнальных карточек, будете на них отвечать
Зеленый кружок ответ – да, красный - нет.
1.Окончание - часть речи.  (нет)

2.Окончание служит для связи слов в предложении. (да)

3.Окончание - изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова. (да)

4.С помощью окончания образуются новые слова. (нет)

5.У одного и того же слова могут быть разные окончания. (да)

-Я вижу, что вы действительно хорошо усвоили эту тему, вы все большие молодцы!
- Посмотрите, Алиса и кролик получили свои билеты в Страну Чудес, и они благодарят нас за проделанную нами работу, которая помогла им достать билеты

-Сейчас оцените свою работу на уроке. Поднимите зелёную звезду, если на уроке вы усвоили весь материал и справились со всеми заданиями. Поднимите красную звезду, если в работе возникали трудности.

-Оценки за урок получили следующие:

-Спасибо за работу, урок окончен.

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

-Тема нашего урока «Формы слова.Окончание».

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 

К:

аргументированное выражение своего мнения.

Раздаточный материал

Презентация, слайд 16


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут Вам Алиса и кролик. Нас пригласили в Страну Чудес, но для того чтобы туда попасть нужны билеты, а их получить непросто, нужно выполнить задания, поможете нам? С уважением Алиса и кролик

Слайд 6

+ _

Слайд 8

Улица улицы на улице улицей улицу .

Слайд 9

16 12 16 15 25 01 15 10 17 ОКОНЧАНИЕ

Слайд 10

Тема урока: Формы слова. Окончание.

Слайд 11

Цель урока: У знаем , что такое окончание. Будем учиться находить окончание в словах.

Слайд 12

ОКОНЧАНИЕ

Слайд 13

Улица улицы на улице улицей улицу .

Слайд 15

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).

Слайд 16

Стр.80 правило

Слайд 18

Ребята, для того чтобы получить нам билеты, необходимо выполнить все пункты плана, иначе билеты мы не получим и в Страну Чудес не попадем. У нас осталось очень мало времени, поторопитесь. С уважением Алиса

Слайд 19

Стр.79 упр.142

Слайд 21

1. Изменить ............... 2. Сравнить ................. 3. Найти .................. 4. Выделить ...............

Слайд 22

1. Изменить форму слова. 2. Сравнить конец слова. 3. Найти изменяемую часть. 4. Выделить окончание. Облако, дождь

Слайд 23

Билет в Страну Чудес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Окончание. Роль окончания в предложении.

Первый урок русского языка по теме "Состав слова" в 3 классе по УМК "Школы России с использрванием ЭОР по теме "Состав слова", целью которого является ознакомление с окончанием и его ролью в предложен...

Окончание. Роль окончания в предложении.

Урок русского языка в 3 классе.Цель: формирование представления об окончании как изменяемой части слова и роли окончания в предложении» Задачи:развивать логическое мышление, словарный запас, вним...

Окончание. Роль окончания в предложении.

Урок русского языка в 3 классе.Цель: формирование представления об окончании как изменяемой части слова и роли окончания в предложении» Задачи:развивать логическое мышление, словарный запас, вним...

План-конспект урока по русскому языку "Окончание и основа слова. Нулевое окончание." 2 класс "Перспективная начальная школа".

Тип урока: открытие новых знаний. На уроке используются различные формы работы -индивидуальные, групповые и фронтальные....

Окончание. Понятие о нулевом окончании

Цель: закрепить умение определять окончания в словах...

Урок русского языка в 3 кл. (ПНШ) "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения".

Урок разработан в форме технологической карты с развитием УУД, с использованием приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили....