Урок "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гилева Ольга  Лазаревна

Урок "Род имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_imen_sushch.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

 «Род имён существительных».

3 класс)

                                                                                         

                                                                                               

                                                                          Составила: учитель начальных классов:

                                                                                                             Гилева Ольга Лазаревна

Тема урока: «Род имён существительных»

Цель урока: познакомить учащихся с темой «Род имён существительных»,

 с приёмами   распознавания имён существительных.

Задачи:

  • Закреплять знания об имени существительном.
  • Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление (анализ и синтез), тренировать память, речь.
  • Вырабатывать внимательность и наблюдательность, обогащать словарный запас.
  • Вызывать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика.
  • Воспитывать уважение к окружающим.

Тип урока: открытие нового знания.   

 Формируемые УУД:
Личностные:
- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
- проявлять интерес к поиску и усвоению общих способов решения учебных задач.
Регулятивные: 
- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
Познавательные:

-познакомить с понятием «род имени существительного»;

-учить определять род существительных по окончанию, путем подстановки местоимения ;

 -совершенствовать орфографические и каллиграфические навыки;
Коммуникативные:

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
- слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре.

Оборудование: 

учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий “Русский язык”- 3 класс, тетради;

 таблица  «Род имён существительных»;  

карточки для дифференцированной работы;

 тесты по теме «Имя существительное»;

 картинки с именами существительными;

 аудиозапись произведения   П.И.Чайковского «Времена года»;

  груша, банан, яблоко, салфетки;

цветные карандаши, листы А-4.

Ход урока

I.Организационный момент. Создание положительного микроклимата.

 - Как ваше настроение сегодня?

- Настроены ли на работу?

Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

II. Проверка домашнего задания.

    Тест.Имя существительное

III.   Минутка  чистописания.

1. Подготовка к письму.

- Подготовим наши пальчики к письму. (Дети делают гимнастику для пальчиков)

       - Откроем тетради и запишем число.

IV. Орфографическая разминка.

-Запишем под диктовку: варенье, гора, лесник, грибок, стекло, земля,   нора, река, зерно, моряк.

-Проверим как вы написали эти слова и объясним написание. ( На экране слова)

- Какой частью речи являются эти слова?(Это имена существительные)

V. Актуализация опорных знаний.  
- Вспомните:
- Что такое имя существительное?
• Часть речи.
-. Что обозначает имя существительное?
• Предмет
-. На какие вопросы отвечает имя существительное?
• Кто? Что?

VI.Самоопределение к деятельности.

Проблема.

- Давайте обратимся к нашим словам, которые записали.

- На какие группы можно разделить эти слова?

 -  Разделите.

- По какому признаку вы разделили слова? (постоянный признак: одуш. и неодуш.)

- Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте разделить эти слова на 3 группы по другому признаку.

- Вы можете выполнить это задание?

- Почему не получается выполнить это задание?

- Значит существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.

- Тема нашего сегодняшнего урока  «Род имён существительных».

-  Давайте попробуем определить род имён существительных.

VII. Работа по теме урока.

 1.Объяснение нового материала. Cенсорно-моторный этап урока.

 2.Слово учителя.

-А для этого мы отправимся в гости к вашему внутреннему миру.

3. Релаксация (под лёгкую классическую музыку)

Подготовка к восприятию нового материала.

        Примите  удобное положение, пусть ничто вам не мешает. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, а затем выдох. Ещё раз вдох, выдох. Ощутите во всём теле спокойствие, тепло и лёгкость  Представьте, что вы перенеслись в сад. Вы сидите под деревом. Над вами поют птицы. Солнечный лучик скользит по вашей голове, по лбу, гладит глазки, согревает щечки, опускается на ваши плечи. Они становятся свободными, расслабляются. Вы внутри солнечного света. Вам приятно, тепло. Солнечный свет забирает вашу усталость. Дарит вам радость, здоровье.

Введение нового материала, формирование учебного мыслеобраза.

Прямо перед вами под деревом волшебным образом появляется тарелка, на которой лежат банан, груша и  яблоко. Вы берёте в руки банан и видите, что на нем написаны слова: «Он, мой - мужской род». Посмотрите на грушу. Какая она? Видите, на ней тоже есть надпись: «Она, моя - женский род». А теперь возьмите яблоко, вдохните его аромат, посмотрите,  на нём написано: «Оно, моё - средний род». Запомните, чтобы определить род существительного нужно подставить к нему слова: он, мой - это мужской род;  она, моя - это женский род;  оно, моё - это средний род».

б) Повтор информации.  

Посмотрите ещё раз на образы. Запомните, чтобы определить род существительного нужно подставить к нему слова: он, мой - это мужской род;  она, моя - это женский род;  оно, моё - это средний род».

 Поблагодарите все образы. Они научили вас определять род имён существительных и  по тропинке возвращайтесь в класс. Сделайте глубокий вдох. Ощутите своё тело. Улыбнитесь        и        откройте        глаза.  
4. Символьный этап. Воссоздание увиденного образа.

а) обсуждение результатов релаксации

-Где вы побывали?

-Каким был сад?

-Какими вы представили себе банан? Грушу? Яблоко?

б) создание рисунков, нанесение на них учебной информации.

- Нарисуйте на листочках бумаги  то, что вы увидели .

(Опрос 2-3 человек что они нарисовали)

VIII. Физкультминутка.

Как румян осенний сад! (легкие хлопки по щекам)
Всюду яблоки висят. (руки поднять вверх)
Краснобоки, краснощеки, (руки на поясе)
На ветвях своих высоких (руки поднять вверх)
Точно солнышки горят! (соединить руки в круг – «солнышко»)

На носочки я встаю, (Подняться на носки)
Яблочко я достаю, (Руки вверх)
С яблочком бегу домой, (Бег на месте)
Мамочке подарок мой! (Хлопки в ладоши)  

 Показ образона учителя.

- А теперь посмотрите   на мой рисунок . Сравните его со своими рисунками. Дополните, если вы что-либо пропустили.  

-Для определения рода имён существительных  есть свой алгоритм. Посмотрите на таблицу.  Для удобного обозначения рода существительных  существуют сокращения: м.р., ж.р. и с.р.  

IX. Логический этап. Закрепление знаний учащихся

1. Работа над правилом. Стр.25 учебника.  

2. Игра «Молчанка».

 Учитель показывает разные предметы, ребята самостоятельно определяют род и  встают:

 мальчики, если имена существительные мужского рода,

 девочки, если имена существительные женского рода,

все ученики, если имена существительные среднего рода.

3. Самостоятельная работа.  

Упр.39 на стр.25

- Распределим слова в 3 столбика .

-Проверим задание.

4. Словарная работа. (Дети списывают с карточек  слова и рядом, в скобках указывают их род)

X. Рефлексия.  

1.Закрепление полученной информации через вкусовой и обонятельный канал памяти. (Учитель угощает детей дольками фруктов, по классу разносится их аромат).

2. Игра «Не ошибись».

На магнитной доске прикреплены слова:

Скатерть       чайник                зима                кофейник

Сахарница    полотенце          ложка              чашка

Самовар       яблоко               мармелад          варенье

Окно          пастила             печенье             сахар

Пирог           масло                хлеб                    булка

Молоко         повидло           зефир  

Задание

Мальчики берут слова мужского рода, девочки –женского, а слова среднего рода остаются на доске.  

-Ребята, а сейчас я буду произносить утверждение, а вы внимательно слушайте.  Если вы согласны со мной – хлопайте в ладоши, а если не согласны – топайте ногами.

  • Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы «кто?», «что?»
  •  Существительное  обозначает действие предметов.
  • Имена существительные изменяются по числам.
  • Имена существительные бывают только мужского и женского рода.
  • Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
  • Одушевленные существительные:

          мама, скала, муха, ребенок.

  • Существительные женского рода:

         деревня, парта, дверь, степь

  1. Существительные мужского  рода:

барабан, будильник, булавка, бублик

  • Существительные среднего рода:

утюг, звено, окно, дело, одеяло.

-Молодцы, у вас всё получилось!

XI. Домашнее задание

Упр. 41. Правило на с.25.

XII. Итог урока.

-Как определить род имен существительных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...