Главные члены предложения
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Анжела Петровна Васильева

Цель урока: учить распознавать в предложении подлежащее и сказуемое; закрепить умение находить в предложениях главные члены.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Главные члены предложения.

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: учить распознавать в предложении подлежащее и сказуемое; закрепить умение находить в предложениях главные члены.

Планируемые результаты:

Предметные: находить грамматическую основу предложения - главные члены.

Метапредметные:

- переводить информацию из одного вида в другой (из словесной в графическую), отделять главное от второстепенного,   использовать  правила для подтверждения своей позиции;

- работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Личностные:

- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- уметь слушать и понимать речь друг друга.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Доброе утро, ребята! 
- Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! 
- Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. 
- Попробуем? 
- Доброе утро всем девочкам! 
- Доброе утро всем мальчикам! 
- Доброе утро всем тем, кто чистил сегодня зубы! 
- Доброе утро всем, кто любит конфеты! 
- Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке! 

- Доброе утро всем, кто у нас на уроке!
- Я думаю, что урок у нас получится интересным и познавательным. А для этого нужно быть очень внимательными и старательными.

- Ребята, освоить русский язык трудное дело. Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение).
- Чтобы узнать что–то новое, что надо сделать сначала? (Повторить то, что знаем). 

    - Урок я хочу начать с загадки:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.

(Весна)

- Назовите весенние месяцы.

- Назовите первый звук в слове «весна»? ([в,])

- А первую букву. ( Вэ)

- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. Давайте пропишем заглавную и строчную буквы В, в.

Словарная работа:

К-ртофель, к-пуста, м-рко-ь, п-мидор, -город, ур-жай.

- Какие это слова? (Словарные слова). Какая орфограмма в этих словах? (Безударный гласный звук в корне слова, непроверяемый ударением). С каким временем года связаны эти слова? ( С осенью).        

- Составьте предложение с одним из этих слов. Прочитайте. (Заслушивается несколько вариантов предложений) 
- Давайте запишем предложение в тетрадях, а один человек идет писать на доске: Осенью люди собирают урожай.

- Докажите, что это предложение.(Оно выражает законченную мысль.Слова связаны по смыслу).

- Каким оно является по цели высказывания? (Повествовательное) По интонации? (Невосклицательное).
- Сколько слов в этом предложении? (4)

3. Постановка учебной задачи.

- Попробуйте прочитать предложение без первого слова; без второго; без третьего; без четвертого. Какой вывод можно сделать? (В предложении есть слова, в которых заключена главная мысль). 

- Без каких слов это предложение не может существовать? (Люди собирают.)

- Можно сказать, что эти слова являются главными в предложении?(Да.Без них предложение не может существовать.)

- Подчеркните главные члены предложения.
- Кто не смог подчеркнуть?
- В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, что такое главные члены предложения.)
- Почему вы не смогли выполнить задание? (Мы не знаем, какие слова в предложении являются главными членами предложения.)
- Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Главные члены  предложения.)

- Какую цель поставим перед собой?(Познакомиться с главными  членами  предложения.Научиться  их выделять в предложении).
4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Откройте учебник на стр. 58 упр. 251

5. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись,

И за парты тихо сели.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем

И работать продолжаем.

— Я говорю подлежащее а вы — показываете действие этих животных  -  СКАЗУЕМОЕ

Заяц (прыгает)

Медведь (топает)

Птицы (летают)

Рыбы (плавают)

Скороход (бежит)

Лягушка (скачет)

Лентяй (потягивается)

Спортсмен (делают разные движения)


6. Первичное закрепление.  
- Прочитайте предложения, которые  записаны на доске. Давайте найдём грамматическую основу каждого предложения.

Сегодня светит яркое солнце.

Зажурчали весёлые ручейки.

Скоро наступят весенние каникулы.

(- Давайте найдём в этом предложении слово, которое выражает грамматическое значение  предложения. Подчеркнём его двумя чертами. Это и будет сказуемое. Теперь найдём слово, которое «командует» значениями рода и числа. Это будет подлежащее. Подчёркиваем его одной чертой. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по плану. 
Дети выполняют задание ЭФУ (страница 58, упражнение 2)  самостоятельно с самопроверкой по плану. 

Творческая работа «Мозаика» ( Из отдельных частей составить картинку. По картине составить предложение и определить главные члены предложения)

ДАНЫ КАРТИНКИ ПРО ВЕСНУ

Задание.

- Прочитай запись. Выражает ли она законченную мысль.

Мальчики …………….. в снежки.

………….. катались с горы на лыжах.

- Вставь пропущенные слова так, чтобы эта запись выражала мысль.

- Подчеркни главные члены предложения.

- Можно ли без них построить предложение?

- Сформулируй свой ответ и запишите его в карточку.

Мы заметили, что без ……….. членов нельзя выразить …….. и построить ……….., поэтому эти слова называются …………. ………… предложения.

8. Рефлексия.
Какую цель урока мы перед собой ставили?
(Узнать, какие слова называются главными членами предложения, и научиться находить в предложении главные члены).
- Достигли цели? (Да)
- Какие главные члены предложения вы знаете?
- Заполнить кластер (фронтальная работа)

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

                                                          ____________

                                                          ____________

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СВЯЗАНЫ

ПО СМЫСЛУ

                                                        И ГРАММАТИЧЕСКИ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ                                               СКАЗУЕМОЕ

Как подчёркиваются?

_________________                                              _________________

_________________

-Что оказалось более трудным?

10. Рефлексия учебной деятельности.
- У вас на столах лежат ладошки.

- На мизинце запиши тему урока;

- На безымянном пальце запиши, что такое подлежащее;

- На среднем пальце запиши, что такое сказуемое;

- На указательном пальце отметь, что понравилось на уроке;

- На большом пальце нарисуй смайлик настроения.

9. Домашнее задание.

-Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить.

зеленая – низкий уровень

жёлтая – средний уровень

красная – высокий уровень

(З.) Спиши предложения, подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Пришла золотая осень. С деревьев опадают жёлтые листья. Птицы улетают в тёплые края.

 (Ж.) Определи границы предложений, запиши их. Найди в каждом предложении грамматическую основу и подчеркни. Определи, какой частью речи является подлежащее и сказуемое.

Пришла золотая осень с деревьев опадают жёлтые листья птицы улетают в тёплые края.

(К.) Составь из данных слов предложения. Найди в каждом предложении грамматическую основу и подчеркни. Определи, какой частью речи является подлежащее и сказуемое.
Осень, золотая, пришла. Жёлтые, деревьев, листья, с опадают. Края, улетают, в, тёплые, птицы.

VIII. Итог урока.

- Какое новое открытие для себя вы сделали?

А) в предложении может быть несколько сказуемых.

Б) подлежащее может быть выражено личным местоимением.

- А сможем ли мы выразить свою мысль, если уберём из предложений

грамматическую основу?

Вернёмся к нашей гипотезе. Подтвердили ли мы своё предположение?

- Как вы думаете, а все ли тайны главных членов мы раскрыли?

Одну из тайн я хотела бы вам приоткрыть. Предлагаю поразмышлять!

- Прочитайте предложение. Найдите в нём главные члены.

Волк – хозяин зимнего леса.

- Назовите подлежащее? Сказуемое?

(проблемная ситуация при нахождении сказуемого в данном предложении

подтолкнёт детей к выводу о том, что не всю информацию об этом члене предложения они узнали на уроке, а, значит, им предстоит продолжить знакомство со сказуемым на следующем уроке).

IX. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу.

- Добились ли вы успеха? Всё ли у вас получилось?

Перед вами карточка с незаконченными предложениями. Мне хочется услышать ваши ощущения от урока.

Я сегодня открыл для себя….

Мне удалось……

Я встретил затруднения …..

Думаю, что могу помочь ….

Было интересно вместе с учителем ….

X. Домашнее задание.

Мотивирование на учебную деятельность

Актуализация знаний

Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта решения проблемы

Реализация проекта.

Первичное закрепление

Самостоятельная работа с самопроверкой по плану

Включение в систему знаний и повторение

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС

  • Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.
  • Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.
  • Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи. Очень важно все действия проговаривать вслух.
  • Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.
  • Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.
  • Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
  • Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
  • Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в I классе на тему: "Связь слов в предложении. Главные члены предложения."

Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе....

Тема: «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Связь слов в предложении».

Урок русского языка во втором классе.Цели урока: 1).Развивать умение распознавать предложение, оформлять его на письме, находить главные члены предложения.2) Формировать навык грамотного письма.3) Фор...

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Предложение. Главные члены предложения

Урок закрепления пройденного материала по теме "Предложение. Главные члены предложения"...

Предложение: "Главные члены предложения", 3 класс. УМК "Гармония"

Презентация выполнена к теме "Главные члны предложения" в 3 классе, УМК "Гармония"....

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК "Школа России"...

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

Учебный предметРусский языкКласс4Дата19.10.2017УМК«Перспектива»Тема урокаГлавные члены предложения. Второстепенные члены предложенияТипЗакрепление изученного материалаЦель урокаА) предметн...

Предложение. Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

Урок русского языка во 2 классе с использованием дистанционных образовательных технологий. УМК «Школа России»...