План-конспект урока. Спряжение глаголов
план-конспект по русскому языку

Шевцова Каролина Евгеньевна

Тема урока: Спряжение глаголов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка
         УМК: «Школа России», 4 класс

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс: 4 класс

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Спряжение глаголов»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания первичных знаний о спряжении глаголов  и закрепления первичных умений определять I и II спряжение у глаголов.

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и закреплению знаний и умений о спряжении глаголов; обучению определять спряжение глаголов, проверять правописание окончаний, работать над окончанием в спряжениях с алгоритмом

Развивающие: способствовать развитию речи, наглядно-образногои основ словесно-логического мышления, произвольной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания,сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической зоркостии фонематического слуха.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, самостоятельность и ответственность за продукты собственной учебной деятельности, выявлять затруднения и пути их решения; проявлять  интерес к изучению русского  языка, бережно относиться к нему, осознавать богатства русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания;    строят  логическую цепочку рассуждений, осуществляют действия анализа, синтез; делают выводы по своим наблюдениям, сравнивают свой вывод с образцом, корректируют вывод

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; понимают и принимают учебную задачу, решают учебную задачу под руководством учителя; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий:  слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; аргументируют свою точку зрения; работают, используя коммуникативные и речевые средства для решения поставленных задач

Предметные: осваивают научные представления о системе и структуре русского языка в разделе орфография, узнают о понятии "спряжение"; определяют спряжение глаголов, выделяют изучаемую орфограмму в слове, используют орфографическое правило для проверки слов с изучаемой орфограммой; формируют орфографическую грамотность при работе над новой орфограммой

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1, В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточка для индивидуальной работы, тетрадь, лист оценок, критерии оценок, карточки для рефлексии.

Содержательный компонент урока:

I. Организационно-мотивационный момент

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут  Карина Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку. Я вижу, что все вы готовы к уроку, начнём!

У: Сегодня на уроке мы будем говорить о необыкновенной части речи. Необыкновенна уже тем, что она обозначает действие предмета и обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

У: О какой части речи пойдёт разговор на уроке?

О: Мы будем говорить о глаголе.

У Но для этого нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем о глаголе. (работа в группах)

Что такое глагол?

Как изменяются глаголы?

Что такое неопределённая форма глагола?

Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Что такое спряжение?

                                     

               - часть речи

                       - обозначаю действие предмета, отвечаю на вопросы: что делает?

                                 что делают? что делал? что сделает? и т.д.                                                                    

                      - изменяюсь по временам, числам, а в прошедшем времени – по  родам        

                         - имею неопределённую форму  (инфинитив)

                  - в предложении чаще всего бываю сказуемым

- изменение  глаголов по числам  и лицам

ΙV. Сообщение темы и целеполагание.

У:Сегодня мы продолжим говорить о спряжении глаголов.

Тема нашего урока «Глаголы I и II спряжения».

                   знаю

Я      

                  хочу узнать

У: Какую цель вы поставите на уроке для себя? Для чего вам нужно это знать?

V. Новая тема.

- Давайте проспрягаем глагол «спасти» и выделим окончания.        

- Задайте вопрос. Определите вид глагола.

- В каком времени будем спрягать глагол? Почему?

- Назовите местоимения Ед. ч. 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.  

- Назовите местоимения Мн.ч.1л., 2-го лица, 3-го лица.              

- А теперь проспрягайте самостоятельно глагол «лететь» и выделите окончания.

- Задайте вопрос. Определите вид глагола.

- Проспрягайте глагол в настоящем  времени …            

- Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (У них получились разные окончания)

- Да, действительно, окончания разные. Как вы думаете, с чем это связано?    (Это связано с особенностями спряжения глаголов.) 

- А что это за особенности вы узнаете из сказки.

 

Это глагольчики-лилипутики. Однажды в город прилетел огромный дракон  и

потребовал привести ему на съедение нескольких лилипутиков. Трусишки

вытолкнули  близнецов  У и Ю и сказали: «ЕШЬ!» «ЕШЬ!»

«Да я уж ЕМ! ЕМ!»- улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку.

Но самые смелые глагольчики-лилипутики не испугались дракона, они крикнули: «ИШЬ, какой шустрый! ИШЬ, чего захотел! ИМ, драконам, только позволь! Весь город съедят!»

С тех пор лилипутики-трусишки живут в городе Первоспряженске, а лилипутики-смельчаки в новом городе Второспряженске.

- Как вы думаете, что это за города и почему их так назвали? (ответы детей)

- Давайте рассмотрим таблицу в учебнике с.78 упр. 55

- Сравните окончания. Что заметили? (В первом лице ед. числа окончания глаголов 1 и 2 спряжения одинаковые.)

- В чём различие остальных окончаний?

Вывод:  Глаголы в зависимости от окончаний при спряжении делятся на две группы -  глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.

- Прочитайте об этом правило на с.80. (учебник)

- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране.

- В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру I …,  а в букве «И» - две палочки  - напоминают римскую цифру II … . Так легко запомнить!    

VI. Физминутка.

- А теперь отдохнём немного! К какому спряжению относится слово «Отдохнём»? (К 1 спряжению, так как слово имеет окончание –ём) 

- Следите внимательно за точкой на экране и повторяйте за ней!

VII. Первичное закрепление. (самостоятельная работа в тетрадях)

- А теперь задание для закрепления. На экране слова. Вам нужно распределить их в два столбика – 1 и 2 спряжение. Будьте внимательны! Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение? (Выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение.)

- Приступайте к работе, можете пользоваться таблицей из упр. № 55 с. 79

Проверка детьми по слайду

- Проверьте, правильно ли вы справились с работой. (взаимопроверка)

Творческая работа.

Карточка №1. (работа в парах) 

- Откуда эти строки? Кто написал басню?

- Запишите предложение в тетради, вставьте подходящие по смыслу глаголы, определите спряжение глаголов.

Плутовка к дереву на цыпочках________ , ________ хвостом, с вороны глаз________ .

Слова для справок: подкрадывается, приближается, подходит; вертит, помахивает; не спускает, не сводит.

- Разберите это предложение по членам предложения.

Карточка № 2. (задание по выбору)

На карточках даны пословицы, нужно вставить подходящие по смыслу глаголы, выделить окончание, определить спряжение.

1 группа пословиц.

1. По одёжке встречают, по уму ________________________.

2. Человек от лени болеет, а труда ______________________.

3. Мир строит, война _________________________.

4. Что посеешь, то и ________________________.

Слова для справок: здоровеет, пожнёшь, провожают, разрушает.

2 группа пословиц.

1. Глаза боятся, а руки __________________________.

2. Труд всегда даёт, а лень только __________________.

3. Дождик вымочит, а красно солнышко __________________.

4. Земля – тарелка: что положишь, то и __________________________.

VΙΙΙ. Итог урока 

- Что нового вы узнали о спряжении глаголов?

- Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?

- Поднимите руку те ребята, которые научились различать глаголы 1 и 2 спряжения. Мы достигли цели урока?

- Какой вид работы вам особенно удался? А что было особенно трудно?      

ΙX.  Домашнее задание.

 Правило с.78, с.80 упр.59

Карточка № 3.

Доп./задание.- Определите спряжение глаголов, выделите окончания.

1) Пушки с пристани палят,

    Кораблю пристать велят.

2) Чем вы, гости торг ведёте

    И куда теперь плывёте.

3) Остров на море лежит,  

    Град на острове стоит.

4) Ель растёт перед дворцом,

    А под ней хрустальный дом.

5) Белка там живёт ручная,

    Да затейница такая.

6) Белка песенки поёт,

    Да орешки всё грызёт.

7) Этим нас не удивишь,

    Правду ль, нет ли говоришь.



Предварительный просмотр:

Алгоритм определения спряжения глагола

1. Убедитесь, что у глагола безударное личное окончание.

 Если окончание ударное, определяем по окончанию (лью, льём, льёшь, льёте, льёт, льют)

    2. Ставим глагол в начальную форму (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?), смотрим, на      окончание слова.

    3. Применяем правило:

Лицо глагола

1спряжение

2 спряжение

1 лицо

-у,-ю,                -ем

-у,-ю,              -им

2 лицо

-ешь,                -ете

-ишь,              -ите

3 лицо

-ет,                  -ут, -ют

-ит,              -ат, -ят

  ко 2 спряжению относятся  все глаголы на –ить, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ (это слова исключения, они относятся к 1 спряжению)

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что
 на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё мы отнесём:

 смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать
 нельзя!

Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению.

  Глаголы ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ разноспрягаемые (частично склоняются по I и II типу спряжения).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Вставьте пропущенные окончания. Чертеж..м, богач…м, зайц…м, мальц…м, лисиц…й, сургуч…м, москвич…м, маш…й, ловц…м, шалаш…м, кожиц…й, Наташ…й, огурц…м, близнец…м, задач…й, каш..й, шалаш…м, лещ…м.

Слайд 3

Сделайте разбор предложения. Днём над озером носятся с писком стрижи и ласточки ловят мошкару пьют воду. 3 3

Слайд 6

По каким признакам эти глаголы можно разделить на группы? Одинаковые или разные окончания у одной группы? Открою, закричит, напишешь, заснём, принесут, вытащите, улетят, прогонишь, проплыву, спросим, прыгнете, успеет. Сформулируйте задачи урока.

Слайд 10

Определите спряжение глаголов. Говорит, молчишь, клеишь, спешишь, долетят, построят, отвезут, посеют, сберегут, живёшь, думаешь, отвечаешь, красит, путешествуешь, молодеешь, верит, пою, молчат, куёт, рычит, дует, моет, роет, косит, погасит.

Слайд 11

Покинув страны южные, Вернулись птицы дружные. На каждой ветке скворушки Сидят и чистят перышки. М. Пляцковский

Слайд 12

Выпишите глаголы. Определите спряжение глаголов. Кто нежнее всех на свете? Кто готовит нам обед? И кого так любят дети? И кого прекрасней нет? Кто читает на ночь книжки? Разгребает горы хлама, Не ругает нас с братишкой. Кто же это? Наша...

Слайд 13

В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь! Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь, Как зовут ее? Выпишите глаголы. Определите спряжение глаголов.

Слайд 14

Вставьте пропущенные орфограммы. Тра…ка з…л…неет, Солнышко бл…стит; Ласточ…ка с в…сною В сени к нам л…тит. А. Плещеев 3 3

Слайд 15

Вот уж снег последний в поле тает Тёплый пар восходит от земли И кувшинчик синий расцветает И зовут друг друга журавли . А. К. Толстой Расставьте знаки препинания в предложении.

Слайд 16

Вот уж снег последний в поле тает , Тёплый пар восходит от земли , И кувшинчик синий расцветает , И зовут друг друга журавли . А. К. Толстой Проверь себя.

Слайд 18

Первый слог от слова народ. Второй слог от прилагательного задний .

Слайд 19

В обратном направлении. На прежнее место, в прежнее положение. 3. Раньше, прежде.

Слайд 20

1 2 3 4 5 6 7 Составьте слово из букв.

Слайд 21

1.На некотором расстоянии перед кем-либо. 2. В будущем. 3. Предлог с родительным падежом.

Слайд 23

Отгадайте глаголы. Запомните их написание.

Слайд 25

Сегодня я узнал … Было трудно …. Я выполнял(а) задание … Я понял, что … Теперь я могу …. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие окончания имеют глаголы I и II спряжения в будущем времени? Оцените свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока "Спряжение глагола" 4 класс

Цель обучающая: Закрепление навыка определения спряжения глаголов....

Интегрированный урок: «Спряжение глаголов в будущем времени», «Самолетостроение. Ракетостроение"

Интегрированный урок помогающий отработатьнаписание окончаний глаголов...

Технологическая карта урока "Спряжение глаголов"

ФИО учителяЛашина Анна НиколаевнаКласс4 БУМКУМК «Гармония»Тема урокаСпряжение глаголовТип урокаУрок рефлексииМесто урока в изучаемой теме4 урок изучение темы «Спряжение»ЦельСоздать условия для усвоени...

ПЛАН-КОНСПЕКТ дистанционного урока в 4 классе. Тема: Спряжение глаголов. Предмет: русский язык.

Цель урока: провести первоначальное ознакомление с 1 и 2 спряжением глаголов...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Спряжение глаголов."

Технологическая карта урока русского языка с учетом присутствия в классе младшего школьника с особыми образовательными потребностями...