Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Урок позволяет прочно закрепить знания учащихся о грамматической категории имени существительного – склонение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Три склонения имен существительных».
Цель: закрепить знания учащихся о грамматической категории имени существительного – склонение.
Задачи:
- Закрепить знания учащихся о понятиях склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.
- Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
- Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,
формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: Ученик научится определять тип склонения имён существительных.
Тип урока - урок повторение изученного материала с элементами уровневой дифференциации.
Основные методы - объяснительно-иллюстрированный, наглядный, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Средства обучения - учебник, презентация.
Оборудование: карточки с символами орфограмм, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, сканер, учебник, тетрадь, карточки-знаки, веер склонений, лист самооценки.
Ход урока.
- Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги, меня зовут Вера Ивановна. Мы сегодня вместе проведем урок русского языка.
- Проверка готовности к уроку. (слайд 2)
Ну, проверь-ка ты, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Оформление рабочей записи. (слайд 3)
- Откройте тетради, запишите число 17 марта. Классная работа.
- Старайтесь писать красиво и правильно, сидите за партами ровно, не наклоняйтесь низко над тетрадками при письме.
- Минута чистописания. (слайд 3) Не запутайся!!!!!
- Минутка чистописания.
- Запишите в тетрадь соединения ер, ор, оро
- Запишите словарные слова: огород, дорога, сердце, найдите и подчеркните орфограммы.
- Какие орфограммы вы подчеркнули?
- Повторение о падежах, орфограммах. (слайд 4-5)
- Собрать пословицы.
- Ребята, посмотрите на экран. В каких словах встретилась та же орфограмма, что и в слове сердце? Какие еще орфограммы встретились в этих словосочетаниях?
- Это пословицы, они распались, нужно их собрать правильно.
- Объясните смысл данных пословиц.
- Письмо по памяти. (слайд 6)
- Ребята, запишите одну пословицу, по выбору, в тетрадь, укажите падеж существительных.
- Взаимопроверка.
- Если выполнили работу, то обменяйтесь тетрадками и проверьте работу друг друга, если встретились ошибки, исправьте их карандашом.
- Встретились ли ошибки на определение падежа? (по ходу сориентироваться)
- Актуализация знаний. (слайд 6)
- Повторение изученного материала.
На слайде предложение: Автобус едет по улице Кирова и по площади Пионерии.
- Найдите имена существительные в предложении. (называют вслух, только тогда нажимаю на слайд6)
- Определите падеж у слов по улице и по площади. Выделите в этих словах окончания. (называют вслух, только тогда нажимаю на слайд6)
2. Целеполагание.
- Почему падеж и предлог у слов одинаковый, а окончания разные?
- Подумайте и скажите, какова цель нашего сегодняшнего урока?
(Доказать, что написание падежных окончаний имен существительных зависит от склонения) или (Выяснить отчего зависит правописание падежных окончаний имен существительных). Проговорить самой конкретно!!!!!!
- Повторение изученного материала. Решение поставленной проблемы. (слайд 7)
- Выбор способов действия, разрешение проблемной ситуации.
- Сейчас мы поработаем устно. Прочитайте слова на экране. Что у них общего? (все слова это существительные, единственного числа. Именительного падежа)
- Чем они отличаются? (родом)
- Распределение слов на группы. (слайд 8)
- Разделите слова на группы , ориентируясь на указания:
-Назовите существительные женского рода с окончаниями –а, -я (вода, земля)
-Назовите существительные мужского рода с окончаниями –а, -я (Юра, дядя)
- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.
- Выделите у них окончания.
- Назовите существительные среднего рода и тоже выделите у них окончания.
-Назовите оставшиеся имена существительные.
- Определите у них род.
- Какая буква на конце слов?
- По каким признакам мы сгруппировали имена существительные?
- Сделайте вывод. Какие существительные относятся к 1 склонению, 2 склонению, 3 склонению? !!!!!!
- Динамическая пауза. (слайд 9) сначала сделать настрой на отдых
- Сейчас, ребята, мы немного отдохнем. Проведем физминутку для глаз. Смотрим на экран и следим внимательно глазами за всеми появляющимися и движущимися предметами на экране.
- А теперь продолжаем наш урок.
- Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного. (слайд 10)
- Давайте вспомним, как определить склонение имени существительного в именительном падеже?
- Упражнение в определении склонений у существительных.
(слайд 11)
- Работа в тетрадях.
- Запишите в тетрадь слова: яблоко, книга, товарищ, молоко, лошадь, ягода, письмо. Определите склонение.
- Проверка. Работа с веерами.
- Проверим вашу работу с помощью веера, они лежат у вас на столе. Покажите число, соответствующее склонению существительного: яблоко - 2, книга -1, товарищ -2, молоко - 2, лошадь - 3, ягода - 1, письмо -2.
- Самостоятельная работа в группах.
- Организация работы учащихся в группах.
- Ребята, организуйте группы. Я вам даю карточки с заданиями для работы в группе.
- Распределите работу в группе, выберите командира, определитесь, кто начнет работу первым и т.д.
-Прочитайте задание и выполните работу.
- Самопроверка.
-Ребята, я даю вам карточки – проверялки, сравните их с вашей работой, если есть ошибки, исправьте их аккуратно карандашом.
- Анализ работы в группе.
- Пусть командир группы проанализирует работу учащихся. Как выполнили работу? Допустили ли ошибки и сколько? Как ребята работали в группе?
- Итог урока.(слайд 12)
- Итак, ребята, с какой целью необходимо уметь определять склонение у имен существительных?
- Повторите алгоритм, по которому вы будете определять склонение существительного?
- Рефлексия. (слайд 13)
- Подведем итоги вашей работе на уроке, а в этом вам помогут слова – помощники на экране.
- А мне, ребята, тоже понравилось с вами работать. И у меня сегодня вот такое хорошее настроение. Предлагаю вам оценить результаты работы всего класса. Для этого возьмите лепесток у вас на парте того цвета, который соответствует вашему результату по вот этим критериям ( слайд 14) и поместите его на доску с помощью магнитика вокруг моего настроения так, что бы получился цветок. Прокомментируйте свой выбор результата. Или сделать вывод самой, как на пробном уроке.
- Оценивание. Запись в дневники домашнего задания.
Д/З: выписать из карточки существительные и определить у них склонение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка. 3 склонения имен существительных.
Материал предназначен для учащихся 3 класса, позволяет хорошо усвоить новый материал по теме: «Склонение имен существительных.».Цели урока:-установить отличительные признаки имён сущ...
Урок русского языка "Три склонения имени существительного"
Урок по системе Занкова ,автор Полякова А.В."Русский язык ",3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-874179-1484034223.jpg)
Урок русского языка "Третье склонение имен существительных"
Урок русского языка "Третье склонение имен существительных"Цели: 1. Обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения; 2. Развивать ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-1119345-1550606466.jpg)
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/18/picture-950911-1621302197.jpg)
Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного"
Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/14/picture-1371955-1639503688.jpg)
Урок русского языка " 2 склонение имен существительных"
Урок изучения нового материала, направленный на знакомство учащихся со 2 склонением имен существительных....