Обобщение по теме "Правописание частей слова". Исследование текста "Снег"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Материал урока для 3 класса состоит из конспекта урока и презентации. Знания учащихся по теме "Правописание частей слова" закрепляются и проверяются в виде исследования познавательного текста "Снег". На презентации показаны этапы урока и формы работы. После выполнения задания появляется снежинка, поощряющая работу учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kameneva_t._a.zip | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Каменева Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1»
города Валуйки Белгородской области
Технологическая карта урока Русский язык
Тема | Обобщение по теме «Правописание частей слова». Исследование текста «Снег» |
Цель: Задачи: УУД Предметные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные Оборудование | обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова. совершенствовать умение определять наличие орфограммы в слове, формировать умения применять правило в письменной речи и аргументировать свой выбор знать изученные орфограммы, уметь применять правила к ситуациям в практике, выполнять тренинг по применению полученных знаний в новых условиях, соблюдать режим письма. оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; формулировать простые выводы осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, соблюдать нормы речевого этикета применять приобретенные навыки в практической деятельности, использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач, стремится к достижению положительных результатов труда, осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий с внесением корректировки неточностей и ошибок. презентация, карточки, снежинки из цветной бумаги |
Мотивация
|
Пожелайте на уроке друг другу всего доброго, подарив изображение того природного явления, которое наблюдается сегодня (снежинки) |
Введение в тему урока, постановка учебной задачи |
(учащиеся задают друг другу по 1 вопросу на тему, которые они записали, выполняя домашнее задание)
Карточки. 1.Вставь пропущенные буквы в слова Д…кабрь, м…роз, сев…р, п…роша, сн…гирь, с…ница. 2. Разбери предложение по членам предложения и по частям речи Пушистая невесомая пороша укрыла всю землю с утра. Чистописание - Прочтите слова и запишите их в тетрадь, соблюдая правила написания пушистая звезда хрустальная лазурная Игра «4 лишнее» Слайд 2 - 3 - Что объединяет слова? - Назовите лишнее слово по грамматическим признакам (звезда - 2 слога, в остальных – 4 слога) (звезда – имя существительное, остальные – имена прилагательные) - В каком стихотворении встречаются все слова? (стихотворение К. Бальмонта «Снежинка») 3. Определение темы урока и формулирование целей урока Тема: исследование текста о снежинке, о снеге. Правописание частей слова. (прикрепляется на доску) Цели: научиться… (выбирают опорные слова на доске: формулировать, записывать, различать, применять, использовать, сравнивать и т.д.) 4.Актуализация ранее изученного (4 – 5 вопросов на тему «Настоящее и будущее время глаголов») Слайд 4 - 5 Учитель заранее отбирает 5 – 6 вопросов из домашнего задания учащихся и приклеивает вопрос к снежинкам. Вопрос зачитывается всему классу. Как только верно ответили на вопрос, учитель прикрепляет снежинку на доску с обратной стороны со словом успех. И так далее с вопросами и словами, которые являются пожеланиями на урок. (трудолюбие, интерес, аккуратность, дружелюбие) Пожелания данных качеств необходимо для работы на уроке |
Открытие нового знания, способа действия |
Снег… Это белое чудо, которое человечеству подарила сама природа. Фигурные, будто вырезанные, снежинки, серебристый иней, хлопья, похожие на «пух лебяжий», массивный сугроб – снег такой разный, но очаровательный и любимый. Пушистые снежинки очень маленькие и разные по форме, размеру, узору. Они образуются из пара, который испарился с поверхности земли, минуя стадию дождя. Когда снежинки падают на поверхность воды, они «поют». То есть издают очень высокий звук, уловить который человеческое ухо не в состоянии. А вот рыбам, как утверждают ученые, этот звук не нравится. Снег хрустит при ходьбе. Почему? Основная причина - ломаются кристаллики. Характер хруста зависит от температуры снега. Чем она ниже - тем громче звук. На Крайнем Севере снег бывает таким твердым, что звенит как железо, если по нему ударить. Известно множество случаев, когда выпадает цветной снег: от черного до розового. Кто же окрашивает снег в такие необычные для нас цвета? Ученые рассказывают, что в снегу антарктических гор живут интересные существа - снежные хламидомонады - микроскопическая водоросль розовато-красного цвета. Этот микроорганизм не боится холода. Вот они и делают снег розовым, красным, фиолетовым и даже желтым. Такое явление можно наблюдать и в Гренландии, и в горах Кавказа, и в Антарктиде. Розоватый снег на вкус напоминает арбуз. В нашей стране видели необычный цветной снег в 2002 году на Камчатке. В 2007 году в Омской области выпал оранжевый снег. А годом ранее в Приморском крае жители наблюдали кремово-розовый снежок. Для многих из нас снег является обычным явлением. А более половины населения людей Земного шара ни разу не видели настоящего снега вживую и не трогали его руками. Для них это удивительное явление.
