Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_rus._yaz_.4kl_23g.doc531 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя политехническая  школа №33»

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения  

учителей начальных классов

МАОУ «СПШ №33»

Протокол

 от « 29 »  08     2023г. № 1

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

МАОУ «СПШ №33»

_____________   Гладкова Н. А.

.  

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МАОУ «СПШ №33»

от «31»     08   2023г.

 888

Календарно - тематическое планирование

по учебному предмету  «Русский язык»

4«А» класс  

Шеховцовой Людмилы Дмитриевны,

учителя начальных классов

Старый Оскол

    2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Календарно - тематическое планирование по русскому языку для 4 «А» класса составлено на основе рабочей программы по учебному курсу «Русский язык» для 1-4 классов «Школа России».

      На  основании календарного учебного графика МАОУ «СПШ №33 »  на 2023-2024 учебный год, с учетом праздничных дней (4 ноября, 01 мая)  в календарно-тематическом планировании произведено уплотнение материала.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

        №           п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Характеристика деятельности учащихся

Плановые

сроки

прохождения

Примечание

Повторение (9 ч)

Наша речь и наш язык (1 ч)

Русский язык как язык межнационального общения. Диалогическая и монологическая речь. Развитие речи. Составление текста по рисунку с включением в него диалога.

1

Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных слов» в речевом обращении, использовать их в речи. Составлять текст (речи или о языке) по выбранной пословице. Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога.

01.09

1 четверть

Текст (2 ч)

Текст. Признаки текста.

1

Определять тему и главную мысль текста.  Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля.

04.09

Развитие речи. Подробное изложение  повествовательного текста. Изучающее чтение.

1

Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного.

06.09

Предложение (2 ч)

Анализ работ. Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске (интонации). Ситуации устного и письменного общения.

1

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

07.09

Знаки препинания в конце предложений.

1

Продолжить работу по классифицированию предложений по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи.

08.09

Обращение (1ч)

Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением.

Чем изучающее чтение отличается от ознакомительного чтения.

1

Находить обращение в предложении. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме.

11.09

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. (2ч)

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

1

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами  в предложении. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространенные предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения. Работать с памяткой «разбор предложения по членам».

13.09

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Развитие речи. Составление предложений по теме, по схеме; восстановление деформированного текста; письменное выборочное изложение по вопросам. Изучающее чтение.

1

14.09

Словосочетание (1ч)

Словосочетание. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса .Проверочная работа по теме «Знаки препинания в конце предложений».

1

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании.

15.09

Предложение (7ч)

Однородные члены предложения (4ч)

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Представление о предложениях с однородными членами.

1

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять при ней сообщение. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов. Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и по данному плану. Обосновывать постановку запятых, в предложениях с однородными членами.      

18.09

Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но).

1

20.09

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но

1

21.09

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».

1

22.09

Простые и сложные предложения (3 ч)

 Анализ работ. Работа над ошибками. Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами.

1

Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Выделять в сложном предложении его основы. Составлять сложные предложения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

25.09

Союзы в сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях. Развитие речи.  Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

1

27.09

Анализ работ. Работа над ошибками.  Знаки препинания в сложных предложениях. Проверочная работа по теме «Предложение»

1

28.09

Слово о языке и речи (16ч)

Лексическое значение слова (3ч)

Анализ результатов проверочной работы. Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение. Углубление представлений об однозначных и многозначных словах и др.

1

Анализировать высказывания о русском языке. Выявить слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала                   с помощью учителя, затем самостоятельно).  Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Анализировать употребление  в тексте слова в прямом и переносном значениях. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложение, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. Наблюдать над изобретательно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму.

29.09

Углубление представлений  о синонимах, антонимах, омонимах

1

02.10

Углубление представлений о фразеологизмах.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка, составление текста по рисунку и фразеологизму.

1

04.10

Состав слова (7ч)

Значимые части слова (2ч)

Фонетика и словообразование. Состав слова.  Значимые части слова

1

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Моделировать слова.

05.10

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок Разбор слова по составу.

1

06.10

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова (3ч)

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным

1

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. Работать с памяткой «Звуко - буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко - буквенный разбор слов. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.

09.10

Правописание двойных согласных в словах

1

11.10

Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов -ик и -ек

1

12.10

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков (2ч)

Контрольный диктант по теме «Правописание гласных и согласных в значимых частях речи».

1

Работать с орфографическим словарём. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической работы.

13.10

Анализ результатов контрольного диктанта.

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Работа с орфографическим словарём.  Развитие речи.  Письменное изложение повествовательного деформированного текста. Составление объявления

1

16.10

Части речи (6ч)

Повторение и углубление представлений о частях речи (2ч)

Повторение    и    углубление    представлений о частях речи. Части  речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные

1

Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи и составлять по ним сообщения.  Подбирать примеры изученных частей речи.

18.10

Имя существительное, имя прилагательное, числительное, местоимение, глагол

1

19.10

Наречие (общее представление) (4ч)

Наречие как часть речи

1

Находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия.

20.10

Наречие. Значение и употребление  в речи. 

1

Обсуждать представленный отзыв С. И. Мамонова о картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст- отзыв о картине художника.

23.10

Обобщение знаний по теме: «Части речи».  Проверочная работа по теме «Части речи»

1

Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам.

25.10

 Анализ результатов проверочной работы. Работа над ошибками. Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

1

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Анализировать высказывания о русском языке. Выявить слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала                   с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно.

26.10

Имя существительное (35ч)

                                                                                                      Изменение по падежам (4ч)

 Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное

1

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имен существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Определять признаки, присущие имени существительному. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах.

27.10

Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов

1

06.11

2 четверть

уплотнение

Начальная форма имени существительного

1

08.11

уплотнение за 04.11

Имена существительные, которые употребляются в одной форме (пальто, кофе)

1

09.11

Три склонения имён существительных (7ч)

Три склонения имён существительных.  1-е склонение

1

Определять принадлежность имен существительных  к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения.

10.11

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения

1

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения».

13.11

Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины художника А.А. Пластова  «Первый снег» (сочинение-описание).

1

Составлять описательный текст по репродукции картины художника  А.А. Пластова  «Первый снег»  (под руководством учителя).

15.11

Анализ работ. Работа над ошибками. 2-е склонение имен существительных. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

1

Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению.

16.11

3-е склонение имён существительных

1

Классифицировать имена существительные по склонениям.

17.11

Падежные окончания имён существительных  3-го склонения

1

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению.

20.11

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

1

Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям.

22.11

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе (16ч)

Анализ работ. Работа над ошибками. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

1

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.  Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания. Выбирать нужный способ проверки безударного падежного окончания при написании слов. Сопоставлять формы имён существительных. Имеющих окончания е и и.

Выбирать нужный способ проверки безударного падежного окончания при написании слов. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

23.11

Именительный и винительный падежи

1

24.11

Родительный падеж

1

27.11

Родительный падеж

1

29.11

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

1

30.11

Дательный падеж

1

Выбирать нужный способ проверки безударного падежного окончания при написании слов. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

01.12

Дательный падеж

1

04.12

Творительный падеж

1

06.12

Творительный падеж. Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц.

1

07.12

Предложный падеж

1

Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачом-задачей).

08.12

Предложный падеж

1

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания

11.12

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

1

Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

13.12

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

1

Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

14.12

Анализ результатов контрольного диктанта. Работа над ошибками.  Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

1

Выбирать нужный способ проверки безударного падежного окончания при написании слов. Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».

Выбирать нужный способ проверки безударного падежного окончания при написании слов. Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

15.12

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

1

18.12

Развитие речи.  Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В.Л. Тропинина «Кружевница» 

1

20.12

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных  во множественном числе (6ч),

Обобщение знаний (2ч)

Анализ работ. Работа над ошибками. Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе. Несклоняемые имена существительные.

1

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных  в формах множественного числа. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями,   находить    и исправлять ошибки. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном и родительном падеже (нет яблок, но апельсинов и др.).

21.12

Именительный падеж

1

22.12

Родительный падеж

1

25.12

Винительный падеж одушевлённых имён существительных

1

Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имени существительных множественного числа в родительном падеже. Работать с памяткой  «Разбор имени существительного как части речи».

27.12

Особенности падежных окончаний имён существительных. Дательный, творительный, предложный падежи

1

28.12

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе

1

29.12

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

1

10.01

3 четверть

Анализ работ. Работа над ошибками.  Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имён существительных

Проект «Говорите правильно!»

1

11.01

Имя прилагательное (26ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (3ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных

1

Находить имена прилагательные среди других слов в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имен прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Определять род и число имён прилагательных. Изменять прилагательные по числам и по родам (в единственном числе). Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Сочинять текст о любимой игрушке.

12.01

Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе). Начальная форма имён прилагательных.

1

15.01

Проект  «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

1

17.01

Изменение по падежам имён прилагательных (1ч)

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Развитие речи. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов»

1

Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин).Работать с памяткой «Как определить падеж имён прилагательных».

18.01

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. (8ч)

Анализ работ. Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

1

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице. Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного. Выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного.

19.01

Правописание падежных окончаний имён прилагательных

1

22.01

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже

1

24.01

Именительный, родительный, дательные  падежи

1

25.01

Именительный, винительный, родительный падежи

1

26.01

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

1

29.01

Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного.

31.01

Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.

1

Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ слов – имен прилагательных.

01.02

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе (5ч)

Анализ работ. Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.

1

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.

02.02

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

1

05.02

Родительный, дательный, творительный падежи имён прилагательных женского рода

1

07.02

Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных

1

08.02

Развитие речи.  Письмо по памяти сравнительного описательного текста. Составление сообщения о достопримечательностях своего города.

1

09.02

Склонение имён прилагательных во множественном числе (5ч)

Анализ работ. Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Окончания имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей.

1

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам.

12.02

Развитие речи.  Cоставление текста по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости»

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа. Находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах.

14.02

Анализ работ. Работа над ошибками. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа. Самостоятельно подготовиться к изложению повествовательного текста и записать его. Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости». Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам. Сравнивать падежные окончания имен прилагательных во множественном числе.

15.02

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

1

16.02

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа

1

19.02

Обобщение знаний  об имени прилагательном (4ч)

Контрольный диктант по теме «Окончания имён прилагательных»

1

Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного.

