Урок русского языка. Программа «Школа России» Урок рефлексии .
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Токарева Наталья Николаевна

Урок русского языка. Программа «Школа России»

Урок рефлексии .

Аудитория: 3 класс

Учитель: Токарева Наталья Николаевна

Цель: закрепить умение распознавать части речи; развивать речевую деятельность; формировать способность у учащихся фиксировать и преодолевать затруднения в собственных учебных действиях.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся распознавать части речи; самостлятельно подбирать части речи в каждую группу.

Метапредметные: учащиеся научатся соотносить свои знания по теме «Части речи» с эталоном, анализировать и находить причину собственных ошибок и корректировать свои знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_refleksiya2.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. Программа «Школа России»

Урок рефлексии .  

Аудитория: 3 класс

Учитель: Токарева Наталья Николаевна

Цель:  закрепить умение распознавать части речи; развивать речевую деятельность; формировать способность у учащихся  фиксировать и преодолевать затруднения в собственных учебных   действиях.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся распознавать части речи; самостлятельно подбирать части речи в каждую группу.

Метапредметные: учащиеся научатся соотносить свои знания по теме «Части речи» с эталоном, анализировать и находить причину собственных ошибок и корректировать свои знания.

Оборудование: учебник Русский язык 3 класс, карточки – алгоритм,  задания повышенного уровня.

План:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации

Цель: выработка на личностном уровне внутренней готовности к    коррекционной деятельности.

 Школьный прозвенел звонок.

Мы начинаем наш урок.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Чтобы иметь знания

Нужны терпенье и старание.

На вас надеюсь я, друзья!

Мы отличный дружный класс,

Всё получится у нас!

-Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное- хорошее настроение. Залог хорошего настроения - это доброжелательная улыбка.

-Итак, урок русского языка.

Чему мы учимся на этом уроке?

(грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)

Запишите число  в тетрадь.

- Прочитайте пословицу.      

 Грамоте  учиться  –  всегда  пригодится.

– Объясните смысл данной пословицы.

- Для чего нужно быть грамотным?
– Каким должен быть грамотный ученик?

- Кто сможет объяснить, почему в слове «УЧИТЬСЯ» пишется Ь, а в слове «ПРИГОДИТСЯ» не пишется?

– Запишите пословицу в тетрадь и умело используйте её в своей речи.

На экране слова:

Б_РЁЗА,   ПРИШ_Л,   Ж_ЛТЫЙ,  К_РТИНА,   Д_ЖУРИТЬ,

   Х_РОШИЙ, Ж_ЛАТЬ,   Т_ВАРИЩ,  СТ_ЛИЧНЫЙ, ОДИ_ АДЦАТЬ.

-Что общего у этих слов?

   

- Какие орфограммы напишите в этих словах?    

-

- А что ещё общего у этих слов?

- Разделите их на  группы и обоснуйте свой выбор.

- Как назовём слова в 1 столбике? (имя сущ)

 Во 2 столбике? (глагол)

 В 3 столбике? (прил)

 В 4 столбике? (числит)

 

- Сформулируйте тему урока.

-Поднимите смайлики жёлтые, у кого без ошибок получается  распознавать части речи?

-Поднимите смайлики зелёные, кто  при определении части речи  допускает ошибки?

Значит цель нашего урока это….

Цель: Сегодня мы будем совершенствовать свои умения распознавать части речи, учиться находить свои ошибки, определять причину  ошибки и уметь её исправлять.

(Словарные слова, непроверяемая орфограмма, которую нужно запомнить).

(фронтальная работа, дети называют орфограммы)

(части речи)                                                  

Делят на группы и обосновывают свой выбор

Тема: «Части речи»

Цель: закрепить умения распознавать  части речи

Личностные – смыслообразование

Регулятивные – целеполагание как постановка учебной задачи.

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель:

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин  затруднений в собственной деятельности.

Физминутка.        

  1. Этап локализации индивидуальных затруднений.

Цель: осознание места и причины собственных затруднений.

IV.Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Цель: постановка целей коррекционной работы, выбор способа и средств их

 реализации.

V. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения применять соответствующие способы действий.

VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение

самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.

VII. Этап рефлексии деятельности на уроке.

Цель: самооценка результатов своей коррекционной деятельности.

VIII. Домашнее задание.

- Вам нужно узнать о какой часть речи идёт речь. А для этого вы должны отгадать загадки.

Давно живу я в мире этом.

Даю названия предметам. (имя сущ.)

- Что такое имя существительное? (карточки на доску со словами:)

Предмет, кто? что?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука,

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!(имя прил.)

- Что такое имя прилагательное? (карточки на доску со словами:)

Признак предмет, какой? какая? какое? какие?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду- всё в действие придёт.

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады и хлеб в полях растёт.(глагол)

- Что такое глагол? (карточки на доску со словами:)

Действие предмета, что делает? что делают?

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен

И ты со мной всегда будь дружен. (числ.)     

- Что такое имя числительное? (карточки на доску со словами:) 

Количество предметов или порядок при счёте, сколько? который?

Я о себе такого мнения:

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

- Как он называется? (мест.)

- Что такое местоимение?

 (карточки: указывает на предмет, кто? что?)

-Какие ещё части речи знаете? (карточки: предлог, союз, местоимение, частица)

-К каким частям речи нельзя задать вопрос?

- Для чего они служат?

- Как их будем распознавать?

                       Как живешь? – Вот так!

  • Как идешь? – Вот так!
  • А шалишь? – Вот так!
  • Ночью спишь? – Вот так!
  • Как берешь? - Вот так!
  • А даешь? – Вот так!
  • А грозишь? – Вот так!
  • А молчишь? – Вот так!

- Продолжаем работу.

- Давайте вспомним алгоритм распознавания частей речи

-Составленный алгоритм действий поможет вам выполнить первую самостоятельную  работу.

Самостоятельная работа №1 (на слайде)

Спиши слова, разделив их на группы:

Сущ.:

Прил.:

Гл.:

Числ.:

Шкаф, ласковый, четыре, потерять, смелый, жидкость, пятнадцать, смеяться, яркое, лесенка.

-Ребята, что необходимо сделать после выполнения самостоятельной работы?

 - Если вы правильно выполнили  работу ставим зелёной ручкой знак «+», если допущена ошибка ставим знак «!»

 Итак, проверьте свою работу с образцом.

- Поднимите жёлтый смайлик, кто не допустил ошибок.

Предлагаю вам выполнить самостоятельную работу с  синей карточки. После выполнения заданий проверьте себя по листу контроля на жёлтой карточке.

- А теперь поднимите зелёный смайлик, кто допустил ошибки.

Ребята,  как вы думаете, раз есть ошибки, что надо делать дальше?

 Молодцы, правильно. Надо  узнать причину ошибки.

-  «Почему я допустил ошибку?»

- В каких словах допустили ошибки? (подчёркиваем эти слова зелёной ручкой в тексте)

-Предлагаю исправить допущенные ошибки.

- Вспомним ещё раз как отличить одну часть речи от другой и алгоритм.

 Исправьте свои ошибки.

Итак, … обобщение правила по алгоритму

Самостоятельная работа №2 (на слайде)

Спиши слова, разделив их на группы:

Сущ.:

Прил.:

Гл.:

Числ.:

Полка, яркое, диван, говорить, ковёр, весёлый, девять белое, продать,  двадцать.

-Сверьте свою работу с эталоном.(на слайде)

-Если всё правильно  ставим зелёной ручкой знак «+», если ошибки - «!»

Ребята, работавшие самостоятельно, сверяют свою работу с образцом.

-Ребята, поднимите жёлтый смайлик, кому удалось исправить свою ошибку.

-У кого осталась ошибка зелёный смайлик?

-Молодцы! те кому удалось исправить свою ошибку.

- А у тех ребят у кого остались ошибки, вам необходимо повторить еще раз правила и потренироваться еще.

-Встаньте те ребята, у кого получилось  правильно выполнить  задания повышенной сложности. Молодцы!

-Ребята, урок подходит к концу, я вам предлагаю подвести итог своей деятельности на уроке.  

Каждый из вас подходит к доске   выбирает смайлик по цвету и прикрепляет на доску.

  •  На  уроке  я  узнал(а)  … красный
  •  я  научился/научилась  …жёлтый
  •  мне  было  сложно  …      зелёный
  •  сегодня  мне  удалось  …оранжевый
  •  мне  было  интересно  … розовый
  •  к  сожалению, я  не  смог(ла)... синий

- А теперь давайте вернёмся к цели урока, смогли её выполнить?

- Значит мы молодцы!

Домашнее задание:

стр. 71 №4

.

 

Составляют правильный алгоритм.

  1. Определить величину.
  2. Вспомнить таблицу мер.
  3. Преобразовать одни единицы измерения в другие.

(если не вспомнили ищем в учебнике с. 53)

(если не вспомнили ищем в учебнике с. 53)

(если не вспомнили ищем в учебнике с. 60)

(если не вспомнили ищем в учебнике с. 53)

Служебные части речи.

(для связи слов в предложении)

Алгоритм  1.Определю, что обозначает слово.

2.Задам вопрос к слову.

3.Назову часть речи.

Дети выполняют 1 работу. На работу 5 минут.

Проверить.

- Проверить и найти свою ошибку.

 Узнать причину ошибок.

Сверяют свою работу с эталоном на слайде

Выполняют другие задания (Приложение 1)

 Дети  анализируют и проговаривают причину своих ошибок.

Открывают учебник на стр. 53, 60 повторяют части речи

Дети выполняют 2 работу.

Сверяют с эталоном и заполняют таблицу фиксации.

Регулятивные – коррекция, внесение необходимых дополнений  в алгоритм преобразования величин

Регулятивные – контроль  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.

Регулятивные – саморегуляция как способность преодоления препятствий.

Познавательные- смысловое чтение с целью извлечения информации.

Регулятивные – коррекция своих знаний.

Регулятивные – оценка с целью осознания качества и уровня усвоения темы.

Личностные – смыслообразование, подведение итогов своей деятельности на уроке и планирование дальнейшей работы.

Приложение 1

Задания:

  1. Соедини линиями слова и вопросы, на которые они отвечают.

ДЕТИ                                      КАКОЙ?

БЕГАЛ                                    ЧТО?

ВТОРОЙ                                 ЧТО СДЕЛАЛ?

ВЫСОКИЙ                             СКОЛЬКО?

УЛЫБНУЛСЯ                         КТО?

ТЕТРАДЬ                                  КОТОРЫЙ?

ПЯТЬДЕСЯТ                             КАКАЯ?

ОБАЯТЕЛЬНАЯ                       ЧТО ДЕЛАЛ?

  1. Спиши текст, раскрывая скобки. Подпиши знакомые части речи.

 (В)л...су ч...дно пели свои прекрас...ные песни с...лов...и.  Р...бята (по)бежали (по)у...кой доро...ке купаться в реч...ке (с,С)еребрянке. (На)пеньке с...дела прелес...ная белоч...ка.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Тебе  пришло послание, написанное на неизвестном тебе языке одного из древних  племён:

Клокая муздря ситко прянала топра и будряет топрёнка.

Выбери, какой текст  мог бы быть переводом и запиши ответ:

А. Хитрая лиса сильно схватила зайчиху и зовёт зайчонка.

Б. Добрый старик приветливо встретил слона и кормит слонёнка.

В. Большая собака грозно припугнула кота и видит котёнка.

1) Ответ:

___________________________________________________

2) Придумай и запиши свой вариант ответа:

___________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку программа "Школа XXI" века Относительные прилагательные 3 класс

Программа "Школа XXI" века  Относительные прилагательные 3 класс...

Презентация к уроку русского языка. Программа "Школа России". Тема " Перенос слов"

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Слайды с заданиями по теме "Перенос слов"...

Урок по русскому языку ,программа"Школа России"

Интегрированный урок закрепления. Тема: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные,Правила дорожного движения....

Словарная работа на уроках русского языка, программа "Школа 2100"

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать,...

Урок русского языка. Программа УМК "Школа России". Тема:"Закрепление по теме "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне", 2 класс

Урок русского языка. Программа УМК "Школа России". Тема:"Закрепление по теме "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне", 2 класс...