русс яз
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гордеева Татьяна Александровна

русс яз

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_fragmenta_uroka.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект фрагмента урока русского языка, 3 класс

Тема: Суффикс

Организационно-мотивационный этап

Мотивация:

У.: Ребята, слова на слайде расположены в неправильном порядке. Как же должна звучать эта пословица?

О.: Красна птица оперением, а человек - учением.

У.: Как вы понимаете эту пословицу?

О.: Птицу красит ее наряд, перья, пение. Для птицы этого вполне достаточно. А вот человека красит его ум, знания, мудрость. Внешней красоты недостаточно, она как оболочка, а вот богатый внутренний мир украшает любого человека.

У.: Верно! Ребята, пусть это будет девизом на нашем уроке! Я желаю вам удачи, и пусть сегодня у вас всё получится.

Постановка учебных задач

У.: Ребята, на доске слова и схема слова в виде паровоза. Вам нужно подобрать к схеме подходящие слова. Первая схема: …, какие слова к ней подходят?

О.: …

У.: Верно! Следующая схема. …

О.: …

У.: Подберите слова к этой схеме.

О.: Мы не знаем, какое слово можно отнести к этой схеме.

У.: Где же мы можем узнать, что это за часть слова? (спросить у друзей, найти в интернете, узнать в книге)

О.: Мы можем узнать это в учебнике.

У.: Откройте его на странице 89. Как же называется эта часть слова?

О.: Суффикс!

У.: Вы настоящие исследователи!

У.: Ребята, внимательно послушайте сказку, затем скажите о чем она.

«Жили-были Добрый и Сердитый Суффиксы. Добрый Суффикс не мог терпеть зла и делал только добрые дела. Ко всем он обращался ласково, например: Лена – Леночка, звезда-звёздочка. Сердитый Суффикс делал плохие дела, он всех оскорблял, любил скандалить, никого не уважал. Однажды Сердитый Суффикс оскорбил девочку Аню, он назвал её некрасивым именем и сказал, что это имя она будет носить всегда. Девочка сидела и плакала. Ей было стыдно возвращаться домой. Об этом узнал Добрый Суффикс. Он поспешил прийти на помощь Ане и приласкал бедную девочку. Она сразу повеселела и стала Анечкой. Прошло несколько дней, и об этом узнал Сердитый Суффикс. Он очень разозлился и начал спорить с Добрым Суффиксом. После долгих споров суффиксы разделились на Городок и Городище. В Городке царили доброта, вежливость и забота. А из Городища всегда слышались плач и крики».

У.: А вы знаете, ребята, какие суффиксы поселились в Городке, а какие в Городище?

О.: В Городке поселились добрые суффиксы, а в Городище злые.

У.: Ребята, о чём эта сказка?

О.: О суффиксах.

У.: Верно! Как вы думаете, какая тема у нашего урока?

О.: «Что такое суффикс».

У.: Да, так и звучит тема нашего урока. Какие задачи мы поставим перед собой?

О.: Узнаем, что такое суффикс, и какое он имеет значение.

      Будем учиться определять и правильно обозначать суффикс в словах.

У.: Верно, сегодня мы будем работать с суффиксами.

Учебное действие

Восприятие

Дом – домик, домище

Звезда – звездочка, звездный

Школа - школьник, школьница

У.: Ребята! На доске записаны слова. В чем их сходство и различие? Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новое слово? Давайте разбираться! Сегодня вы будете филологами. Знаете ли вы кто это такие?

О.: Филолог – это человек, который занимается изучением русского языка.

У.: Прочитайте определение на доске.

О.: Филолог – это специалист, изучающий художественную литературу и язык в его письменной и устной форме.

У.: Что делаю филологи?

О.: филологи изучают, наблюдают, проводят исследования.

У.: Что такое исследование?

О.: Исследование – это наблюдение за чем-либо.

У.: Прочитайте определение на слайде.

О.: Исследование – это поиск информации по какой-либо теме.

У.: Как вы думаете, какой предмет нашего исследования?

О.: Предмет исследования – суффиксы в словах.

У.: Верно. Как у настоящих филологов у вас должны быть карточки для записей исследования. Подпишите их.

Осмысление

У.: Первый этап исследования – наблюдение. Разделимся на две группы филологов. Первая группа думает и обсуждает где стоит суффикс, между какими частями слова. Вторая группа изучает и записывает значение суффиксов.

На эту работу у вас 1 минута.

У.: Филологи 1 группы, что вы наблюдали?

О.: В ходе исследования мы наблюдали, между какими частями слова находится суффикс. И сделали вывод, что суффикс стоит между корнем слова и его окончанием.

У.: Вы сделали правильный вывод!

У.: Исследователи 2 группы, что вы наблюдали?

О.: В ходе исследования мы наблюдали, какое значение имеет суффикс. И  сделали вывод, что эта часть слова имеет уменьшительно-ласкательное значение, а также он служит для образования новых слов.

У.: Вы сделали правильный вывод! Запишите его в карточку филолога. Напоминаю, во время письма спину держим ровно, локти лежат на парте, ноги стоят под столом ровно. Это был 2 этап исследования: фиксация результатов.

У.: Обобщим наши исследования. Кто из вас может сделать общий вывод?

О.: В ходе работы мы наблюдали за тем, где находится суффикс, и какое значение он имеет. В результате нам удалось выяснить, что суффикс находится между корнем слова и его окончанием, а также имеет уменьшительно-ласкательное значение и образует новые слова.

Запоминание

У.: Верно, ребята! Вы проделали важную исследовательскую работу и сделали правильные выводы. На доске расположены слова в разбросанном порядке, попробуйте из них составить определение суффикса.

О.: Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня  и служит для образования слов.

У.: Откройте учебник на странице 89 и выясните, правильное ли вы дали определение.

О.: Да.

У.: Молодцы!

У.: Запомнить это правило вам поможет стихотворение:

Суффикс всегда после корня идёт,

Новую форму словам придаёт,

Превращая дом в домишко,

А ружье, друзья, в ружьишко.

Кота Мурзика в котенка,

А собаку в собачонку.

Применение на практике

У.: Обратите внимание на доску, вы видите пословицы. Найдите в них слова с суффиксом, запишите их и выделите корень. Читай первую пословицу.

О.: Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

У.: Как вы понимаете эту пословицу?

О.: Нужно довольствоваться малым, не гнаться за чем-то большим, ведь из маленького складывается что-либо большое, более значимое.

У.: Верно. Какие слова с суффиксами вы встретили в этой пословице?

О.: Курочка, зернышку.

У.: Запишите эти слова и выделите в них суффикс. Обратите внимание на памятку, которая поможет вам найти в слове суффикс. Какие суффиксы у вас получились?

О.: В слове курочка суффикс - очк, в слове зернышку – ышк.

У.: Прочитайте следующую пословицу.

О.: Куда падёт пшеничка, туда летит и птичка.

У.: В каких словах встречается суффикс?

О.: Пшеничка, птичка.

У.: Запишите их и выделите необходимую часть слова. Какие суффиксы у вас получились?

О.: В слове пшеничка суффикс – ичк, в слове птичка – к.

У.: Верно. Прочитайте следующую пословицу.

О.: После дождичка будет солнышко.

У.: В каких словах есть суффикс, и какой?

О.: В слове дождичка суффикс – ичк, в слове солнышко – ышк.

У.: Молодцы, ребята! С заданием справились!

У.: Выполним упражнение в парах. Перед вами листы с заданием. Работая в парах

Вам необходимо будет из обычных слов образовать новые с помощью предложенных суффиксов.

Береза, стакан, ягода, погода, ветер, город, гнездо, карандаш, морковь, дождь, зерно.

Суффиксы: -чик, -ик, -ок, -ышк, -к, -инк.

У.: Проверяем:

Береза – березка, стакан – стаканчик, ягода – ягодка, погода – погодка, ветер – ветерок, город – городок, гнездо – гнездышко, карандаш – карандашик, морковь – морковка, дождь – дождик, зерно – зернышко.

У.: Рядом с правильными ответами поставьте карандашом +

Подсчитайте количество +. Критерии на доске. Впишите количество баллов в оценочные листы.

Нет ошибок

5 баллов

1-2 ошибки

4 балла

3 ошибки

3 балла

Больше 3 ошибок

0 баллов

Количество баллов внесите в свои оценочные листы

Действие оценки и самооценки         

У.: Ребята, слова на слайде потеряли свои суффиксы. Спишите слова в тетрадь в столбик, вставляя нужный суффикс, выделите его.

У.: Проверьте свои ответы на слайде. Рядом с каждым словом поставьте + или – простым карандашом. Посчитайте количество плюсов. Критерии на доске перед вами.

Нет ошибок

5 баллов

1-2 ошибки

4 балла

3 ошибки

3 балла

Больше 3 ошибок

0 баллов

У.: Критерии на слайде. Поставьте себе в оценочный лист

Действие контроля и самоконтроля

У.: С какой частью речи мы сегодня работали?

О.: Мы работали с суффиксом.

У.: Какие задачи мы ставили перед собой?

О.: Узнали, что такое суффикс, и какое он имеет значение. Учились определять и правильно обозначать суффикс в словах.

У.: Подсчитайте ваши баллы. Сложите количество баллов за 1 упражнение и за 2 упражнение. Критерии на слайде. Поставьте общую отметку в свой оценочный лист.

Отметка «5»

9-10 баллов

Отметка «4»

7-8 баллов

Отметка «3»

5-6 баллов

Старайся!

Менее 5 баллов

У.: Теперь предлагаю вам выбрать ответы в таблице, которые соответствуют вашему состоянию.

На уроке я работал

Активно/пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен/не доволен

Урок для меня показался

Коротким/длинным

За урок я

Устал/не устал

Материал урока мне был

Понятен/не понятен

Легким/трудным

У.: Урок окончен! Мне было приятно работать с вами!

У.: Ребята, внимательно послушайте сказку, затем скажите о чем она.

«Жили-были Добрый и Сердитый Суффиксы. Добрый Суффикс не мог терпеть зла и делал только добрые дела. Ко всем он обращался ласково, например: Лена – Леночка, звезда-звёздочка. Сердитый Суффикс делал плохие дела, он всех оскорблял, любил скандалить, никого не уважал. Однажды Сердитый Суффикс оскорбил девочку Аню, он назвал её некрасивым именем и сказал, что это имя она будет носить всегда. Девочка сидела и плакала. Ей было стыдно возвращаться домой. Об этом узнал Добрый Суффикс. Он поспешил прийти на помощь Ане и приласкал бедную девочку. Она сразу повеселела и стала Анечкой. Прошло несколько дней, и об этом узнал Сердитый Суффикс. Он очень разозлился и начал спорить с Добрым Суффиксом. После долгих споров суффиксы разделились на Городок и Городище. В Городке царили доброта, вежливость и забота. А из Городища всегда слышались плач и крики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по руссому языку в 1 классе (1 полугодие)

Часто применяю на уроках тесты, вот 1 из нескольких ......

тренажёр по русс.яз "непроверяемые безударные гласные"

Тренажёр предназначен для проверки усвоения словарных слов в 3-4 кл. Любое УМК....

тематическое планирование по русс.яз 4 кл

тематическое планирование составлено по учебнику Соловейчик из расчёта 5 часов в неделю...

Конспект урока руссого языка по теме "Понятие о глаголе"

Урок русского языка по теме «Понятие о глаголе» предназначен для учащихся 3 классов. Материал урока помогает детям в игровой форме дать ответ на вопрос «Что такое глагол?» Урок был проведён в рамках Г...

Руссий язык. Лингвистический турнир. "Шапочное знакомство"

Урок закрепления изученного материала   (3 класс).  В  нетрадиционной форме проводится работа по закреплению изученного, по развитию речи и обогащению словарног...

Урок руссого языа по теме: "Изменение имён существительных по числам" 3 класс

Урок русского языка по программе "Школа 2100" по учебнику Бунеева. Урок составлен с использованием компьютерных технологий - мобильный класс. На уроке для словарной работы использовались загадки,...

"Развитие орфографической зоркости на уроках руссого языка в начальных классах"

В данной методической разработке представлен ряд упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости у младших школьников. Дано разьяснение актуальности данной проблемы в методике преподаван...