2. Беседа по первичному восприятию - Что нового узнали? - Какие факты вас удивили?
3. Работа над содержанием текста Слайд 6 - 7 - 8 - Что относится к снегу? - Чем отличаются снежинки друг от друга? - Когда снежинки «поют»? - Почему снег хрустит при ходьбе? - Где снег звенит, как железо? - Кто окрашивает снег в разные цвета? - Где видели цветной снег? 4. . Работа над заголовком текста (самостоятельно в тетрадь) - Запишите название текста в тетрадь. Обмен мнениями 5. Редактирование и запись плана
1. Разноцветный снег. 2. Удивительное явление. 3. Белое чудо 4. «Поющие» снежинки |
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным | 1. Словарная работа Слайд 9 - Какие словарные слова встречается в тексте? (иней, север) - Запишите их, допишите еще несколько слов на ту же тему (Тема «Зима». Слова: декабрь, январь, февраль, пороша, метель) 1 человек пишет у доски, остальные самостоятельно в тетради. Проверка записанных слов
человечеству земли природой дождя восхищение воды размеру поют причина ходьбе
3.Парная работа: выбор глаголов с приставками Слайд 12 подарила – задарила испарился – выпарился издают – передают окрашивают - перекрашивают рассказывают – подсказывают выпадает - пропадает Выделение приставок. Придумывание родственных слов к найденным в тексте с другими приставками 4. Работа по группам Слайд 13 - 14 Группы: фонетика, орфография, словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация, секреты речи Фонетика: выпишите 2 слова, в которых количество букв и звуков не совпадает (белое, поверхность, ходьбе, явление и другие) 2 слова, в которых все звуки твёрдые (сугробы, воды, арбуз, рыбам и другие) 2 слова, в которых все звуки мягкие (иней, Севере, людей и другие) Орфография: выпишите слова (по 1) со следующими орфограммами правописание парных звонких и глухих в корне (снег, сугроб, арбуз) правописание имён собственных (на Крайнем Севере, Кавказ, Антарктида и другие) правописание суффиксов (маленькие, удивительное и другие) правописание шипящих (чудо, снежинки, лебяжий, окрашиваются) Морфология: выпишите части речи (по 2 слова) Существительное: Прилагательное: Глагол: Местоимение: Числительное: Предлог: Союз: Словообразование: выпишите однокоренные слова снег – снежинки – снежные допишите ещё 4 – 5 родственных слова (снеговой, снеговик, заснежило, Снегурочка и другие) Синтаксис и пунктуация: В 4 части найдите предложение с однородными членами, выпишите их, обозначьте, чем они выражены Составьте повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения в которых выражаются впечатления о прочитанном тексте. Секреты речи: выпишите сравнение (хлопья – пух лебяжий, снег как железо) олицетворение: (природа подарила, снежинки поют) эпитет (серебристый иней, пушистые снежинки) антонимы (з часть) синонимы (1 часть)
По одному человеку от каждой группы выходят к доске и зачитывают с карточки варианты ответов, а класс слушает и в случае ошибки, говорит верный вариант ответа. |
Подведение итогов. Итоговая рефлексия уч. деятельности | Выбрать и продолжить предложение (карточка на доске) Сегодня на уроке мне было интересно… Урок заставил меня задуматься … Наиболее сложным (лёгким) заданием было |
Задание на дом | Записать 5 вопросов по содержанию текста и ответы на них |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обобщение и систематизация знаний о частях слова".
Урок обобщения и систематизации знаний о частях слова по УМК "Школа 2100"...
Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Обобщение знаний о частях речи.Использование в речи лексико-семантической группы слов на тему "Ярмарка"
Цели урока:- обобщить знания учащихся об изученных частях речи;-расширить словарный запас учащихся за счёт лексико-семантической группы слов по теме «Ярмарка»;-развивать устную и пис...
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...
Урок - исследование "Что рассказало нам слово? Исследование слова "снег"
Урок проводится в устной форме, что является абсолютно новым подходом в обучении русскому языку....
Урок русского языка в 3 классе «Обобщение знаний по теме «Части слова. Порядок разбора слова по составу»
УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока по русскому языку УМК «Школа 2100» по теме "Обобщение и систематизация о частях слова" (3 класс)
Обобщение и систематизация о частях слова....
Урок-исследование русского языка во 2-ом классе по теме: « Приставка как часть слова»
Урок русского языка для 2-го класса рассчитан на использование УМК "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Преподавание ведется по учебнику «Русский язык», под редакцией С.В....