«Разделительный мягкий знак (ь)»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ольга Андреевна Лисовая

Технологическая карта урока(Русский язык 2 класс+Самоанализ урока по ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2klass._otkrytyy_urok.docx48.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет Русский язык      Класс 2

Дата

ФИО учителя

17.01.2023

Лисовая Ольга Андреевна

Тема урока

Ознакомление с правописанием

«Разделительный мягкий знак (ь)»

разделительного мягкого знака

Тип урока

Форма урока

урок введения нового знания

Урок теоретических и        практических самостоятельных работ (исследовательского типа)

Цель урока (Задачи урока)

Методическая цель урока:

Цель - познакомить с правописанием разделительного мягкого знака

Задачи:

-  учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости;

-  формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком.

Продемонстрировать применение употребления разделительного мягкого знак

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные

познавательные (П), коммуникативные (К),

регулятивные (Р)

Личностные (Л)

Базовый уровень:

Правильное написание слов с разделительным мягким знаком.

Повышенный уровень:

Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости.

Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах, предложениях.

Уметь образовывать слова с разделительным мягким знаком.

Познавательные:

·  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

·  находить дополнительную информацию;

·  классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

·  выявлять и корректировать причины собственного затруднения;

·  структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

·  осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;

·  работать в парах, в группах,  обосновывать и доказывать собственное мнение;

·  участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

Регулятивные:

·  планировать решение учебной задачи;

·  уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;

·  находить и исправлять собственные ошибки.

Личностные:

·  формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;

·  применять правила делового сотрудничества.

* Планируемые результаты: предметные результаты и УУД: метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) и личностные.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 2 класс, проектор

№ п/п

Название современных образовательных технологий,  применяемых в учебно-воспитательном процессе

Этапы урока/занятия, на которых технология применяется

1

приемы технологий проблемного обучения

Практический этап урока

2

сотрудничества

Практический этап урока

3

критического мышления

Практический этап урока

4

здоровьесберегающая технология

Физминутка

5

технология личностностно-ориентированного обучения

Практический этап урока


Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Цель

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация

Цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, мотивировать учащихся на изучение темы «Разделительный мягкий знак».

1. Создание эмоционального настроя.

2. Минутка чистописания

(слайд 2-3)

3.Словарная работа

(слайд 4-5)

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Я вам желаю удачи.

Запишите число, классная работа. На полях с помощью простого карандаша изобразите ваше настроение: солнышко (грустное или веселое).

Пропишите показы.

– Сегодня мы познакомимся с новым словом. Отгадайте, о ком идет речь.

Джунгли – дом её родной,

Там свобода и покой.

Там любимые бананы,

И кругом растут лианы.

(Обезьяна).

- Запишите это слова в тетрадь.

- Назовите звуки в этом слове, запишите их.

- Где в слове написание расходится с произношением?

- Какие буквы помогают обозначить мягкость согласного звука в этом слове?

- Какие еще буквы помогают обозначить мягкость согласного звука?

– Что же вы заметили?

Поприветствовать учителя и друг друга.

Рисуют своё настроение. (Нарисовать у ротик у солнышка).

Дети выписывают слово, делают его звуковой анализ.

[а б ` и з` й` а н а]

Буквы ь, е, ё, и, ю, я.

Личностные УУД:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

Умение сопоставлять произношение и написание слов.

Коммуникативные УУД

Умение отвечать на вопросы.

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.

Цель – создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока

Наблюдение над словами с ь 

 Наблюдение проводится без опоры на учебник, пары слов вынесены на слайд.

(слайд 6-7)

(Слайд 8)

Работа в группах

– Прочитайте слова на карточках: больной, льёт, вьюга, коньки, олень, семья.

– Чем они похожи и в чём отличие?

- Разделите их на две группы.

- Поставьте себе оценку за это задание на полях.

- Сколько звуков в слове коньки?

- Почему звуков меньше чем букв?

- Какую роль играет мягкий знак в этом слове?

- Сколько звуков и букв в слове вьюга?

- Назовите звуки.

- Какая буква пишется на месте звука [Й`]?

–Сформулируйте проблемный вопрос.

– Составим план урока.

1. Воспринимать на слух слова с разделительным ь.

2. Определять в слове место написания разделительного ь и обосновывать своё мнение.

– Что мы сейчас делали?

Дети читают слова, делят их на 2 группы.

Пять звуков и шесть букв.

Мягкий знак звука не обозначает.

Указывает на мягкость согласного.

5 букв и 5 звуков.

[в `й` у г а]

Ь

Зачем нужен ь и в каких случаях он пишется?

Учитель составляет план вместе с детьми.

Планировали свою деятельность.

Регулятивные УУД

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом на экране.

Коммуникативные УУД

Умение работать в группах.

2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Открытие нового (знания, способа действия)

Цель – познакомить учащихся с правилом написания разделительного ь.

1. Звуко-буквенный анализ слов.

2. Наблюдение над написанием ь в словах

3. Физкультминутка.

- Откройте учебник на с. 31.

Прочитайте тему урока.

Работа с упр.51 на с.31

Произведите звуко-буквенный разбор первой пары слов: полю

[пал'у] – 4 б., 4 зв., полью [пал'й'у] – 5 б., 5 зв.

–Сравните написание и произношение. Выполните эту же работу с другими словами.

– Сделаем вывод: для чего нужен ь в словах, на что он указывает?

– А за какими буквами «прячется» этот звук?

-Кто нам поможет узнать, как называется в таких случаях ь?

Работа с упр. 52 учебника.

- Понаблюдайте, между какими буквами пишется ь? Ваши версии?

– Давайте проверим: о каком звуке предупреждает разделительный ь?

– Произнесите без этого звука. Что получится?

- Приведите свои примеры слов с разделительным мягким знаком.

– Какая здесь орфограмма?

- Как её подчёркиваем?

– В каких буквах «спрятан» звук [й']?

- Как их подчёркиваем?

– Предположите, почему ь в этом случае называется разделительным?

– Сделаем общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется?

– Сравните свои выводы с правилом в учебнике.

Разделительный мягкий знак-похлопаете в ладоши.

Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного – потопаете ногами.

Лень, воробьи, стулья, деньки, редька, варенье, вьюнок, дождь.

Один ученик работает у доски.

- Он нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук [й'].

-За буквами гласных я, ю, е, ё, и.

Чтение правила на с 31 учебника.

-О звуке [й'].

Теряется смысл: ручи.

Воробьи, соловьи...

-Разделительный мягкий знак.

- Одной чертой.

-В буквах е, ё, ю, я, и.

- Двумя чертами.

Подчёркивают буквы перед ь и после него в записанных словах, затем делают вывод: разделительный ь пишется после букв согласных перед буквами гласных е, ю, ё, я, и.

Разделяет буквы гласных и буквы согласных и указывает, что перед гласным есть звук [й'].

Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными ю. ё, я, е и помогает буквам ю. ё, я, е обозначить звук [й'].

Читают правило на с. 32.

Познавательные:

1. Обобщать и классифицировать по признакам.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Цель – создать условия для освоения способа действия с полученными знаниями о правописании имён собственных в практической деятельности.

1. Работа по учебнику.

Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе.

Работа в группах

Слайд 9

Упр. 53 (с комментированием) – развивается умение определять на слух звук [й'] в словах и определять его место.

2. Самостоятельная работа

(Слайд 10-13)

(Слайд 14)

Начало формирования алгоритма самооценки.

– Какие условия для написания разделительного ь мы открыли?

- Давайте попробуем составить алгоритм по применению правила. Для этого вам нужно расположить   карточки в нужном порядке.

- Поставьте себе оценку за это задание на полях.

- А сейчас выполним упражнение 53.

– Обсудите в группах и запишите слова, вставляя пропущенные слоги.

– Обозначьте орфограмму.

- Как она называется?

– Как подчёркивается ь?

-Что подчеркнём двумя чертами?

- Сравните свою работу со слайдом.

– Устно составьте предложение с любым словом.

- Поставьте себе оценку за это задание на полях.

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы  учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

-Наличие звука [й'] после согласного и положение между буквами согласных и гласных е, ё, ю, я, и.

Дети самостоятельно формулируют алгоритм.

1.Слушаем, как звучит слово.

2.Определяем, есть ли звук [Й’] после согласного звука перед гласным.

3. Если есть, то мягкий знак пишем после буквы согласного перед буквами е,ё,ю,и,я.

Ученики по алгоритму проговаривают слова, выделяя звуки и объясняя буквы, которые записывают.

Соловьи.

Варенье.

Печенье.

Платье.

Разделительный ь.

- Одной чертой.

Буквы е, я.

-Учились оценивать свою работу.

-Умение работать с информацией.

