русский язык 3 класс "синтаксис"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Анастасия Краснопольская Алексеевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksis.docx80.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку
УМК «Школа России»,
3 класс,

Содержательный компонент:

Цель: организация деятельности обучающихся для формирования представления о словосочетаниях.

Задачи:
Дидактические:
 способствовать формированию представления о словосочетаниях; учить находить и строить словосочетания, верно ставить вопросы от слова к слову.
Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; развитию связной речи, любознательности, умения находить и составлять словосочетания.

Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: любви к Родине, бережного отношения к ней, чувства прекрасного, интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминуток.

Планируемые УУД:

Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, формирование значимости предмета,  позитивного отношения к предмету, учебно-познавательного интереса к учебному материалу, умение делать выбор, как поступить в предложенной ситуации; восприятия языка как средства и условия общения; формирование  жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, работоспособности, внимательности, честности, силы воли, уважения к другим, развитие самостоятельности и личной ответственности внимательности и дисциплинированности, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; соблюдать культуру письма, писать аккуратно и красиво.

Метапредметные:

     Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; делают выводы; осознают смысл в процессе чтения и обсуждения. 
      Формирование регулятивных универсальных учебных действий: организуют учебную деятельности: выполняют учебные действия: ставят цель, составляют план работы, ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, осуществляют оценку результативности, проявляют элементарную самостоятельность.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь, адекватно реагируют на замечания учителя и одноклассников, участвуют в различных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре).

      Предметные: правильно находят словосочетания в тексте, строят их, верно задают вопросы от слова к слову, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; умеют использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Основные образовательные ресурсы: учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкий и др. “Русский язык”.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная работа.


Ход урока:

  1. Организация начала урока.

1. Приветствие:

- Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Алексеевна и сегодняшний урок русского языка у Вас проведу я.

2. Проверка готовности к уроку:

- Проверим все ли готово у вас к уроку. На столе у вас должны лежать дневник, учебник, тетрадь и пенал.

3. Мотивация учебной деятельности:

У: Наш урок русского языка я хочу начать со слов Ивана Сергеевича Тургенева:

«Берегите наш прекрасный русский язык…

 Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса». Ребята, а как вы считаете, какие чудеса может сотворить наш язык?

О: научить нас правильно говорить и выражать свои мысли…

  1. Актуализация знаний.

Орфографическая минутка.

У: Открываем тетради, отступаем две строчки от предыдущей работы и посередине строки записываем число, классная работа.

Вам необходимо списать предложение и выделить в нем подлежащие и сказуемое.

(Предложение заранее написано на доске)

По небу плывут лёгкие облака.

О: прописывают предложение и выделяют главные члены

У: _______ какую грамматическую основу ты выделил(а) и почему? Отвечаем полным отчетом.

О: Я выделил(а) грамматическую основу «облака плывут». Потому что в этом предложении говориться об облаках (Что? – облака), облака что делают? – плывут.

У: Верно, грамматическая основа этого предложения «облака плывут».

  1. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Прочитайте записи на доске

Наступила осень.

Холодные дни

Улетели птицы.

Облака плыли.

Какая запись является лишней?

О: Холодные дни

У: Почему вы так решили?

О: Потому что остальные записи являются простыми, нераспространенными предложениями.

У: Верно, знаете ли вы чем является запись «холодные дни»?

О: Нет.

Учебное действие

Восприятие:

У: Чтобы узнать, как называется эта запись вам нужно отгадать ребус. Как же называется эта запись?

О: Словосочетание.

У: Верно, запись «холодные дни» называется словосочетанием. Кто назовет тему нашего урока?

О: Словосочетание.

У: Какие задачи мы поставим перед собой?

Узнаем…

Будем учиться…

О: Узнаем, что такое словосочетание, будем учиться его находить и составлять.

У: Правильно ребята, как вы понимаете, что такое словосочетание? 

Осмысление:

О: Сочетание двух слов, которые связаны по смыслу.

У: Верно, чтобы узнать из чего состоит словосочетание откройте учебник на странице 35 и прочитайте определение.

О: читают

У: Из чего состоит словосочетание?

О: Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

У: Молодцы, как связаны главное и зависимое слово?

О: Главное и зависимое слово связаны вопросом.

У: Правильно, от какого слова мы задаем вопрос?

О: Вопрос задается от главного слова к зависимому.

У: Молодцы. Как мы обозначаем главное слово?

О: Знаком х 

У: Верно, как мы показываем связь лавного слова с зависимыми?

О: Стрелочкой от главного слова к зависимому.

Воспроизведение:

У: Верно. Ребята, откройте тетради, посмотрите еще раз на словосочетание «Холодные дни», запишите его в тетрадь

О: Записывают

У: Какое главное слово в этом словосочетании? Отвечаем полным ответом по понятой руке.

