русский язык конспекты
план-конспект урока по русскому языку

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

УМК: «Школа России» 3 класс

(В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык 3 класс 2 часть стр. 92-94)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 13.04.2023

Время: 13:45

Место: МАОУ СОШ № 6 г. Черняховска

Класс: 3

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Личные местоимения».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания и применения знаний и умений о личных местоимениях как части речи.

Задачи:

Образовательные: способствовать восприятию, осмыслению, запоминанию и применению знаний и умений о личных местоимениях, формированию умения применять эти знания и умения в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать предложения среди других наборов слов; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализация личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности, способности к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешности, проявление  интереса к русскому языку, бережного отношения к нему, осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.

 Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания;    строят  логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и  обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общими приемами решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, учебные задачи, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, корректировку выполненных учебных работ.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.

Предметные: распознают личные местоимения среди других частей речи, находят личные местоимения в тексте и применяют их в речи, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения;  используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 2, В.П. Канакина, Горецкий В.Г.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

      1) Приветствие

      У: Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Алексеевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

      2) Проверка готовности к уроку

У: Проверим готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У.: Ребята, посмотрите на слайд, ваша задача разгадать этот ребус:

О.: Успех.

У.: Верно, это слово успех. Ребята пускай сегодняшний наш урок пройдёт успешно, давайте мы сегодня получим новые знания и умения.

II. Актуализация умений и знаний.

  1. Каллиграфическая минутка.

У.: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Сегодня тринадцатое апреля.

У: Чтобы узнать, какую букву мы красиво пропишем в тетрадях, вам нужно разгадать загадку.

Медвежонок кушал мёд:

Лапку – в бочку,

Лапку – в рот.

И рычал:

Медок я съем

И запомню букву ...

О.: «эм»

У.: Верно, это буква «эм». Какие звуки обозначает эта буква?

О.: Звуки [м][м′].

У.: Охарактеризуйте звук [м]

О.: Звук [м] – согл., зв., твёр., в паре имеет мягк. звук [м′]

У.: Отлично.

У.: Пропишите соединение заглавной и строчной буквы «эм» в тетради до конца строки. Пишем аккуратно. Спина ровная, локти лежат на столе, ноги ровно стоят на полу.

У.: На следующей строке с маленькой буквы пропишите строчную букву «эм» до середины строки. После продолжите до конца строки соединение строчной буквы «эм» с гласными буквами «а» и «я».

2. Словарно – орфографическая работа

У.: Вспомните, как называются слова, орфограмму в которых нельзя проверить, а нужно только запомнить?

О.: Словарные слова

У.: Верно, продолжим наш урок словарной работой. Первое слово, которое вы запишите, вам надо разгадать загадку:

Он идёт, волну сечёт,

Из трубы зерно течёт.

О.: Комбайн

У.: Поднимите руку, кто думает также.

У.: Верно. Давайте проговорим это слово вместе по слогам.

О.: Ком-байн.

У.: Теперь поставим ударение, для этого позовём слово к себе.

О.: Комба́йн

У.: На какой слог падает ударение?

О.: На второй слог.

У.: Кто выйдет к доске, запишет слово, поставит ударение и подчеркнёт орфограммы. А остальные запишите слово в тетрадь с новой строки с большой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

У.: Поднимите руку, кто считает, что слово записано верно.

О.: Подняли руку

У.: Хорошо, ставь запятую, садись.

У.: Чтобы определить, какое следующее слово мы запишем, разгадайте ребус

О.: Коллектив

У.: Поднимите руку, кто думает также.

У.: Верно. Давайте проговорим это слово вместе по слогам.

О.: Кол-лек-тив.

У.: Поставим ударение. Для этого позовём слово к себе.

О.: Коллекти́в

У.: На какой слог падает ударение?

О.: На третий слог.

У.: Кто выйдет к доске, запишет слово, поставит ударение и подчеркнёт орфограммы. А остальные запишите слово в тетрадь после запятой с маленькой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

У.: Поднимите руку, кто считает, что слово записано верно.

О.: Подняли руку

У.: Хорошо, ставь запятую, садись.

У.: Следующее слово угадайте по его характеристике: это весенний месяц, идущий после марта; второй месяц весны.

О.: Апрель

У.: Кто считает по-другому? Поднимите руку.

