« Формирование регулятивных УУД в процессе профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников»
учебно-методический материал по русскому языку

Тавлиханова Наталья Николаевна

« Формирование регулятивных УУД в процессе профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников»

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тавлиханова Наталья Николаевна учитель начальных классов, учитель-дефектолог МАОУ СШ № 11 г. Бор

Слайд 2

Тема « Формирование регулятивных УУД в процессе профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников»

Слайд 3

3 Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Теоретические условия Практические условия Организационно-педагогические условия Изучение специальной методической литературы Участие в вебинарах Изучение и обобщения опыта Деятельность учащихся Разработка и проведение открытых уроков Курсы повышения квалификации Курсы переподготовки «Логопедия» Самообразование Обобщение опыта работы на ШМО Работа в РМО Публикации на интернет портале

Слайд 4

Актуальность личного вклада Актуальность увеличение количества учащихся, имеющих нарушения письменной деятельности Дисграфия – причина низкого уровня грамотности, успеваемости и школьной дезадаптация государство уделяет внимание обеспечению доступности качественного образования низкий уровень осведомлённости родителей о данном нарушении письменной речи

Слайд 5

Виды дисграфии

Слайд 6

Теоретическое обоснование личного вклада Система занятий по профилакти ке и коррекции дисграфии. Направление внимания на звуковую сторону речи. (Р.Е.Левина) Работа по дифференциации артикуляций. (М.Е.Хватцев) Использование заданий по дифференциации фонем (И.Н.Садовникова) Формирование фонематического представления на базе развития фонематического восприятия. (А.В.Ястребова)

Слайд 7

3)создать систему заданий, способствующих формированию регулятивных УУД 4) диагностировать влияние самостоятельной работы по коррекции дисграфии на формирование регулятивных УУД 2)определить эффективные пути коррекции дисграфии Задачи: 1)проанализировать литературу по данной теме Цель: формирование регулятивных УУД в процессе выработанной системы выполнения заданий по коррекции и профилактике дисграфии

Слайд 8

Ведущая педагогическая идея Говорить об эффективности работы по профилактике и коррекции дисграфии можно, если применять в обучении детей специальную систему, которая способствует формированию письменной речи и регулятивных УУД

Слайд 9

3 этап - система работы по ликвидации специфических ошибок : 1) диагностика; 2) использование упражнений по профилактике и предупреждению дисграфии ; 3) индивидуальная работа по коррекции дисграфии 1 этап - система заданий на развитие: 1. зрительного внимания; 2. зрительной и двигательной памяти; 3. зрительно – пространственных функций; 4. кинестетического праксиса ; 5. мелкой моторики рук система работы по профилактике и коррекции дисграфии 2 этап - система заданий на : 1)развитие моторики артикуляционного аппарата; 2) развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; 3) выполнение звукового анализа и синтеза

Слайд 10

1 этап Ожидаемые результаты: 1. произвольное внимание; 2.наблюдательность; 3. владение способами запоминания, способности к переключению на другой вид деятельности; 4. овладение приёмами самоконтроля; 5.сформированность произвольной регуляции действий Система заданий на развитие: 1. зрительного внимания ; 2. зрительной и двигательной памяти; 3. зрительно – пространственных функций; 4. кинестетического праксиса ; 5. мелкой моторики рук Этап 1 - развитие неречевых психологических предпосылок для формирования навыков письма, владения первичными навыками самоконтроля

Слайд 11

2 этап Ожидаемые результаты: 1. умение артикулировать звуки речи; 2. умение выполнять звуковой анализ и синтез ; 3. овладение учебными действиями : А) принятие учебной задачи; Б) определение путей и средств достижения учебной задачи; В) осмысление материала, выделение необходимой информации в учебном материале Система заданий на : 1)развитие моторики артикуляционного аппарата; 2) развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; 3) выполнение звукового анализа и синтеза Этап 2 – развитие звуковой стороны речи, формирование учебных действий -

