«Изменение глаголов прошедшего времени по родам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цель: формирование умения изменять глагол по родам

Задачи:

Дидактические: познакомить с понятием «род глагола»; учить определять род глагола;

Развивающие: развивать мотивацию обучающихся к изучению русского языка, развивать аналитические умения при работе с информацией, развивать логическое мышление, устную и письменную речь

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родному языку, воспитывать культуру взаимоотношений при работе в группе, в паре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx766.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Павленко Полина Александровна

Тема: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»

Тип урока: открытие новых знаний

Класс: 3

Цель: формирование умения изменять глагол по родам

Задачи:

Дидактические: познакомить с понятием «род глагола»; учить определять род глагола;

Развивающие: развивать мотивацию обучающихся к изучению русского языка, развивать аналитические умения при работе с информацией, развивать логическое мышление, устную и письменную речь

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родному языку, воспитывать культуру взаимоотношений при работе в группе, в паре.

Этап урока

Образовательная задача этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф, И, П, Г)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные

I. Мотивационно-целевой

Мотивировать обучающихся к получению знаний темы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Проблемный( проблемная ситуация)

Организационный момент.

Запишите число, классная работа. Подчеркните орфограммы в этой записи.

Словарная работа. (под диктовку новые слова из словаря)

Постановка проблемной ситуации. Видео(1) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5354/start/121822/ (отрывок)

-А как вы думаете в какую форму нужно поставить глагол, чтобы он начал изменяться по родам? (не знаем)

-На видео нужно попробовать дополнить таблицу, сможете ли вы это сделать? (нет) Почему? (потому что нам недостаточно знаний для этого)

-Чтобы нам заполнить таблицу, нужно уметь изменять глаголы по родам. Умеем ли мы это делать? (нет)

Формулировка темы и цели урока.

-Если мы не умеем этого делать, то чему должны научиться на уроке? (научиться изменять глаголы по родам)

-Откройте учебник на стр 121 и прочитайте тему нашего урока. «Род глаголов в прошедшем времени»

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Записывают в тетрадь.

Смотрят видеоролик

Отвечают на вопросы

Участвуют в формулировке цели.

Знакомятся с темой урока.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Речь учителя

Речь учителя, доска

Инт. доска, видеоролик

Речь учителя

Доска, карточки

Учебник

К

К

К

К

К

Р: организуют себя на уроке;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других

К: Умеют формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

П: Умеют ориентироваться в своей системе

знаний и осознавать необходимость нового знания.

Положительно относятся к процессу познания;

определяют и формулируют цель на уроке;

II. Проектировочный

Развивать умения  обучающихся планировать свои действия для достижения цели

Проблемный метод

(изложение различных точек зрения)

Предлагает составить план урока:

-Как вы думаете, что нам необходимо, для того, чтобы реализовать нашу цель?

1) узнать, что такое «род глагола»

2) научиться определять род глагола.

Планируют совместную деятельность на уроке

Ф

Карточки, речь учителя.

К

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Проявляют интерес к  учебной деятельности

III. Процессуальный

Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся

Проблемный метод

(Поиск решения проблем;

Изложение разных точек зрения)

Словес-ный (беседа, объяснение)

Практический (упражнение)

-С чего начнем нашу работу?

-На стр. 121 прочитаем правила.

Н. ф. глагола→отбрасывание суффиксов –ть,  -ти, -чь→ добавление суффикса –л + окончание от опр. рода.

М.р (нулевое окончание) + суф. –л.

Делил-делить

Ж. р. (оконч. –а) + суф. –л.

Петь- пела

Ср. р. (оконч. –о) + суф. –л.

Болеть-болело

-На слайде представлено задание, вместе попробуем определить род глагола.

-На что мы будем опираться для того, чтобы определить род глагола? (на время и существительное)

-Определим время глаголов (все глаголы прошедшего времени).

-Как вы это поняли? (по суффиксу –л)

-Смотрим на существительное. Молния какого рода? (женского). Значит глагол сверкала будет какого рода? (женского)

Разбор остальных глаголов.

-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (1). Поднимите красную карточку если у вас возникли трудности на этом этапе урока и зеленую, если их не возникло.

Отдохнем и выполним физминутку.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

-Приступим ко второму пункту нашего плана. К какому?

-Выполним упражнение 214. (1 ученик у доски)

  1. Спишем стихотворение.
  2. Определим время и число глаголов. (с комментированием)
  3. Определим род глагола с опорой на изученное правило (выделяем окончания глаголов)-ОТМЕТКА.
  4. Разбор слова по составу (1 ученик у доски)

План разбора:

1. Объяснить смысл слова и определить, к какой части речи оно относится.

2. Выделить в слове корень. Для этого подобрать однокоренные слова.

3. Изменить слово для того, чтобы выделить в нём окончание и основу.

4. Обозначить приставку (если она есть). Приставка стоит перед корнем.

5. Обозначить суффикс (если он есть). Суффикс стоит после корня.

-Выполните в парах задание. В каждой строчке найдите лишнее и зачеркните.

1) Автомобиль ехал, слон пришёл, гнездо упало, пёс лаял;

2) Солнце взошло, молоко убежало, яблоко укатилось, собака завыла;

3) Сорока застрекотала, зяблик запел, учительница подписала, музыка заиграла.

Проверка на слайде. Поднимите красную карточку если у вас возникли трудности при выполнении этого задания и зеленую, если их не возникло.

-Задание в группах. Разделитесь на 3 группы. Прочитайте глаголы. Определите род глаголов и запишите рядом.

C:\Users\Юрий\Desktop\изменение по родам\Снимок экрана 2023-04-23 195916.jpg

-Поменяйтесь своими заданиями с другими группами. Сравните со слайдом выполненные работы. Результат покажите сигнальной карточкой.

Самостоятельная работа на карточках.

-Заполните таблицу поставив глаголы в нужную форму.

Проверка на слайде. Поднимите красную карточку если у вас возникли трудности при выполнении этого задания и зеленую, если их не возникло.

-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (2)

Слушают объяснение правила.

Выполняют задание: определяют род глагола.

Участвуют в предложенной рефлексии. Осуществляют самооценку

Выполняют физминутку

Выполняют задание из учебника.

Разбирают слово по составу.

Выполняют задание в парах

Проверяют задание.

Осуществляют взамооценку.

Выполняют задание в группах

Проверяют задание.

Осуществляют взамооценку.

Заполняют таблицу.

Участвуют в предложенной рефлексии. Осуществляют самооценку.

Ф

Ф

Ф

И

Ф

Ф

Ф

П

П

П

Г

Г

Г

И

Ф

И

Учебник

Презентация, доска

Карточки (план)

Сигнальные карточки

Речь учителя

Учебник

Речь учителя.

Учебник

Речь учителя.

Раздаточный материал

Презентация

Сигнальные карточки

Раздаточный материал

Презентация

Сигнальные карточки

Раздаточный материал

Карточки (план)

Сигнальные карточки

К

К

К

С

К

К

К

В

В

В

В

В

В

С

К

С

определяют

грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

разбирают по  составу  слова  с  однозначно  выделяемыми  морфе-

мами   в   соответствии   с   предложенным   в   учебнике   алгоритмом,  

оценивать  правильность проведения  разбора  по  составу

П: проявляют познавательный интерес к изучению новой темы

П: развитие познавательного интереса, аналитико-синтетического мышления, устной и письменной речи обучающихся

Р: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности ее решения;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли;

К: Умеют работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Р: Умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её

решения.

П: Умеют ориентироваться в своей системе

знаний и осознавать необходимость нового знания.

К: Умеют работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Проявляют внимательное и ответственное отношение

IV. Рефлексивно-оценочный

Соотносить результаты с поставленной целью

Проблемный (обобщение и анализ изученного материала)

-Какую цель мы поставили на урок?

-Как вы считаете, достигли ли мы ее?

-Сможем решить трудность, возникшую в начале урока?

-Поиграем в игру «Да-нет»

  • Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени прилагательного, с которым глагол связан.
  • Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.
  • Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам изменяются.

-Покажите красную сигнальную карточку, если у вас возникли трудности на уроке или зеленую, если вы легко справлялись с заданиями.

Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях.

Участвуют в предложенной рефлексии

Ф

Презентация, речь учителя.

К

Умеют различать склонения имен существительных.

Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"

Урок русского языка в 4 классе. "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"...

Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...

План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"

План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"....

Конспект урока русского языка для 3 класса на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам"

Урок разработан на основе программы "Перспектива" по ФГОС НОО по учебнику Климановой.  Тип урока - урок открытия нового знания. На уроке использованы элементы Сингапурской методики, а именн...

Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам». 3 класс

На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по  родам....