конспект урока по русскому языку «Связь слов в словосочетании. Согласование»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Сидорина Светлана Николаевна

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Связь слов в словосочетании.Согласование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sidorina_s.n.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Технологическая карта урока

     

       ФИО учителя: Сидорина Светлана Николаевна

  Класс: 4 класс

       УМК  «Начальная школа 21  век»

       Предмет: Русский язык

 Тема: «Связь слов в словосочетании. Согласование»

 Тип урока: Урок открытия новых знаний

 Место и роль урока в изучаемой теме:  Урок входит в раздел «Как устроен наш язык» Данному уроку предшествовали темы «Связь слов в предложении», «Слово. Словосочетание. Предложение»

Цель: Создать условия для усвоения учащимися понятия согласование как типа подчинительной связи слов в словосочетаниях

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Наблюдение за словосочетанием с типом связи  -  согласование. Выяснение отличительной особенности данного типа связи в словосочетаниях; нахождение главного и зависимого в данном типе словосочетаний; активизация знаний учащихся о связи  имён прилагательных с именами существительными в словосочетании; отработка навыка выделения словосочетаний с типом связи -согласование, обобщение знаний о частях речи и их грамматических признаков

Фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии; умение концентрировать своё внимание, ориентироваться в системе знаний, анализировать, синтезировать, обобщать информацию, делать выводы

Анализ,  синтез, сравнение, обобщение, классификация.  Поиск необходимой информации, установление причинно  -   следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательств; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя ранее полученные знания; моделировать различные языковые единицы (слово, словосочетание, предложение)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика-партнёра по коммуникации и учителя, обсуждать  индивидуальные результаты

Самоопределение, готовность и способность учащихся  к саморазвитию, стремление к повышению культуре речевого общения в паре, группе, к овладению приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом

Ход урока

     Название  

       этапа урока

                                                       

             

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

Осуществляемые

действия

УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

Рефлексия настроения и

эмоционального состояния.

Способность формирования положительной мотивации к учению

Приветствие.
Добрый день, добрый час!

 Я очень рада видеть вас!

Вы друг к другу повернитесь, мило очень улыбнитесь,

 Улыбнитесь нашим гостям и тихонечко садитесь.

Приглашаю вас в страну  русского языка для открытия новых тайн. Покажите смайлики, какое у вас в начале урока настроение?

Приветствуют учителя,

проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

 Организуют свое рабочее место. Записывают в тетради: Число.

Классная работа

Регулятивные:  настрой на урок.

Коммуникативные:

проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Включение учащихся в учебную деятельность.

Формирование умений применять полученные знания на предыдущих уроках, определять границы знания  и незнания.

Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? Сегодня продолжим исследовать словосочетание. Проведём блиц опрос.

Карточки с вопросами на какие сможете ответить поместите в корзину знаний,  а не ответите,  прикрепите к дереву целей.

Что такое словосочетание?

Что не является словосочетанием?  Как называется связь между однородными членами предложения? Чем словосочетание отличается от предложения?

На какие  вопросы вы не смогли  ответить?

 

Отвечают на вопросы учителя.

Вспоминают предыдущий учебный материал (дают определения).

Затрудняются при ответе на вопросы:

1. Что такое согласование?

 2. Какие вопросы можно поставить в словосочетании  с типом связи «согласование»  от главного к зависимому слову?

 3. Как (в чём) согласуются слова? 4. Какие части речи в согласовании (модели словосочетаний)?

То ,что знают, кладут в корзину идей, то что не знают, помещают на дереве целей.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, классификация,

 осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: фиксируют индивидуальное затруднение  в пробном  действии.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

4

Постановка темы и учебной задачи

Сформулировать

тему и задачи урока.

Какое слово повторяется в этих вопросах? Тема нашего урока? Цель нашего урока?

Что означает слово соглашение? В каком литературном произведении у героев басни И. А. Крылова не было согласья?

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука»

Какое ключевое слово в данной фразе?

Дети выдвигают гипотезы.

Определяют тему.

Согласование. Прикрепляют тему урока на дерево целей. Задачи урока мы выясним…, мы узнаем…,

мы научимся…

( составляют предложения с вопросами, на которые не смогли ответить)

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы, подведение под понятие. Коммуникативные:

учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

5

Постановка проекта выхода из затруднения (открытие нового)

Открыть новое знание.

Царит ли, согласие между словами в словосочетаниях?  Составьте план работы по изучению новой темы.

Поработайте с данными словосочетаниями.

Учитель направляет деятельность.

- Царит ли, согласие между словами в словосочетаниях? Почему?  В чём нет согласованности?  Как изменить? (главное слово, вопрос, зависимое слово). В чём согласуются имена прилагательные и существительные? ( в роде и числе)

красный  лента

красная         яблоко

красное   цветы

  красные          шар

лента (какая?) красная

яблоко (какое?) красное

шар (какой?) красный

цветы (какие?) красные

ж.р., ед.ч.,

ср.р., ед.ч.,

м.р., ед.ч.,

мн.ч.,

Составляют план.

Работают в парах. Выполняют работу на карточках. Проводят исследования.

Проверяют  по эталону.

Анализ работы.

Познавательные:

планируют работу,

извлекают и выделяют необходимую информацию для выполнения учебных заданий,

анализируют, устанавливают  причинно - следственные связи,

доказывают.

  

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

6

Динамическая пауза

Психологическая разгрузка.

Выполнение упражнений под музыку.

Проявляют отзывчивость и выполняют упражнения.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнить работу со словосочетанием.

Вывести правило.

Просклоняйте словосочетание дорогая книга.

В чём ещё согласуются…?  (в падеже)

Сделайте вывод, что такое согласование?

Самостоятельная работа.

Проверяют по учебнику стр.120

Делают вывод.

Сравнивают свой вывод с правилом в учебнике на стр.119

Познавательные:

анализ, синтез,

сравнение,

обобщение.

8

Первичное закрепление во внешней речи

Составить алгоритм нахождения словосочетаний с согласованием.

Составьте  алгоритм нахождения словосочетания с согласованием.

Дети устанавливают правильный порядок нахождения. Выполняют работу на интерактивной доске.

Коммуникативные:

Проговаривают последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

9

Включение в систему знаний и повторение

Закрепить знания и способы действия.

Задание первой группы: Выписать словосочетания с согласованием. Определить род, число, падеж.

Задание второй группы: Найдите модели словосочетаний со связью согласование. Подтвердите ответ примерами.

Задание третьей группе : Составить словосочетания с согласованием  по образцу.

Работают в группах по карточкам.

Выполняют задания. Представители групп обмениваются информацией, проговаривают результат.

Коммуникативные:

Допускают существование различных точек зрения, договариваются, приходят к общему решению.

10

Рефлексия учебной деятельности

Подвести итог урока. Осуществить самооценку

Какую цель ставили в начале урока? (Узнать ответы на вопросы).

На все вопросы вы нашли ответы.

Значит,  наша учебная цель состоялась.

Где можно применить новые знания?

Проведите самооценку.

 Выставление оценок учителем.

С каким настроением вы заканчиваете урок?

Закончите предложения:

Я сегодня узнал (а)….

Я научился (лась)….

Мне было….

 Дети берут карточки с  вопросами,

 на дереве целей и отвечают на них. Кладут в корзину знаний.

Заполняют листы самооценки. Подсчитывают количество баллов, набранных за урок. Ставят оценку.

 Показывают своё настроение смайликами.

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результата деятельности

Личностные: самооценка на основе критерия успешности.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

11

Инструктаж домашней работы

Разобрать домашнее задание.

Выполните задание по выбору:

стр.119 упр.№3 или составить семь словосочетаний с видом связи согласование.

Выбирают задание по желанию, по своим силам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку . Связь слов в предложении. 2 класс.

Использованные образовательные технологии:- развивающее обучение; критическое мышление; работа в малых группах.Цели: Закрепить умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам; воспитание люб...

Урок русского языка "Связь слов в словосочетании. Управление" 4 класс

МБОУ "Погореловская СОШ" Предмет: Русский языкТема урока: Связь слов в словосочетании. Управление.Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий ...

Русский язык. Связь слов в словосочетании. Управление.

Презентация создана для дистанционного обучения...

Русский язык. Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Презентация создана для дистанционного обучения по программе "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока по русскому языку «Связь имени прилагательного с именем существительным». 2 класс

Конспект урока по русскому языку «Связь имени прилагательного с именем существительным». 2 класс...