Конспект урока русского языка во 2 классе "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существтельных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Китаева Любовь Михайловна

Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных».

Класс: 

Дата: 28.02.2025

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создание условий для знакомства обучающихся с именами существительными собственными и нарицательными.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать формированию осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные»;

- способствовать формированию орфографического навыка использования заглавной буквы в именах собственных;

- закреплять навыки правописания собственных имён существительных.

Развивающие:

- способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, орфографической грамотности, логического мышления;

- обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

- развивать представление о многообразии русского языка.

Воспитательные:

- воспитывать активность, усидчивость в процессе обучения;

- способствовать формированию интереса к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: имеют определенные познавательные потребности и учебные мотивы.

Предметные: учащийся узнает понятия «имена собственные», «имена нарицательные»; учащийся научится различать имена существительные собственные и нарицательные; научится писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Метапредметные:

Регулятивные УУД - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные УУД - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные УУД - положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, электронные образовательные ресурсы (презентация, проектор).

Этап урока

Время

Деятельность учителя

1.Мотиваци-онный

1-2 мин

-Приветствие гостей.

- Прозвенел уже звонок значит начался урок,

Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.

СЛАЙД

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.

- Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

Настраиваются на работу уроке.

2.Актуали-зация

знаний

3-5 мин

- Сегодня у нас урок открытия нового. А чтобы узнать что-то новое надо что сделать? (Повторить изученное) СЛАЙД

- Вот и начнём наш урок с повторения изученного.

- Посмотрите на  доску и прочитайте слова на карточках.

Солнце, утро, город, девочка, мальчик , щенок

- Какой частью речи они являются?

(именем существительным)

- Почему вы так решили?

(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

- На какие две группы можно разделить данные существительные ?

(одушевлённые и неодушевлённые)

- Какие существительные называются одушевлёнными?    правило

- Какие существительные называются неодушевлёнными?

- Откройте тетради. Запишите  число. Классная

Работа

– Ноги?      На месте

– Локти?     У края

– Спина?      Прямая

Я тетрадочку открою и наклонно положу

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу

Сяду прямо не согнусь

За работу я возьмусь

И как обычно начинаем работу с минутки чистописания

М м  (СЛАЙД)

- А теперь  запишите слова в тетрадь в два столбика, (один ученик у доски)

В первый столбик записываем слова, отвечающие на вопрос кто? во второй  столбик слова , отвечающие на вопрос что?

Солнце        девочка

Утро             мальчик

Город           щенок

- Молодцы, с этим заданием справились.

Выполняют письменную работу.

3.Выявление затруднения

3-5 мин

- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю поработать в парах, выполнив задание на карточках, которые лежат у вас на партах.

-Вспомним правила работы в парах. (СЛАЙД)

Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия. СЛАЙД

Распределите слова по группам:

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Петрович, дом, Кузнецов.

имя

отчество

фамилия

ПРОВЕРЯЕМ    СЛАЙД

- Давайте посмотрим на экран и проверим правильно ли вы выполнили задание. (Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?) - Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?

- Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего? (с большой буквы пишутся)

- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбцов? А как называются слова последнего столбца?      ( Собственные и нарицательные )

СЛАЙД

Устно выполняют задание. Соотносят слова по группам.

Написаны с заглавной буквы.

4.Разработка плана

2 мин

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. ( Кто догадался над какой темой будем сегодня работать?

 СЛАЙД

 Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.

-Какова цель нашего урока?

-Как вы думаете Чему мы будем учиться на уроке?

-Что узнаем на сегодняшнем уроке.

- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?

СЛАЙД

-Давайте откроем учебник на с.52 и прочитаем правило.

Какие существительные мы называем собственные? Ответы детей

-А какие же ещё слова пишутся с большой буквы и являются именами собственными?

-Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.

- Приведите примеры собственных имён существительных.

- Теперь прочитаем правило  на странице 53.  Узнаем какие существительные мы называем нарицательные?

-Приведите примеры нарицательных имён существительных.

- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?

(слайд).

С какой буквы они пишутся?

-А теперь вам надо немного отдохнуть

 Физминутка

5.Первичное закрепление

7-10 мин

На стене развешаны карточки со  словами существительными  Катя, Миша, Жучка, Советская, Москва.

Что это за слова? Собственные существительные

К этим существительным вы должны подобрать нарицательные существительные и записать в тетрадь.

Задание на платформе УЧИ .РУ

- А сейчас мы поработаем на платформе  Учи.ру

6 Работа в группах

5-7 мин

Ребята, сейчас вы разделитесь на  3 группы. Каждая группа получит  задание. На выполнение задания отводится 2 мин. После выполнения задания представитель каждой группы выходит к доске и отчитывается о проделанной работе.

1 группа будет работать с листочками зеленого цвета, 2 группа с листочками желтого цвета, 3 группа\ красныого

Задания для 1 группы.

Образуй фамилии от следующих имён:

Борис –

Алексей -

Иван -

Сергей –

Слайд. Как вы считаете справилась 1 группа с заданием?

Задания для 2 группы.

Образуй отчества от следующих имен:

Борис –

Алексей -

Иван -

Сергей –

Слайд. Как вы считаете справилась 2 группа с заданием?

Задания для 3 группы.

Образуй имена от следующих фамилий :

Борисов –

Алексеев -

Иванов -

Сергеев –

Слайд. Как вы считаете справилась 3 группа с заданием?

- Молодцы! Справились с заданием.

Вывод: - Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным?

- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?

- Как называется село, в котором мы живём?

- Наше село маленькое, но очень красивое, у него есть своё собственное красивое имя – Шариха -  Верхний Жирим.

История 

- Наше село имеет свою историю, традиции, праздники. В селе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе на классных часах.

Ребята,  а какие знаменитые  известные люди родились и выросли в нашем селе.

(Михаил Асташов Олимпийский параолиемпиец, Александр Дорофеев лучник, Михаил Макров – музывант, стихи сочиняет, Александр Спиридонов

 Те, кто участвует на СВО. Яников Михаил, Русин Николай, Тимофеев Александр и др. Защитники Отечества

 Кого мы называем защитниками Отечества?

- Их Фамилия Имя и Отчество тоже пишутся с большой буквы

7. Итог урока

Наш урок подходит к концу. Итак давайте подведем итог

-О чём мы сегодня  говорили на уроке?

ПОВТОРИТЬ

- А сейчас, ребята, посмотрите на разноцветные листочки у каждого на парте  (голубой, оранжевый). На них написаны ваши имена без первой буквы. Запишите Первую букву вашего имени на двух листочках. С каой буквы написали ?

-  А теперь поднимите тот листочек

Если вы считаете, что вам было легко на уроке и вы справились со всеми заданиями, то поднимите голубой листочек. Если испытывали затруднения при выполнении задания, то на оранжевый.

 покажите друг другу.

- Я вижу, что в классе многие подняли ….. листок, значит, этот урок  покидаете с хорошим багажом знаний.

- Молодцы! Спасибо за урок!

С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».

Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 2 класс

Слайд 3

Повторение и зученного

Слайд 4

Минутка чистописания М м

Слайд 6

Распределите слова по группам. Аня, Ивановна, ученик, Миша, Попов, Петрович, дом, Кузнецов. Имя Отчество Фамилия

Слайд 7

Имя Отчество Фамилия Аня Ивановна Попов ученик Миша Петрович Кузнецов дом

Слайд 8

Тема урока: « Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных »

Слайд 9

Работа с учебником с.52, с.53

Слайд 10

Имя Отчество Фамилия Аня Ивановна Попов ученик Миша Петрович Кузнецов дом

Слайд 11

Физминутка

Слайд 12

Первичное закрепление

Слайд 13

Русский язык Работаем на платформе Учи.ру

Слайд 14

Работа в группах

Слайд 16

1 группа: Образуйте фамилии от следующих имён: Борис – Алексей - Иван - Сергей -

Слайд 17

2 группа Образуйте отчества от следующих имён: Борис - Алексей - Иван - Сергей -

Слайд 18

3 группа Образуйте имена от следующих фамилий: Борисов - Алексеев - Иванов - Сергеев -

Слайд 19

ПРОВЕРЯЕМ

Слайд 20

1 группа: Образуйте фамилии от следующих имён: Борис - Борисов Алексей - Алексеев Иван - Иванов Сергей - Сергеев

Слайд 21

2 группа Образуйте отчества от следующих имён: Борис - Борисович Алексей - Алексеевна Иван - Ивановна Сергей - Сергеевич

Слайд 22

3 группа Образуйте имена от следующих фамилий: Борисов - Борис Алексеев - Алексей Иванов - Иван Сергеев - Сергей

Слайд 23

Верхний Жирим ( Шариха )

Слайд 24

Михаил Асташов Александр Дорофеев Александр Спиридонов

Слайд 26

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме: Правописание окончаний имен существительных во множественном числе

Урок русского языка в 4 классе по теме:«Правописание окончаний имен существительных во множественном числе» (закрепление)...

План-конспект урока русского языка на тему: «Написание заглавной буквы в собственных именах существительных».

В конспекте представлены структура и ход урока русского языка в 1 классе с использованием электронных образовательных ресурсов в условиях реализации ФГОС нового поколения....

конспект урока русского языка в 4 классе по теме" Правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных единственного числа"

Урок разработан по технологии смешанного обучения (модель "смена рабочих зон"). УМК "Школа России", автор учебника В.П.Канакина....

Урок русского языка в 3 классе "Повторение правил правописания окончаний имен существительных».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Повторение правил правописания окончаний имен существительных". Умк "Начальная школа 21 века". ФГОС. Заключительный урок в те...

Конспект урока русского языка во 2 классе "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существтельных"

Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных»....