У.: Верно. Проговорим это слово вместе по слогам.

О.: Ап-рель

У.: Поставим ударение. Для этого позовём слово к себе.

О.: Апре́ль.

У.: На какой слог падает ударение?

О.: На второй слог.

У.: Кто выйдет к доске, запишет слово, поставит ударение и подчеркнёт орфограммы. А остальные запишите слово в тетрадь после запятой с маленькой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

У.: Поднимите руку, кто считает, что слово записано верно.

О.: Подняли руку

У.: Молодец, ставь запятую, садись

У.: Чтобы узнатьследующее слово, разгадайте загадку. Слушаем внимательно.

Осенью вскапывают,

Весною засаживают,

Летом поливают,

С грядок овощи снимают!

О.: Огород

У.: Поднимите руку, кто думает также.

У.: Верно. Проговорим это слово вместе по слогам.

О.: О-го-род.

У.: Поставим ударение. Для этого позовём слово к себе.

О.: Огоро́д.

У.: На какой слог падает ударение?

О.: На третий слог.

У.: Кто выйдет к доске, запишет слово, поставит ударение и подчеркнёт орфограммы. А остальные запишите слово в тетрадь после запятой с маленькой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

У.: Поднимите руку, кто считает, что слово записано верно.

О.: Подняли руку

У.: Молодец, ставь запятую, садись

У.: Чтобы записать следующее слово, разгадайте ещё один ребус.

О.: Болото

У.: Поднимите руку, кто думает также.

У.: Верно. Проговорим это слово вместе по слогам.

О.: Бо-ло-то.

У.: Поставим ударение. Для этого позовём слово к себе.

О.: Боло́то.

У.: На какой слог падает ударение?

О.: На второй слог.

У.: Кто выйдет к доске, запишет слово, поставит ударение и подчеркнёт орфограммы. А остальные запишите слово в тетрадь после запятой с маленькой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

У.: Поднимите руку, кто считает, что слово записано верно.

О.: Подняли руку

У.: Молодец, ставь запятую, садись

У.:  Чтобы узнать следующее слово, послушайте его описание: день недели между собботой и понедельником

О.: Воскресенье

У.: Верно. Проговорим это слово вместе по слогам.

О.: Во-скре-сень-е.

У.: Поставим ударение. Для этого позовём слово к себе.

О.: Воскресе́нье.

У.: На какой слог падает ударение?

О.: На третий слог.

У.: Кто выйдет к доске, запишет слово, поставит ударение и подчеркнёт орфограммы. А остальные запишите слово в тетрадь после запятой с маленькой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

У.: Поднимите руку, кто считает, что слово записано верно.

О.: Подняли руку

У.: Молодец, ставь запятую, садись

У: Разгадайте загадку:

В зелёном домишке, десяток братишек.

Круглы, словно мячик,

Да, только не скачут

О.: Горох

У.: Поднимите руку, кто думает также.

У.: Верно. Проговорим это слово вместе по слогам.

О.: Го-рох.

У.: Поставим ударение. Для этого позовём слово к себе.

О.: Горо́х.

У.: На какой слог падает ударение?

О.: На второй слог.

У.: Кто выйдет к доске, запишет слово, поставит ударение и подчеркнёт орфограммы. А остальные запишите слово в тетрадь после запятой с маленькой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

У.: Поднимите руку, кто считает, что слово записано верно.

О.: Подняли руку

У.: Молодец, ставь точку, садись

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

Восприятие (наблюдение, выделение признаков в разных ситуациях)

У.: Посмотрите на слайд, в каждом столбце есть «лишнее слово», найдите его о докажите, что оно лишнее.

север

учитель

гроза

я

ветер

весёлый

дружные

летний

тёплое

он

читать

ты

пишет

смотреть

рисует

У.: Давайте проверим, что у вас получилось? Какое слово лишнее в первом столбце?

О.: Я

У.: Почему?

О.: Потому что в первом столбце имена существительные. Имя существительное – это предмет или явление и отвечает на вопросы кто?/что?

У.: хорошо. Какое слово лишнее во втором столбце?

О.: Он

У.: Почему?

О.: Потому что во втором столбце имена прилагательные. Имя прилагательное – это признак предмета и отвечает на вопросы какой?/какая?/какое?/какие?

У.: Правильно. Какое слово лишнее в третьем столбце?

О.: Ты.

У.: Почему?

О.: Потому что в третьем столбце глаголы. Глагол – это действие предмета и отвечает на вопросы что делать?/что сделать?

У.: Хорошо. А что это за слова, которые оказались лишними?

О.: Мы не знаем.

У.: Хорошо, давайте поставим задачи урока:

Узнаем ...

Будем учиться ...

О.: Узнаем, как называются эти слова; будем учиться находить эти слова в тексте и составлять с ними предложения.

IV. Открытие новых умений, знаний.

Осмысление (осмысленно воспринимают нужную информацию, правильно определяют, анализируют установленные связи, чтобы в последующем сформулировать вывод)

У: Откройте учебники на странице 92. В задании 156 внимательно рассмотрите рисунки и прочитайте слова.

У.: Ребята, что вы заметили в этих рисунках?

О: То, что ребята на рисунках называют друг друга, но вместо имени используют эти слова.

У.: Хорошо. Ребята обратите внимание на словосочетание «вместо имени». Как вы думаете, что это словосочетание означает?

О.: Это словосочетание означает замену имени. Вместо имени можно назвать человека этим словом.

У.: Как вы думаете, как словосочетание «вместо имени» можно заменить одним словом.

О.: Местоимение

У.: Правильно. Слова, которые мы сегодня будем изучать называются местоимения.

У.: Хорошо. Под рисунками есть задания, кто прочитает первое задание?

О.: Что такое местоимения? Выберите правильный ответ.

У.: Хорошо. А кто прочитает, ответы на вопрос?

О.: 1. Местоимения называют предметы.

2. Местоимения показывают на предметы, но не называют их.

У.: Так, что такое местоимение? Кто мне может ответить на вопрос? Ответ по поднятой руке.

О.: Местоимения показывают на предметы, но не называют их.

У.: Докажи, что это определение верное.

О.: На рисунке видно, что ребята, показывают друг на друга, но не называют друг друга по имени.

У.: Хорошо. Теперь выполним второе задание. Кто прочитает задание?

О.: Назовите местоимения, которые указывают: а) на того, кто говорит; б) на того, к кому обращаются с речью; в) на того, о ком (о чём) говорят.

У.: Хорошо. Давайте назовём местоимения, которые указывают на того, кто говорит.

О.: Местоимения я и мы.

У.: Кто считает также? Поднимите руку. Хорошо.

У.: Теперь назовём местоимения, которые указывают та того, к кому обращаются с речью.

О.: Местоимения ты и вы.

У.: Кто считает также? Поднимите руку. Хорошо.

У.: Теперь назовём местоимения, которые указывают на того, о ком (или о чём) говорят.

О.: Местоимения он, она, оно, они.

У.: Кто считает также? Поднимите руку. Хорошо.

У.: Кто может без помощи учебника ответить на эти вопросы полным ответом?

О.: Местоимения показывают на предметы, но не называют их. Местоимения я, мы указывают на того, кто говорит. Местоимения ты, вы указывают на того, кто говорит. Местоимения он, она, оно, они указывают на того, о ком (или о чём) говорят.

Воспроизведение (запоминание) (воспроизведение усвоенных ранее знаний и умений по памяти, делают вывод)

У.: А чтобы проверить верно ли мы сделали вывод, в учебнике на странице 92 прочитайте самостоятельно правило.

У: Как вы считаете, мы с вами правильно сделали вывод?  

О: Да

У: Узнали, что такое местоимения?

О: Да

У.: Узнали местоимения, которые указывают на того, кто говорит?

О.: Да

У.: Узнали местоимения, которые указывают та того, к кому обращаются с речью?

О.: Да

У.: Узнали местоимения, которые указывают на того, о ком (или о чём) говорят?

О.: Да

У: Хорошо, молодцы, ребята.

Применение (самостоятельно воспроизводят информацию и применяют её в упражнениях)

Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку

  1. Откройте учебник на странице 93, упражнение 158.
  2. Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).
  3. Как вы поняли задание?
  4. Выполните задание устно.
  5. Выполните задание в тетради письменно самостоятельно (выполнение упражнения обучающимися).
  6. Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем).
  7. Оценка учителя (отметочная или безотметочная), комментирование.

Работа по учебнику. Стр. 93. Упр. 158

У.: Теперь откройте страницу 93, упр. 158.

У: Прочитайте задание к упражнению

О.: Рассмотрите таблицу «Личные местоимения». Назовите каждое местоимение и определите его лицо и число.

У.: Сначала выполним это задание устно.

У.: Лицо и число местоимения я.

О.: Местоимение я – 1-ое лицо, ед. число.

У.: Лицо и число местоимения мы.

О.: Местоимение мы – 1-ое лицо мн. число.

У.: Лицо и число местоимения ты

О.: Местоимение ты – 2-ое лицо, ед. число.

У.: Лицо и число местоимения вы.

О.: Местоимение вы – 2-ое лицо мн. число.

У.: Лицо и число местоимений он, она, оно.

О.: Местоимения он, она, оно – 3-е лицо, ед. число.

У.: Лицо и число местоимения они.

О.: Местоимение они – 3-е лицо, мн. число.

У.: Хорошо. Теперь запишите эту таблицу к себе в тетрадь самостоятельно.

У.: Хорошо. Теперь выполняем следующее задание. Это задание выполним устно, затем запишем в тетрадь. Кто прочитает?

О.: Местоимения какого лица и числа употреблены в стихотворении упр. 157?

У.: Для того, чтобы выполнить это задание, прочитаем стихотворение из упр. 157.

О.: Читают стихотворение.

У.: Какие местоимения, вы нашли в этом стихотворении?

О.: Местоимения ты и я.

У.: Хорошо. Какое лицо и число у местоимения ты?

О.: Ты – 2-ое лицо, ед. число.

У.: Записываем в тетрадь: сначала строки с большой буквы Ты через тире 2-ое лицо, ед. число.

У.: Хорошо. Какое лицо и число у местоимения я?

О.: Я – 1-ое лицо и ед. число.

У.: Записываем в тетрадь: сначала строки с большой буквы Я через тире 1-ое лицо, ед. число.

У.: Кто прочитает следующее задание?

О.: Придумайте и запишите предложение с любым личным местоимением во множественном числе.

У.: Придумайте предложения с любым личным местоимением во множественном числе. И то предложение, которое нам понравиться больше всего, мы запишем в тетрадь и разберём по членам предложения.

У.: Прочитайте свои предложения.

О.: Ответы детей

Мой вариант предложения: Вы сегодня проделали большую работу.

У.: Теперь разберём предложение по членам предложения

У.: Это предложение, так как здесь выражена законченная мысль о ком?

О.: О тех, кото проделал большую работу.

У.: Задаём вопрос «Кто?», какое главное слово?

О.: «Вы» – это подлежащее подчёркиваем одной чертой

У.: От подлежащего задаём вопрос к сказуемому: вы что сделали?

О.: Проделали – это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом.

У.: Теперь подбираем зависимые слова к подлежащему? У нас есть зависимые слова к подлежащему?

О.: Нет

У.: Тогда подбираем зависимые слова к сказуемому. Проделали «что?»

О.: Работу – это дополнение подчёркиваем прерывистой линией, выражено существительным.

У.: Работу «какую?»

О.: Большую – это определние подчёркиваем волнистой линией, выражено прилагательным.

У.: Хорошо. Проделали «когда?»

О.: Сегодня – это обстоятельство подчеркиваем прерывистой линией с пунктиром, выражено существительным.

У.: Хорошо. Молодцы.

(Характеристика предложения: по цели высказывания: повест., по интонации: невоскл., по наличию грамматических основ: простое, по наличию грамматических основ: двусост., по наличию второстепенных членов предложения: распр.)

У.: Кто прочитает третье задание?

О.: Прочитайте. Какое местоимение пропущено в предложении?

У.: Ребята, кто прочитает предложение?

О.: У школы рос дуб. __ широко раскинул свои ветви.

У.: Какое местоимение вы вставите?

О.: Он.

У.: Вам нужно записать это предложение, вставить пропущенное местоимение и подчеркнуть это местоимение.

У.: Поставьте себе баллы в оценочные листы в графе «упр.158»

5 баллов

Нет ошибок

4 балла

1-2 ошибки

3 балла

3 ошибки

0 баллов

Более 3 ошибок

Индивидуальная работа

У: В тексте найти личные местоимения, подчеркнуть их. Над местоимения написать их лицо и число.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты –

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

У.: Поставьте себе баллы в оценочные листы в графе «Индивидуальная работа»

5 баллов

Нет ошибок

4 балла

1-2 ошибки

3 балла

3 ошибки

0 баллов

Более 3 ошибок

У: Хорошо, молодцы, ребята. Предлагаю отправиться дальше, но для начала немного разомнёмся.

V. Физминутка

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2.И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

Парная работа

У.: Ребята, на столах у вас лежат карточки с текстом. Вам нужно выписать личные местоимения в тетрадь.

1 вариант выписывает местоимения в единственном числе

Я и мы,

Ты и вы

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

2 вариант выписывает местоимения в множественном числе

Я и мы,

Ты и вы

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

У: А теперь взгляните на доску с правильными ответами. Оцените себя в оценочных листах.

У.: Поставьте себе баллы в оценочные листы в графе «Парная работа»

5 баллов

Нет ошибок

4 балла

1-2 ошибки

3 балла

3 ошибки

0 баллов

Более 3 ошибок

IX. Рефлексия

У.: Ребята, в начале урока, вы отгадали ребус, какое это было слово?

О.: Успех

У.: Как вы считает, мы сегодня с вами успешно поработали?

О.: Да.

У: Какие задачи мы ставили перед собой на этот урок?

О: Мы узнаем, как называются эти слова; будем учиться находить эти слова в тексте и состовлять с ними предложения.

У: Выполнили ли мы их?

О.: Мы узнали, как называются эти слова; мы учились находить эти слова в тексте и состовлять с ними предложения.

У: Посчитайте свои баллы в оценочных листах, сложите баллы за «Упр. 158», индивидуальную работу и работу в парах. Поставьте общую отметку за урок по критериям:

Отметка «5»

14-15 баллов

Отметка «4»

11-13 баллов

Отметка «3»

6- 10 баллов

Старайся!

Менее 6 баллов

У.: Перед вами на партах лежат анкеты. Заполните их.

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

У.: Ребята, вы все сегодня молодцы и очень хорошо поработали. Урок окончен. До свидания!

X. Инструктаж о выполнении домашнего задания.

У.: Домашнее задание: составить предложение с каждым личным местоимением 3-его лица и ед. числа моно взять любое. Всего у вас должно получиться 6 предложений.



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

УМК: «Школа России» 2 класс

(В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык 2 класс 2 часть стр. 92-94)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 19.04.2023

Время: 13:45

Место: МАОУСОШ№6г. Черняховска

Класс: 2

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Что такое текст-описание?»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания и применения знаний и умений о тексте-описании.

Задачи:

Образовательные: способствовать восприятию, осмыслению, запоминанию и применению знаний и умений о тексте-описании, формированию умения применять эти знания и умения в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать текст-описание среди других текстов; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализация личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности, способности к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешности, проявление  интереса к русскому языку, бережного отношения к нему, осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.

 Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания;    строят  логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и  обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общими приемами решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, учебные задачи, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, корректировку выполненных учебных работ.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.

Предметные: решают грамматические задачи: определяют текст-описание по грамматическим признакам, распознают текст-описание среди других видов текстов, составляют текст-описание по образцу учителя, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения;  используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 2, В.П. Канакина, Горецкий В.Г.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

      1) Приветствие

      У: Здравствуйте! Меня зовут Валерия Юрьевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

      2) Проверка готовности к уроку

У: Проверим готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У.: Ребята, посмотрите на слайд, ваша задача разгадать этот ребус:

О.: Успех.

У.: Верно, это слово успех. Ребята пускай сегодняшний наш урок пройдёт успешно, мы сегодня получим новые знания и умения.

У.: Ребята, а зачем нам надо получать новые знания и умения?

О.: Для того, чтобы быть граммотными, хорошо писать и читать.

II. Актуализация умений и знаний.

  1. Каллиграфическая минутка.

У.: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Сегодня девятнадцатое апреля.

У: Чтобы узнать, какую букву мы красиво пропишем в тетрадях, вам нужно разгадать загадку:

На ноге надет носок,

Не снимай его, сынок.

Ноги, нос и манекен –

Все содержат букву ...

О.: «эн»

У.: Верно, это буква «эн». Какие звуки обозначает эта буква?

О.: Звуки [н][н′].

У.: Охарактеризуйте звук [н]

О.: Звук [н] – согл., зв., твёр., в паре имеет мягк. звук [н′]

У.: Отлично.

У.: Пропишите соединение заглавной и строчной буквы «эн» в тетради до конца строки. Пишем аккуратно. Спина ровная, локти лежат на столе, ноги ровно стоят на полу.

У.: На следующей строке с маленькой буквы пропишите строчную букву «эн» до конца строки. На следующей строке пропишите соединение строчной буквы «эн» с гласными буквами «а», «я» и «е».

Учитель проходит по классу и говорит баллы каждому ученику.

5 баллов

Нет ошибок

4 балла

1-2 ошибки

3 балла

3 ошибки

0 баллов

Более 3 ошибок

2. Словарно – орфографическая работа  5-7 минут

У.: Вспомните, как называются слова, орфограмму в которых нельзя проверить, а нужно только запомнить?

О.: Словарные слова. Кто выйдет к доске и запишет все слова? Записываем слова с красной строки, с большой буквы, ставим ударение, подчёркиваем орфограммы.

У.: Верно, продолжим наш урок словарной работой. Первое слово, которое вы запишите, вам надо разгадать загадку:

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд,

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё ...

О.: Алфавит

У.: Поднимите руку, кто думает также.

У.: Верно. Проговорим это слово вместе по слогам.

О.: Ал-фа-вит.

У.: Поставим ударение, для этого позовём слово к себе.

О.: Алфави́т

У.: На какой слог падает ударение?

О.: На третий слог.

У.: Запишите слово, поставьте ударение и подчеркните орфограммы. А остальные запишите слово в тетрадь с новой строки с большой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

У.: Поднимите руку, кто считает, что слово записано верно.

О.: Подняли руку

У.: Хорошо, ставь запятую, садись.

У.: Для того, чтобы узнать, какое следующее слово вы запишите, вам надо разгадать ребус.

О.: Берёза.

У.: Верно. Давайте проговорим это слово вместе по слогам.

О.: Бе-рё-за.

У.: Теперь поставим ударение. Для этого позовём слово к себе.

О.: Берёза.

У.: На какой слог падает ударение?

О.: На второй слог.

У.: Ребята, на второй слог мы не будем ставить ударение? Почему?

О.: Потому что во вторм слоге стоит буква «ё». А буква «ё» всегда ударная.

У.: Записывайте слово после запятой с маленькой буквы. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

У.: Хорошо, ставь запятую, садись.

У.: Для того, чтобы записать следующее слово, отгадайте описание слова: первый месяц зимы, последний месяц года.

О.: Декабрь.

У.: Проговорим это слово вместе по слогам.

О.: Де-кабрь

У.: Поставим ударение, для этого позовём слово к себе.

О.: Дека́брь.

У.: На какой слог падает ударение?

О.: На второй слог.

У.: Записывайте слово после запятой с маленькой буквы. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

У.: Хорошо, ставь запятую, садись.

У.: Отгадайте загадку:

Лесная и садовая,

Душистая, медовая,

Вся розовато-красная,

Да и на вкус прекрасная…

О.: Земляника.

У.: Проговорим это слово вместе по слогам.

О.: Зем-ля-ни-ка

У.: Поставим ударение, для этого позовём слово к себе.

О.: Земляни́ка.

У.: На какой слог падает ударение?

О.: На третий слог.

У.: Записывайте слово после запятой с маленькой буквы. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

У.: Хорошо, ставь запятую, садись.

У.: Отгадайте ребус.

О.: Лисица.

У.: Проговорим это слово вместе по слогам.

О.: Ли-си-ца

У.: Поставим ударение, для этого позовём слово к себе.

О.: Лиси́ца.

У.: На какой слог падает ударение?

О.: На второй слог.

У.: Записывайте слово после запятой с маленькой буквы. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

У.: Хорошо, ставь точку, садись.

У.: Ребята, поменяйтесь тетрадями, сравните слова вашего соседа и слова на доске. Поставьте соответствующие баллы вашему соседу.

5 баллов

Нет ошибок

4 балла

1-2 ошибки

3 балла

3 ошибки

0 баллов

Более 3 ошибок

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

Восприятие (наблюдение, выделение признаков в разных ситуациях)

У.: На слайде вы видите набор букв. Вам нужно составить из него слово:

С К Т Е Т

У.: Какое слово у вас получилось?

О.: Текст.

У.: Что такое текст?

О.: Текст – это два или более предложений, связанных друг с другом по смыслу.

У.: Ребята, я вам раздала в начале урока листы с предложениями. Ваша задача прочитать эти предложения и ответить на вопрос: можно ли назвать эти предложения текстом? Если да, то почему?

1) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

2) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

О.: Да, предложения в обоих текстах связаны по смыслу.

У.: Что общего у этих текстов?

О.: Они о тиграх.

У.: Какая часть речи играет ведущую роль в первом тексте?

О.: Глагол.

У.: Как будет называться данный вид текста?

О.: Текст-повествование.

У.: Какая часть речи играет ведущую роль во втором тексте?

О.: Имя прилагательное.

У.: Назовите имена прилагательные из второго текста.

О.: Красивые, сильные, полосатая, яркая, упругие, белые.

У.: Благодаря этим словам вы смогли представить себе тигров?

О.: Да.

У.: В чём помогают нам имена прилагательные?

О.: В описании текстов.

У.: К какому виду можно отнести второй текст?

О.: Текст-описание.

У.: Верно. Хорошо теперь поставим задачи урока. Задачи поставим с помощью «слов-помощников»:

Познакомимся ...

Узнаем ...

Будем учиться ...

О.: Познакомимся с текстом-описанием. Узнаем, чем отличается текст-описание от других видов текстов. Будем учиться определять и составлять текст-описание.

IV. Открытие новых умений, знаний.

Осмысление (осмысленно воспринимают нужную информацию, правильно определяют, анализируют установленные связи, чтобы в последующем сформулировать вывод)

У.: Откройте учебник на странице 95. Найдите упражнение 164. Кто прочитает текст?

У.: О ком говорится в тексте?

О.: О грачах.

У.: Прочитайте предложения в которых даётся описание грачей.

О.: Все иссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. Как они хороши!

У.: В каких предложениях автор выразил своё отношение к птицам?

О.: Все иссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми.

У.: Какие предложения текста отвечают на вопрос: какие грачи?

О.: Все иссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно.

У.: Верно. Теперь, спишите текст, подчеркните в первом предложении грамматическую основу. Кто-то один выйдет к доске и запишет первое предложение на доске. С начала с большой буквы.

По дороге разгуливают грачи...

  1. Это предложение, т.к. здесь выражена законченная мысль о грачах.
  2. Задаём вопрос: кто? Грачи – это подлежащее подчёркиваю одной чертой, выражено: именем существительным.
  3. От подлежащего задаю вопрос к сказуемому: что делают? Разгуливают – это сказуемое подчёркиваю двумя чертами, выражено глаголом.

У.: Поставьте себе баллы в оценочные листы в графе «упр.164»

5 баллов

Нет ошибок

4 балла

1-2 ошибки

3 балла

3 ошибки

0 баллов

Более 3 ошибок

У.: Ребята, с помощью прилагательных мы можем описать текст. Так, что такое текст-описание? И какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?

О.: Текст-описание – это текст в котором даётся описание предмета или явления. К тексту-описание можно поставить такие вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?

Воспроизведение (запоминание) (воспроизведение усвоенных ранее знаний и умений по памяти, делают вывод)

У.: Чтобы проверить верно ли мы сделали вывод, в учебнике на странице 96 прочитайте самостоятельно правило.

У: Как вы считаете, мы с вами правильно сделали вывод?  

О: Да.

У: Узнали, что такое текст-описание?

О: Да

У.: Узнали, какие вопросы ставяться к тексту-описанию?

О.: Да.

У: Хорошо, молодцы, ребята.

Применение (самостоятельно воспроизводят информацию и применяют её в упражнениях)

Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку

  1. Откройте учебник на странице 96, упражнение 165.
  2. Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).
  3. Как вы поняли задание?
  4. Выполните задание устно.
  5. Выполните задание в тетради письменно самостоятельно (выполнение упражнения обучающимися).
  6. Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем).
  7. Оценка учителя (отметочная или безотметочная), комментирование.

Работа по учебнику. Стр. 96. Упр. 165

У.: Откройте страницу 96, упр. 165.

У: Прочитайте задание и текст упражнения 165. Из какой сказки отрывок?

О.: Из сказки «Дюймовочка».

У.: О чём этот текст?

О.: Текст о маленьком человечке, который сидел в чашечке цветка.

У.: Найдите в тексте имена прилагательные и скажите, с какой целью автор употребляет эти слова.

О.: Маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, золотая, блестящие. Автор использует эти слова для того, чтобы описать этого человечка.

У.: Выпишите из текста имена прилагательные. Кто-то один выйдет к доске и запишет эти слова на доске. Первое слово записываем с начала строки с большой буквы, а остальные слова записываем с маленькой буквы через запятую, в конце ставим точку.

У.: Поставьте себе баллы в оценочные листы в графе «упр.165»

5 баллов

Нет ошибок

4 балла

1-2 ошибки

3 балла

3 ошибки

0 баллов

Более 3 ошибок

У: Хорошо, молодцы, ребята. Предлагаю отправиться дальше, но для начала немного разомнёмся.

V. Физминутка

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2.И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

Индивидуальная работа

У.: Ребята, в начале урока я вам раздала листы с текстом. Ваша задача выписать из него словосочетания с прилагательными в строку через запятую и поставить к ним вопросы.

Текст

Лиса – осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.

У: Взгляните на доску с правильными ответами.

Ответы:

Зверь (какой?) осторожный, зверь (какой?) хитрый, шерсть (какая?) длиная, шерсть (какая?) пушистая, мордочка (какая?) красивая, хвост (каков?) хорош; искрами (какими?) рыжими, норы (какие?) глубокие.

У.: Оцените себя в оценочных листах.

У.: Поставьте себе баллы в оценочные листы в графе «Индивидуальная работа»

5 баллов

Нет ошибок

4 балла

1-2 ошибки

3 балла

3 ошибки

0 баллов

Более 3 ошибок

IX. Рефлексия

У.: Ребята, в начале урока, вы отгадали ребус, какое это было слово?

О.: Успех.

У.: Что сегодня на уроке вы изучали?

О.: Сегодня на уроке мы изучали текст-описание.

У: Какие задачи мы ставили перед собой на этот урок?

О: Познакомимся с текстом-описанием. Узнаем, чем отличается текст-описание от других видов текстов. Будем учиться определять и составлять текст-описание.

У: Выполнили вы их сегодня?

О.: Да. Мы познакомились с текстом-описанием; узнали, чем текст-описание отличается от других видов текста; учились определять и составлять текст-описание.

У: Посчитайте свои баллы в оценочных листах, сложите баллы за «Упр. 164», «Упр. 165» и ндивидуальная работа. Поставьте общую отметку за урок по критериям:

Отметка «5»

14-15 баллов

Отметка «4»

11-13 баллов

Отметка «3»

6- 10 баллов

Старайся!

Менее 6 баллов

У.: Перед вами на партах лежат анкеты. Заполните их.

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

У.: Ребята, вы все сегодня молодцы и очень хорошо поработали. Урок окончен. До свидания!

X. Инструктаж о выполнении домашнего задания.

У.: Домашнее задание: составить текст-описание на 5-7 предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык" -конспект урока

"Русский язык" -конспект урока...

Урок русского языка (конспект и презентация) во 2 классе по системе Л.В.Занкова по теме "Буквы е, ё, ю, я в начале слова"

В данном материале представлен конспект урока русского языка по теме "Буквы е, ё, ю, я в начале слова" для 2 класса по системе Л.В.Занкова.Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на рас...

УМК "Гармония" 2 класс Русский язык Конспект урока: Знакомство с понятием "приставка" и "суффикс".

Сформировать понятие о приставках и суффиксах как частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную работу;В помощь учителю предлагается конспект урока и презентация....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

День русского языка. Конспект сценария

"Путешествие по стране Грамматике"...

Русский язык. Конспект открытого урока: "Буква Ее в начале слова, после гласной и после согласной".

Сформировать четкое представление о том, что буква "Е" в начале слова обозначает два звука (И) и (Э), после согласных обозначает мягкость согласного и имеет звук "Э"....

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...