МЯГК ЗНАК В КОНЦЕ ИМ СУЩ ПОСЛЕ ШИП
план-конспект урока по русскому языку

МЯГК ЗНАК В КОНЦЕ ИМ СУЩ ПОСЛЕ ШИП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_25.01.23.odt92.27 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 25.01.23

Класс: 3

Предмет: русский язык

Тема: «Мягкий знак на  конце имен существительных после шипящих»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Создание условия для формирования умения писать слова с новой орфограммой.

Задачи:

• Выявить грамматическую функцию мягкого знака на конце существительных после шипящих как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся.

• Развивать память, мышление, внимание.

• Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь распознавать существительные по родам;

Уметь писать слова с новой орфограммой.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы; работать по алгоритму

Личностные:

- умение адекватно оценивать свою работу;

- толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация; учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.  Москва "Просвещение", 2013 год; электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, карточки для парной, групповой и самостоятельной работы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мативационно-ориентировочный

1.Приветствие

-Здравствуйте ребята.

2.Установление дисциплины

- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спинки и проверьте, все ли необходимое лежит у вас на партах.

- Вижу, что вы готовы.

- Открываем свои рабочие тетради и пишем сегодняшнее число. Сегодня 25 января .По середине    строки пишем «Классная работа».

2.Психологический настрой на урок

У вас на столах лежат карточки со смайликами.

Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, и покажите классу.

У вас у всех хорошее настроение. Я надеюсь, что оно не испортится к концу урока. 

Приветствуют учителя

Садятся правильно

Записывают число классная работа

2.Поисковый

1. Проверка домашнего задания
- Прочитайте имена существительные, назовите их род.

Как определить род имени существительного?
2. Актуализация знаний. Индивидуальная работа
Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте
скобки.
Густой туман ст…ит (над)лесом. Сквозь густые суч…я

 д…рев…ев б…леет небо. На липе в…сят последние

 з…л…тые лист…я. Б…рёза кр…сиво р…суется на

 г…лубом небе. Осиновая рощ… х…р…ша и в тумане.
-Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Ун…ры д…бычу ждёт, притаившись, серый кот.
Мышь осталась (без)хв…ста, вырываясь (от)к…та.
А теперь и (за)версту не приблизится (к)к…ту.
3. Фронтальная работа
- Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Укажите род имён
существительных.
Четыре брата
Под одной шапкой живут. (Стол - м. р.)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч - м. р.)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб.
Поломала
Зуб, зуб. (Пила - ж. р.)
Висит, болтается,
Всяк за него хватается. (Полотенце - с. р.)
Два братца пошли в воду купаться,
А третий на берегу валяется. (Ведро, коромысло -c. р.)
Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь - м. р.)
4. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Четвёртый месяц как шагнёт,
Так с треском лопается лёд. Ю. Коринец

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский …
Что общего в записанных словах?
- Одинаковую ли работу выполняет он во всех словах? Какую?
- Придумайте сами и запишите ещё по два примера к каждому случаю.
С. Маршак
(На доске записаны слова.)
Дочь, печь, конь.
Чем похожи эти слова?
Одинаковую ли работу он выполняет в этих словах?
- Сформулируйте тему урока.
5. Работа по теме урока
Работа по учебнику

Упр. 51 (с. 31).
- Прочитайте слова. На какие согласные звуки они заканчиваются?
- Найдите имена существительные мужского рода и запишите в первый столбик.
- Найдите имена существительные женского рода и запишите во второй столбик.
- Сравните существительные с шипящим на конце женского и мужского рода. Что вы заметили? Сформулируйте правило, когда в именах существительных с шипящим на конце пишется мягкий знак. (Существительные мужского рода пишутся без мягкого знака, а женского рода с мягким знаком.)
- Прочитайте сведения о языке на с. 31, 32.
- На конце существительных какого рода после букв,обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак? (Женского.)
- На что указывает мягкий знак на конце существительных
после букв, обозначающих шипящие звуки? (На то, что
это имена существительные женского рода.)
- Что можно сказать о существительных мужского рода с шипящим на конце? (На конце существительных мужского рода после бука, обозначающих шипящие звуки, не пишется мягкий знак.)
Приведите примеры.
Закройте учебник и расскажите правило соседу по парте.

Упр. 52 (с. 31).
Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
Найдите выделенные слова. Объясните их написание.
Выполните письменные задания к упражнению.
(Проверка. )
Упр. 53 (с. 32).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це-
почке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
- Какие орфограммы вы подчеркнули в словах?

Буквенный разбор1:

Читают имена существительные и называют их род

Списывают вставляя пропущенные буквы и раскрывают скобки

Отгадывают загадку

Апрель.

 почтальон

 Есть мягкий знак.

Показатель мягкости и разделительный мягкий знак.

 Есть мягкий знак.

На шипящие.

Нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь, товарищ.
[нош][рош][врач'][доч'][в'эщ'][кофш][мыш][тава́р'ищ']

  • Произнесите звуки, которые вы услышали на конце каждого слова. Скажите, что вы знаете об этих звуках. А что необычного вы заметили в написании данных слов?

Ответ:
Но[ш],ро[ш], вра[ч'], до[ч'], в'э[щ'],коф[ш], мы[ш], тав́р'и[щ']. Звук [ж] – всегда твердый, звук [ч] – всегда мягкий, звук [щ] – всегда мягкий.

Я заметила, что в именах существительных женского рода с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.

  • Определите род имен существительных. Запишите слова в две группы.

Ответ:
1 группа (м.р.): нож, врач, ковш, товарищ.
2 группа (ж.р.): рожь, дочь, вещь, мышь.

  • Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак (ь).

Ответ:
Таким образом, мягкий знак на конце после шипящих пишется в именах существительных женского рода.

1. Речь вести – не лапти плести. 2. Рожь1 поспела – берись за дело. 3. Умный товарищ – половина дороги. 4. Ложь человека не красит. 5. Всякая вещь1 хороша на своем месте.

Ответ:
Умный товарищ – половина дороги. Умный друг сможет многое дать, он – хороший пример. Глядя на него нужно стремиться к лучшему.

  • Объясните написание выделенных слов.

Ответ:
Речь – существительное женского рода. На конце существительных с шипящим на конце женского рода пишется мягкий знак.
Рожь – существительное женского рода. На конце существительных с шипящим на конце женского рода пишется мягкий знак.
Товарищ – существительное мужского рода. На конце существительных с шипящим на конце мягкий знак не пишется.
Ложь – существительное женского рода. На конце существительных с шипящим на конце женского рода пишется мягкий знак.
Вещь – существительное женского рода. На конце существительных с шипящим на конце женского рода пишется мягкий знак.

  • Запишите любые две пословицы по памяти. Проверьте себя.

Ответ:
Речь вести – не лапти плести.
Рожь1 поспела – берись за дело.

  • Выполните звуко-буквенный разбор указанных слов.

Ответ:
рожь [рош] – 4 б.; 3 зв.; 1 сл.
р [р] – согл.; зв. непарн.; тв. парн.
о [о] – гласн.; ударн.
ж [ш] – согл.; зв. парн.; тв. непарн.
ь [–]

вещь [в'эщ'] – 4 б.; 3 зв.; 1 сл.
в [в'] – согл.; зв. парн.; мягк. парн.
е [э] – гласн. ударн.
щ [щ'] – согл.; гл. непарн.; мягк. непарн.
ь [–]

3.Практический

1. Физкультминутка
2. Закрепление изученного материала. Работа по учебнику
Упр. 54 (с. 32).

(Работа в парах. )
- Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.

Мышь -
это существительное женского рода, а все остальные - мужского.


Упр. 55 (с. 32).
- Прочитайте. Какие слова называются антонимами?
Выполните задание.
- Прочитайте пары слов. Назовите орфограммы.

Выполняют физкульт минутку

Весёлая молодё…, колючий е…, скорая помо…, тёплый пла…, хорошая ре…, серая мы…, лесная глу…, ночная ти…, солнечный лу…, русская пе…, чудесный пейза…, спелая ро…, второй эта…, ловкий цирка…, морской пля… .

Ответ:
Весёлая молодё
жь, колючий еж, скорая помощь, тёплый плащ, хорошая речь, серая мышь, лесная глушь, ночная тишь, солнечный луч, русская печь, чудесный пейзаж, спелая рожь, второй этаж, ловкий циркач, морской пляж.

  • Объясните, почему на конце одних имен существительных вы написали мягкий знак(ь), а на конце других нет.

Ответ:
Потому что мягкий знак пишется только на конце имен существительных женского рода с шипящим на конце.

  • Укажите род имен существительных. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

Ответ:
Весёлая молодё
жь (ж.р.), колючий еж (м.р.), скорая помощь (ж.р.), тёплый плащ (м.р.), хорошая речь (ж.р.), серая мышь (ж.р.), лесная глушь (ж.р.), ночная тишь (ж.р.), солнечный луч (м.р.), русская печь (ж.р.), чудесный пейзаж (м.р.), спелая рожь (ж.р.), второй этаж (м.р.), ловкий циркач (м.р.), морской пляж (м.р.).

Страу[с], стри[ш], тетере[ф], аис[т], лебе[т'], альбатро[с], дроз[т], мы[ш], гра[ч'], ястре[п], голу[п'].

Ответ:
Страус, стриж, тетерев, аист, лебедь, альбатрос, дрозд, мышь, грач, ястреб, голубь.

  • Найдите среди данных имен существительных лишнее. Объясните свой ответ. Составьте и запишите предложение с этим именем существительным.

Ответ:
Лишним является слово мышь, потому что оно женского рода, а все остальные – мужского.
Серая мышь показалась из-под крыльца.

4.Рефлексивно- оценочный

1. Рефлексия
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов с орфограммами.
1) Хорошая ре… лучше мёда. 2) Умный товари… -половина дороги.
- Объясните смысл пословиц.
- На что указывает мягкий знак в слове речь?
- Приведите свои примеры слов с шипящими на конце. Объясните их написание.
- Оцените свою работу на уроке.

2. Подведение итогов урока

- Когда на конце существительных после шипящих пишется
мягкий знак, а когда не пишется?
3.Домашнее задание
Упр. 56 (с. 33).

 Это существительное женского рода.

Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте
скобки.

Густой туман ст…ит (над)лесом. Сквозь густые суч...я  д…рев…ев  б…леетнебо. На липе в…сят   последние   з..л..тые лист…я. Б…рёза кр…сиво р…суется на г…лубом небе. Осиновая рощ… х…р…ша и в тумане.

-Спишите, вставьте пропущенные буквы.
У н…ры д…бычу ждёт, притаившись, серый кот. Мышь осталась (без)хв…ста, вырываясь (от)к…та. А теперь и (за)версту не приблизится (к)к…ту.

Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте
скобки.

Густой туман ст…ит (над)лесом. Сквозь густые суч...я  д…рев…ев  б…леетнебо. На липе в…сят   последние   з..л..тые лист…я. Б…рёза кр…сиво р…суется на г…лубом небе. Осиновая рощ… х…р…ша и в тумане.

-Спишите, вставьте пропущенные буквы.
У н…ры д…бычу ждёт, притаившись, серый кот. Мышь осталась (без)хв…ста, вырываясь (от)к…та. А теперь и (за)версту не приблизится (к)к…ту.

Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте
скобки.

Густой туман ст…ит (над)лесом. Сквозь густые суч...я  д…рев…ев  б…леетнебо. На липе в…сят   последние   з..л..тые лист…я. Б…рёза кр…сиво р…суется на г…лубом небе. Осиновая рощ… х…р…ша и в тумане.

-Спишите, вставьте пропущенные буквы.
У н…ры д…бычу ждёт, притаившись, серый кот. Мышь осталась (без)хв…ста, вырываясь (от)к…та. А теперь и (за)версту не приблизится (к)к…ту.

Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте
скобки.

Густой туман ст…ит (над)лесом. Сквозь густые суч...я  д…рев…ев  б…леетнебо. На липе в…сят   последние   з..л..тые лист…я. Б…рёза кр…сиво р…суется на г…лубом небе. Осиновая рощ… х…р…ша и в тумане.

-Спишите, вставьте пропущенные буквы.
У н…ры д…бычу ждёт, притаившись, серый кот. Мышь осталась (без)хв…ста, вырываясь (от)к…та. А теперь и (за)версту не приблизится (к)к…ту.

Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте
скобки.

Густой туман ст…ит (над)лесом. Сквозь густые суч...я  д…рев…ев  б…леетнебо. На липе в…сят   последние   з..л..тые лист…я. Б…рёза кр…сиво р…суется на г…лубом небе. Осиновая рощ… х…р…ша и в тумане.

-Спишите, вставьте пропущенные буквы.
У н…ры д…бычу ждёт, притаившись, серый кот. Мышь осталась (без)хв…ста, вырываясь (от)к…та. А теперь и (за)версту не приблизится (к)к…ту.

Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте
скобки.

Густой туман ст…ит (над)лесом. Сквозь густые суч...я  д…рев…ев  б…леетнебо. На липе в…сят   последние   з..л..тые лист…я. Б…рёза кр…сиво р…суется на г…лубом небе. Осиновая рощ… х…р…ша и в тумане.

-Спишите, вставьте пропущенные буквы.
У н…ры д…бычу ждёт, притаившись, серый кот. Мышь осталась (без)хв…ста, вырываясь (от)к…та. А теперь и (за)версту не приблизится (к)к…ту.

Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте
скобки.

Густой туман ст…ит (над)лесом. Сквозь густые суч...я  д…рев…ев  б…леетнебо. На липе в…сят   последние   з..л..тые лист…я. Б…рёза кр…сиво р…суется на г…лубом небе. Осиновая рощ… х…р…ша и в тумане.

-Спишите, вставьте пропущенные буквы.
У н…ры д…бычу ждёт, притаившись, серый кот. Мышь осталась (без)хв…ста, вырываясь (от)к…та. А теперь и (за)версту не приблизится (к)к…ту.

Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте
скобки.

Густой туман ст…ит (над)лесом. Сквозь густые суч...я  д…рев…ев  б…леетнебо. На липе в…сят   последние   з..л..тые лист…я. Б…рёза кр…сиво р…суется на г…лубом небе. Осиновая рощ… х…р…ша и в тумане.

-Спишите, вставьте пропущенные буквы.
У н…ры д…бычу ждёт, притаившись, серый кот. Мышь осталась (без)хв…ста, вырываясь (от)к…та. А теперь и (за)версту не приблизится (к)к…ту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (4 класс)

Аннотация: В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков им...

Урок русского языка в 3-ем классе по теме: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Конспект урока русского языка по УМК В. П. Канакиной "Русский язык"...

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

урок русского языка«Мягкий знак на конце имён существительных после

Современный урок русского языка по ФГОС в начальной школе...

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».

Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих....