Конспект урока русского языка во 2 классе "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существтельных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.5 КБ | |
| 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных».
Класс:
Дата: 28.02.2025
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: создание условий для знакомства обучающихся с именами существительными собственными и нарицательными.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные»;
- способствовать формированию орфографического навыка использования заглавной буквы в именах собственных;
- закреплять навыки правописания собственных имён существительных.
Развивающие:
- способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, орфографической грамотности, логического мышления;
- обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
- развивать представление о многообразии русского языка.
Воспитательные:
- воспитывать активность, усидчивость в процессе обучения;
- способствовать формированию интереса к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные: имеют определенные познавательные потребности и учебные мотивы.
Предметные: учащийся узнает понятия «имена собственные», «имена нарицательные»; учащийся научится различать имена существительные собственные и нарицательные; научится писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Метапредметные:
Регулятивные УУД - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные УУД - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные УУД - положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, электронные образовательные ресурсы (презентация, проектор).
Этап урока | Время | Деятельность учителя | |||||||||||||
1.Мотиваци-онный | 1-2 мин | -Приветствие гостей. - Прозвенел уже звонок значит начался урок, Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. СЛАЙД - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! - Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо. - Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок. - Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится! | Настраиваются на работу уроке. | ||||||||||||
2.Актуали-зация знаний | 3-5 мин | - Сегодня у нас урок открытия нового. А чтобы узнать что-то новое надо что сделать? (Повторить изученное) СЛАЙД - Вот и начнём наш урок с повторения изученного. - Посмотрите на доску и прочитайте слова на карточках. Солнце, утро, город, девочка, мальчик , щенок - Какой частью речи они являются? (именем существительным) - Почему вы так решили? (обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?) - На какие две группы можно разделить данные существительные ? (одушевлённые и неодушевлённые) - Какие существительные называются одушевлёнными? правило - Какие существительные называются неодушевлёнными? - Откройте тетради. Запишите число. Классная Работа – Ноги? На месте – Локти? У края – Спина? Прямая Я тетрадочку открою и наклонно положу Я друзья от вас не скрою Ручку я вот так держу Сяду прямо не согнусь За работу я возьмусь И как обычно начинаем работу с минутки чистописания М м (СЛАЙД) - А теперь запишите слова в тетрадь в два столбика, (один ученик у доски) В первый столбик записываем слова, отвечающие на вопрос кто? во второй столбик слова , отвечающие на вопрос что? Солнце девочка Утро мальчик Город щенок - Молодцы, с этим заданием справились. | Выполняют письменную работу. | ||||||||||||
3.Выявление затруднения | 3-5 мин | - Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю поработать в парах, выполнив задание на карточках, которые лежат у вас на партах. -Вспомним правила работы в парах. (СЛАЙД) Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия. СЛАЙД Распределите слова по группам: Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Петрович, дом, Кузнецов.
ПРОВЕРЯЕМ СЛАЙД - Давайте посмотрим на экран и проверим правильно ли вы выполнили задание. (Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?) - Какие слова не попали ни в один из этих столбиков? - Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего? (с большой буквы пишутся) - Какое общее название можно дать словам первых трёх столбцов? А как называются слова последнего столбца? ( Собственные и нарицательные ) СЛАЙД | Устно выполняют задание. Соотносят слова по группам. Написаны с заглавной буквы. | ||||||||||||
4.Разработка плана | 2 мин | - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. ( Кто догадался над какой темой будем сегодня работать? СЛАЙД Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. -Какова цель нашего урока? -Как вы думаете Чему мы будем учиться на уроке? -Что узнаем на сегодняшнем уроке. - Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике. - А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»? СЛАЙД -Давайте откроем учебник на с.52 и прочитаем правило. Какие существительные мы называем собственные? Ответы детей -А какие же ещё слова пишутся с большой буквы и являются именами собственными? -Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные. - Приведите примеры собственных имён существительных. - Теперь прочитаем правило на странице 53. Узнаем какие существительные мы называем нарицательные? -Приведите примеры нарицательных имён существительных. - В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные? (слайд). С какой буквы они пишутся? -А теперь вам надо немного отдохнуть Физминутка | |||||||||||||
5.Первичное закрепление | 7-10 мин | На стене развешаны карточки со словами существительными Катя, Миша, Жучка, Советская, Москва. Что это за слова? Собственные существительные К этим существительным вы должны подобрать нарицательные существительные и записать в тетрадь. Задание на платформе УЧИ .РУ - А сейчас мы поработаем на платформе Учи.ру | |||||||||||||
6 Работа в группах | 5-7 мин | Ребята, сейчас вы разделитесь на 3 группы. Каждая группа получит задание. На выполнение задания отводится 2 мин. После выполнения задания представитель каждой группы выходит к доске и отчитывается о проделанной работе. 1 группа будет работать с листочками зеленого цвета, 2 группа с листочками желтого цвета, 3 группа\ красныого Задания для 1 группы. Образуй фамилии от следующих имён: Борис – Алексей - Иван - Сергей – Слайд. Как вы считаете справилась 1 группа с заданием? Задания для 2 группы. Образуй отчества от следующих имен: Борис – Алексей - Иван - Сергей – Слайд. Как вы считаете справилась 2 группа с заданием? Задания для 3 группы. Образуй имена от следующих фамилий : Борисов – Алексеев - Иванов - Сергеев – Слайд. Как вы считаете справилась 3 группа с заданием? - Молодцы! Справились с заданием. Вывод: - Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным? - Где в жизни мы встречаемся с именами собственными? - Как называется село, в котором мы живём? - Наше село маленькое, но очень красивое, у него есть своё собственное красивое имя – Шариха - Верхний Жирим. История - Наше село имеет свою историю, традиции, праздники. В селе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе на классных часах. Ребята, а какие знаменитые известные люди родились и выросли в нашем селе. (Михаил Асташов Олимпийский параолиемпиец, Александр Дорофеев лучник, Михаил Макров – музывант, стихи сочиняет, Александр Спиридонов Те, кто участвует на СВО. Яников Михаил, Русин Николай, Тимофеев Александр и др. Защитники Отечества Кого мы называем защитниками Отечества? - Их Фамилия Имя и Отчество тоже пишутся с большой буквы | |||||||||||||
7. Итог урока | Наш урок подходит к концу. Итак давайте подведем итог -О чём мы сегодня говорили на уроке? ПОВТОРИТЬ - А сейчас, ребята, посмотрите на разноцветные листочки у каждого на парте (голубой, оранжевый). На них написаны ваши имена без первой буквы. Запишите Первую букву вашего имени на двух листочках. С каой буквы написали ? - А теперь поднимите тот листочек Если вы считаете, что вам было легко на уроке и вы справились со всеми заданиями, то поднимите голубой листочек. Если испытывали затруднения при выполнении задания, то на оранжевый. покажите друг другу. - Я вижу, что в классе многие подняли ….. листок, значит, этот урок покидаете с хорошим багажом знаний. - Молодцы! Спасибо за урок! С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом». Спасибо за урок. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение и зученного
Минутка чистописания М м
Распределите слова по группам. Аня, Ивановна, ученик, Миша, Попов, Петрович, дом, Кузнецов. Имя Отчество Фамилия
Имя Отчество Фамилия Аня Ивановна Попов ученик Миша Петрович Кузнецов дом
Тема урока: « Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных »
Работа с учебником с.52, с.53
Имя Отчество Фамилия Аня Ивановна Попов ученик Миша Петрович Кузнецов дом
Физминутка
Первичное закрепление
Русский язык Работаем на платформе Учи.ру
Работа в группах
1 группа: Образуйте фамилии от следующих имён: Борис – Алексей - Иван - Сергей -
2 группа Образуйте отчества от следующих имён: Борис - Алексей - Иван - Сергей -
3 группа Образуйте имена от следующих фамилий: Борисов - Алексеев - Иванов - Сергеев -
ПРОВЕРЯЕМ
1 группа: Образуйте фамилии от следующих имён: Борис - Борисов Алексей - Алексеев Иван - Иванов Сергей - Сергеев
2 группа Образуйте отчества от следующих имён: Борис - Борисович Алексей - Алексеевна Иван - Ивановна Сергей - Сергеевич
3 группа Образуйте имена от следующих фамилий: Борисов - Борис Алексеев - Алексей Иванов - Иван Сергеев - Сергей
Верхний Жирим ( Шариха )
Михаил Асташов Александр Дорофеев Александр Спиридонов
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме: Правописание окончаний имен существительных во множественном числе
Урок русского языка в 4 классе по теме:«Правописание окончаний имен существительных во множественном числе» (закрепление)...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме : «Упражнение в склонении имен существительных и распознавании падежей (по вопросу и предлогу)».
Конспект урока с презентацией для 3 класса....

План-конспект урока русского языка на тему: «Написание заглавной буквы в собственных именах существительных».
В конспекте представлены структура и ход урока русского языка в 1 классе с использованием электронных образовательных ресурсов в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Презентация и методическое руководство к уроку русского языка в 3 классе по теме "Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах"
Урок полностью соответствует ФГОС НОО. Дети работают в группах, что создает на уроке атмосферу сотрудничества....

конспект урока русского языка в 4 классе по теме" Правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных единственного числа"
Урок разработан по технологии смешанного обучения (модель "смена рабочих зон"). УМК "Школа России", автор учебника В.П.Канакина....

Урок русского языка в 3 классе "Повторение правил правописания окончаний имен существительных».
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Повторение правил правописания окончаний имен существительных". Умк "Начальная школа 21 века". ФГОС. Заключительный урок в те...

Конспект урока русского языка во 2 классе "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существтельных"
Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных»....