21.02

Анализ результатов контрольного диктанта. Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

22.02

Морфологический разбор имён прилагательных

1

26.02

Развитие речи. Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

Высказывать свое мнение о картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

28.02

Местоимение (7ч)

Личные местоимения (2ч)

Анализ работ. Работа над ошибками. Местоимение. Роль личных местоимений в речи.

1

Распознавать местоимения среди других частей речи.

29.02

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица  единственного и множественного числа

1

Определять наличие в тексте местоимений.

01.03

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений (5ч)

Изменение по падежам личных местоимений

1

Различать начальную и косвенную формы личных местоимений.

04.03

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа

1

Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица.

06.03

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Окончания личных местоимений в косвенных формах

1

Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста.

07.03

Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами.  Проверочная работа по теме «Местоимение»

1

Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». 

11.03

Анализ результатов проверочной работы. Работа над ошибками. Развитие речи.  Подробное изложение повествовательного текста.

1

Оценивать результаты выполнения задания «Проверь себя» по учебнику.

13.03

Глагол (29ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи (2ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).

1

Различать глаголы среди других слов и в тексте.

14.03

Изменение глаголов по временам. Правописание глаголов. Повелительное наклонение глагола. Наблюдение.

1

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).

Трансформировать текст, изменяя время глагола.

15.03

Неопределённая форма глагола (4ч)

Неопределённая форма глагола

1

Различать неопределенную форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимических имен существительных (знать, печь). Ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? И что сделать?

18.03

Неопределённая форма глагола. Особенность разбора глаголов по составу слова.

1

Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов.

20.03

Развитие речи.  Письменное изложение по самостоятельно составленному плану.

1

21.03

Анализ работ. Работа над ошибками. Неопределённая форма глагола.

1

Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.

22.03

Спряжение глагола (4ч)

Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Лица и числа глаголов.

1

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Определять лицо и число глаголов

Выделять личные окончания глаголов.

Определять роль мягкого знака в окончании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и в будущем времени.

Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и в будущем времени.

01.04

4 четверть  

Глаголы, которые не употребляются в форме 1 - го лица настоящего и будущего времени

1

03.04

2- е        лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе.

1

Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины.

04.04

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

1

05.04

I и II спряжение глаголов (2 ч)

Анализ работ. Работа над ошибками. I и II спряжение глаголов.

Спряжение глаголов в настоящем времени.

1

Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени.

Наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения.

08.04

Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

1

Определять спряжение глаголов.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов».

10.04

Правописание глаголов (10ч)

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (7ч)

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

1

Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола.

11.04

Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями

1

12.04

Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями

1

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

15.04

Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями

1

17.04

Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями

1

Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.

Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола.

18.04

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

1

19.04

Комплексная работа (основная часть). Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

22.04

Правописание возвратных глаголов (3ч)

Возвратные глаголы. Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

1

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

24.04

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. Правописание глагольных суффиксов.

1

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.

25.04

Развитие речи.  Работа с текстом. Подробное изложение деформированного повествовательного текста.

1

Работать с текстом.

26.04

Правописание глаголов в прошедшем времени (3ч)

Анализ работ. Работа над ошибками. Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы. Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса  к какой-либо спортивной деятельности).

29.04

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов

1

02.05

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Развитие речи. Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся.

1

03.05

уплотнение

Обобщение по теме «Глагол» (4ч)

Анализ работ. Работа над ошибками. Обобщение по теме «Глагол».

1

Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи».

Определять последовательность действий при разборе глагола  как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.

03.05

уплотнение за 1.05

Морфологический разбор глаголов

1

06.05

Развитие речи.  Подробное изложение повествовательного текста. 

1

Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи».

Определять последовательность действий при разборе 14глагола  как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.

08.05

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.

13.05

Анализ работ. Работа над ошибками. Язык. Речь. Текст. Предложение и словосочетание. Закрепление  изученного материала по теме «Текст. Виды текста».

1

Повторение (7ч)

Контрольный диктант по теме «Гагол»

1

Анализировать высказывания о русском языке.  Высказываться о значении «волшебных слов» в речевом обращении, использовать их в речи.  Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное. Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации

Анализировать высказывания о русском языке.

Выявить слова, значение которых требует уточнения.

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава.

Моделировать слова. Различать изученные части речи. Подбирать примеры изученных частей речи

15.05

Анализ результатов контрольного диктанта. Работа над ошибками Повторение изученного материала по теме «Простые и сложные предложения».

1

16.05

Обобщение  по теме «Однородные члены предложения»

17.05

Обобщение знаний  по теме «Состав слова». Союз как часть речи.

1

20.05

Обобщение  изученного материала по теме «Приставки и предлоги»

1

22.05

Обобщение по теме «Морфологический разбор изученных частей речи»

1

23.05

Систематизация знаний по теме «Части речи»

1

24.05

Приложение к календарно-тематическому планированию

                                                                                                                                               по учебному предмету «Русский язык»

ФОРМЫ  И  СРЕДСТВА  КОНТРОЛЯ

№ п/п

Виды работ

Количество работ за учебный период

Итого

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

Проверочный диктант

-

-

-

-

-

2

Проверочная работа

-

-

-

-

-

3

Контрольный диктант

1

1

1

1

4

4

Работа над проектами

-

2

-

2

5

Комплексная работа (основная часть)

1

1

Итого

6+ 1(комплекс.)

