План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: «Окончания глаголов I и II спряжения»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Митюшина Ирина Петровна

Представлена разработка урока урока по русскому языку в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx142.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку — путешествие по стране «Глаголии», проведенный в 3 классе

на тему:

 «Окончания глаголов I и II спряжения»

Митюшина Ирина Петровна

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Саранска

Цели:  

          —         закрепление знаний об окончаниях глаголов I и II спряжения;

  • формирование умения соотносить окончания одного и того же глагола в разных лицах, учитывая его спряжение;
  • систематизация изученных знаний о грамматических признаках глагола;
  • повторение порядка разбора слов: по составу и как часть речи;
  • развитие логического мышления, смекалки, речи, плавности письма;
  •  воспитание любознательности, аккуратности, добра.

Оборудование:        

—        клубок ниток;

  •  изображения: дворца, сказочного сада, колодца, речки, крокодила, сказочной птицы, 3-х сундуков, частого леса;
  •  схемы слов;
  •  карточки со словами;
  •  индивидуальные карточки;
  •  д/м по русскому языку;
  •  сигнальные, светофоры.

Ход урока

I. Оргмомент

Нас пригласили в страну Глаголию посетить сказочный дворец Времен глаголов. Дорогу нам будет указывать волшебный клубок. Но подойти ко дворцу не так просто. Невидимые жители будут чинить нам все новые и новые испытания на проверку наших знаний об окончаниях глаголов I и II спряжения и, вообще, наших знаний, об изучаемой нами части речи — глаголе.

А помогать нам будут в пути: ум, смекалка, дружба!

Итак, в путь!

II.. Основная часть

  1. Первое препятствие (минутка чистописания).

—         Нужно перейти речку, сделав через нее мостик из букв, данных в узоре на доске.

  •  Какой частью слова могут быть сочетания букв в узоре у глаголов?
  •  Расскажите о признаках глаголов, оканчивающихся на:

ть и ти

ешь и ишь

 ет и ит

ут, ют и ат, ят

Затем правильно и красиво записывают узоры в тетрадь, выстраивая “мостик через речку”.

  1. Второе препятствие (словарный диктант).

“Утолить жажду” можно при условии, если случайно попавшие в колодец слова, будут превращены в неопределенную форму глагола.

На доске изображение сказочного колодца. Дети достают из “колодца” слова с непроверяемыми написаниями:

(Обед, чёрный, беседа, свобода, победа).

  •  Какой частью речи являются?
  •  Подобрать однокоренные глаголы, ставя их в неопределенную форму, записать их:

(Обедать, чернеть, беседовать, освободить, победить).

  1.  Как различить глаголы в неопределенной форме среди других частей речи?
  2.  Соотнести эти глаголы к схемам.

3. Третье препятствие (самостоятельная работа)

На пути во дворце Времен глаголов стоит, часты лес, через который надо проложить три дорожки, ведущие к дворцу.

(Появляется изображение рисунков деревьев).

Дети узнают сказки, находят в текстах глаголы (тексты записаны на доске), выписывают глаголы в тетрадь по группам:

В первую группу — глаголы прошедшего времени, во вторую — глаголы настоящего времени, в третью — глаголы будущего времени и определяют спряжения.

Тексты.

  1. Кто снесёт этот камень на гору и там разобьёт его на части, тот вернёт свою молодость и начнёт жить сначала.

( А. Гайдар.)

  1.  Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит; глядь — поверх текучих вод лебедь белая плывёт.

(А. Пушкин.)

  1.  И чайник шепнул утюгу: “Я дальше идти не могу”. И заплакали блюдца: “Не лучше ль вернуться?” И зарыдало корыто: “Увы, я разбито, разбито!”                                    

 (К.        Чуковский.)

  •  Спряжение у глаголов проверяется с помощью сигнальных светофоров.
  •  Индивидуальная работа у доски (по карточкам). Задание: записать глаголы I спряжения слева, а глаголы II спряжения справа.
  •  По какой части слова определяем спряжение у глаголов с ударными окончаниями?

         Какие окончания, имеют глаголы I спряжения? II спряжения?

                  Что можно сказать о глаголах прошедшего времени

  1.  В дворцовом саду (письмо по памяти).

Сад полон солнечного света, аромата душистых трав и цветов, диковинных зверей, звонких голосов птиц.

Работа с дидактическим материалом.

Вот перед мною

Чудный сад цветёт,

В там саду большое

 Дерево растёт.

Золотая клетка

На сучке висит;

В этой клетке птица,

Точно жар горит.

(И. Суриков.)

Дополнительно: определить спряжение глаголов.

  1.  Во дворце Времен глаголов. (Разбор глаголов как части речи).

Итак, мы во дворце Времен глаголов. Видим три зала. В каждом из них живут Времена глаголов. У входа в залы стоят сундуки, в которых находятся глаголы, их необходимо разобрать как часть речи.

Глаголы: блестишь, сияла, засверкают.

III. Заключительная часть

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Но нам путь закрывают у выхода из страны Глаголии Вопросительный знак. Он требует ответа на вопросы:

          на какие вопросы невидимых жителей страны ответили?

          можно ли обойтись в речи без глаголов?

Resource id #5794

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".

На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Изменение глаголов по временам"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение глаголов по временам»Цели деятельности учителя: закрепление знаний о глаголе, как части речи; формирование умений различать глаголы по врем...