Слайд 12

3 этап Ожидаемые результаты 1)диагностирование обучающихся; 2) овладение учебными умениями : А ) планирование выполнения письменной деятельности; Б) выполнение самоконтроля в процессе письменной деятельности ; В) проведение коррекции самостоятельно по образцу Система работы по ликвидации специфических ошибок : 1) диагностика; 2) использование упражнений по профилактике и предупреждению дисграфии ; 3) индивидуальная работа по коррекции дисграфии 3 этап - индивидуальная работа по ликвидации специфических ошибок , формирование регулятивных УУД

Слайд 13

Новизна работы заключается в создании учителем системы работы по восполнению пробелов в развитии письменной деятельности, по профилактике и коррекции нарушений письма на уроках русского языка

Слайд 14

Взаимодействие с семьёй Родительские собрания Консультации Посещение индивидуальных занятий Семинары- практикумы Изготовление памяток, буклетов Посещение уроков

Слайд 15

Результаты работы по профилактике и коррекции дисграфии 1.замена букв по графическому сходству 2.замена букв по акустическому сходству 3.перестановка и вставка лишних букв. 4.пропуски предлогов, неправильное согласование слов в роде и падеже 5.фонетическое письмо Вывод. профилактика прошла успешно, т.к ошибок на развитие фонематического слуха, внимания сделано немного. 6. слитное написание слов с предлогами, отделение приставки от корня

Слайд 16

Результаты работы по формированию регулятивных УУД 1.развитие произвольного внимания 2. владение способами запоминания 3. способность к переключению на другой вид деятельности. 4.владение приёмами самоконтроля 5. сформированность произвольной регуляции действий Вывод: формирование регулятивных УУД в процессе работы над дисграфией прошло успешно 6. развитие наблюдательности

Слайд 17

Работы детей

Слайд 18

Транслируемость опыта Благодарственное письмо (Законодательное собрание Нижегородской области) Грамота за высокие достижения в области внедрения инновационных технологий (издательский дом «Инновации и эксперимент в образовании» г.Москва). Грамота ( ГБОУ ДПО НИРО) . Грамоты за высокий профессионализм и личный вклад в развитие муниципальной системы образования (УНО г. Бор) . Благодарственное письмо за высокие результаты в организации работы методических объединений педагогов, проявленную инициативу и высокую ответственность (УНО г. Бор). Диплом 2 степени (всероссийский конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок по ФГОС»). Благодарность за активное участие в реализации муниципального проекта «Талантливые дети » (МАОУ СШ № 4) .

Слайд 19

Литература 1. Аристова Т.А. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно - методическое пособие / Под ред. Яковлевой Н.Н. – СПб.: КАРО, 2007. – 208 с. 2. Ахутина Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция. Актуальные проблемы логопедической практики / Под ред. Храковской М.Г. - СПб.: Изд. Акционер и К., 2004. – 246 с. 3. Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. – СПб.: КАРО, 2008. - 96 4. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей// – 2008. - №4. – с. 83-86. 5. Иншакова О.Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма. – СПб.: Образование, 1997. – 319 с. 6 . Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2001. – 224 с. 7 . Садовникова И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос , 1997. – 256 с . 8. Ястребова А.В.. «Обучаем писать и читать без ошибок» – М.: Аркти , 2015. – 360 с.

Слайд 20

Благодарю всех за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к обобщению опыта по теме"Профилактика и устранение дисграфии у младших школьников"

Презентация была подготовлена к выступлению на районном методическом объединении. В ней представлена моя система работы по устранению и профилактике дисграфии  с применением логопедических методо...

Коррекция дисграфии у младших школьников в условиях школьного логопункта.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей ...

Программа коррекции дисграфии у младших школьников. (2 класс)

Программа коррекции дисграфии у младших школьников.( 2 класс)  предназначена для  учителей - логопедов СОШ.       Основная задача логопеда  состоит в том, чтоб...

Использование дидактических компьютерных игр и в коррекции дисграфии у младших школьников

Использование ЭОР в коррекции дисграфии у младших школьников...

Актуальность ранней коррекции дисграфии у младших школьников

В статье рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики дисграфии и дизорфографии....

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Дисграфия- это частичное расстройство письма, которое связано с недостаточной сформированностью всех ВПФ, отвечающих за письмо. Дисграфия наблюдается в постоянных и одинаковых ошибках письм...

« Формирование регулятивных УУД в процессе профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников»

Презентация « Формирование регулятивных УУД в процессе профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников»...