Разработка урока " 3-склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Познакомить с признаками имен существительных 3-го склонения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет, класс

Русский язык 4 класс

Тема урока

3-склонение имен существительных.

Цель урока

Познакомить с признаками имен существительных 3-го склонения.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Знание признаков существительного; умение определять склонение имён существительных, умение применять полученные знания. умение определять тип склонения имён сущ.

Познавательные:

развитие внимания, мышление, зрительной памяти; уметь проводить сравнение ,обобщение, анализ и синтез.

Коммуникативные:

формировать умение работать в группе, развивать умение высказывать свои мысли.

Регулятивные:

Учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике, формировать умения действовать по алгоритму;

Осознание учащимися ценности изучаемого способа определения  склонения существительного; осознание практической важности определения морфологических признаков части речи; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока - готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.

Оборудование урока:

1)учебник по русскому языку(УМК «Школа России» В.П.Канакина);

2)карточки с заданиями;

3)проектор-компьютер;

4) Презентация

Организационная структура урока

I.Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку

Организационный момент

Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли  гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

Откройте свои тетради. Запишите число, классная работа.

II.Самоопределение  к деятельности

Словарная работа

Игра «Будь внимательным»

Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми  гласными в корне.

Называется по два слова-записать только те, написание которых нельзя проверить.

Дерево, берёза; стакан, ведро; зерно, пшеница; ягода, черника; овца, заяц; автомобиль, водитель; командир, боец.

-На какие группы можно разделить эти слова?

-Какие существительные относятся к 1 склонению?

2 склонению?  Приведите примеры.

-Что надо знать, чтобы правильно определить, к какому склонению относится имя существительное?

- С какой целью каждому из вас необходимо хорошо и быстро научиться узнавать, к какому склонению относится имя существительное?

III.Актуализация знаний учащихся( постановка проблемы)

Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения.

Работа в парах.

Карточка №1 со словами, которые нужно распределить в 2 группы, учитывая тип склонения. В каждом конверте 2 слова лишних ( 3 склонение)

Панамка     Бабочка      Мышь   Сынишка   Братишка     Закат    Болезнь   Дядя    Остров   Солнце    Зверь   Храбрость

- У каких слов не определили склонение?

Почему?

- Как вы думаете, относятся они к какому-нибудь другому склонению?

-Какому?

Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о третьем склонении имён существительных?

-А что нам поможет определить склонение имён существительных?

 IV.Усвоение новых знаний

-Проверим наши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению?

 Откройте учебник на с.98

Прочитайте в учебнике, какие имена существительные относятся к 3 склонению?

-Что нужно знать, чтобы определить, относятся ли имена существительные к 3 склонению?

V.Первичная проверка понимания

Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковое окончание.

-Определим род данных имён существительных

Лагерь, картофель, вермишель, гвоздь, прорубь, местность, корабль, пристань, зритель.

- К какому склонению могут относиться имена существительные с ь на конце?

-Ещё раз вспомним. Какого рода существительные 3 склонения?

-Какое окончание имеют существительные в третьем склонении?

VI.Первичное закрепление

Игра «Найди и запомни»

Перед вами слова, 5 существительных, одно из которых 3 склонения. Ваша задача: прочитав все 5 слов, найти существительные 3 склонения, запомнив всю цепочку слов 3 склонения, записать её.

  1. Пчела, бабочка, дедушка, лошадь, билет
  2. Дыня, адрес, степь, стрела, сеялка
  3. Вокзал, рожь, трава, речка, дорога
  4. Юноша, пыль, багаж, берёза, судья
  5. Дядя, сестра, мышь, мышка, вагон

VII.Физкультминутка

Игра «Раз, два,три-склонение назови»

Называются имена существительные.  Если существительное 1-ого склонения все хлопают, 2-ого-приседают, 3-его-спокойно стоят.

Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.

VIII.Самостоятельная работа с проверкой

- А сейчас проверим, как вы усвоили материал

Поработаем в парах.

-Определите склонение каждого существительного. Напишите существительные в три столбика-по склонениям.

 Ручка, слово, мебель, буква, солнце, лук, конь, мышь, рисунок, помощь, гостья, дедушка, деревня, ель, смелость.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

- Кто сделал всё верно, поставьте на полях «+»

- Кто ошибся? Почему?

IX.Закрепление

Карточка 2

- Я разделила слова в 3 столбика по склонениям

1 склонение         2 склонение     3 склонение

Метла                  сугроб                 метель

Дорога                 водопад               ель

Крыша                 февраль               сеть

Сосна                    солнце

Позёмка                небо

Машина                парус

 Докажите, что я правильно сделала.

X.Рефлексия учебной деятельности

XI.Составление кластера.

- Вспомните ту цель, которую вы поставили вначале урока?

-Как вы думаете, совместными усилиями мы достигли цели? 

Как выдумаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных?

Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное?

Работа по карточкам в паре

- Соедините стрелками признаки имён существительных 3 склонения. Приведите пример.

Именительный падеж

Мужской род

Окончания -а -я

Женский род                                     3 склонение

Нулевое окончание в начальной форме

Средний  род

На предыдущих уроках мы познакомились с 1 и 2 склонениями.

-Давайте составим кластер определения склонения имён существительных

XII.Информация о домашнем задании

Разноуровневые задания

Кто уверен в своих знаниях, я им предлагаю из орфографического словаря  записать по 5 существительных   1, 2, 3 склонения.

2. Кто ещё испытывает трудности, тому предлагаю выполнить задание в упражнении 64 –определить склонение у имён существительных.

Мне было приятно с вами работать на уроке, всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Первое склонение имен существительных"

Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имен существительных; знакомство учащихся с названием падежей. Ход урока I. Организационный момент  II. Чистописание Л// Лл //...

Презентация к уроку "Три склонения имени существительного"

Презентация разработана к уроку "Три склонения имени существительного"...

Мой лучший урок "3 склонения имен существительных"

Пояснительная запискак уроку русского языка  в 3 классе по теме«Три склонения имен существительных» Автор:Шутова Ольга Михайловна Тема, класс:Три склонения имен существительных, 3 класс...

Презентация к уроку "Третье склонение имени существительного"

Презентация к уроку "Третье склонение имени существительного" .Урок изучения новых знаний в 4 классе....

Открытый урок "Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных."

Открытый  урок " Три  склонения  имен  существительных. Дополнение  памятки  морфологического  разбора  имен  существительных"...

Разработка урока "Три склонения имён существительных"

Конспект урока по теме "Три склонения имён существительных" для 4 класс по учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык 4 класс»...

Конспект открытого урока "Три склонения имени существительного" 4 класс

Цель урока: формировать  представление о типах склонения имён существительных, учить распознавать склонение по окончанию....