Содержание контрольно – измерительных материалов

Контрольно-измерительные материалы  составлены на основе

«Сборника диктантов и самостоятельных работ для 1-4 классов» Канакиной В.П., Щеголевой Г.С.

Контрольный диктант по теме «Правописание гласных и согласных в значимых частях речи»

Осенняя прогулка

    Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах.

    Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки.

   В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.

   Радостные ребята вернулись с прогулки.

Грамматические задания:  

  1. Выписать из текста три слова с проверяемой безударной гласной в корне и три слова с парной согласной, рядом напишите проверочное слово.  
  2. Выписать из текста два слова: одно – в котором звуков больше, чем букв; второе – в котором звуков меньше, чем букв.

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Дельфины

    Однажды рыболов Махмуд вышел в море. К вечеру разыгрался шторм. Волны качали лодку. Махмуд лежал на дне лодки. Он крепко уцепился за спасательный матрас. Огромная волна обрушилась на рыбака. Махмуд выпал из лодки вместе с матрасом.

     Наступила ночь. Шторм стал стихать. И вдруг стая дельфинов окружила Махмуда. Один дельфин толкнул головой матрас. Всю ночь дельфины толкали матрас к берегу. Соль разъедала спину. Махмуд стонал от боли и усталости. С вышки заметили стаю дельфинов и человека. Скоро подоспела помощь.

Слова для справок: Махмуд, дельфин, матрас, разыгрался.

Грамматические  задания:

1.Разобрать по членам предложения, выписать словосочетания.

Огромная волна обрушилась на рыбака.

  1. Определить склонение и падеж существительного:

На дне лодки ….

Толкали на берег …..

Стонал от боли …..

Контрольный диктант  по теме «Имя прилагательное»

Зимняя ночь в лесу

     По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. Хлопьями летит мягкий иней. В тёмном высоком небе  зажглись яркие звёзды.

    Тихо в зимнем лесу. Но и в морозные ночи идёт скрытая жизнь.

    Вот хрустнула в чаще мёрзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк.

    Вот по гладкому снегу бежит хорёк за мышкой. Над сугробами пролетают совы. Как сказочный часовой, уселся на голом сучке головастый серый совёнок. В ночной темноте он хорошо видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Слова для справок: заяц-беляк, видит.

Грамматическое задание:

1. Разобрать по членам:

1-й вариант – первое предложение.

2-й вариант - третье предложение.

2.Определить падеж прилагательных в третьем абзац

Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов»

Весна в степи

     Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом всё поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы. Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу. В тишине слышны разные звуки. Доносится лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. В болотцах пробуют голоса лягушки. Звуки этой степной жизни  сливаются в большой оркестр.

Грамматическое задание:

1.Определите время, спряжение, лицо, число глаголов: светит, сверкает, пробуют, шумит.

2. Разберите по составу слова: жалобный, голоса, гонит, камыш. 

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Диктант

Оценки.

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2.  Ошибки на одно и то же правило,  допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо

«д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних

букв в словах;

2.  Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3.  Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не

считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Примечание

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.

Грамматическое задание

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.

«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.

«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4 классы)

Критерии оценки творческих работ

«5» Правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение). Логически последовательное раскрытие темы (сочинение). Богатство словаря. Правильное речевое оформление Не более 1 речевой неточности

«4» Правильно, достаточно полно (без искажения) передан авторский текст (изложение). Раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей (сочинение) Не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста

 «3» Некоторые отклонения от авторского текста (изложение). Отклонение от темы (сочинение). Отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей в построении 2-3 предложений. Бедность словаря. Имеются речевые неточности Не более 5 недочетов в содержании и построении текста

«2» Имеются значительные отступления от авторского текста (изложение). Работа не соответствует теме (сочинение). Много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей. Отсутствует связь между частями текста. Бедность словаря Более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текст


Проверочная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

учени____ 4 класса _______________________________Дата________________

1. Дополни высказывание:

«Предмет, о котором говорится в предложении,  отвечающий на вопрос   кто? (что?), в предложении является…»

А) второстепенным членом

Б) сказуемым

В) подлежащим

2. Укажи нераспространённое предложение.

А)  Светит яркое солнце.

Б)  Завывает и метёт вьюга.

В) Утром пошёл дождь.

3. Прочитай предложение. Укажи подлежащее.

Корабль доставил туристов на остров.

А) корабль

Б) туристов

В) остров

4. Укажи предложение, в котором сказуемое выражено именем существительным.

А) Линейка – измерительный прибор.

Б) Хозяйка пылесосила ковёр.

В) Ира поставила цветы в вазу.

5. Дополни высказывание:

«Второстепенные члены предложения, которые показывают, где, когда и каким образом происходит действие, называются…»

А) дополнениями

Б) определениями

В) обстоятельствами

6.  Прочитай предложение. Укажи дополнение.

 Рыбаки долго ловили рыбу.

А) рыбаки

Б) долго

В) рыбу

7. Как подчёркивается определение?

А) ~~~~~~~~~~

Б) __  . __  . ___

В) -----------------

8. Прочитай предложения. Укажи, в каких  из них члены предложения подчёркнуты с ошибками.

А) В кинотеатре шёл приключенческий фильм. ‌‌‌

Б)  Начался новый учебный год.

В) Дождевые тучи затянули небо.

9. Прочитай предложение и словосочетания с вопросами. Какое словосочетание выписано неправильно?

Бабушка в воскресенье испекла пироги с мясом.

А) испекла (когда?) в воскресенье

Б) испекла (что?) пироги

В) испекла (с чем?) с мясом

10. Прочитай предложение и словосочетания с вопросами. Что не является словосочетанием?

Грузовая машина привезла дрова.

А) машина (какая?) грузовая

Б) машина (что сделала?) привезла

В) привезла (что?) дрова



Проверочная работа по теме «Предложение»

учени____ 4 класса _______________________________Дата________________

1. Предложение – это …

слова, написанные в один ряд;

слова, связанные между собой по смыслу.

2. По интонации предложения бывают …

повествовательные, вопросительные, побудительные;

восклицательные, невосклицательные.

3. В конце побудительного предложения стоит …

знак вопроса;

восклицательный знак.

4. Повествовательным называется предложение, в котором …

о ком-то или о чём-то спрашивается;

о ком-то или о чём-то рассказывается.

5. Однородными членами предложения являются …

те слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову;

все подлежащие и сказуемые в предложении;

все второстепенные члены предложения;

все слова, которые отвечают на разные вопросы.

6. Однородные члены предложения связаны между собой:

1)невидимыми нитями;

2) интонацией перечисления или союзами и, а, но;

3) по смыслу;

4) схемой.

7. Отметь союзы, перед которыми всегда ставятся запятые

1)  и

2)  а

3) но

8. Найди предложение, в котором нет однородных членов

1) В цирке выступают львы и тигры.

2) Налетел ветер, упали первые капли дождя.

3) Снег лежит на крыше, на крыльце.

4) Куропатки, рябчики, глухари спят зимой под снегом.

9. Найди сложное предложение

1)В пруду плавали утки и гуси.

2) На столе лежали яблоки, груши, апельсины.

3) Из облаков собираются тучи, из туч идёт дождь.

4) Из кукурузы делают крахмал, муку, крупу.

10. Распространёнными называются предложения, которые…

 1)  состоят из главных членов;

2)  кроме главных членов, имеют хотя бы один второстепенный член.

11. Разбери предложение по членам предложения и частям речи. Выпишите словосочетания.

На верхушке берёзы качался золотой лист.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Ключ

1. Предложение – это …

слова, написанные в один ряд;

слова, связанные между собой по смыслу.

2. По интонации предложения бывают …

повествовательные, вопросительные, побудительные;

восклицательные, невосклицательные.

3. В конце побудительного предложения стоит …

знак вопроса;

восклицательный знак.

4. Повествовательным называется предложение, в котором …

о ком-то или о чём-то спрашивается;

о ком-то или о чём-то рассказывается.

5. Однородными членами предложения являются …

те слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову;

6. Однородные члены предложения связаны между собой …

невидимыми нитями;

интонацией перечисления или союзами и, а, но;

по смыслу;

схемой.

7. Отметь союзы, перед которыми всегда ставятся запятые

и

а

но

8. Найди предложение, в котором нет однородных членов

В цирке выступают львы и тигры.

Налетел ветер, упали первые капли дождя.

Снег лежит на крыше, на крыльце.

Куропатки, рябчики, глухари спят зимой под снегом.

9. Найди сложное предложение

В пруду плавали утки и гуси.

На столе лежали яблоки, груши, апельсины.

Из облаков собираются тучи, из туч идёт дождь.

Из кукурузы делают крахмал, муку, крупу.

10. Распространёнными называются предложения, …

которые состоят из главных членов;

которые, кроме главных членов, имеют хотя бы один второстепенный член.

11. Разбери предложение по членам предложения и частям речи. Выпишите словосочетания.

На верхушке берёзы качался золотой лист.

Лист (какой?) золотой, качался (где?) на верхушке, на верхушке (чего?) березы.

Проверочная работа по теме «Части речи»  (В.П. Канакина «Русский язык. Проверочные работы» , М: «Просвещение», 2019, стр. 35.)

Проверочная работа по теме « Личные местоимения»

учени____ 4 класса _______________________________Дата________________

1. Составьте сообщение на тему «Что я знаю о личных местоимениях».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте отрывок из стихотворения Э. Асадова «Доброта».

Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести,

Это горько, но это не горе,

Ты потом ему всё же прости.

В жизни всякое может случиться.

И, коль дружба в вас крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не дай ей зазря разбиться.

  • Подчеркни в стихотворении  строки, в которых заключена главная мысль текста.
  • Спишите. Найдите и подчеркните личные местоимения. Укажите над каждым из них лицо.

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

• Выпишите местоимение 3-го лица, женского рода в дательном падеже, в единственном числе. В скобках запишите, какое имя существительное оно заменяет.

_______________________________________

3. Прочитайте предложения из басен И. А. Крылова.

