Падежные окончания имен прилагательных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Светлана Владимировна Петрова

Падежные окончания имен прилагательных.

4 класс.

Изучение нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Общая часть

Предмет

Русский язык

4-а класс

Учитель:

Петрова С.В.

Тема урока

Падежные окончания имен прилагательных.

Тип урока

Изучение нового материала.

Цель

Актуализировать знания о падежных окончаниях имен прилагательных

Задачи

- создавать условия для наблюдения за падежными окончаниями имён прилагательных единственного числа;

- учить выделять падежные окончания имён прилагательных единственного числа;

- учить склонять имена прилагательные единственного числа;

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

- называть падежные окончания имён прилагательных единственного числа;

- сравнивать падежные окончания имён прилагательных;

- подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные;

- склонять имена прилагательные единственного числа.

-уметь применять теоретические положения в условиях выполнения практических упражнений

Познавательные: дополнять и расширять имеющиеся знания и представления об именах прилагательных; развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-развивать навыки сотрудничества со взрослым в разных социальных ситуациях,

-формировать мотивацию к творческому труду, интереса к языковой и речевой деятельности;

-способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Основные понятия и термины

Имена прилагательные, род, число, падеж, окончание имен прилагательных

Средства обучения

Учебник: «Русский язык» 4 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»; дидактические иллюстративные карточки с ребусами; мультимедийная презентация,

Методы обучения

Словесные, наглядные, практические

Форма обучения

Индивидуальная

Организационная структура урока

Этапы урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Формируемые образовательные результаты

I. Организационный момент

-Проверь, все ли готово к уроку?

-Подготовь тетрадь к работе и запиши число - «Классная работа»

Проверяют готовность к уроку.

Выполняет запись в тетради

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося; позитивный эмоциональный настрой.

II.  Актуализация знаний

1.На каждой парте лежит карточка с текстом. Прочитайте его.

Игорь простудился и заболел. Он получил СМС сообщение от одноклассников.

СМС

«Вот прекрасн.   рецепт: столов.   ложку липов.   цветка заварить в обычн.  стакане. Выпить настой в горяч.    виде».

- Что сократили одноклассники? (окончания прилагательных).  

- Что нужно знать, чтобы написать текст полностью?

2.Вспомним как определить род и падеж имени прилагательного. Правило стр. 11, 12.

Определить падежи следующих имён прилагательных.

В новом доме ( __р.,__.п.), синей волной (__р.,__.п.), высокую сосну (__р.,__.п.), в зелёной роще (__р.,__.п.), большого двора (__р.,__.п.), хорошим человеком (__р.,__.п.), вкусного пирога (__р.,__.п.), к ближнему берегу (__р.,__.п.), на школьном стадионе (__р.,__.п.), полезным советом (__р.,__.п.)

Отвечают на вопросы, аргументируют.

Выполняет задание с учетом поставленной задачи, объясняет, аргументирует

Личностные: развитие навыка сотрудничества со взрослым

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации на основе имеющихся знаний

Коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний в устной диалогической и монологической форме; обмен мнениями.

Регулятивные: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров.

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

- Как думаете какая тема урока?

Давайте поставим перед собой цель и задачи.

Научиться определять и объяснять написание безударных падежных окончаний прилагательных.

Рассуждают. Высказывают свои предложения, опираясь на знания, полученные ранее. Отвечают на вопросы.

Определяют учебную задачу

Личностные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации в процессе аналитико-синтетической деятельности

Регулятивные: умение взаимодействовать с учителем в поиске проблемы.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

IV. Первичное усвоение новых знаний и первичная проверка понимания.

1.Эта таблица поможет вам рассказать о окончаниях имен приалагательных.

  • В каких падежах может стоять данные словосочетания в предложениях?

Могучий дуб (__.п.,__.п.)

Маленького оленёнка (__.п.,__.п.)

Настоящего героя (__.п.,__.п.)

Песчаный берег (__.п.,__.п.)

2. Рассмотреть таблицу стр. 10.

