Урок русского языка с самоанализом в 1 классе "Гласные звуки и буквы"
материал по русскому языку

Портнягина Лариса Алексеевна

Урок русского языка с самоанализом в 1 классе Гласные звуки и буквы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Тип урока: Повторение и закреплени изученного материала

Класс: 1

Тема урока: «Гласные звуки и буквы, повторение и обобщение»

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний о гласных звуках и буквах

Задачи: Закреплять умения написания гласных в словах после мягких и твёрдых согласных, умения ставить ударение, делить слова на слоги, выполнять звуко-буквенный разбор. Способствовать развитию кругозора детей, познавательного интереса, речи учащихся. Воспитывать интерес к русскому языку,  трудолюбие, внимание, любовь к Родине, героям страны (Гагарин Ю.А.).

Планируемые результаты

Познавательные УУД:

Развитие умения извлекать информацию из схем, текстов;

представлять информацию в таблице;

выявлять сущность, особенности объектов;

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по приз накам;

Регулятивные УУД:

Развитие умения высказывать своё предположение;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

Развитие умения слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;

умение работать в паре.

Личностные результаты:

Развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Методы обучения:

- словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа,

- наглядные: презентация, работа с интерактивной доской

- практический: самостоятельная работа, выполнение различных упражнений,

Ресурсы: презентация, раздаточный дидактический материал.

 

Этапы урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организация учебного процесса

Фронтальная

  • Ну-ка, детки, втаньте в ряд.

Готов работать мой отряд?

Приготовились к уроку русского языка.

Настраиваются на работу.

Личностные:  формирование  эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные:  взаимодействие с учителем.

Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

2. Целепологание

Фронтальная

- Посмотрите на доску. Найдите спрятавшиеся слова.

У а к о с м о с ю и р а к е т а о е с п у т н и к ё ы з в е з д а э и

  • Что объединяет эти слова?

  • А почему сегодня будем говорить о космосе?

  • Совершенно верно. Предлагаю и вам сегодня совершить полёт к звёздам и за звёздами. Урок не простой, урок русского языка. За каждое открыти мы будем получать звезду.
  • Ещё раз посмотрите на задание, где спрятались слова. Среди каких букв прятались слова?
  • Так о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Назодят слова: космос, ракета, спутник, звезда.

Общая тема — космос. Эти слова — предметы.

12 апреля — День космонавтики. 12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин, первый в мире космонавт, полетел в космос.

Среди букв, которые обозначают гласные.

О гласных звуках и буквах.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты.

Личностные:  установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативные:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Регулятивные:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

3. Актуализация знаний

Фронтальная

  • Раз мы с вами сегодня космонавты, то тетради тогда — наши бортовые журналы. Откройте их, запишите сегодняшнее число. Космонавты, работая в своих бортовых журналах, ведут свои записи чётким красивым почерком. Иначе никто не разберёт их записи. Вот и мы поработаем над нашей каллиграфией. Пропишите в тетради буквы, которые вы видите на доске. Сначала пишем заглавную и соединяем её со строчной.

  • Прежде чем отправиться в космос, надо подготовиться. Давайте повторим, что мы уже знаем о гласных звуках.
  • Как отличить гласный звук от согласного?

  • Сколько букв, обозначающих гласные звуки?
  • А сколько звуков?
  • Почему не совпадает количество?
  • За то, что вы ответили на мои вопросы, получаете первую звезду.

Прописывают буквы по образцу: Уу Аа Юю Ии Оо Ее Ёё ы Ээ Ии.

Произносится свободно, не встречая преград.

Десять.

Шесть.

Буквы Е,Ё,Ю,Я не имеют своего звука.

Познавательные:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы;  

- дополнять, уточнять высказанные мнения;

- отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- выполнять пробные учебные действия;

- организовать выполнение заданий учителя.

4. Обобщение и систематизация знаний

Постановка ударения и деление на слоги

Работа с предложением

Фронтальная

Индивидуальная

  • Ключ на старт. Ракета готова к запуску. Начинаем обратный отсчёт. 5, 4, 3, 2, 1, ПУСК!
  • Пока летим , поработаем в бортовых журналах. На доске записаны слова. Спишите их в алфавитном порядке.

Орбита, планета, Гагарин, звёзды, корабль, комета.

  • Поставьте ударение в этих словах.
  •  На какой звук падает ударение?
  • А как называется гласный, оставшийся без ударения?
  • Сделаем вывод. Какие бывают гласные в словах?
  •  Получаем ещё одну звезду.
  • Какое задание ещё можно выполнить с этими словами?
  • Поделите на слоги.
  • Как слог связан с гласным?
  • Получаем следующую звезду.
  • Мы в космосе. Но в невесомости  слова разлетелись. Давайте соберём из них предложение.

Гагарин, в, первым, космос, полетел, Юрий.

  • Запишите предложение в бортовой журнал.
  • Найдите в этом предложении слово, в котором звуков больше, чем букв.
  • Докажите.

  • Запись слова, схема, транскрипция.
  • Какие гласные могут обозначать два звука?
  • В каких случаях они обозначают два звука?
  • А когда они обозначают один звук?
  • Вы заработали ещё одну звезду.

Списывают слова в алфавитном порядке:

Гагарин,  звёзды, комета, корабль, орбита, планета.

Ставят ударение.

На гласный.

Безударный.

Гласные в словах бывают ударные и безударные.

Разделить на слоги.

Делят слова на слоги.

Гласный образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Юрий Гагарин первым полетел в космос.

Записывают предложение в тетрадь.

Юрий.

Буква ю в начале слова обозначает два звука.

Юрий, [й' у р' и й'].

Е,ё,ю,я.

1. После гласного. 2. В начале слова. 3. После ь,ъ знаков

После согласного.

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Коммуникативные:

- строить монологическую и диалогическую речь;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- делать выводы по результатам работы;

- действовать по алгоритму, правилу;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Физминутка

5, 4, 3, 2, 1 – вот и в космос мы летим (на каждую цифру хлопки, после соединить руки углом над головой)
Мчит ракета быстро к звездочкам лучистым (бег по кругу)
Вокруг звезды мы облетели, выйти в космос захотели (бег в рассыпную)
В невесомости летим, в иллюминаторы глядим (руки над бровями)
Только дружных звездолет, может взять с собой в полет! (встать в круг)

Регулятивные: 

- проводить физическую разгрузку в ходе работы.

5.Самостоятельная работа

Работа в парах

  • А сейчас мы прибываем с вами на космическую станцию. Там работают космонавты. И мы с вами самостоятельно поработаем. Работать будем в парах. На столе лежит карточка с текстом. Прочитайте текст. Подчеркните в нём одной чертой гласные, которые указывают на твёрдость согласного, а двуми чертами гласные, которые указывают на мягкость согласного.

Первые в космосе

        Первой в космос полетела собака Лайка. За ней в далёкий космос отправились Белка и Стрелка. Они летали туда на разведку. Спасибо вам, друзья!

  • Какие гласные подчеркнули одной чертой?
  • Какие двумя?
  • Какие гласные указвают на твёрдость согласного?
  • Какие гласные указывают на мягкость согласного?
  • Внесите эти данные в таблицу.

[а]

[о]

[у]

[э]

[ы]

[и]

После твёрдого

После мягкого

  • Получаем ещё одну звезду.

Работают с текстом, подчёркивают буквы, которые обозначают гласный звук.

А,о,у, э, ы.

Я, ё, ю, е, и.

[а]

[о]

[у]

[э]

[ы]

[и]

После твёрдого

а

о

у

э

ы

После мягкого

я

ё

ю

е

и

Познавательные:

- использовать информацию для решения учебной задачи;

- систематизировать, обобщать изученное.

- соединять части в целое;

Коммуникативные:

- высказывать суждения по результатам сравнения;

- аргументировать свое мнение;

- осуществлять работу в паре;

- договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;

- сотрудничать в совместном решении проблемы.

Регулятивные:

- организовать выполнение заданий учителя;

- делать выводы по результатам работы;

- осуществлять самоконтроль;

- действовать по алгоритму, правилу.

6. Итог урока

Фронтальная

  • Отправляемся в обратный путь, на Землю.
  • Сделаем вывод, что сегодня повторили?
  • Какие тайны гласных мы раскрыли?

Подводят итоги.

Регулятивные: 

- оценивать правильность выполненных действий;

- анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

7. Рефлексия

Индивидуальная

  • На столах у вас лежат звёзды. Раскрасьте свою звезду
  • синим цветом (это самая горячая звезда), если вам было сегодня легко работать, было всё понятно;
  • жёлтым цветом (это тёплая звезда), если вы иногда затруднялись, что-то было вам непонятно;
  • красным цветом (это холодная звезда), если вам было очень трудно, вы ничего не поняли.
  • Вы сегодня очень хорошо работали.

Регулятивные:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения- осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Личностные: 

Самооценка.

Самоанализ урока «Гласные звуки. Повторение и обобщение»

Урок «Гласные звуки. Повторение и обобщение » был проведён в 1 классе.

Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Гласные звуки. Повторение и обобщение.», раздел «Звуки и буквы».

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний о гласных звуках и буквах

Задачи: Закреплять умения написания гласных в словах после мягких и твёрдых согласных, умения ставить ударение, делить слова на слоги, выполнять звуко-буквенный разбор. Способствовать развитию кругозора детей, познавательного интереса, речи учащихся. Воспитывать интерес к русскому языку,  трудолюбие, внимание, любовь к Родине, героям страны (Гагарин Ю.А.).

По типу урока - это урок-обобщение, при использовании ИКТ и здоровье сберегающих технологий .

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и в парах. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. На уроке прослеживалась межпредметная связь: с уроками окружающего мира.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

Развитие умения извлекать информацию из схем, текстов;

представлять информацию в таблице;

выявлять сущность, особенности объектов;

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по приз накам;

Регулятивные УУД:

Развитие умения высказывать своё предположение;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

Развитие умения слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;

умение работать в паре.

Личностные результаты:

Развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Содержание урока:

Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

Этап

Цель этапа

УУД

1. Организация учебного процесса

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Личностные:  формирование  эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные:  взаимодействие с учителем.

Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

2. Целепологание

Формулирование с учащимися цели и задач урока в ходе обсуждения проблемы

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты.

Личностные:  установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативные:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Регулятивные:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

3. Актуализация знаний

Повторение пройденного, выполнение заданий (отличие гласных и согласных звуков,  количество гласных звуков и букв, обозначающие гласные звуки).

Познавательные:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы;  

- дополнять, уточнять высказанные мнения;

- отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- выполнять пробные учебные действия;

- организовать выполнение заданий учителя.

4. Обобщение и систематизация знаний

Закрепление усвоенных новых знаний и способов действий (постановка ударения, выявление ударных и безударных гласных в слове, определение слогообразующей роли гласных).

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Коммуникативные:

- строить монологическую и диалогическую речь;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- делать выводы по результатам работы;

- действовать по алгоритму, правилу;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Физминутка

Удержать умственную работоспособность учащихся на уроке, обеспечить кратковременный активный отдых для них во время занятия.

Регулятивные: 

- проводить физическую разгрузку в ходе работы.

5.Самостоятельная работа

Организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий с самопроверкой своих решений по эталону.

Познавательные:

- использовать информацию для решения учебной задачи;

- систематизировать, обобщать изученное.

- соединять части в целое;

Коммуникативные:

- высказывать суждения по результатам сравнения;

- аргументировать свое мнение;

- осуществлять работу в паре;

- договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;

- сотрудничать в совместном решении проблемы.

Регулятивные:

- организовать выполнение заданий учителя;

- делать выводы по результатам работы;

- осуществлять самоконтроль;

- действовать по алгоритму, правилу.

6. Итог урока

Осознание, анализ учащимися своей учебной деятельности и деятельности всего класса.

Регулятивные: 

- оценивать правильность выполненных действий;

- анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

7. Рефлексия

Самооценка учащимися собственной учебной деятельности.

Регулятивные:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения- осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Личностные: 

Самооценка.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

По итогу урока поставленные цели и задачи были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 1 класс. Тема "Согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки"

Технологическая карта урока. Система Л. В. Занкова. Учебник "Русский язык 1класс" автор А.В. Полякова....

Технологическая карта урока русского языка "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"

Урок русского языка во втором классе автор УМК В. П. Канакина, В.Г. Горецкий...

Методическая разработка урока русского языка_Обобщение знаний по теме_Звуки и буквы. Слог. Ударение.

Данная работа представляет собой методическую разработку урока по теме «Обобщение знаний по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Урок направлен на решение следующих задач: проверка ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Как различить звуки и буквы" (2 класс), УМК "Школа России"

Презентация к уроку русского языка по теме "Как различить звуки и буквы" (2 класс), УМК "Школа России"...

Урок русского языка в 1-м классе "Звук [ч\'], буква Ч, ч"

Коспект открытого урока в 1 классе...

Конспект урока русского языка «Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука»(УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об безударных гласных звуках в словах ворона, сорока и др. и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее предс...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Согласные звуки и буквы"

Презентация к уроку русского языка  во 2 классе "Согласные буквы и звуки"...