План-конспект по русскому языку (3 класс)
материал по русскому языку

Ольга Владимировна Добеева

Правило написания разделительного мягкого знака в словах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_3_klass.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 2  класс

Учитель:Добеева О. В.

УМК: «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Тема: Правило написания разделительного мягкого знака в словах.

Цель: создание условий для формирования у обучающихся навыка правописания слов с разделительным мягким знаком.

Формируемые УУД:

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

Выявлять и корректировать причины собственного затруднения;

Коммуникативные:

Осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;

Работать в парах, обосновывать и доказывать собственное мнение;

Участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи;

Уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;

Находить и исправлять собственные ошибки;

Личностные:

Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;

Применять правила делового сотрудничества;

Планируемые результаты:

Предметные:

В результате освоения данной темы ученик овладеет умениями писать слова с разделительным мягким знаком, отличать разделительный Ь и Ь - показатель мягкости

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные: 

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий  Русский язык. 2 класс.- Учебник.  

ИКТ.                         

                                                           Ход урока

I.      Мотивационный этап

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

– Откройте тетрадь. Что надо записать?

                                                      (Дату.)

            Комментированная запись числа.

                   

II.        Актуализация знаний

            Чистописание.

- Запишите слоги: мя, ри, зе, лю, сё, ти. Обозначьте цветными точками звуки под каждой буквой.

- Что заметили? (это слияния, в которых первый звук – согл., мягкий, а второй – гласный)

-  Измените запись так, чтобы она соответствовала такой сигнальной карточке. (Учитель показывает карточку: зелёный квадрат, обозначающий мягкий согласный звук.)

(Ученики называют и записывают ниже сочетания: мь,  рь, зь, ль, сь, ть.)

- О какой букве мы сегодня будем говорить на уроке?  Правильно, о букве «ь».)

Что вы знаете о букве «мягкий знак»? (Она не обозначает звука)

               Словарная работа

                      Доска: 

К…ньки, м…дведь, м…рковь, п... льто, т...традь, учит…ль.

- Что это за слова? (словарные)

- Почему их так называют? (во всех словах есть непроверяемая безударная гласная)

Спишите слова вставьте пропущенные буквы.

Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите слово с записью.

Оцените работу своего товарища.

- На какие две группы можно разделить эти слова? Назови эти группы. (Обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы; слова с «ь» в середине слова и на конце).

- Подчеркните буквы, которые стоят рядом с «ь».

- Какую работу выполняет «ь» в этих словах? (Указывает на мягкость предшествующего согласного)

Вывод: Эта буква необходима в русском языке, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.

- Где пишется «ь» - показатель мягкости? (В середине между согласными и на конце слова после согласных).

-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о «ь», или существуют другие?

-Хотите узнать?

-Тогда за работу!

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

  1. Создание проблемной ситуации.

Игра «Назови предмет»

1. Мелкая бабочка, гусеница которой портит одежду ………………моль

2. Синоним к слову «товарищи» ………………………… друзья

3. Это то, что остается после сгоревших дров………….  угольки

4. Синоним к слову «метель» …………………………… вьюга

5. 7Я ……………………………………………………… семья

 - Скажите, чем похожи эти слова? (во всех словах есть мягкий знак)

-Давайте сейчас уберем мягкий знак, и посмотрим, что получится. Прочтите полученные слова.

- Так, что же случилось, когда мы убрали «ь»? (варианты ответов)

- Одинаковую роль играет «ь» в этих словах? А почему?

 - Разделите данные слова на две группы и объясните, по какому принципу вы их разделили?

В 1 столбике слова с ь - показателем мягкости. Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согласных пишется в конце слова после согласных и в середине слова между согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь - показатель мягкости

 - А во второй группе? Слова с разд. ь знаком.

- Докажите!

2) Постановка проблемного вопроса.

Значит в чём затруднение?

(Не можем объяснить, почему эти слова пишутся с разд. «ь»)

Сформулируйте проблему?

(Не знаем правило правописания слов с разд. «ь»)

- Значит, что мы должны сегодня узнать? Какая тема?

Тема: Правило написания разделительного мягкого знака в словах.

-Давайте поставим задачи, над которыми будем работать.

1.Научиться различать разделительный «ь» и «ь» – показатель мягкости

2.Определить место написания разделительного «ь»

3.Грамотно писать слова с разделительным «ь»

ΙV.  Открытие новых знаний.

Работа по учебнику: с.31, упр.51.

- Прочитайте пары слов: полю - полью, солю – солью.

- Чем они похожи и в чём отличие?

Полю (полоть)

Полью (поливать, лью, лить)

Солю (соль)

Солью (сливать, лить)

- Сформулируйте проблемный вопрос.  (Зачем нужен «ь» и в каких случаях он пишется?)

- Произведите звуко - буквенный анализ слов  полю и полью, солю и солью (работают в парах, проверка на слайде). Сравните написание и произношение.

- Отдохнём.

             Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.  

             Непременно каждый пальчик быть послушным научу. 

(Растирание ладоней карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикал (горизонтально).

- Сделаем вывод: для чего нужен в словах «ь», на что он указывает? (Он нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук [й].)

- А за какими буквами «прячется» этот звук? (За буквами е, ё, ю, я, и)

- Понаблюдаем, в каких случаях он пишется?

                                  Учебник: с. 32, № 52

- Между какими буквами он пишется? (Учащиеся подчёркивают буквы перед «ь» и после него, затем делают вывод: пишется после букв согласных перед буквами е, ё, ю, я, и)

- Почему «Ь» в этом случае называют разделительным?

                     Работа с правилом в учебнике на с.52

V.Физминутка.

- Встали около парт. Если слышим, что в слове надо написать разделительный «ь», то мы приседаем. А если в слове мягкий знак – показатель мягкости, то хлопаем в ладоши 2 раза.

Листья, бельё, день, прутья, камень, стулья, метель, шью, счастье, олень, пеньки.

- Молодцы, вы были внимательны.

VI. Первичное закрепление

            Работа по учебнику: с.33, упр.56.

Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите слово с записью.

Объяснение написания слов «по цепочке» по алгоритму:

  1. Произношу слово.
  2. Слушаю, есть ли звук [й] в корне после согласного перед гласным.
  3. Если слышу звук [й] после согласного, пишу букву «Ь» после буквы согласного перед  е, ё, ю, я, и.

- Оцените работу своего товарища.

VII.Рефлексия

- Какое открытие мы с вами сделали на уроке?

- Что узнали нового о «Ь»?

Разделительный «Ь» пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и, если при произношении после согласного слышится звук «й».

Разделительный «Ь» показывает, что согласный звук не сливается с гласным, а произносится раздельно.

-Что было легко? Что было трудно?

- Какое задание было самым интересным?

- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

Учащимся предлагается закончить следующие предложения:

  • "На сегодняшнем уроке я узнал …";
  • "На этом уроке меня порадовало…";
  • "Я похвалил бы себя…";
  • "После урока мне захотелось…".

- Спасибо за хорошую работу.

VIII. Домашнее задание

Найдите в учебнике «Литературное чтение» и запишите 10 слов с разделительным мягким знаком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по русскому языку 2 класс (по ФГОС) на тему "Род имени существительного"

Конспект урока по ФГОС в виде презентации с подробным описанием предметных, метапредметных и личностных целей и УУД....

План-конспект урока по русскому языку 3 класс

План-конспект урока по русскому языку. Базовый учебник Рамзаева Т.Г. 3 класс с применением ЭОР по теме "Упражнение в проверке безударных гласных.  . На данном уроке закрепляется и обобщается прав...

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс.  «Имена существительные собственные и нарицательные»  УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....

План-конспект урока по русскому языку 1 класс "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Организация деятельности учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу....

План - конспект урока по русскому языку (2 класс) с применением ЭОР

План - конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме "Слова, которые  отвечают на вопрос КТО? и ЧТО?" (автор учебника Бунеев) составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Содержит гипер...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: «Окончания глаголов I и II спряжения»

Представлена разработка урока урока по русскому языку в 3 классе....

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....