Приемы рефлексии на уроках в начальной школе
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_refleksii_na_urokah_v_nachalnoy_shchkole.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Гранатова Елизавета Михайловна, учитель начальных классов МОУ Моркинская средняя общеобразовательная школа №1

«Приёмы рефлексии учащихся

на уроках в начальной школе»

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • познакомить коллег с приёмами рефлексии
  • дать представление о классификации рефлексии
  • показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
  • создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса

Подготовка к мастер-классу.

1. Раздать участникам карточки веселого, грустного человечка.

#1056;аздать таблицы, карточки зеленого, желтого цвета.

#1056;аздать листочки, карандаши для составления ПОПС- ФОРМУЛЫ

4 Раздать бабочек

Ход мастер-класса

- Добрый день, уважаемые коллеги! (Меня зовут Маргарита Викторовна)м Здравствуйте, гости!( Меня зовут Елизавета Михайловна) Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеемся, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие. А теперь уважаемые коллеги я попрошу Вас оценить собственное эмоциональное состояние при помощи щелчка, кто пришёл с хорошим настроением сегодня на занятие, сделайте 3 щелчка. Спасибо!

Актуализация мастер-класса.

За окном осень, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:

- Как вы считаете, что ответил мудрец? “Всё в твоих руках”.

Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников.

Слайд 1 Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Раскрытие темы мастер-класса.

Слайд 2 Тема нашего мастер-класса «Приёмы рефлексии учащихся

на уроках в начальной школе»

ФГОС нам всем известно. Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое “рефлексия”? Вам знакомо значение этого понятия. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. поэтому мы сегодня остановимся на некоторых приёмах рефлексии.

Слайд3 Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Мы работаем в начальной школе, поэтому мы хотим показать те приёмы, которые используем на разных этапах урока.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния.

Слайд 5. 1 Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.

Слайд 6. 2 «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.

3. «Радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - грустно.

Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

Слайд 7 1. «Лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.

2. слайд 8 «Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

3. слайд 9 «Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки

#1089;лайд 10 Дерево успеха

#1089;лайд 11 «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

#1057;лайд 12 Колесо обозрения

7 слайд13 «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

Рефлексия содержания учебного материала

используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Слайд 14 1 Светофор

Слайд 15 #1052;етодика «ПОПС- формула»

Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре

предложения,

отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции)

начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту

своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы)

начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.

А самое главное, мы предлагаем учащимся выразить собственное мнение, собственную позицию.

При рассматривании Рукодельницы как положительного героя составили такую попс- формулу:

Я считаю,

что Рукодельница - положительный герой сказки,

потому что она трудолюбивая, добрая, почтительная, скромная.

Я могу это доказать на примере

Например, она не отказывает никому в помощи (и печке, и яблоньке, и Морозу Ивановичу). Трудится не покладая рук, и скучать ей некогда.

Исходя из этого я делаю вывод о том, что она нравится и нам, и автору.

А давайте попробуем составить попс - формулу на тему «Рефлексия»

Я считаю ,

что мастер класс удался,

потому что наглядно, доступно показаны приёмы.

Я это могу доказать на примере:

Например, я для себя приём Дерево настроения…..

Таким образом, я считаю, что рефлексия необходимый, нужный этап урока в реализации ФГОС

Завершаем мастер- класс приёмом «Солнышко». Пожелаем друг- другу больше радости, солнечных дней , весёлого настроения, крепкого здоровья, творческих успехов, умеренных прибавлений в карточках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия

Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне....

Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте...

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать ...

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Рефлексия настроения и эмоционального состоянияРефлексия деятельностиРефлексия содержания учебного материала...

« Приемы рефлексии на уроках в начальной школе»

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика....