Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Видеть и проверять безударные гласные в корне слова; видеть и знать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель

Арсеева Екатерина Андреевна

Предмет

Русский язык

Класс

2 «Г»

УМК

«Школа России»

Тема урока

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

Тип урока

Урок закрепления и систематизации знаний и умений

Цель урока

Формировать умения видеть и знать слова с непроверяемыми безударными гласными

Планируемые образовательные результаты

Познавательные УУД: видеть и проверять безударные гласные в корне слова; видеть и знать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова.

Коммуникативные УУД: учатся оценивать самого себя.

Регулятивные УУД: учатся ставить цель для работы на уроке, делать выводы контролировать и оценивать учебные действия; выделять и осознавать то, что усвоено и то, что ещё нужно усвоить.

Личностные УУД: учатся ставить для себя цели урока, определять границы своего знания и незнания.

Методы обучения

Репродуктивный, частично-поисковый.

Виды работы

Фронтальная, парная, индивидуальная работа.

Средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, наглядный материал (карточки для работы в парах), учебник, рабочая тетрадь, дидактические материалы к учебному занятию.

Этапы урока

Цель этапа

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

1.Мотивация к учебной деятельности

2 мин.

Создание условий для включения обучащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала.

Здравствуйте, ребята!

Начнем урок с фразы «Порядок на столе – порядок в голове».

Обучающиеся слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная.

Коммуникативные:

Развивают доброжелательность и эмоционально-нравственный настрой.

Регулятивные:

Учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

Планируют необходимые действия.

2.Проверка домашнего задания

Урок предлагаю вам начать с проверки домашнего задания.

А задания у нас были на карточках.

Чему учили себя дома?

Давайте проверим как у вас получилось.

Молодец! Правильно вставила слова.
Самостоятельно справилась или с помощью родителей? Умница!

Карточки положите на край парты.

- Читать.

- Писать без ошибок, красиво.

- Работать с таблицей.

- Работать со словарём.

(2 человека читают вставленные словарные слова).

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальный.

3.Пальчиковая гимнастика

Создание условий для работы с прописями

Подготовка к письму.

Разомнём пальчики перед письмом.

Снег руками собирали, 
Наши пальчики устали.
Мы их будем растирать, 
Мы их будем согревать. 

Обучающиеся повторяют действия за учителем.

(Энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Энергично потирают ладонь о ладонь. Делают массирующие движения пальцами.)

Фронтальная

4.Минутка чистописания

- Открываем тетради, записываем в тетради дату 24 ноября, классная работа.

- Какое сейчас время года? Что скоро наступит? 

- Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки.

- Что вы заметили?

-Какой раздел учебника мы с вами сейчас изучаем?

-На какие 2 большие группы делятся звуки?

- К какой группе относятся буквы на снежинках?

- Найдите лишнюю букву - у

- Почему она лишняя?

- Давайте эти гласные как будто свяжем одной ниточкой и, как мороз на окне, в тетрадях составим узор из букв. 

(Записываю на доске образец)

Посадка при письме.

Руки? На месте! Ноги? На месте!

Локти? У края! Спина? Прямая!

- Спинка прямая, локти у края, тетрадь уголком.

- Записываем в тетради всю строку.

- Зима.

- Они с буквами.

- Звуки и буквы.

- Гласные, согласные.

- Гласные: е ё ю я у.

- У.

- е ё ю я обозначают 2 звука.

5.Актуализация и пробное учебное действие

5 мин.

Создание комфортных условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний, и применение их в новых ситуациях.

- Записываем в тетради слова 

- Прочтите слова: б..рёза, п..льто, р...бота, с..рока, з..ма, т..традь .

- Найдите лишнее слово.

– Какая орфограмма пропущена в слове "зима"? 

Раз можно ее проверить, она называется ПРОВЕРЯЕМАЯ  (На доску вывешивается карточка)

- Слово "ЗИМА" будем записывать? 

- В слове "ЗИМА" что надо проверять? 

- Где надо проверять?

- Как надо проверять? 

-Чем надо проверять? 

Если гласная у вас вызвала сомнение, обязательно её ставь под ударение”.

– Написание каких слов вы затрудняетесь проверить?  

– Как называются орфограммы, которые не проверяются? НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ  (На доску вывешивается карточка)

- Запишите в тетрадь непроверяемые слова, вставьте буквы, поставьте ударение, подчеркните ту букву, которую нужно запомнить.

Ваша задача проверить, верно ли мы вставили буквы. Что для этого нужно сделать? Давайте вспомним, что делать, если мы встретили слова, в которых непроверяемая гласная в корне слова? Открываем учебник, страница 104 раздел «Вспомни».

