Знакомство с изменением названий предметов по числам.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тришина Светлана Васильевна

Знакомство с изменением названий предметов по числам. Русский язык 2 класс "б" УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx36.44 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Знакомство с изменением названий предметов по числам 

Цель урока:  познакомить со способом изменения названий предметов по числам;

ввести термин единственное число, множественное число;

показать, что в речи слова помогают друг другу выражать наши мысли, для того они умеют  изменяться;

продолжать работу над текстом.  

  Задачи:

 Образовательная:

       

  • формировать  умения определять число имени существительного;
  • формировать навыки планирования ответов, навыка работать с книгой, уметь писать и читать в быстром темпе, навыки  самоконтроля;

  

Развивающая:

  • развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать. Обобщать, логически излагать свои мысли, речь;
  • развивать эмоции уч-ся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости;
  • развивать познавательный интерес школьников.

Воспитательная:

  • содействовать в формировании мировоззрения,
  • воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать любовь к родному языку;

Регулятивная:

  • целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. 

Оборудование: компьютерная презентация, листы для самооценки.

Тип урока: изучение новой темы.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, практический.

 Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование: «Русский язык» 2 класс, карточки с заданиями, картинки зимы, снежинки.

1.  Организация начала урока.

 Психологический настрой.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок

Начинаем наш урок.

Сядьте так же тихо,

Как падают снежинки.

- Итак, русский язык,  друзья!

  Сегодня у нас гости.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

- Сегодня мы продолжаем размышлять о словах.

-Послушайте загадку и узнаете, кто будет помогать нам во время урока.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.  (Зима.)    Показ картинок зимы.  1слайд.

-У нас за окном тоже зима, она нам будет не просто помогать, а тем, кто будет,  отлично трудится, подарит снежинку на память.

-Кроме того, каждый из вас в конце урока получит отметку, а  поможет нам в этом снеговик. У вас на парте лежат снеговики. По выполнению, какого либо задания по моей команде вы будете рисовать вокруг него снежинки, синим карандашом. 2 и 3 слайды.

- Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания. Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу.

2. Постановка учебной проблемы.

- Прочитайте слова.

Лес, сугроб, дерево, шапка.   4 слайд.

-Что общего между этими словами?

- Это слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? или что? неодушевлённые.

 

Карточка№1. Работа в группах.

- Вставьте данные слова в следующие предложения, ничего не изменяя ( не изменяя окончаний ).

Мы вошли в зимний …  .  Кругом большие пушистые …  .  На высоких …  лежат снеговые  …  5 и 6 слайд.

3. Поиск решения, открытие нового знания.

- Ребята, все ли у вас получилось?

- Какие возникли затруднения?

- Мы  не можем использовать слова сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.

- Как нужно поступить?

- Нам нужно изменить эти слова так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.

- Измените слова и запишите. Проверка. (одна группа зачитывает предложения)

                                                                                                                         7 слайд.

Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы. На высоких деревьях лежат снеговые шапки.

*- Молодцы!   Те, кто не допустил не единой ошибки зарабатывают снежинку. (Возьмите карандаш синего цвета и нарисуйте снежинку около снеговика.)

- Определите тему нашего урока.

- Знакомство с изменением названий предметов по числам.  8 слайд.

- Какие цели и задачи надо поставить на урок?

 -Для того, чтобы наша речь бала красивой.

- Правильно употреблять слова в предложении.

- Чтобы слова в предложении были связаны между собой по смыслу.

  Работа с учебником

- Какое новое знание вы обнаружили выполняя задание?

- Мы узнали, что слова  могут обозначать один и много предметов.

- На странице 28, упражнение 326, прочитаем правило.

Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе.

Запишите последнее предложение, подчеркните слова-предметы. Подчеркните опасные места.

-Что изменилось у имен существительных, когда мы изменили им число? (окончания)

 

   

4. Физкультминутка

- Продолжаем работу.

  Карточка №2. Работа в парах.  9 слайд.

-Что объединяет эти  слова? 

- Это слова, которые обозначают  предметы, отвечают на вопросы кто? или что?

- На какие две группы мы можем разделить эти слова? 

- На единственные и множественные.

- Измените число .  (Дети записывают в тетрадь, один у доски. Проверка.)  

                                                                                                            10 слайд.

Снежинка-………….                            

Сугроб-……………          

Метели-……………...                    

Сосулька-…………

Горки……………

Санки………….

-Прочитайте все слова в единственном числе.

-Почему они в единственном числе?

-Прочитайте все слова во множественном числе.

-Почему они во множественном?

*- Молодцы!  Те, кто не допустил не единой ошибки зарабатывают снежинку.

-Мы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем.

На дворе у нас мороз,

Чтобы носик не замерз

Надо ножками потопать,

И ладошками похлопать.

- Но мы будем хлопать не просто так. В том случае, если я назову слово в единственном числе,  то вы  хлопаете один раз, а если слово  во множественном числе, то два раза .

Белка,  ведро, деревья, город, горы, девочка, стекла, конфеты, листья.

*- Молодцы! Присаживайтесь.  Те, кто не допустил не единой ошибки зарабатывают снежинку.

 

5. Закрепление изученного материала.

А теперь применим наши знания на практике.

Стр. 29. Упр. 328.

(Два слова записываем с комментированием, остальные слова самостоятельно. Взаимопроверка.)    

-Какой вывод можем сделать?  

 ( С помощью изменения числа существительного можно проверить безударную гласную)

*- Молодцы!  Те, кто не допустил не единой ошибки зарабатывают снежинку.

6. Проверка первичного усвоения знаний.

 Самостоятельная работа. Проверка первичного усвоения знаний.

Карточка№3

1.      Подчерки слова в единственном числе:

Коньки, каток, лыжи, снег, зима, варежки. 

2.Образуй имена существительные во множественном числе:

Гвоздь- _____________

Муравей- ____________

Дорога- ______________

Друг- ________________

 Проверка, самостоятельно, по ключу на слайде.  11 и 12 слайды.

*Поднимите руку те кто,  выполнил первое задание без ошибок, нарисуйте  себе снежинку.

*Поднимите руку те кто,  выполнил второе задание без ошибок, нарисуйте  себе снежинку.

7. Итог урока.

- Какие новые знания о словах предметах  открыли юные учёные?

- Как изменяются слова обозначающие предмет?

- Сколько чисел у слов предметов?

Оценивание.

Поднимите руку те, кто за урок нарисовал 5 снежинок, вы получаете оценку 5 за урок.

Поднимите руку те, кто за урок нарисовал 4 снежинки, вы получаете оценку 4 за урок.

Поднимите руку те, кто за урок нарисовал 3 снежинки, вы получаете оценку 3 за урок.

8. домашнее задание.

-  Правило на  стр. 29, упр.329..

- Вы сегодня отлично потрудились!

- Всем спасибо за урок!  13 слайд.

Самоанализ урока:

Этап  урока

Задачи обучения

Виды деятельности учащихся

Включая всех

Оценивание

Результат обучения

Основные ресурсы

Организационный этап. Психологический настрой.

Настроить на работу.

Отгадывание загадки

Словесная похвала, одобрение

Вовлечение всего класса в работу.

Картинки зимы

Актуализация знаний

Повторить пройденный материал. Настроится на следующий этап работы.

Индивидуальная работа.

работа в карточке

Работа со снеговиком.

Заработанный балл (снежинка)

Переход к следующему этапу урока

карточка

Чистописание. Словарная работа.

Формировать навыки правильного письма.

Пополнение  словарного запаса.

Индивидуальная работа в тетради.

Составление предложения со словарным словом

Работа со снеговиком.

Заработанный балл (снежинка)

Обогащение словарного запаса

тетрадь

Постановка учебной проблемы.

Развивать умение выделять главное, сравнивать.

Коллективная работа (подбор подходящих слов)

Самостоятельная запись последнего предложения.

Словесная похвала, одобрение

Умение различать существительные единственного и множественного числа.

Тетрадь, доска.

Поиск решения, открытие новых знаний.

Учить работать с существительными единственного и множественного числа

Подведение итогов.

Работа с правилом (чтение хором)

Словесная похвала, одобрение

Умение изменять число имен существительных с помощью окончаний.

учебник

Физ. минутка.

Отдохнуть. Учить различать формы им. Сущ.

Работа со снеговиком.

Заработанный балл (снежинка)

Умение различать существительные единственного и множественного числа.

Закрепление изученного материала.

Дать понятие  о словах исключениях. Проверки безударных гласных. Проверки звонких согласных на конце слова.

коллективная

Работа в тетради.

Словесная похвала, одобрение

Умение определять число им. Сущ.

учебник

Проверка первичного усвоения знаний. См. работа.

Учить самостоятельно определять число им.сущ.

Индивидуальная работа.  (карточка)

Оценка по ключу.

Работа со снеговиком.

Заработанный балл (снежинка)

Умения находить им. Сущ. В ед. числе.

Образовывать от ед.  Формы им. Сущ. множественную

карточка

Итог урока

Обобщить знания, полученные на уроке.

Фронтальный опрос

Индивидуальный подсчет баллов.

Оценивание работ по количеству баллов.

Выставление отметок.

 Картинка снеговика

Домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 г. Бирюсинска Русский язык 2 класс «б» УМК «Гармония» Подготовила: Тришина Светлана Васильевна, учитель I квалификационной категории

Слайд 2

Лес, сугроб, дерево, шапка.

Слайд 3

Мы вошли в зимний … . Кругом большие пушистые … . На высоких … лежат снеговые …

Слайд 4

Мы вошли в зимний . Кругом большие пушистые . На высоких лежат снеговые . лес сугроб дерево шапка ы дерев ьях шапк и

Слайд 5

Тема: «Знакомство с изменением названий предметов по числам»

Слайд 6

Снежинка – Сугроб – Метели – Сосулька – Горки – Санки – снежинки сугробы метель сосульки горка

Слайд 7

Коньки каток лыжи снег зима варежки

Слайд 8

Гвоздь – Муравей – Дорога – Друг – гвозди муравьи дороги друзья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка для учащихся 2,4 классов на тему "Изменение окончаний слов-названий предметов или имён существительных"

Интегрированный  урок русского языка разработан для 2,4-ых классов при изучении темы «Имя существительное» Тип урока - обобщение.На этом этапе важно развить активность, самостоятельн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

«Название предметов. Название группы предметов. Пазлы. Двойной щелчок.»

laquo;Название предметов. Название группы предметов. Пазлы. Двойной щелчок.»...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....