Русский язык 3 класс «Собственные и нарицательные имена существительные»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Власова Светлана Анатольевна

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС (конспект + презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Румянцевская СОШ»

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»

   Выполнила:

                               Учитель начальных классов

        Власова С.А.

        

Предмет: русский язык

Класс: 3

УМК: Школа России

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

Тип урока: получение новых знаний

Формы организации учебной деятельности:

•в парах; индивидуальная;

• фронтальная

Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, презентация, интерактивная доска.

Цель: формировать понятие об именах собственных и нарицательных имён существительных. Углубить знания об именах собственных, совершенствовать  навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.

Планируемые результаты:

Личностные – формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

 Регулятивные УУД – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь.

Предметные – уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, смена видов деятельности на уроке.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. 

Здравствуйте, ребята. Я рада всех видеть сегодня на уроке. Надеюсь, что вам на нем будет интересно.

II. Минутка чистописания  Слайд №2

 Открываем тетради,  подписываем число и классная работа. Посмотрите на доску, там записаны строчки чистописания.

 III . Актуализация знаний  

  1. Звуко-буквенный разбор слова Слайд №3

Вы прописали слово снег. Выполните  звуко -буквенный разбор.

А сейчас поменяйтесь тетрадями  с соседом по парте и по образцу проверьте работу.

Оцените его работу.

Хочу проверить, какие вы внимательные. Найдите ошибку в разборе этого слова на доске. Слайд №4

  1. Орфографическая работа Слайд №5

На доске записаны слова. Можно ли из них составить предложение? Запишите его, выделяя изученные орфограммы. ( По белому снегу прыгали взъерошенные воробьи)

  1. Словарная работа Слайд №6

Записываем словарные слова через запятую. Выделяем орфограммы.

IV. Подготовительный этап

К какой части речи относятся эти слова? (Им.Сущ)

А, что вы знаете об именах существительных? ( Имя существительное – это предмет; Отвечает на вопрос – Кто? Что?; Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные)

 Что объединяет их? (Они о зиме)

Какие слова отличаются от других? (Дед Мороз)

Почему? (Они записаны с большой буквы)

Данные слова некоторые написаны с заглавной буквы, а некоторые со строчной.  Как вы думаете почему? (Одни слова, которые написаны с маленькой буквы, называют общие предметы, а слова, которые написаны с большой буквы, называют какой-то определенный предмет, город, имя, улицу, страну, фамилию)

V. Постановка темы и цели урока 

Подумайте и скажите, над какой темой мы сегодня будем работать?                                                                                                               (Заглавная и строчная буквы в словах)

 Что мы должны узнать на уроке? (Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и со строчной буквы) Слайд №7

Физминутка Слайд №8

VI. Изучение нового материала

  1. Работа в учебнике Слайд №9

Упр.22 стр.15 (устно)

Прочитайте. Какие из этих слов собственные, а какие нарицательные? ( Поэт, мальчик, девочка, город, площадь, страна, озеро, улица, богатырь, корова, кот, гора – это нарицательные; Василий Андреевич Жуковский, Алёша, Алиса, Вологда, Победы, Болгария, Байкал, Мира, Илья Муромец, Зорька, Базилио, Эльбрус – это собственные). Почему имена существительные, которые написаны с большой буквы называются – собственные? (Имена существительные, которые написаны с большой буквы называются – собственными, потому что они называют конкретное лицо, город, озеро, улицу, кличку животного, страну)

Молодцы. Сравним ваши ответы с правилом в учебнике на стр.15

VII. Первичное закрепление.

  1. Работа в учебнике    Упр.23 стр.16 (письменно)

Все имена существительные можно разделить на 2 большие группы. Одни существительные пишутся с заглавной буквы, другие – строчной. Давайте поработаем в тетрадях.  Рассмотрим упражнение 23 на странице 16. Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить? (Распределить слова на две группы. В одну группу записать имена собственные, во вторую – нарицательные)

После выполнения работы, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сделайте взаимопроверку по образцу Слайд №10

 Давайте сделаем вывод. Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы?                                                                                                      (Эти слова называются имена собственные).

Какие слова относятся к собственным, а какие к  нарицательным? Слайд №11

Памятка на доске поможет вам лучше понять и запомнить Слайд №12

Физкультминутка   https://youtu.be/bC3nDHF5D9s

VIII. Закрепление.

  1. Самостоятельная работа. Заполнить карточку

Где я живу?

Планета _________________________________________

Страна __________________________________________

Область _________________________________________

Район  ___________________________________________

Поселок (деревня, село)_____________________________

  1. Подготовка к проекту Слайд №13-16

Каждый человек с самого рождения первое, что получает – это имя собственное. Оно даётся не просто так. Каждое имя имеет свое значение. Мое имя Светлана на славянском языке  обозначает –светлая, «чистая душой». А кто знает, что обозначает его имя? Из какого языка оно пришло? Кто дал вам это имя? На эти вопросы вы ответите, после того, как подготовите проект «Тайна имени».

IX. Подведение итогов

1)Блиц-опрос

 Что такое имя существительное?

 Как называются имена существительные, которые обозначают людей, животных, птиц?

Что такое имена собственные? Как они пишутся?

Как пишутся имена нарицательные?

X. Рефлексия. Слайд №17

Ответьте на вопросы

XI Домашнее задание  Слайд №18 

Проект «Тайна имени», учебник стр.18-19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе «Собственные и нарицательные имена существительные»

Цели урока:Формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.Воспроизведение в памяти знания о собственных и нарицательных именах существительных, о правописании...

Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...

Урок русского языка в 3 классе "Собственные и нарицательные имена существительные"

Цели:·                     узнать о собственных и нарицательных именах существительных; &midd...

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Собственные и нарицательные имена существительные.

Конспект урока русскогоязыка, 3 класс. Собственные и нарицательные имна существительные....

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе "Собственные и нарицательные имена существительные"

В публикации представлен открытый урок по русскому языку в 3 классе. В образовательной деятельности учителем применяются современные технологии. Для достижения положительных результатов применяются ра...