 Спишите, вставляя в предложения пропущенные местоимения.

1. Чижа захлопнула злодейка-западня:

Бедняжка в ... и рвался, и метался,

А Голубь молодой над ... же издевался.

2. Когда в товарищах согласья нет,

На лад ... дело не пойдет,

И выйдет из ... не дело, только мука.

3. «Кумушка, ... странно это:

Да работала ль ... в лето?»

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

• Разберите любое местоимение как часть речи.

__________________________________________________________________________________________

Критерии оценивания проверочных работ

«5»- все задания выполнены без ошибок

«4»-выполнены все задания с 1-2 ошибками

«3»- выполнено не менее половины заданий

«2»- выполнено меньше половины заданий

Комплексная контрольная работа

(основная часть)

Вариант 1

1. Возьми в руки карандаш и начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.

Северный олень

Оленей на свете много, но ни одна оленья порода не оказывает столько важных услуг человеку, как сильный северный олень. На тех территориях, где обитает северный олень, не может выжить ни лошадь, ни вол. Холодно очень, сорокаградусный мороз выдержит не каждое животное. А как передвигаться людям (это особенно актуально было в старые времена), было бы вообще непонятно, если бы у них не было верного и постоянного слуги, такого как, северный олень. Оленье мясо, молоко, шкура, жир – все использует человек.

Как выживает северный олень в суровых зимних условиях? Он тепло «одет». Олений мех особенный. В суровую пору кончики волосков меха как будто бы разбухают, утолщаются; такой преображенный мех надежно защищает оленя от лютых морозов, меховая броня держит тепло хорошо. Да и подкожный жирок тоже помогает не замерзнуть.

Летние одеяния оленя полегче, но и в них он изнывает от жары. Так уж случилось, что никто не дал, например, дикому оленю ни пристанища в суровое время морозных рекордов, ни запасов кормов, ни защиты от волчьего племени. Самому ему приходится обо всём заботиться.

В летнюю пору олень пытается накопить в организме минеральные соли. Иначе можно и ноги протянуть. Но он их не протягивает. Секрет кроется в особых химических свойствах тканей организма. Химические процессы, происходящие в тканях ног северного оленя, очень своеобразны. Отчасти, благодаря им, выносливость зверя феноменальна.

За неимением травы в далёких краях люди не заготавливают для оленьих стад сена; да олени и не любят сена. Любимое их кушанье — мох ягель. Они разгребают снег и щиплют ягель, заключающий в себе довольно много полезных компонентов.

Дикие олени несколько крупнее тех, которые из поколения в поколение живут под близким надзором человека. Дикий олень в отличие от домашнего, как правило, более насторожен, боязлив.

Рога – одно из главных достоинств оленя, у северных пород они присутствуют и у самцов и у самок. Раз в год северные животные сбрасывают рога. Действительно, зачем нужна старая дополнительная конструкция? А за лето отрастают новые, молодые рога.

В среднем вес оленя – 150 кг.

Северные олени перевозят своих хозяев на легких саночках с удивительною быстротой и могут проехать в день более ста километров.

Выполни задания:

  1. Выпиши из текста отрывок, в котором содержится описание особенностей оленьего меха. Постарайся писать грамотно. Проверь. Если есть ошибки — исправь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выпиши из предложения все имена существительные в алфавитном порядке.

Оленье мясо, молоко, шкура, жир – все использует человек. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________       4. На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? Придумай заголовок ко второму абзацу текста.

Этот текст можно разделить на ___________частей.

Второй абзац текста можно озаглавить: ____________________________

__________________________________________________________________

5. Напиши, как ты понимаешь значение слова «одеяние».

Одеяние – это ______________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Используя информацию из текста, заполни таблицу:

Какой мороз может выдержать северный олень

Любимое кушанье оленя

Вес оленя

Сколько км может проехать олень в день

7. Выпиши подчёркнутые слова. Обозначь в каждом слове орфограмму на правописание согласных и гласных в корне слова, подбери проверочные слова. Придумай свои примеры (по одному слову) на эти орфограммы и запиши.

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Парный по звонкости/глухости согласный в конце/середине слова

8. Отметь √ строку, в которой записаны слова, в которых все согласные звуки твёрдые.

олень, сено, лошадь

 потомство, рога, корм

броня, жир, секрет

молоко, мясо, ягель

9. Выпиши предложение, выделенное жирным шрифтом. Подчеркни главные и второстепенные  члены предложения. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Выбери из текста слова (по 3 слова), которые относятся к именам существительным, именам прилагательным и глаголам. Запиши их в таблицу в начальной форме.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

11. Запиши, сколько слогов, букв, звуков в слове «ягель».

В слове____________слогов, ______________ букв, ____________ звуков.

12. Запиши математическое выражение и найди его значение.

К произведению чисел двадцать пять и пять прибавить девяносто семь.

13. Изучи таблицу и заполни её.

Название

Вес животного (в кг)

1 животное

3 животных

5 животных

Олень

150кг

Морж

3900кг

Пингвин

200кг

14. На участке поля квадратной формы поставили заграждение. Какова площадь этого участка, если длина забора 28 метров?

Ответ: площадь участка________

15. Запиши:

1) сколько всего десятков  в  числе   356; _______десятков

2) число  514  в виде суммы разрядных слагаемых;

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

16. Укажите для каждого из классов животных из первого столбца характерные весенние явления в их жизни.

                                                                                                                       Вариант 2

1. Возьми в руки карандаш и начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.

                                                                                                                      Пингвины

        Пингвины - удивительные существа, не похожие ни на кого из ныне живущих птиц. Они лучше всех приспособлены к обитанию в водной стихии и проводят в воде более половины жизни. Суша им необходима только в период размножения и линьки, поэтому пингвины могут месяцами вообще не выходить на берег.

        Пингвины отличаются друг от друга в основном размерами. Самый крупный – императорский пингвин – весит до 40кг и достигает в длину 117см, самый мелкий – малый пингвин – достигает 1,5кг и имеет длину тела всего 40см.

        Летать эти древние птицы не могут, но зато отлично плавают. Ныряют пингвины на глубину 130м, могут оставаться под водой до 18 минут и плыть со скоростью 15 км/ч. По суше они передвигаются мелкими шажками, держа тело вертикально, но могут и прыгать, и быстро скользить, лёжа на животе и отталкиваясь ногами и ластами.

        Пингвины живут стаями, а гнездятся большими колониями (до сотен тысяч пар). Каждая птица внутри колонии прекрасно знает точное расположение своего гнезда и легко узнает своих птенцов и соседей по голосу. Птенцы у крупных императорских пингвинов развиваются медленно, поэтому птицы прибывают на места колоний уже в конце арктического лета – в середине апреля. Примерно через 50 дней самка откладывает одно яйцо весом до 450г. Всё это время она ничего не ест и, отложив яйцо, сразу же уходит на кормёжку в море.

        Теперь эстафету принимает самец – он насиживает яйцо, держа его на лапах и прикрывая специальной складкой кожи на брюхе, чтобы оно не замёрзло. Самка появляется только через 3 месяца, и всё это время самец голодает, теряя почти половину своего веса. Через 1,5 месяца возвращаются самцы, и теперь они с самками поочерёдно ходят за кормом. Только через 6 месяцев, к декабрю, птенцы полностью оперяются, покидают колонию и начинают вести кочевую жизнь в море.

Выполни задания:

  1. Выпиши из текста отрывок, в котором содержится описание пингвина. Постарайся писать грамотно. Проверь. Если есть ошибки — исправь.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпиши из предложения все имена существительные в алфавитном порядке.

Каждая птица внутри колонии прекрасно знает точное расположение своего гнезда и легко узнает своих птенцов и соседей по голосу:_____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? Придумай заголовок к четвертому абзацу текста.

Этот текст можно разделить на ___________частей.

Четвертый  абзац текста можно озаглавить: ____________________________

__________________________________________________________________

  1. Напиши, как ты понимаешь значение слова«кормёжка».

Кормёжка – это ______________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Используя информацию из текста, заполни таблицу:

Вес императорского пингвина

Где пингвины проводят более половины жизни

Скорость пингвина под водой

Могут ли пингвины летать

7. Выпиши подчёркнутые слова. Обозначь в каждом слове орфограмму на правописание согласных и гласных в корне слова, подбери проверочные слова. Придумай свои примеры (по одному слову) на эти орфограммы и запиши.

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Парный по звонкости/глухости согласный в конце/середине слова

8. Отметь √ строку, в которой записаны слова, в которых все согласные звуки твёрдые

суша, гнезда, корм

 море, яйцо, самец

брюхо, жизнь, птенец

самка, лапа, кожа

9. Выпиши предложение, выделенное жирным шрифтом. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Выбери из текста слова (по 3 слова), которые относятся к именам существительным, именам прилагательным и глаголам. Запиши их в таблицу в начальной форме:

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

11. Запиши, сколько слогов, букв, звуков в слове «яйцо».

В слове____________слогов, ______________ букв, ____________ звуков.

12. Запиши математическое выражение и найди его значение.

Из произведения чисел пятнадцать и пять вычесть пятьдесят

13. Изучи таблицу и заполни её в бланке ответов.

Название

Вес животного в (кг)

1 животное

3 животных

5 животных

Пингвин

40 кг

Дельфин

420 кг

Чайка

65 кг

14. На участке леса квадратной формы поставили заграждение. Какова площадь этого участка, если длина забора 32 метра?

Ответ: площадь участка_______

15.Запиши:

1) сколько всего десятков  в  числе 283; _______десятков

2) число 157в виде суммы разрядных слагаемых;

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

16. Укажите для каждого из классов животных из первого столбца характерные осенние явления в их жизни.

1. звери

2. птицы

3. рыбы

А. метание икры

Б. откладывание яиц

В. усиленное питание, запасание корма

Г. линька (смена шерсти)

Д. отлёт в тёплые края

Е. уход в глубину водоёма

1 _____, 2 _______, 3 _______

Критерии оценки  комплексной работы

№ заданий

Проверяемые умения

Связь с предметом

Кол-во баллов

Базовый уровень

1

Темп чтения про себя.

Базовые предметы начальной школы

4

2

Умение находить заданную информацию в тексте, грамотно списать, проверить, находить и исправлять, если есть, ошибки.

Русский язык, чтение

3

3

Знание алфавита. Нахождение алфавитной последовательности слов.

Русский язык

2

4

Умение делить текст на смысловые отрезки, озаглавливать смысловую часть текста

Чтение. Работа с текстом

2

5

Умение определять значение слова по тексту.

Русский язык

2

6

Интерпретация  и обобщение информации: интегрирование содержащихся в разных частях текста деталей сообщения.

Чтение. Работа с текстом

4

7

Умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммами на правописание проверяемых безударных гласных  и на правописание проверяемых  согласных в корне слова.

Русский язык

6

8

Умение анализировать звуки в слове по твердости/мягкости.

Русский язык

2

9

Умение ориентироваться в тексте в поиске нужной информации, производить синтаксический разбор предложения.

Русский язык

2

10

Умение ориентироваться в тексте в поиске нужной информации, выписывать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, преобразовав их в начальную форму.

Русский язык, чтение

3

11

Умение проанализировать слово, указав сколько в нём слогов, букв, звуков

Русский язык

3

12

Умение переводить словесную информацию в числовую, правильно выполнять вычисления

Математика

2

13

Умение заполнить таблицу с данными, устанавливать зависимость между величинами.

Математика

6

14

Умение находить площадь участка, используя знание его периметра.

Математика

2

15

Умение читать натуральное числа, записывать их в виде суммы разрядных слагаемых.

Математика

2

16

Умение соотносить информацию, опираясь на знание поведения животных в разное время года

Окружающий мир

3

                        Всего баллов                                                                                                       50    

Задания повышенного уровня

17

Умение соотносить тип книги с наименованием.

Чтение.

5

18

Умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Русский язык

1

19

Умение ориентировать по часам.

Математика

1

20

Умение решать текстовую задачу на движение нескольких видов транспорта.

Математика

2

Всего баллов

                               9

Итого баллов

59

Формирование универсальных учебных действий

№ заданий

Диагностируемые УУД

Баллы

Регулятивные УУД

2,10

Принятие учебной задачи, контроль, коррекция

6

3

Определение последовательности и плана действий

2

Всего баллов

8

Познавательные УУД

2, 6, 9, 10

Поиск и выделение необходимой информации

12

7, 11, 15, 20

Структурирование информации

13

5

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме

2

8, 9, 11

Анализ и синтез

7

12

Знаково-символическое моделирование

2

Всего баллов

36

Уровень сформированности предметных умений рассчитывается по сумме баллов за все задания базового уровня:

  • от 0 до 23 баллов – пониженный уровень, т.е. обучающийся не достиг базового уровня сформированности предметных умений по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру (оценка – «неудовлетворительно»);
  • от 24 до 48 баллов – базовый уровень, т.е. обучающийся достиг базового уровня сформированности предметных умений по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру (оценка – «удовлетворительно»);

Повышенный уровень сформированности предметных умений рассчитывается по сумме баллов за задания как базового, так и повышенного уровня: не менее 29 баллов за задания базового уровня и не менее 5 баллов за задания повышенного уровня.

  1. от 0 до 34 баллов  - не достиг повышенного уровня сформированности предметных умений;
  2. от 35 до 57 баллов – обучающийся достиг повышенного уровня сформированности предметных умений;

        Если обучающийся при выполнении заданий базового уровня набрал от 34 до 48 баллов, но не набрал минимум 5 баллов за задания повышенного уровня, то делается вывод о том, что он не достиг повышенного уровня сформированности предметных результатов.

        Уровень сформированности универсальных учебных действий рассчитывается по сумме баллов за выполнение определённых заданий как базового, так и повышенного уровней, указанных в кодификаторе тем.

        Регулятивные  универсальные учебные действия:

  • 0 – 4 баллов – низкий уровень сформированности;
  • 5 – 6 баллов – базовый уровень сформированности;
  • 7-8 баллов – высокий уровень сформированности.

        Познавательные универсальные учебные действия:

  • 0 – 18 баллов – низкий уровень сформированности;
  • 19 – 27 балла – базовый уровень сформированности;

28 – 36 балла – высокий уровень сформированности

Критерии оценивания проекта

Критерий

Уровень сформированности навыков проектной деятельности

Кол-во баллов

Полученный результат в баллах

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Базовый - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрирована способность приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания изученного.

1

Повышенный - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать и реализовывать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

2

Повышенный высокий - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления; умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать, реализовывать и апробировать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы, прогнозировать.

3

Знание предмета

Базовый - Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

1

Повышенный - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой(темой) использовал имеющиеся знания и способы действий.

2

Повышенный высокий - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы.

3

Регулятивные действия

Базовый - Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося.

1

Повышенный - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

2

Повышенный высокий - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована. Автор продемонстрировал умение управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

3

Коммуникация

Базовый - Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

1

Повышенный - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает некоторый интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

2

Повышенный высокий - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Автор владеет культурой общения с аудиторией. Работа/сообщение вызывает большой интерес. Автор свободно и аргументировано отвечает на вопросы.

3

Итого

4-12

Критерии выставления отметки

баллы

4-6

7-9

10-12

отметка

удовлетворительно

хорошо

отлично



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....