Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ по Русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Лазарева Анна Александровна

Федеральнальная     адаптированная   общеобразовательная  рабочая    программа   обучающихся  с  умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Русский язык»

         Данная рабочая программа разработана  на основе следующих документов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к  организациям воспитания и  обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28).

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ_yaz_3_kl.docx85.16 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Федеральнальная     адаптированная   общеобразовательная  рабочая    программа   обучающихся  с  умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Русский язык»

         Данная рабочая программа разработана  на основе следующих документов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к  организациям воспитания и  обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28).

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Структура рабочей программы по «Русскому языку» представляет собой целостный документ включающий восемь разделов: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; планируемые результаты освоения обучающимися с  легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы; минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов  на конец обучения в младших классах (1- 4 классов); система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения ФАООП УО (вариант 1);  содержание учебного предмета;  содержание учебного предмета; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Цель реализации ФАООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:

  • овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно- нравственными и социокультурными ценностями;
  • достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
  • выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

—        участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

Обучение русскому языку в I–IV и дополнительном классах предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика».

В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:

- Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

- Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

- Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;

- Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

- Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

- Развитие навыков устной коммуникации;

- Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Общая характеристика ФАООП учебного предмета.

ФАООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создана с учетом их особых образовательных потребностей.

Организация должна обеспечить требуемые для обучающихся условия обучения и воспитания с учетом имеющихся у них нарушений, в том числе нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройств аутистического спектра и др.

АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

В реализации АООП  выделен  I этап ―1- 4 классы.

Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.

Количество часов по программе в 1- 4 классах.

Класс

Количество часов в неделю

Количество недель в году

Количество часов в год

1

3

32

96

2

4

33

132

3

4

33

132

4

4

33

132

Планируемые результаты освоения обучающимися с  легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе Стандартов, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  2. сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  3. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  4. овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  5. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
  6. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  7. принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9)        сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10)        способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

11)        воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

12)        развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

13)        сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

14)        проявление готовности к самостоятельной жизни.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Предметные результаты освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов  на конец обучения в младших классах (1- 4 классов)

Минимальный уровень:

- различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости- мягкости;

- деление слов на слоги для переноса;

- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

- выделение из текста предложений на заданную тему;

- участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему;

- осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами; пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

- участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений;

- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и  выражений;

- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или  просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

- различение звуков и букв;

- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);

- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

- деление текста на предложения;

- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа;

- чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

- ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

- определение основной мысли текста после предварительного его анализа; чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

- определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

- чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

- пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

- выразительное чтение наизусть 7-8 стихотвор;

- понимание содержания небольших по объему        сказок, рассказов и             стихотворений;

- ответы на вопросы;

- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандартов являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:

- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

- ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;

- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;

- предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;

- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:

  1. дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся;
  2. объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
  3. единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.

Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью, представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.

При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.

Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее значение для оценки качества образования.

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов- психологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).

Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Основной формой работы участников экспертной группы является психолого- медико-педагогический консилиум.

Личностные результаты

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

сформированность

навыков коммуникации со взрослыми

способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

сформированность

навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

владение        средствами коммуникации

способность        использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации

адекватность применения        ритуалов социального

взаимодействия

способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации

Индивидуальные результаты каждого обучающегося отражаются в  Карте индивидуальных достижений обучающегося, а результаты   всего класса отражаются в Журнале  итоговых достижений обучающихся класса;

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Оценку предметных результатов начинать с первого полугодия 2 класса.

Во время обучения в  1 классе, а также в течение первого полугодия 2 класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний.

Результаты овладения ФАООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

"удовлетворительно" (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

"хорошо" - от 51% до 65% заданий.

"очень хорошо" (отлично) свыше 65%.

При реализации ФАООП начального общего образования проводится промежуточная аттестация обучающихся  в форме проверке техники чтения.

Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации ФАООП начального общего образования проводится итоговая аттестация в форме комплексной  оценки предметных результатов усвоения обучающимися знаний по  русскому языку.

Содержание учебного предмета

Подготовка к усвоению грамоты.

Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи.Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма.Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствова- ние и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.

Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.).

Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального об- щения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.

Обучение грамоте

Формирование элементарных навыков чтения.

Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произ- несение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.

Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.

Обозначение звука   буквой.   Соотнесение   и   различение   звука   и   буквы.

Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.

Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.

Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.

Формирование элементарных навыков письма.

Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.

Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (чаща, чущу, жиши).

Речевое развитие.

Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и кон- струкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.

Практические грамматические упражнения и развитие речи

Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.

Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я.

Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.

Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга

слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.

Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Слова- друзья» и «Слова-враги»).

Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.

Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.

Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.

Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.

Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).

Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.

Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.

Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.

Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения)

Календарно-тематическое планирование

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

Примечание

Раздел 1. Повторение. Предложение.   12 часов

1

1.1

Выделение предложения из текста.

04.09

2

1.2

Выделение предложения из текста.

05.09

3

1.3

Предложение и его схема.

06.09

4

1.4

Предложение и его схема.

07.09

5

1.5

Предложения-вопросы и предложения – ответы.

11.09

6

1.6

Завершение начатого предложения.

12.09

7

1.7

Завершение начатого предложения.

13.09

8

1.8

Различение набора слов и предложения.

14.09

9

1.9

Различение набора слов и предложения.

18.09

10

1.10

Порядок слов в предложении.

19.09

11

1.11

Порядок слов в предложении.

20.09

12

1.12

Самостоятельное составление предложений по рисунку с последующей записью.

21.09

Раздел 2. Звуки и буквы    53 часа

13

2.1

Звуки гласные и согласные.

25.09

14

2.2

Звуки гласные и согласные.

26.09

15

2.3

Ударение в словах.

27.09

16

2.4

Ударение в словах.

28.09

17

2.5

Гласные ударные и безударные.

02.10

18

2.6

Выделение ударной гласной в слове.

03.10

19

2.7

Выделение ударной гласной в слове.

04.10

20

2.8

Деление слов на слоги.

05.10

21

2.9

Деление слов на слоги.

09.10

22

2.10

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога.

10.10

23

2.11

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога.

11.10

24

2.12

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога.

12.10

25

2.13

Контрольное списывание. Ударные и безударные гласные.

16.10

26

2.14

Перенос части слова при письме.

17.10

27

2.15

Перенос части слова при письме.

18.10

28

2.16

Контрольный диктант. Гласные звуки и буквы.

19.10

29

2.17

Работа над ошибками. Деление слов на слоги, перенос части слова при письме.

23.10

30

2.18

Различение твердых и мягких согласных перед гласными.

24.10

31

2.19

Различение твердых и мягких согласных перед гласными.

25.10

32

2.20

Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я.

26.10

33

2.21

Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я.

07.11

34

2.22

Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я.

08.11

35

2.23

Буква мягкий знак (ь) на конце слова.

09.11

36

2.24

Буква мягкий знак (ь) в середине слова.

13.11

37

2.25

Буква мягкий знак (ь) в середине слова.

14.11

38

2.26

Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

15.11

39

2.27

Различение твёрдых и мягких согласных

16.11

40

2.28

Различение твёрдых и мягких согласных

20.11

41

2.29

Контрольный диктант. Твёрдые и мягкие согласные.

21.11

42

2.30

Работа над ошибками. Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами и буквой мягкий знак (ь).

22.11

43

2.31

Написание жи – ши в словах.

23.11

44

2.32

Написание ча – ща в словах.

27.11

45

2.33

Написание чу – щу в словах.

28.11

46

2.34

Правописание гласных после шипящих.

29.11

47

2.35

Составление пар звонких и глухих согласных.

30.11

48

2.36

Различение парных согласных Б-П,

В-Ф.

04.12

49

2.37

Различение парных согласных Б-П,

В-Ф.

05.12

50

2.38

Различение парных согласных Д-Т,

Г-К.

06.12

51

2.39

Различение парных согласных Ж-Ш, З-С.

07.12

52

2.40

Различение парных согласных Ж-Ш, З-С.

11.12

53

2.41

Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова.

12.12

54

2.42

Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова.

13.12

55

2.43

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

14.12

56

2.44

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

18.12

57

2.45

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.

19.12

58

2.46

Правила правописания звонких и глухих согласных в словах.

20.12

59

2.48

Контрольный диктант. Парные звонкие и глухие согласные.

21.12

60

2.49

Работа над ошибками. Правила правописания звонких и глухих согласных.

25.12

61

2.50

Повторение.

26.12

62

2.51

Повторение.

27.12

63

2.52

Ударные и безударные гласные.

15.01

64

2.53

Твердые и мягкие согласные.

16.01

Раздел 3. Слово      46 часов

65

3.1

Различение названий предметов по вопросам кто? что?

17.01

66

3.2

Обобщающее название для групп однородны предметов.

18.01

67

3.3

Обобщающее название для групп однородны предметов.

22.01

68

3.4

Выделение названий предмета из предложения.

23.01

69

3.5

Выделение названий предмета из предложения.

24.01

70

3.6

Выделение названий предметов из предложения.

25.01

71

3.7

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и в кличках животных.

29.01

72

3.8

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и в кличках животных.

30.01

73

3.9

Различение названий действий по вопросам что делает? что делают?

01.02

74

3.10

Различение названий действий по вопросам что делает? что делают?

05.02

75

3.11

Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что сделал? что сделала?

06.02

76

3.12

Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что сделал? что сделала?

07.02

77

3.13

Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали?

08.02

78

3.14

Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали?

13.02

79

3.15

Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали?

14.02

80

3.16

Различение названий действий по вопросам что сделает? что сделают?

15.02

81

3.17

Различение названий действий по вопросам что сделает? что сделают?

19.02

82

3.18

Постановка вопросов к названиям действий.

20.02

83

3.19

Постановка вопросов к названиям действий.

21.02

84

3.20

Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.

22.02

85

3.21

Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.

26.02

86

3.22

Контрольный диктант. Название предметов и действий.

27.02

87

3.23

Работа над ошибками. Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.

28.02

88

3.24

Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?

29.02

89

3.25

Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?

04.03

90

3.26

Различение предметов по их признакам.

05.03

91

3.27

Различение предметов по их признакам.

06.03

92

3.28

Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

07.03

93

3.29

Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

11.03

94

3.30

Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

12.03

95

3.31

Выделение названий признаков предмета из предложения.

13.03

96

3.32

Выделение названий признаков предмета из предложения.

14.03

97

3.33

Названия предметов, действий и признаков.

18.3

98

3.34

Названия предметов, действий и признаков.

19.03

99

3.35

Контрольный диктант. Название признаков предмета.

20.03

100

3.36

Работа над ошибками. Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

21.03

101

3.37

Предлоги В, НА, С, ИЗ, У.

01.04

102

3.38

Правописание предлогов

02.04

103

3.39

Предлоги К, ПО со словами.

03.04

104

3.40

Предлог ОТ со словами.

04.04

105

3.41

Предлог ОТ со словами.

08.04

106

3.42

Предлоги НАД, ПОД со словами.

09.4

107

3.43

Предлог О со словами.

10.04

108

3.44

Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О со словами.

11.04

109

3.45

Контрольный диктант. Предлоги.

15.04

110

3.46

Работа над ошибками. Правописание предлогов со словами.

16.04

Раздел 4. Предложение.    11 часов

111

4.1

Выделение предложения из текста.  

17.04

112

4.2

Предложение законченное и незаконченное.

18.04

113

4.3

Завершение предложения с помощью рисунка.

22.04

114

4.4

Распространение предложений с помощью картинок.

23.04

115

4.5

Распространение предложений с использованием схемы и вопросов.

24.04

116

4.6

Слова в предложении.

25.04

117

4.7

Порядок слов в предложении.

27.04

118

4.8

Составление предложений по рисунку.

02.05

119

4.9

Составление предложений на тему.

06.05

120

4.10

Контрольный диктант. Предложение.

07.05

121

4.11

Работа над ошибками. Завершение предложений.

08.05

Раздел 5. Повторение    11 часов

122

5.1

Слово и его схема.

13.05

123

5.2

Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке.

14.05

124

5.3

Названия предметов и признаков. Различение по вопросам.

15.05

125

5.4

Подбор названий признаков к названиям предметов.

126

5.5

Названия действий.

16.05

127

5.6

Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.

20.05

128

5.7

Контрольный диктант в рамках промежуточной аттестации.

129

5.8

Работа над ошибками. Коллективное составление рассказа на тему.

21.05

130

5.9

Составление предложения из слов, данных в разбивку.

131

5.10

Распространение предложений с помощью вопросов и рисунка.

23.05

132

5.11

Составление рассказа из отдельных предложений на тему.

Материально – техническое обеспечение

Средства обучения и воспитания учебного предмета «Русский язык» включают:

 Учебно-методический комплект:

1.Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2-х частях.  М.: Просвещение, 2018.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011, (программа «Русский язык», автор А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская).

Печатные пособия:

Плакат письменных букв «Алфавит»; наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; лента букв классная

Учебно-практическое оборудование: 

комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука подвижная на магнитах, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями); 

Технические средства обучения – компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации к урокам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ 7класс . Эрзянский язык

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ, 7класс . Эрзянский язык...

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по русскому языку для 2 класса "Школа России"

Рабочая программапо русскому языку для 2а класса, 136 часовДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая программа по ...

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по русскому языку для 3 класса "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 3а класса, 136 часовДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая программа по...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса для детей с ОВЗ

Адаптированная рабочая  программа по    литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса используется учителем  для обучающегося с нарушение речи, адаптированной основно...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 2 класса (вариант 6.3), обучающихся на дому

Адаптированная  рабочая программа по литературному чтению на родном языке 2 класс (третий год обучения) для обучающихся  с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опо...

Адаптированная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по русскому языку, 2 класс

Общая цель состоит в обеспечении выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, о...