О: В этом словосочетании главное слово дни

У: Верно, как мы его отметим?

О: Знаком х 

У: Правильно, отмечаем

О: Отмечают

У: Какое зависимое слово?

О: Зависимое слово холодные.

У: Как мы покажем связь главного и зависимого слова?

О: Стрелочкой от главного слова к зависимому.

У: Верно, указываем

О: Указывают связь.

У: Какой вопрос мы зададим от главного слова к зависимому?

О: Дни какие? холодные.

У: Верно, записываем вопрос.

О: Записывают вопрос.

У: Сейчас мы немного разомнемся, встаем из-за парт, задвигаем стулья.

  1. Физминутка.                  

И.п - о.с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.

И.п. - о.с. 1 - правую руку вниз, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

  1. Открытие новых умений и знаний (продолжение).

У: Сейчас мы будем выполнять упражнение 59, но перед выполнением обратите внимание, что подлежащие и сказуемое не являются словосочетаниями.

Применение на практике:

Прочитай, что вам нужно сделать.

О: Прочитайте, спишите, подчеркните основу предложения: подлежащие и сказуемое. Выпишите из предложения словосочетания.

У: Вам нужно, прочитать предложение, списать его, выделить основу, а затем найти и выписать словосочетания, напоминаю, что подлежащие и сказуемое словосочетаниями не являются. Выполняем, при работе можете пользоваться алгоритмом на доске.

Алгоритм

  1. Найти связанные по смыслу слова
  2. Определить главное слово в словосочетании
  3. Поставить вопрос от главного слова к зависимому
  4. Показать связь главного и зависимого слова

О: Выполняют

У: Какая основа предложения у вас получилась?

О: стрекочут кузнечики

У: Верно, какие словосочетания вы выписали?

О: весело стрекочут и длинноусые кузнечики.

У: Какое главное слово в первом словосочетании?

О: Стрекочут

У: Как мы отметим главное слово?

О: Знаком х 

У: Какой вопрос зададим к зависимому?

О: Стрекочут как? весело

У: Верно, как покажем связь главного и зависимого

О: Стрелкой от главного слова к зависимому

У: Молодцы, какое главное слово во втором словосочетании?

О: Главное слово кузнечики.

У: Как мы отметим главное слово?

О: Знаком х 

У: Какой вопрос зададим к зависимому?

О: Кузнечики какие? длинноусые

У: Верно, как покажем связь главного и зависимого

О: Стрелкой от главного слова к зависимому

У: Правильно, у вас на столах конверты, у одного в конвертах зависимые слова, у другого главные, вам нужно составить словосочетания, списать их в тетрадь и разобрать

О: Выполняют

У: Какие словосочетания у вас получились?

О: Высокая гора, долго работает, весело играют, глубокая игра, темная ночь

У: Какое главное слово в первом словосочетании?

О: гора

У: Как мы отметим главное слово?

О: Знаком х 

У: Какой вопрос зададим к зависимому?

О: гора какая? высокая

У: Верно, как покажем связь главного и зависимого

О: Стрелкой от главного слова к зависимому

У: Молодцы, какое главное слово во втором словосочетании?

О: Главное слово работает.

У: Как мы отметим главное слово?

О: Знаком х 

У: Какой вопрос зададим к зависимому?

О: работает как? долго

У: Верно, как покажем связь главного и зависимого

О: Стрелкой от главного слова к зависимому

У: Правильно, какое главное слово в третьем словосочетании?

О: Играют

У: Как мы отметим главное слово?

О: Знаком х 

У: Какой вопрос зададим к зависимому?

О: играют как? весело

У: Верно, как покажем связь главного и зависимого

О: Стрелкой от главного слова к зависимому

У: Молодцы, какое главное слово во четвертом словосочетании?

О: Главное слово река.

У: Как мы отметим главное слово?

О: Знаком х 

У: Какой вопрос зададим к зависимому?

О: река какая? глубокая

У: Верно, как покажем связь главного и зависимого

О: Стрелкой от главного слова к зависимому

У: Правильно, какое главное слово во пятом словосочетании?

О: Главное слово ночь.

У: Как мы отметим главное слово?

О: Знаком х 

У: Какой вопрос зададим к зависимому?

О: ночь какая? темная

У: Верно, как покажем связь главного и зависимого

О: Стрелкой от главного слова к зависимому

У: Правильно.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У: О чем мы говорили сегодня на уроке?

О: Мы говорили о словосочетаниях.

У: Как мы отмечаем главное слово в словосочетаниях?

О: Знаком х 

У: Как показываем связь главного слова и зависимого?

О: Стрелкой от главного слова к зависимому

У: Верно, вы активно вели себя сегодня на уроке, мне было приятно работать с вами. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...