Задания:

  • а) стр. 11 упражнение 16 (устно)

Прочитайте правило на стр. на 11. Что значит прилагательные склоняются? Какие имена прилагательные изменяются по падежам одинаково?

  • б) стр. 11 упражнение 17
  • Словосочетание какого рода мы изменяли по падежам?
  • Прилагательные какого рода  склоняются одинаково?

Читают таблицу, отвечают на вопросы

Склоняют словосочетание, пользуясь таблицей.

Выполняет задание с учетом поставленной задачи, объясняет, аргументирует.

Личностные: осознание своих возможностей в учении.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации на основе высказываний учителя и имеющихся знаний.

Коммуникативные: обмен мнениями, умение строить понятные речевые высказывания, в процессе обобщения знаний и аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

V. Первичное применение знаний и умений.

Чтобы научиться правильно писать окончания прилагательных, надо знать способы проверки безударного падежного окончания.

1.стр. 16 первая часть правила.

Записать словосочетания, поставив слова из скобок в нужном падеже. Определить род, падеж, окончание.

Образец: вспоминали о (прошлое лето) – вспоминали о прошлом лете

гуляли в (детский парк)

отдыхали под (могучий дуб),

подбежал к (журчащий ручей),

жил на (дальний север),

читали про (храбрый заяц).

2. стр. 16 вторая часть правила.

Поставить данные словосочетания в указанном падеже.

Образец: ветра (какого?) северного

Зимнее солнце (Д.п.)

весёлый праздник (П.п.)

высокий сугроб (Р.п.)

крупная соль (Т.п.)

поздний вечер (Р.п.)

младший брат (П.п

3.Игра «Заказ».

А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.

В син_м море, у дачн.. домика, по хорош_й дороге, ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утром, по широк_й улице.

Требуется:

- прилагательное с. р., Т.п. (ранним утром);

- прилагательное м. р., Р.п. (у дачного домика, около упавшего дуба);

- прилагательное ж. р., Д.п. (по широкой улице, по хорошей дороге);

- прилагательное с. р., П.п. (в синем море);

- имя прилагательное ж. р., Т.п. (ранней зимой);

- имя прилагательное м. р., П.п. (на письменном столе)

4. Вставить безударное окончание прилагательного, доказать.

Кончилась летн… ночь. Наступило ранн… утро. На краю лесн… болота токует глухарь. Над широк… поляной стелется туман. Утренн… роса покрыла листву на деревьях. Солнышко и покатилось по ясн… небу. Обсохнет на солнце роса, растает туман над зелён… поляной. Вот с ночн… промысла торопится устал… зайчишка. Бегала за ним хитр… лисица, пугал страшн… филин, ловила рысь. От всех врагов ушел ловк… зверёк.

Выполняют задания, опираясь на алгоритм.

Личностные: формирование мотивации к работе на результат.

Познавательные: ориентирование в интерактивном задании.

Регулятивные: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной форме.

VI. Информация о домашнем задании

Инструктаж по выполнению домашнего задания:

стр. 9 упр. 15

Записывает домашнее задание в дневник

Личностные: понимание значения знаний для себя и принятие его.

VII. Рефлексия (подведение итогов урока)

-Какую задачу ставили в начале урока?
-Удалось решить поставленную задачу?
-В чем были затруднения?

Отвечает на вопросы.

Высказывает мнение и оценивает свою работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю открытый урок, который проводила в 4 классе на семинаре директоров. Конспект составлен по учебнику русского языка Зелениной. К уроку прилакается презента...

Безударные падежные окончания имен прилагательных

Обобщающий урок по теме: "Безударные окончания имен прилагательных" в 4 классе (УМК "Гармония")...

Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа женского рода.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа женского рода....

Урок русского языка в 4 классе. Школа 2100. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных на материале произведения М.Твена «Приключение Тома Сойера»

Урок закрепления. УМК Бунеев Р.Н.Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. Разнообразие форм и методов работы позв...

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы".

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы.Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме «Склонение имён прилагательных мужского и ...

Конспект урока "ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОСОБАМИ ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА " Школа России 4 класс

Тип урокаПоиск и открытие нового способа действияПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями ...