Конспект урока русского языка. УМК «Школа России» Тема: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Горбачева Марьям Вагсевна

Учитель: Горбачева М.В.

Цель урока: ознакомить учащихся с понятием «суффикс», формировать умения выделять суффиксы в словах.

Задачи:

образовательные: познакомить с понятием, тренировать в умении с понятием, повторить состав слова: приставка, корень, окончание

развивающие: понимать учебно-воспитательную задачу, умение анализировать, моделировать, умение работать с информацией, умение наблюдать, сотрудничать, высказывать.

воспитательные: воспитать интерес к изучению родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suffiks._konspekt_uroka_3_klass.docx40.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка. УМК «Школа России»

Тема: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Учитель: Горбачева М.В.

Цель урока: ознакомить учащихся с понятием «суффикс», формировать умения выделять суффиксы в словах.

Задачи:

образовательные: познакомить с понятием, тренировать в умении с понятием, повторить состав слова: приставка, корень, окончание

развивающие: понимать учебно-воспитательную задачу, умение анализировать, моделировать, умение работать с информацией, умение наблюдать, сотрудничать, высказывать.

воспитательные: воспитать интерес к изучению родного языка.

Ход урока

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Здравствуйте, ребята!

Сейчас у нас с вами будет урок русского языка.

Давайте проверим вашу готовность к уроку. Все ли у вас

лежит на столах, есть ли учебник, тетрадь и ручка?

Молодцы! Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на урок.

Желаю вам успехов!

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Актуал изация знаний

Минутка чистописания.

На доске: гора, чайка, берега, снегири..

  • Найдите одинаковый звук в этих словах.
  • Охарактеризуйте звук [ г

].

  • Сегодня на уроке мы будем работать над строчной и заглавной буквами Гг.

Показать образец на таблице и образец письма на

доске.

Учащиеся определяют, что это звук [ г ].

Согласный, парный, звонкий. Работают в тетрадях.

Откройте тетрадки, запишите число , классная работа.

- Спишите с доски продолжив закономерность.

Гг // Ггг // Гггг//

Прочтите пословицу.

Нет друга - ищи, а нашѐл - береги.

  • Объясните ее смысл. Спишите пословицу. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Нет друга - ищи, а нашѐл - береги.

  • Ребята, у вас на столах лежат карточки. Сложите слово из частей: а, по, к, друж. (Приложение 1)

  • Какое слово у вас получилось?

Подружка

  • Объясните значение этого слова.
  • Если мы обратимся к словарю Ожегова, то узнаем, что так называют девушку, девочку или женщину, состоящую с кем - нибудь в дружеских отношениях с кем-нибудь.
  • Обозначим известные части слова.
  • Окончание - и, так как можно изменить слово: иду к кому? к подружке, вижу кого? подружку. Изменилось - и.

- Однокоренные слова: друг (чередование звуков [ г // ж

]), дружок, дружить.

Объясняют ее смысл.

Переписывают пословицу в тетрадь.

Один ученик комментирует.

Работа в парах.

Составляют слово из частей.

Объясняют значение этого слова.

Обозначают известные части слова.

Тема сегодняшнего урока суффикс.

  • Общая часть: друг -

друж.

- Есть часть, которая присоединилась к корню перед ним?

  • Приставка - по

(приставки - па не бывает).

Молодцы! Но у нас осталась одна не выделенная часть слова, с которой мы сегодня и познакомимся. Эта часть слова после корня называется СУФФИКС.

И вы, наверное, уже догадались какая у нас сегодня

тема урока?

Усвоен ие новых знаний

Давайте откроем учебник на странице 89 и прочитаем, что такое суффикс.

Так что же такое суффикс? Правильно! Молодец.

А как обозначается

суффикс, давайте посмотрим ниже примеры суффиксов.

Лес- лесок, лесной, лесник, лесистый.

Суффикс обозначается вот

так ^

Давайте прочитаем стихотворение вверху хором.

Найдите в тексте однокоренные слова.

Запишите их у себя в тетрадях. Обозначьте корень.

А как называют детенышей

ежа?

Правильно! Это однокоренное слово с предыдущими словами?

Запишите и это слова в

Читают определение понятия

«суффикс».

Один из учащихся пересказывает прочитанное.

Чтение стихотворения хором. Ёж, ежиха, ѐжик.

Ежата

Да, это все однокоренные слова.

тетрадки. Выделите корень.

Ёжик, ежиха, ежата.

Стоит после корня. Служит для образования новых слов.

Называют источники информации.

Ответы детей. Чтение правила.

  • В каких словах остались части слова не выделенные?
  • Обозначьте эту часть слова знаком ^. Это суффикс.

Ответьте на вопросы:

Где в слове находится суффикс?

Для чего служить суффикс?

Легко ли было находить суффиксы в словах?

Давайте посмотрим на стр.90 и прочитаем правило

нахождения суффикса в слове.

Закрепл ение новых

знаний

Найдите в учебнике упражнение 165 на странице 89. Исследуйте его.

- Прочитайте задание. Кто понял задание? Кто может его объяснить?

- Какие знания вам потребуются?

Учащиеся знакомятся с упражнением 165 на странице 89.

Списать, выделить в словах все части слова. Ответить на вопрос, какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новые слова?

Знать, все части слова

корень, суффикс, окончание, находить их

- Чему можно учиться,

выполняя это задание?

Учащиеся дают ответы.

У доски 3 ученика выполняют задание. Остальные работают в тетрадях самостоятельно. (1 ряд

записывает 1й столбик, 2 ряд - 2 й столбик, 3 й ряд - 3й столбик)

Молодцы! Ребята,

посмотрите на доску и сверьтесь. Все ли правильно нашли части слова?

Чтение текста.

Теперь я попрошу вас перевернуть страницу и найти упражнение 167.

Давайте хором прочтем

Один из учащихся выходит к доске и записывает слова с нужными

стихотворение.

Ответьте на вопрос, в чем различие слов воробей - воробьишка, лапа - лапка.

Спишите текст.

Выделите в именах существительных суффиксы - к -

, - ишк -.

Объяснить написание выделенных орфограмм.

Молодцы!

А теперь прочитайте слова.

(Приложение 3

Домик , пригород, берѐзка, рыбак, переход, отлѐт.

- Разделите их на 2 группы.

По какому признаку делили слова на группы?

Вы молодцы! Справились с заданием!

Ну и давайте обобщим все, что мы узнали сегодня на уроке и пройдем небольшой тест.

Выбери верный ответ. 1.

а) Суффикс – часть предложения.

б) Суффикс – часть слова. в) Суффикс – слово.

2.

а) Суффикс стоит перед корнем.

б) Суффикс стоит после корня перед окончанием.

3.

суффиксами.

Работа в парах.

Учащиеся работают в группах, делят слова на группы.

В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй - с помощью приставок.

Ответы на вопросы теста.

а) Суффикс служит для образования новых слов.

б) Суффикс служит для красоты.

в) Суффикс служит для связи слов в предложении.

4. Укажи слово с суффиксом –к-.

а) мак б) лапка в) язык

г) картина Молодцы!

Вашим домашним заданием будет упражнение 166

на странице 90.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка. Программа "Школа России". Тема " Перенос слов"

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Слайды с заданиями по теме "Перенос слов"...

Конспект урока для 4 класса. Школа России. Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока русского языка.Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах Цели деятельности учителя: различать сложные слова, находить в них корни; наблюдать за правописанием сло...

Конспект урока русского языка. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Роль прилагательных в тексте"

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока русского языка....

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"...

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"...

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Разбор слов по составу"

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Разбор слов по составу"...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: Тема: «Что такое текст-рассуждение?». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся, что такое  текст-рассуждение;Планируемые результаты:Предметные: Знать отличительные признаки текста-рассуждения;Знать особенности текст...