Технологическая карта на тему "Фразеологизмы" 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Комракова Юлия Евгеньевна

Технологическая карта на тему "Фразеологизмы" 2 класс.

Программа: УМК «Планета знаний»

Автор учебника: Л, Я. Желтовская, О. Б. Калинина.

Тема урока: «Повторение орфограмм: глухие/звонкие парные согласные, непроизносимые согласные, безударные гласные в корне. Знакомство с фразеологизмами.»

Тип урока: урок закрепления (рефлексии)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_fraz_konech._variant.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока по русскому языку

Предмет: русский язык

Класс: 2 «А»

Учитель: Комракова Ю. Е.

Программа: УМК «Планета знаний»

Автор учебника: Л, Я. Желтовская, О. Б. Калинина.

Тема урока: «Повторение орфограмм: глухие/звонкие парные согласные, непроизносимые согласные, безударные гласные в корне. Знакомство с фразеологизмами.»

Тип урока: урок закрепления (рефлексии)

Цель: Повторить орфограммы: глухие/звонкие парные согласные, непроизносимые согласные, безударные гласные в корне. Познакомить с понятием и историей возникновения фразеологизмов

Задачи:

Образовательные:

  • способствуем развитию орфографической зоркости;
  • даем первоначальное представление о фразеологизмах.

Развивающие:

- развиваем речь (умение оформлять свои мысли в устной форме); осуществлять речевой самоконтроль;

  • развиваем умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, соблюдая основные нормы языка;
  • развиваем   вниманиe, память, наблюдательность.

 Воспитательные:

- формируем  познавательный интерес;

  • воспитываем  аккуратность и  ответственное отношение к учению;
  • формируем внимание к выразительной стороне речи; умение осознавать эстетическую функцию родного языка.

Формирование УУД:

Личностные действия: развитие внимания, уважения к мнению партнера по коммуникации

Регулятивные действия: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.

Познавательные действия: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; выполнять мыслительное действие классификации

Коммуникативные действия: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности, в диалоге, в общей беседе, оказывать взаимопомощь; осуществлять взаимоконтроль; проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Этапы урока

Деятельность

Учителя

Деятельность

учеников

Формируемые УУД

Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

-Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Садитесь, и я смотрю на вашу осанку.

Улыбаются соседу, садятся на свои места.

II. Актуализация знаний.

Цель:

-актуализировать знания по теме «ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Организует деятельность обучающихся.

Комментированное письмо:

Двенадцатое декабря, четверг.

Классная работа.

Чистописание:

Жж Вв Дд Сс Нн

Ребята, посмотрите на буквы, какие звуки они обозначают? По какому признаку мы их можем объединить?

Звук [ж]-согл; звонкий, парный.

Звук [в]-согласный, звонкий, парный.

Звук [д]-согласный, звонкий парный.

Звук [с]-согласный, глухой, парный.

Звук[н] -согласный, звонкий, сонорный, непарный.

Какой будет лишним? [н]

Пишут число, месяц, день недели, словосочетание классная работа под комментирование.

Прописывают буквы

Жж Вв Дд Сс Нн

Устно повторяют правило и дают характеристику каждому звуку.

Познавательные УУД:

Ориентировка в своей системе знаний

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

III. Проблемное объяснение нового знания.

Цель: Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на  решение проблемы .

Организует проблемную ситуацию (задание: произвести классификацию записанных слов).

На доске написаны слова с пропущенными буквами, давайте вставим их. Устный подбор проверочных слов.

Комментируют по одному слову на оценку.

Ло…ка (ж) (ложечка), радос…ный (т) (радость), г…ра (о) (горы), заво… (д) (заводы), сер…це (д) (сердечный), наро… (д) (народы), ярос…ный (т) (ярость), ло…ка (д) (лодочка), д…ревья (е) (деревце).

Ребята, по какому признаку мы можем поделить эти слова на 3 группы?

На основе орфограмм:

Безударные гласные в корне:

Голова, гора, деревья.

Глухие и звонкие парные согласные в корне:

Ложка, завод, лодка.

Непроизносимые согласные в корне:

Радостный, сердце, яростный.

Эти орфограммы вы должны зарубить себе на носу.  А что это значит? (хорошо запомнить)

А как вы думаете, это выражение в прямом значении? (нет)

Это крылатая фраза. Крылатая, потому что устная, перелетает из уст в уста от одного поколения к другому.

Такие устойчивые фразы называются фразеологизмами.

Анализируют полученную от учителя информацию, делают выводы и формулируют тему и цель урока.

Совместно с учителем записывают слова по группам.

1 группа:

«Безударные гласные в корне»

Голова, гора, деревья.

        2 группа:        

Глухие и звонкие парные согласные в корне:

Ложка, завод, лодка.

3 группа:

Непроизносимые согласные в корне:

Радостный, сердце, яростный.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные

точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата

Физическая минутка

Цель: отдых, переключение с одного вида деятельности на другой

Соединим мизинчик с мизинчиком, безыменный с безымянным, средний со средним, указательный с указательным, большой с большим. А теперь надуваем большой шар счастья и дарим его своему другу.

Встают возле своих мест и выполняют упражнения.

IV. Первичное закрепление.

Цель:

Учить формулировать значение фразеологизма с опорой на словарь.

Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.

Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий.

Сегодня мы с вами получше познакомимся с фразеологизмами.

Я вам сейчас раздам словарики и листочки с фразеологизмами каждому, но работать вы будете в парах со своим соседом по парте. Даю вам 1 минутку на размышление. Кто-то из вас двоих говорит его значение. При затруднении обращайтесь к «Фразеологическим словарикам», которые я вам раздала.

Повесить нос.

Ломать голову.

Работать засучив рукава.

Работать спустя рукава.

Вешать лапшу на уши.

Держать язык за зубами.

Медведь на ухо наступил.

Кот наплакал.

Витать в облаках.

Бить баклуши.

Путаться под ногами.

С минуты на минуту.

Ни пуха, ни пера.

Делать из мухи слона.

Ни свет, ни заря.

Пускать пыль в глаза.

В поте лица.

Фронтальная работа с данными фразеологизмами.

А еще фразеологизмы употребляют тогда, когда людей сравнивают с животными. Так давайте мы сейчас с вами узнаем в каких случаях и с какими зверями ассоциируются люди. Внимание! Фразеологический зверинец!

Голодный как… (волк)

Хитрая как… (лиса)

Трусливый как… (заяц)

Надутый как… (индюк)

Неповоротливый как… (медведь)

Упрямый как… (осёл)

Молчит как… (рыба)

Здоровый как… (бык)

Сидеть тихо как…(мышь)

Работают в парах над значением фразеологизмов.

        

        Работают со словариком.

Б

Бить баклуши.

Бессмысленно проводить время, бездельничать.

*Баклуша — обрубок древесины, обработанный для выделки различных предметов (чашек, ложек и другой деревянной утвари). 

В

Вешать/повесить нос.

Приходить в уныние, сильно огорчаться, расстраиваться.

Витать в облаках.                                                                                             Мечтать, уходить от реальности.

В поте лица (работать).                                                                                 Трудиться с большим усердием.

Д

Держать язык за зубами.                                                                            Молчать, не говорить лишнего.

З

Засучив рукава.

Усердно, прилежно, старательно.

И

Из мухи слона раздувать.

Означает преувеличение несущественного. 

К

Кот наплакал.

Очень мало.

Л

Лапшу на уши вешать.

Обманывать, заговаривать зубы.

Ломать голову.

Усиленно думать, стараясь понять что-либо.

М

Медведь на ухо наступил.                                                                                      Совершенно нет музыкального слуха.

Н

Ни свет, ни заря.

Очень рано; до рассвета.

Ни пуха, ни пера.

Пожелание кому-либо успеха, удачи в нелёгком или рискованном деле.


П

Пускать пыль в глаза.

Создавать ложное впечатление о себе у кого-либо.

Путаться под ногами.

Находясь рядом, мешать своим присутствием, отвлекая от дела.

С

Спустя рукава.

 Небрежно, плохо, кое-как.


С минуты на минуту.                                                                                                          Скоро прийти, появиться.

Работа в парах прописать значение каждого фразеологизма!.

Повесить нос.

Ломать голову.

Работать засучив рукава.

Работать спустя рукава.

Вешать лапшу на уши.

Держать язык за зубами.

Медведь на ухо наступил.

Кот наплакал.

Витать в облаках.

Бить баклуши.

Путаться под ногами.

С минуты на минуту.

Ни пуха, ни пера.

Делать из мухи слона.

Ни свет, ни заря.

Пускать пыль в глаза.

В поте лица.

Фронтальная работа с данными фразеологизмами.

Каждый ребёнок рассказывает о значении данного фразеологизма.

Смотрят презентацию и устно продолжают незаконченные фразы.

Голодный как… (волк)

Хитрая как… (лиса)

Трусливый как… (заяц)

Надутый как… (индюк)

Неповоротливый как… (медведь)

Упрямый как… (осёл)

Молчит как… (рыба)

Здоровый как… (бык)

Сидеть тихо как…(мышь)

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

применять схему для получения информации;

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в паре соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

V. Итог урока.

Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы.

.Организует деятельность обучающихся

-С какой новой темой мы с вами сегодня встретились?

Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности?

Анализируют полученную информацию, делают выводы

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»)

VI. Домашнее задание.

Придумайте рассказ из 5 предложений, используя свой фразеологизм.

Готовиться к словарному диктанту.

Образец:

Я решил навестить бабушку, которая живёт в деревне. Много у меня осталось воспоминаний из детства, когда я всё лето у неё гостил. И вот, закончив все свои дела в городе, я поехал к ней, но ничего ей об этом не сказал.

Бабушка, конечно, обрадовалась моему приезду, но сказала, что я свалился как снег на голову.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

VII. Оценка работы обучающихся на уроке.

Оценивает работу обучающихся.

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует рефлексию

Ребята, а теперь мы немного побудем с вами светофорчиками. У вас на партах лежат 3 цветных карандаша.

Если вы сегодня узнали для себя что-то новое и интересное, то поднимите зеленый карандаш.

Если у вас осталось смешанное непонятное чувство, то покажите жёлтый карандаш.

Если вам ничего нового и интересного не удалось для себя открыть, то поднимите красный карандаш.

Осуществляют самооценку своей деятельности.

Личностные УУД: способность к самооценке

Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от

успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Технологическая карта изучения темы

 «Повторение орфограмм: глухие/звонкие парные согласные, непроизносимые согласные, безударные гласные в корне. Знакомство с фразеологизмами»

Выполнила: Комракова Юлия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федотова В.А. Технологические карты для 1 класса

Данный материал может быть использован при диагностике ЗУН первоклассников. В таблицах в графах ежемесячно отмечается уровень развития формируемых умений и навыков (В – высокий, С – средний, Н – низ...

Мониторинг. Технологические карты ОУУН 1 класс ФГОС

Мониторинг. Технологические карты ОУУН 1 класс ФГОС...

Корень.Технологическая карта урока. 2 класс

Урок русского языка.  2 класс. Технологическая карта....

Технологическая карта урока 1 класс

Полная технологическая карта урока обучение грамоте по УМК "Гармония". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки"....

Технологические карты уроков 1 класс

Технологические карты уроков 1 класс...