Обобщение по теме "Правописание частей слова". Исследование текста "Снег"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Материал урока для 3 класса состоит из конспекта урока и презентации. Знания учащихся по теме "Правописание частей слова" закрепляются и проверяются в виде исследования познавательного текста "Снег". На презентации показаны этапы урока и формы работы. После выполнения задания появляется снежинка, поощряющая работу учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kameneva_t._a.zip1.43 МБ

Предварительный просмотр:

 Каменева Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1»

города Валуйки Белгородской области

                        Технологическая карта урока       Русский язык

Тема

Обобщение по теме «Правописание частей слова». Исследование текста «Снег»

Цель:

Задачи:

УУД

Предметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Оборудование

обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.

совершенствовать умение определять наличие орфограммы в слове, формировать умения применять правило в письменной речи и аргументировать свой выбор

знать изученные орфограммы, уметь применять правила к ситуациям в практике, выполнять тренинг по применению полученных знаний в новых условиях, соблюдать режим письма.

оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; формулировать простые выводы

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, соблюдать нормы речевого этикета

применять приобретенные навыки в практической деятельности, использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач, стремится к достижению положительных результатов труда, осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий с внесением корректировки неточностей и ошибок.

презентация, карточки, снежинки из цветной бумаги

Мотивация

 

  1. Приветствие учеников

Пожелайте на уроке друг другу всего доброго, подарив изображение того природного явления, которое наблюдается сегодня (снежинки)

 Введение

в тему урока, постановка учебной задачи 

  1. Проверка домашнего задания
  1. Взаимопроверка по 1 вопросу

(учащиеся задают друг другу по 1 вопросу на тему, которые они записали, выполняя домашнее задание)

  1.  2. Чистописание / Работа по карточкам (4 человека, которые пишут каллиграфически правильно и аккуратно работают по карточкам)

Карточки.

1.Вставь пропущенные буквы в слова

  Д…кабрь,  м…роз, сев…р, п…роша, сн…гирь, с…ница.

2. Разбери предложение по членам предложения и по частям речи

Пушистая невесомая пороша укрыла всю землю с утра.

Чистописание

 - Прочтите слова и запишите их в тетрадь, соблюдая правила написания

 пушистая звезда хрустальная лазурная

Игра «4 лишнее»        Слайд 2 - 3

 - Что объединяет слова?

- Назовите лишнее слово по грамматическим признакам

(звезда -  2 слога, в остальных – 4 слога)

(звезда – имя существительное, остальные – имена прилагательные)

  - В каком стихотворении встречаются все слова?

(стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»)  

3. Определение темы урока и формулирование целей урока

Тема: исследование текста о снежинке, о снеге. Правописание частей слова. (прикрепляется на доску)

Цели: научиться… (выбирают опорные слова на доске: формулировать, записывать, различать, применять, использовать, сравнивать и т.д.)

4.Актуализация ранее изученного (4 – 5 вопросов на тему «Настоящее и будущее время глаголов»)       Слайд 4 - 5

Учитель заранее отбирает 5 – 6 вопросов из домашнего задания учащихся и приклеивает вопрос к снежинкам. Вопрос зачитывается всему классу. Как только верно ответили на вопрос, учитель прикрепляет снежинку на доску с обратной стороны со словом успех. И так далее с вопросами и словами, которые являются пожеланиями на урок. (трудолюбие, интерес, аккуратность, дружелюбие)

Пожелания данных качеств необходимо для работы на уроке

 Открытие нового знания, способа действия

  1. 1. Знакомство с текстом, чтение текста учащимися самостоятельно

 Снег… Это белое чудо, которое человечеству подарила сама природа. Фигурные, будто вырезанные, снежинки, серебристый иней, хлопья, похожие на «пух лебяжий», массивный сугроб – снег такой разный, но очаровательный и любимый.

Пушистые снежинки очень маленькие и разные по форме, размеру, узору. Они образуются из пара, который испарился с поверхности земли, минуя стадию дождя. Когда снежинки падают на поверхность воды, они «поют». То есть издают очень высокий звук, уловить который человеческое ухо не в состоянии. А вот рыбам, как утверждают ученые, этот звук не нравится.

Снег хрустит при ходьбе. Почему? Основная причина - ломаются кристаллики. Характер хруста зависит от температуры снега. Чем она ниже - тем громче звук. На Крайнем Севере снег бывает таким твердым, что звенит как железо, если по нему ударить.  

Известно множество случаев, когда выпадает цветной снег: от черного до розового. Кто же окрашивает снег в такие необычные для нас цвета? Ученые рассказывают, что в снегу антарктических гор живут интересные существа - снежные хламидомонады - микроскопическая водоросль розовато-красного цвета. Этот микроорганизм не боится холода. Вот они и делают снег розовым, красным, фиолетовым и даже желтым. Такое явление можно наблюдать и в Гренландии, и в горах Кавказа, и в Антарктиде. Розоватый снег на вкус напоминает арбуз. В нашей стране   видели необычный цветной снег в 2002 году на Камчатке. В 2007 году в Омской области выпал оранжевый снег. А годом ранее в Приморском крае жители наблюдали кремово-розовый снежок.

Для многих из нас снег является обычным явлением.  А более половины населения людей Земного шара ни разу не видели настоящего снега вживую и не трогали его руками. Для них это удивительное явление.

 

2. Беседа по первичному восприятию      

 - Что нового узнали?

 - Какие факты вас удивили?

 

3. Работа над содержанием текста   Слайд     6 - 7 - 8

 -  Что относится к снегу?

 - Чем отличаются снежинки друг от друга?

 - Когда снежинки «поют»?

 - Почему снег хрустит при ходьбе?

 - Где снег звенит, как железо?

 - Кто окрашивает снег в разные цвета?

 - Где видели цветной снег?

4. . Работа над заголовком текста (самостоятельно в тетрадь)

 - Запишите название текста в тетрадь. Обмен мнениями 

5. Редактирование и запись плана      

  1. На доске деформированный план текста.

1. Разноцветный снег.

2. Удивительное явление.

3. Белое чудо

4. «Поющие» снежинки

Включение нового  

в активное использование

в сочетании

с ранее изученным

1. Словарная работа     Слайд 9

 - Какие словарные слова встречается в тексте? (иней, север)

 - Запишите их, допишите еще несколько слов на ту же тему (Тема «Зима». Слова: декабрь, январь, февраль, пороша, метель)

1 человек пишет у доски, остальные самостоятельно в тетради.

Проверка записанных слов

 

  1. Выборочная работа: распределение слов с непроверяемыми и проверяемыми безударными гласными в корне    Слайд 10 - 11

человечеству                    земли

природой                          дождя

восхищение                      воды

размеру                             поют

причина                            ходьбе

 

3.Парная работа: выбор глаголов с приставками      Слайд 12 

подарила – задарила

испарился – выпарился

издают – передают

окрашивают - перекрашивают

рассказывают – подсказывают

выпадает - пропадает

Выделение приставок. Придумывание родственных слов к найденным в тексте с другими приставками

4. Работа по группам    Слайд 13 - 14 

Группы: фонетика, орфография, словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация, секреты речи

Фонетика: выпишите

2 слова, в которых количество букв и звуков не совпадает

(белое, поверхность, ходьбе, явление и другие)

2 слова, в которых все звуки твёрдые

(сугробы, воды, арбуз, рыбам и другие)

2 слова, в которых все звуки мягкие

(иней, Севере, людей и другие)

Орфография: выпишите слова (по 1) со следующими орфограммами

правописание парных звонких и глухих в корне (снег, сугроб, арбуз)

правописание имён собственных (на Крайнем Севере, Кавказ, Антарктида и другие)

правописание суффиксов (маленькие, удивительное и другие)

правописание шипящих (чудо, снежинки, лебяжий, окрашиваются)

Морфология: выпишите части речи (по 2 слова)   

Существительное:                                              

Прилагательное:

Глагол:

Местоимение:

Числительное:

Предлог:

Союз:

Словообразование: выпишите однокоренные слова

снег – снежинки – снежные

допишите ещё 4 – 5 родственных слова (снеговой, снеговик, заснежило, Снегурочка и другие)

Синтаксис и пунктуация:

В 4 части найдите предложение с однородными членами, выпишите их, обозначьте, чем они выражены

Составьте повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения в которых выражаются впечатления о прочитанном тексте.

Секреты речи: выпишите

сравнение (хлопья – пух лебяжий, снег как железо)

олицетворение: (природа подарила, снежинки поют)

эпитет (серебристый иней, пушистые снежинки)

антонимы (з часть)          

синонимы (1 часть)  

 

  1. Отчёт группы о выполненной работе

По одному человеку от каждой группы выходят к доске и зачитывают с карточки варианты ответов, а класс слушает и в случае ошибки, говорит верный вариант ответа.

Подведение итогов. Итоговая рефлексия уч.  деятельности

Выбрать и продолжить предложение (карточка на доске)

Сегодня на уроке мне было интересно…

Урок заставил меня задуматься …

Наиболее сложным (лёгким) заданием было

Задание на дом

 Записать 5 вопросов по содержанию текста и ответы на них


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обобщение и систематизация знаний о частях слова".

Урок  обобщения и систематизации знаний о частях слова по УМК "Школа 2100"...

Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Обобщение знаний о частях речи.Использование в речи лексико-семантической группы слов на тему "Ярмарка"

Цели урока:- обобщить знания учащихся об изученных частях речи;-расширить словарный запас учащихся за счёт лексико-семантической группы слов по  теме «Ярмарка»;-развивать устную и пис...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Урок - исследование "Что рассказало нам слово? Исследование слова "снег"

Урок проводится в устной форме, что является абсолютно новым подходом в обучении русскому языку....

Урок-исследование русского языка во 2-ом классе по теме: « Приставка как часть слова»

Урок русского языка для 2-го класса рассчитан на использование УМК "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Преподавание ведется по учебнику «Русский язык», под редакцией  С.В....