- Как быстро найти это слово в словаре? -Какой секрет надо знать, чтобы найти слово в словаре? Как слова расположены в словарях?

- Оцените себя. (+ ? -)

- Обучающиеся читаю слова.

- Все слова словарные, кроме слова "зима", гласную И в слове "зима" можно проверить.

- Безударная гласная в корне слова.

- Нет, оно словарное.

- Гласную   И.

- В корне слова ЗИМ.

- Надо изменить или подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне (ЗИМЫ).

- Проверяем ударением (ЗИМЫ).

-Б..рёза, п..льто, р...бота, с..рока, р..сунок.

- Непроверяемые.

Записывают непроверяемые слова в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают вставленную букву.

Обучающиеся открывают учебник. Ученик читает раздел «Вспомни».

- Все слова записаны в словаре в алфавитном порядке.

Обучающиеся оценивают себя с помощью критериев:

«+» - все верно выполнено.

«!» - допустил ошибки.

«-» - не выполнил задание.

Фронтальная.

Коммуникативные:

Выражение собственной точки зрения, объяснение и аргументация точки зрения, участвуют в коллективном обсуждении.

Регулятивные:

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные:

Планируют необходимые действия,  учатся размышлять.

6.Формулировнаие темы урока с последующим планированием деятельности

4 мин.

Создание ситуации успеха, постановка учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что неизвестно.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся.

Учитель создаёт ситуацию успеха.

- Что же можно сказать о написании безударных гласных звуках в словарных словах? 

-Что же делать, если такие слова встретились? Что поможет нам их правильно написать? 

- Как называются слова, в которых есть безударный гласный непроверяемый ударением?

Вот мы и подошли к теме урока. Кто сформулирует тему? СЛАЙД

- Какую цель поставим перед собой? СЛАЙД

- Чему мы будем учиться?

- В чем будем тренироваться?

- Они не проверяются ударением. 

- Словарь.

- Словарные.

- Написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова.

-Тренироваться правильно писать слова с непроверяемыми безударными гласными.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Фронтальная.

Коммуникативные:

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

Учатся планировать,

прогнозировать.

Познавательные:

Учатся отвечать на вопросы, формулировать мысль.  

7. Практическая работа

8 мин.

Организация деятельности учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Повторение нового материала.

СЛАЙД (На экране иллюстрация, на которой дети лепят снеговика.)

-Рассмотрите картинку. Что изображено? Какое время года у нас наступает?

-Ребята, составьте предложение по этой иллюстрации.

СЛАЙД На экране появляется : Р.бята сл.пили сн.говика.

-Какие орфограммы пропущены в предложении? 

- В этом предложении все безударные гласные в корне можно проверить?

- Запишем в тетради предложение.  СЛАЙД

- Выделяем в словах корни, ставим ударение, подчеркиваем безударные гласные.

Значитне все безударные гласные в корне можно проверить. Как же всё-таки правильно выбрать букву в словах с непроверяемыми безударными гласными?

ПОСМОТРЕТЬ В СЛОВАРЕ (На доске вывешивается карточка)

– Верно, существуют орфографические словари.( показываю словари) Именно по ним мы проверяем орфограммы, в них мы можем справиться о правописании слов, но словари не всегда бывают под рукой.

– Что делать?

ЗАПОМНИТЬ  (На доске вывешивается карточка)

– Слов с непроверяемой орфограммой много. Эти слова называют еще "словами с секретом". Как думаете, в чем их секрет?

Обучающиеся рассматривают картинку, отвечают на вопросы учителя.

Ученики предлагают разные предложения, останавливаемся на предложении «Ребята слепили снеговика.»

- Безударные гласные.

- Снеговик - проверим снег, слепили - проверим лепят, в слове «ребята» нельзя проверить «е», это словарное слово, его надо запомнить.

Обучающиеся записывают в тетради предложение. Ученик у доски.

Выделяют в словах корни, ставят ударение, подчеркивают безударные гласные.

- Посмотреть в словаре.

- Запомнить.

- Их нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить или проверить по словарю.

8. Физкультминутка

3 мин.

Снятие психологического напряжения у учащихся путем переключения на другой вид деятельности

- Ребята, а давайте немножко разомнемся.

Мы  зимой в снежки играем.         По сугробам мы шагаем.              
И на лыжах мы бежим.      

На коньках по льду скользим.

И снегурку лепим мы.                
Гостью-зиму любим мы.               

-Обучающиеся выполняют легкие физические упражнения. 

(имитация лепки снежков)
 (шагаем, высоко поднимая колени)
(пружинистые движения на на месте, широкие взмахируками, руки согнуты в локтях)
(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
(соответствующие движения)   
(развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Фронтальная, индивидуальная.

Коммуникативные:

Умеют оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные:

Умеют определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

Умеют находить главные члены предложения. Задавать вопросы.

9.Закрепление материала

8 мин.

Первичное проектирование индивидуального маршрута в повторении материала.

Закрепление знаний.

Выявляет уровень знаний.

Отдохнули, а теперь поработаем. Давайте проверим, как вы запомнили словарные слова с прошлого урока.

Работа в парах «Слоги рассыпались». Ваша задача собрать слова.

РА, ТА, БО

КА, ДАШ, РАН

НА, ВО, РО 

- Сложно было собирать слова?

- Какие эти слова?
- Можем проверить написание этих слов?

- Как узнать, как они пишутся, если их не проверить?

Усложним задачу.

СЛАЙД «Из каких слов выпали СОГЛАСНЫЕ?»

О, О, А

А, А, А

СЛАЙД «Из каких слов выпали ГЛАСНЫЕ ?»

М…Р…З

В…Р…Н…

Р…Б…Т…

Работа с учебником (самостоятельная работа)

Стр. 104 упр.164.

- Запишите "Упражнение 164".

- Как вы будете выполнять упражнение?

- С чего нужно начать?

- Внимательно читаем текст (выбираю одного ученика).

ВЫПОЛНЕНИЕ ВЗАИМОПРОВЕРКИ

- Оцените друг друга. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте слова, исправьте ошибки простым карандашом.

Обучающиеся работают в парах, составляют словарные слова.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

- Ворона, сорока.

- Карандаш.

- Мороз.

- Ворона.

- Работа.

Обучающиеся оценивают друг друга с помощью критериев:

«+» - все верно выполнено.

«!» - допустил ошибки.

«-» - не выполнил задание.

Парная

10.Рефлексия учебной деятельности

2 мин.

Осознание качества  и уровня усвоения, оценка результатов работы.

Самопроверка и осознание того, что повторили.

- А теперь давайте оценим работу на уроке.

- Как вы поработали? Все ли получилось?

- Сколько письменных заданий выполнили?

- Какое задание самое сложное?

- В каких заданиях вы поставили ?

- Кто доволен своей работой?

- У кого не было  ошибок?

- У кого были ошибки?

- Молодцы!

- Обучающиеся дают анализ уроку, оценку работе своего класса. Оценивают свою работу и товарища.

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Коммуникативные:

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; оформляют свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

Ставят вопросы,  самостоятельно выделяют,  формулируют познавательную цель, формулируют проблемы.

Познавательные:

Самостоятельно задают вопросы, находят основу предложения (подлежащее и сказуемое).

11. Итог урока

3 мин.

Ориентирование обучающихся на применение полученных знаний.

Групповая деятельность.

– Назовите тему нашего сегодняшнего урока.

– Как правильно выбрать непроверяемую безударную гласную в слове? 

Спасибо за работу!

- Непроверяемые безударные гласные.

- Необходимо посмотреть в словаре или запомнить, как оно пишется.

Фронтальная.

Коммуникативные:

Полное и точное выражение своих мыслей.

Регулятивные:

На основе опыта выражение сомнений в достоверности информации.

Познавательные:

Участие в коллективном обсуждении проблем.

12.Домашнее задание

Домашнее задание (на выбор) 

  1. с. 104 упр. 165
  2. с. 105 упр. 167

Выбирают задание для домашней работы.

Фронтальная.

Коммуникативные:

Полное и точное выражение своих мыслей.

Регулятивные:

На основе опыта выражение сомнений в достоверности информации.

Познавательные:

Участие в коллективном обсуждении проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне".

Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне" разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке второклассники учатся ф...

Русский язык. 2 класс Технологическая карта.Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

достижение планируемых результатов посредствомтехнологии проблемного диалога (автор Мельникова Е.Л.) 1.Формировать предметное умение: писать слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в ...

Конспект урока по русскому языку проведенного во 2в классе по теме «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»

Тема: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Задачи урока:создать условия для формирования интелл...

Урок русского языка во 2 классе."Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова."

Формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Развивать письменную речь, умение отвечать на вопросы....

Презентация к уроку русского языка. "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова."

Учащиеся научаться видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в корне слова, аргументированно отвечать, доказывать своё мнение, оценивать себя и товарищей....

Урок по русскому языку "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне." 2 класс

Разработка урока по русскму языку в рамках недели начальных классов...

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова"

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова"...