Познавательные:

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Итоговая рефлексия учебной деятельности

Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Самостоятельная работа

Даны предложения на слайде. (Слайд 15)

Друзья познаются в беде.

Меньше говори, да больше делай. Капельки росы блестят на траве.

Ученье -путь к уменью.

Около пенька сидит лиса.

(Слайд 16)

- Прочитайте предложения.

Выпишите те предложения, где в словах пишется ь разделительный.

– Докажите, что в выбранном вами варианте ь разделительный.

– Какова функция ь в трёх остальных случаях?

- Поставьте себе оценку за это задание на полях.

Дети самостоятельно работают по карточкам и проверяют по слайду 4.

- Стоит после согласного перед буквами я, е, ю и помогает им обозначить звук [ й].

- Обозначает мягкость согласных.

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

На основе анализа объектов делать выводы.

Домашнее задание

Упр. 56, стр. 33. Выучить правило на стр. 32.

По желанию: записать пословицу, в которой есть слово с разделительным мягким знаком.

(слайд 18-19)

Прием «Инсерт».

- Ответьте на вопросы и заполните таблицу.

(Слайд 17)

«V» - уже знал

«+» - новое для меня

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопрос

  1. В русском языке есть орфограмма разделительный мягкий знак.
  2. Разделительный мягкий знак пишется в корне слов после буквы мягкого согласного перед буквами е, ё, ю, я, и.
  3. В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают 2 звука.
  4. Орфограмма буква разделительного мягкого знака подчеркивается одной чертой, а буква перед которой он пишется двумя.

-  Какое настроение у вас в конце урока?  Сравните ваше настроение в начале рока и конце. Изменилось ли оно?

Заполняют таблицу.

Рисуют своё настроение на полях.

Приложение 1.2.

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

Дата 17.01.2023  Учитель Лисовая Ольга Андреевна 

Данный  урок  (по предмету «Русский язык») является уроком № __  

Тема урока: «Разделительный мягкий знак (ь)»

Цели урока: образовательные: познакомить с правописанием разделительного мягкого знака, воспитательные: развивать умение употреблять в письменной речи слова с разделительным мягким знаком и умение определять способы обозначения мягкости согласных при письме, развивающие: Закреплять знания о разделительном мягком знаке.

В данном уроке я поставила следующие задачи:

-  учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости;

-  формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком, направленные на формирование УУД:

Личностные:

·  формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;

·  применять правила делового сотрудничества.

Познавательные:

·  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

·  находить дополнительную информацию;

·  классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

·  выявлять и корректировать причины собственного затруднения;

·  структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

·  осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;

·  работать в парах, в группах,  обосновывать и доказывать собственное мнение;

·  участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

Регулятивные:

·  планировать решение учебной задачи;

·  уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;

·  находить и исправлять собственные ошибки.

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:

Базовый уровень:

Правильное написание слов с разделительным мягким знаком.

Повышенный уровень:

Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости.

Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах, предложениях.

Уметь образовывать слова с разделительным мягким знаком.

Это урок - урок введения нового знания. 

Он включал в себя 6 этапов: мотивация; введение в тему урока, постановка учебной задачи; открытие нового (знания, способа действия); включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным; итоговая рефлексия учебной деятельности; домашнее задание.

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС: приемы технологий проблемного обучения, сотрудничества, критического мышления, здоровьесберегающая технология, технология личностностно-ориентированного обучения  и использовала их на следующих этапах урока: введение в тему урока, постановка учебной задачи; открытие нового (знания, способа действия); включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Чтобы добиться цели урока, я подобрала задания, соответствующие возрастным особенностям.

Материал урока оказался интересным для учащихся.

В ходе урока была организована индивидуальная и коллективная работа учащихся.

Наиболее эффективной оказался коллективная работа, потому что дети активнее включались в работу.  

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы.

На уроке мною использовались следующие средства обучения: наглядный материал, презентация.

Темп урока динамичный, исходя из возможностей класса.

Распределение времени было рациональное.

Мне удалось уложиться по времени.

Мне было легко вести урок. Учащиеся включались в работу активно.  

Меня порадовали дети, потому что активно работали на уроке, отвечали на все вопросы, включались в практическую работу.

Результаты урока совпадают с целью урока.

Я полагаю, что все усвоили новые знания, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.

Домашнее задание имеет оптимальный объем, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.

В целом урок можно считать отличным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.

Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...