Урок русского языка 3 класс "Начальная школа 21 век" под редакцией Н.Виноградовой
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

урок русского языка в 3 классе по теме: "Части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkiy_yazyk_3_klass_21_vek.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Уровень образования: начальное общее образование

Тема: « Части речи»                                                                                                                                   Тип урока: комбинированный                                                                                                                   Форма проведения урока: урок – исследование                                                                    Участники: учителя начальных классов

Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи

Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:  формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Задачи:

Предметная - учиться распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы в текстах.

Познавательные: обучать исследованию лингвистических объектов, работать с текстами, таблицами и диаграммами.

Коммуникативная - обучать позиционной групповой работе с опорой на  схему.

Регулятивная - учить выстраивать алгоритм исследовательской деятельности и групповой работы.

Форма: урок-исследование.

Оборудование:  

Оргмомент. 

- Посмотрите на слайд, что вы видите? (Учащиеся читают фамилии, имена и отчества учёных).

- Как вы думаете, кто эти люди? (Предположения учащихся).

- Перед вами, ребята, знаменитые учёные. А как вы думаете, что они изучали? (Ответы детей).

Эти люди – знаменитые учёные-языковеды. Они занимались изучением русского языка и сделали очень много интересных открытий.

- Сегодня на уроке я предлагаю вам попробовать себя в роли учёных, которые изучают законы русского языка. Хотите побывать учёными? Замечательно! Тогда мы отправляемся в лабораторию, где изучают русский язык. Работа учёного очень сложная, она требует большого внимания и труда.

Прежде чем начать нашу исследовательскую работу, мы должны понять, что мы будем исследовать и как исследовать. 

Постановка темы и целей

Звучит детская песенка минусовка)

- Как вы думаете, о чем эта песенка?

- Слушая песню без слов, каждый может представить себе разные картины о содержании песни. Почему мнения о содержании песни разделились? Чего не хватает? (слов)

- Итак,  ответим на первый вопрос: “Что исследовать?”  ( слова)

-Для чего нужны слова? Что вы знаете о словах?

-Какую цель поставим на уроке? (Узнать новое)

 - Как исследовать?

( спросить у друга, прочитать в книге, спросить у взрослого, подумать)

- Иногда учёные работают в одиночку, изучая интересующие их вопросы, но часто исследование совершают группы учёных. Мы сегодня тоже будем работать в таких исследовательских группах.

- А теперь наступило время использовать наши знания.

ЗАДАНИЕ 1  

Вам предлагается исследовать слова, каждому ряду свое. Работа со словарями,  работа  по технологической карте:

Работа в группах.

 работа со словарями,  работа над словами по технологической карте:

1 группа -  река

2 группа - берега

3 группа - вода

Технологическая карта

Запиши  слово, поставьте  ударение.

Определите количество букв и звуков.

Запишите транскрипцию слова.

Отметьте,  где  написание  расходится  с  произношением.      

Определить лексическое значение слова

Подобрать однокоренные слова

Подобрать фразеологизмы

Найти пословицу или загадку к слову

Составить предложения с этим словом

- Проверка выполненного задания

ЗАДАНИЕ 2

- Найдите и назовите грамматическую основу  вашего предложения.

- Как называется предложение в котором только грамматическая основа? (Простое. нераспространенное)

- Какие  предложения у вас получились? (Простыми, распространенными.)

- На какие вопросы отвечают слова в предложении? (Кто? Что? Что делает? Что сделал? Что сделала? Какой? Какая?)

Проблема!

- Почему у слов разные вопросы? (Ответы детей.)

- На какие группы мы можем разделить эти слова? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол.)  

- Как можно назвать все эти группы? (Части речи.)

- Какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

 -Какая тема нашего исследования, как думаете? (Части речи)

- Что можно было бы исследовать про эти части речи? (Предположения детей).

 - А вам интересно было бы узнать, какая из изученных нами частей речи встречается в текстах чаще, чем другие? (Интересно). 

- Тогда я предлагаю вам выяснить, слов какой части речи встречается в текстах больше.

-  Но пока мы сможем работать только с именами существительными, именами прилагательными и глаголами, потому что со словами других частей речи мы ещё недостаточно знакомы.

ЗАДАНИЕ 3

- Рассмотрите речевые облака и соотнесите картинки

Что у нас получилось?

- Надо распределить  таблички на доске по группам.  

Имя существительное Имя прилагательное Глагол

кто? какой? что делать?

что? какая? что сделать?

какое? что делает?

Подлежащим сказуемое второстепенный член предложения

какие? что делал?

признаки пред. дейст.предм. предмет

одуш. и неодуш.

собст. и нариц.

- А теперь рассказываем все, что знаем о каждой части по алгоритму:

Отвечает на вопросы…

Обозначает…

Бывает …

В предложении является…

Примеры

Вывод: Что называется частью речи?

 В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

(Группа слов, которая имеет общие грамматические признаки.)

 Самостоятельная работа .проверка на слайде

- Перед вами рабочие листы . Вы найдете 3 уровня заданий. Выберите себе то, которое  сможете выполнить.

Задания по уровням:

1 уровень: определить, к какой части речи относятся слова: машины, подводные, крылья, грузовые, выпускают, плывут

- Как вы определяли часть речи?

2 уровень: найти в каждой строчке и подчеркнуть лишнее слово, определить его часть речи и подписать.

1) Ярославль, Саратов, грузовые, Тольятти.

2) даёт, плывут, город, выпускают

3) большие, везут, подводные, грузовые

- Как вы находили лишнее слово?

3 уровень: образовать от данных имён существительных однокоренные слова, являющиеся именем прилагательным и глаголом.

пуск - _______________, ___________________ .

шум - _________________, ___________________ .

груз- ____________________, ____________________.

- Как вы подбирали однокоренные слова?

- А сейчас отдохнем и поиграем. Игра «Да. Нет».

Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (Да)

Имя прилагательное обозначает признак предмета? (Да)

Имя прилагательное всегда главный член предложения? (Нет)

Глагол отвечает на вопрос что делать? (Да)

Имя существительное обозначает признак предмета? (Нет)

В предложении глагол всегда главный член предложения? (Да)

Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какие? (Да)

ЗАДАНИЕ 4

1) Работа в паре

- Распределите слова по группам:

1 ряд – имя существительное;

2 ряд – имя прилагательное;

3 ряд – глагол.

- Найдите слова своей группы, подчеркните их и запишите в тетрадь.

Опушке, родилась, молодого, прославили, болотах, вязких, покрылись, ковром, низкие, запах, сладкий, разлился.

ЗАДАНИЕ 5

 «Наш багаж знаний»

- Спишите текст, вставляя выписанные вами слова из предыдущего задания

1 ряд сущ.

На ……. молодого леса есть небольшой пруд. Тут в  ….  и вязких трясинах родилась река.

Красоту её  прославили в сказках, рассказах, картинах. Низкие берега  покрылись ….. лугов и кустарниками. Сладкий …. цветов разливается в мягком воздухе.

2 ряд прил.

На опушке ……. леса есть небольшой пруд. Тут в тонких болотах и …….трясинах родилась река.

Красоту  её  прославили в сказках, рассказах, картинах. ….. берега её покрылись ковром лугов и кустарниками. ……. запах цветов разливается  в мягком воздухе.

3 ряд глаг.

На опушке молодого леса есть небольшой пруд. Тут в тонких болотах и вязких трясинах ……..река .

Красоту её  ……… в сказках, рассказах, картинах. Низкие берега  …… ковром лугов и кустарниками. Сладкий запах цветов ……. в мягком воздухе.

ЗАДАНИЕ 5

 

О какой реке идет речь, вы сможете узнать если определите границы предложений и выпишите первые буквы начала предложения.

Всем известна эта река одна из самых полноводных и красивых любят рыбаки сидеть  под тенистыми ивами города и поселки раскинулись по ее  берегам а вы знаете как  она называется?

Итог читаем текст, считаем количество сущ. Прил, глаг.

 Рефлексия

Итак, ответ на вопрос нашего исследования

Слов какой части речи встречается в текстах больше?

- Что повторили мы на уроке? (Что называется существительным, прилагательным, глаголом.)

- Чему научились? (Определять части речи.)

Волга

На опушке молодого леса есть небольшой пруд. Тут в тонких болотах и вязких трясинах родилась река.

Красоту  её  прославили в сказках, рассказах, картинах.

Низкие берега покрылись ковром лугов и кустарниками. Сладкий запах цветов разливается в мягком воздухе.

Всем известна эта река одна из самых полноводных и красивых любят рыбаки сидеть  под тенистыми ивами города и поселки раскинулись по ее  берегам а вы знаете как  она называется?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка вспомогательной школы 8 типа.

Презентация для урока русского языка вспомогательной школы 8 типа. Звук и буква Ш....

Урок русского языка ОС"ШКОЛА 2100", 2 класс.

Урок русского языка во 2 классе."Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих". ОС «ШКОЛА 2100» ; Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В. Русский язык. 2 класс...

презентация к уроку русский язык ОС"ШКОЛА 2100" 2 класс

приложение к уроку русского языка 2 класс ОС "ШКОЛА 2100" по  теме «Упражнение в написании слов с буквами И, У, А после шипящих »...

Применение опорных схем на уроках русского языка в школе для детей с нарушением зрения.

Применение опорных схем на уроках русского языка в школе для детей с нарушением зрения....

Урок русского языка. УМК "Школа России". Имя прилагательное, урок первый.

Цели урока: познакомить с именем прилагательным, его ролью в речи....

Презентация к уроку русского языка "Начальная школа 21 век" 4 класс .Тема"Правописание тся- ться в глаголах" (урок 45) Учитель начальных класов Мозгунова Н.А.

Данная презентация создана к уроку правописания , русский язык , 4 класс, урок 45 по прграмме "Начальная школа 21 век" в соответствии с требованиями ФГОС...

Урок русского языка. Программа «Школа России» Урок рефлексии .

Урок русского языка. Программа «Школа России» Урок рефлексии . Аудитория: 3 классУчитель: Токарева Наталья НиколаевнаЦель: закрепить умение распознавать части речи; развивать речевую деяте...