«Имя прилагательноекак часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным»
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Виноградова Любовь Александровна

«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_3.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 2 класс

УМК «Школа России»  

Авторы учебника: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий                                             

Тема: «Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным»

Учитель: Виноградова Любовь Александровна

Планируемые  результаты:

  предметные:

- распознавание  имен прилагательных  среди других частей речи;

- умение задавать вопросы к именам прилагательным;

- умение определять значение и употребление в речи  имен прилагательных;

- умение находить связь имен прилагательных с именем существительным;

 личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному  материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

   метапредметные:

  познавательные:                                    

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- устанавливать аналогии;

  регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

                               

  коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- задавать вопросы;

             

                                                                       Ход урока

        - Начинаем урок русского языка.

          Настрой на работу:  Душу и сердце в работу вложи,

                                              Каждой секундой в труде дорожи

           -Как вы понимаете смысл высказывания?  

                                                                  (старательно работать, беречь время)

         - Правильно,  на каждом  уроке  мы будем стремиться  узнавать что-то новое,

         интересное.  Сегодня на уроке мы пополним багаж своих  знаний.

      1.  Актуализация знаний

        -Посмотрите на экран, прочитайте слова, найдите лишнее слово.

 Март, солнце, травка, голубой , весна, проталинка   ( лишнее слово:  голубая)

       -Почему это слово лишнее  (так как все другие слова – имена существительные)

       - Как вы сможете доказать, что это имена существительные?

       - Задайте вопросы друг другу  по теме:  «Имя  существительное»

                                                      (вам помогут слова помощники: что?, как? какие?)

      2.  Постановка учебной проблемы

      - Какой вопрос можно задать к слову голубой?  (какой?)

       - Что обозначает это слово?                          (признак предмета)

        -А какой частью речи является это слово?  Мы  еще не знаем.

       - Попробуем определить?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

       - Найдите  правило в  учебнике  на с. 86  и прочитайте,  как эти слова называются?

                                                                                (это имена прилагательные)

        - Сформулируйте тему урока:

                          Тема нашего урока: « Что такое имя прилагательное?

       

3.  Целеполагание.  Планирование.

- Итак,  что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

          - Теперь, используя опорную запись, сформулируйте цели урока.

            - Повторить …                  

            - Открыть …     

          -  Чтобы добиться цели нашего урока, будем работать по плану:

                 1.Распознавать имена прилагательные среди других частей речи

                 2.Наблюдать над значением прилагательных

      3. Уметь находить связь имен прилагательных с именами существительными

     4. Определять значение и употребление в речи имен прилагательных

4 . Действия по реализации плана  (выполнение 1 пункта плана )

  1. -Я предлагаю вам посмотреть музыкальный клип «Музыка весны»

(автор Ольга  Мирау) и «увидеть», «услышать» в этом фильме имена прилагательные. Запишите их с вопросами в тетрадь.  Дополните  список прилагательных из стихотворений  великих поэтов, творчество которых мы с вами изучали  («Поэтическая тетрадь»)            

                                                  (выполнение задания   детьми устно и

                                                 письменно; выделение прилагательных  из

                                         текста, с опорой на известные ученикам вопросы)

- Кому это задание кажется трудным, то возьмите текст »Весна» и попробуйте в нем найти прилагательные, выпишите их в тетрадь с вопросами (работа в парах)

Самые приметные цвета весной-ярко-голубой и зеленый. Весна врывается на улицы и в парки голубыми потоками талых вод. Она вспыхивает изумрудной зеленью трав, загорается зелеными огоньками листиками деревьев.

Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые. Начинается прилет птиц. Распускаются первые цветы-сережки на деревьях. (проверка)

            -  Какую часть речи выписали?                                 (имя прилагательное)

 -    Что вам помогло найти  их, «увидеть», «услышать»?             (вопросы)

 -    Ребята, какой пункт плана мы с вами выполнили?            (1 пункт)

 -    Оцените себя в таблице (1 задание)

 -    К какому пункту плана мы можем перейти?

  1. (выполнение 2  пункта плана)
  1. - Имя прилагательное  называют самой живой и красивой частью речи.        

- Как вы думаете почему?

                                           (она украшает нашу речь, делает выразительной,

                                 богатой; передает красоту, помогает услышать звуки,

                                                увидеть цвет, указывает на описание)

Прилагательное по частоте употребления занимают 3 место после глагола и им. существительных. Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными,

прилагательных около 2300 слов.

Наблюдение над значением прилагательных

- Прочитайте отрывки стихотворений известных поэтов и найдите в них прилагательные, которые помогут увидеть цвет, почувствовать запах)

 (работа в группах)

                Черемуха душистая  

             С весною расцвела

             И ветки золотистые,

             Что кудри, завила.

                                     С.А.Есенин

            -Прилагательное, помогающее почувствовать вкус.

             Кругом роса медвяная

             Сползает по коре,

             Под нею зелень пряная

             Сияет в серебре.

                                С.А.Есенин

          - Прилагательное, помогающее услышать звуки.

            И песню раннюю запел

            В лазури жаворонок звонкий.

            Он голосисто с вышины

            Поет, на солнышке сверкая…

                              В.А.Жуковский.

         - Прилагательное, которое указывают на размер.

           Тихо падает с куста

           Тонкая иголка.

           Кружевная красота держится недолго.

           Держится не долго.

                    А.Пшеничный

                                                       (предположения высказанные детьми:

  1. Душистая, золотистые
  2. Медвяная,пряная
  3. Звонкий
  4. Тонкая

     - Имя прилагательное – «живая» часть речи

    - Почему так называют?

    -  Имя прилагательное  не только обозначают признаки предметов, но и

                                                              - прилагательные помогают увидеть цвет;

- прилагательные помогают услышать звук;

-прилагательные делают нашу речь живописной;

-без них наша речь бедна и невыразительна;

           - Ребята, какой пункт плана мы с вами выполнили?                     (2 пункт)

              Оцените себя в таблице (2 задание)

                             Физминутка

          -  К какому пункту плана мы можем перейти?                              ( к следующему)

3. Работа по учебнику (с. 87  упр.150)   (выполнение  3  пункта плана)

                                                                     ( задание выполняют в  рабочей тетради)

-Докажите, что выделенные слова - это имена прилагательные (отвечают на

                                                                           вопросы: какой?,какая?,какие?)

- С какой частью речи они связаны по смыслу? (с им. существительными)

Наблюдение над важнейшим грамматическим признаком имен прилагательных – зависимостью от имен  существительных

           -Ребята, а вы знаете   почему им. прилагательное так называется?

                                                                                                - от слова прилагается

          - В переводе с лат. nomen adictivum – имя  прилегающее, примыкающее (к чему)

          - К какой части речи?                                     - к имени существительному

                       Вывод:                                                - эти части речи взаимосвязаны                                                        

             Работа со словосочетаниями

           - Посмотрите на словосочетания:              нежный подснежник

                                                                                  ранняя весна

                                                                                 солнечный день

           - Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются    

              прилагательные. Права ли Даша?              

                                                                 (выслушиваются предложения детей)

           - Подумаем вместе.

           - Сравните 2 предложения:                      Раскрылся нежный подснежник.

                                                                             Раскрылся нежный.

           - В каком предложении понятно о ком идет речь, а в каком нет?

           - Какой вывод можно сделать?                    

                                                                           Главное слово –существительное.

           - Согласимся мы теперь с Дашей?                

                                                                          Имя прилагательное прилагается,

                                                                                              присоединяется к им. сущ.

          - Мы ставим вопрос от имени существительного к имени прилагательному

          - Ребята, вы справились с этим заданием?    

          - Оцените себя в таблице (3 задание)

          -Значит, сможем перейти к последнему  пункту.

         4.Самостоятельная работа (выполнение 4  пункта плана)

         – А теперь, ребята, я предлагаю потрудиться самостоятельно каждому из вас.

               

Карточка для учащихся  высокого  уровня

1.Прочитай  текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок) и напиши текст.

Елка.

……..ель росла в……………лесу (с предложением работает ученик у доски).С ветки на ветку прыгала…… белка. Под…… елкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался ее……….шишками.

                                   Проверка: учитель

Карточка для учащихся  среднего  уровня

1.Прочитай  текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок) и напиши текст.

                                                      Елка.

……..ель росла в……………лесу (с предложением работает ученик у доски).С ветки на ветку прыгала…… белка. Под…… елкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался ее……….шишками.

Слова для справок: дремучем, рыжая, высокая, вкусными, зеленой          

                                   Проверка:  самоконтроль

Карточка для учащихся  низкого   уровня

1.Прочитай  текст. Спиши. Подчеркни прилагательные.

                                                          Елка.

Высокая ель росла в дремучем лесу (с предложением работает ученик у доски). С ветки на ветку прыгала рыжая  белка.  Дятел угощался ее вкусными шишками.

         

             

        -  Ребята, какой пункт плана мы с вами выполнили?   (4 пункт)        

        -  Оцените себя в таблице

           

 5.   Рефлексия

              - С какой частью речи мы познакомились на уроке?

              - Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

             - На все ли задачи удалось найти ответ?

             - Оцените свою работу (прикрепите смайлик в таблице)

             - Что привело к успеху?                  (высказывания детей)

                               Задания

 «5»

«4»

«3»

«2»

  1. «Увидеть», «Услышать», выписать прилагательные

  1. Роль (значение) имен прилагательных

  1. Составление словосочетаний

  1. Подбор подходящих по смыслу прилагательные

 

        Творческое домашнее задание

 -   составить  рассказ о своём друге, используя  имена прилагательные.

Председатель  методического объединения        _________________  /Агеева Е.С./

Заместитель директора по учебно-воспитательной  работе     _________  /Панова А.В./

                                   

                         

                           

 

Этапы урока

Дидактические задачи

Методы и приемы

Этап мотивации

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

Актуализация знаний

Выведение обучающихся на проблему

Постановка учебной проблемы

Обнаружение разрыва в знаниях -невозможности ответить на поставленный вопрос

Целеполагание.  Планирование.

Определение цели предстоящей учебной деятельности и определение «образа результата».

Разработка поэтапного достижения цели, определение способов деятельности

Действия по реализации плана  

Организация  деятельности обучающихся, направленной на реализацию плана по  достижению запланированного результата

Фиксация результата

Соотнесение полученного результата с поставленной целью

Рефлексия  пути достижения результата

Анализ и оценка успешности достижения цели

Определение перспективы

Определение практической значимости изученного материала

Продуктивное использование методов и приемов позволило достичь 3-х групп запланированных результатов. Актуализация проводится до постановки проблемы, задания четко выводят учащихся на проблемную ситуацию . Из данной проблемы вытекает цель урока, которую  формулируют учащиеся.

Большая часть класса достигла результата. На этапе урока рефлексия использовалась схема. У учащихся сложилось ценностное отношение к результату. Домашнее задание вытекает из результатов урока.

   

               

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...

Русский язык 2 класс. УМК"Школа России". «Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.»

Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих...

Технологическая карта по русскому языку "Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу"

ознакомление с  образованием   имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных...

Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)

Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...