Технологическая карта урока русского языка по теме «Род имён существительных»
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Будайчиева Гулханум Нурмагомедовна

Технологическая урока по теме: «Род имён существительных» 

Цель: формирование умения определять род имени существительного.

Проблема: Как определить род имён существительных?

Формируемые УУД

Предметные:

- определять грамматический признак имени существительных - род;

- находить имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Метапредметные:

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Познавательные:

- классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- подтверждать аргументы фактами;

-разрешать проблемную ситуацию;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

  

Оборудование

-Мультимедийный проектор;

-Экран;

-Компьютер;

- Слайд-презентация

 

Формы работы

фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Методы

постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций,  наглядные, практические методы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_uroka_russkogo_yazyka.docx40.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  урока  русского языка  

  по теме: «Род имён существительных»  

УМК «Школа России»

                                                                                                                                           

Тип урока

Открытие нового знания.

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Тема урока

Род имён существительных

Цель

формирование умения определять род имени существительного.

Проблема

Как определить род имён существительных?

Формируемые УУД

Предметные:

- определять грамматический признак имени существительных - род;

- находить имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Метапредметные:

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Познавательные:

- классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- подтверждать аргументы фактами;

-разрешать проблемную ситуацию;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

   

Оборудование

-Мультимедийный проектор;

-Экран;

-Компьютер;

- Слайд-презентация

Формы работы

фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Методы

постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций,  наглядные, практические методы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Формы

Формируемые УУД

1

Самоопределение к учебной деятельности.

Организационный момент.

- Здравствуйте,  ребята! Садитесь на свои места. Откройте тетради, напишите число и классная работа.

 Сегодня я вам предлагаю провести не просто урок русского языка, а урок исследование. Хотели бы вы быть самыми настоящими исследователями? Мы будем называться научно-исследовательским классом. Научно – потому, что русский язык – это наука, исследовательским – так как мы будем исследовать. А исследуют всегда что-то новое, неизвестное.  Девизом нашего урока будет пословица:  «С малой удачи начинается  большой успех». Как понимаете значение пословицы? 

- Перед вами лесенка знаний. Мысленно определите свое положение на ней, где вы находитесь на данный момент. Я думаю, что за сегодняшний урок, мы поднимемся хотя бы на одну ступеньку вверх, и наша маленькая удача приведет к большому успеху в будущем.

  Сегодня на уроке вы узнаете новые сведения о русском языке, которые в дальнейшем пригодятся вам при изучении новых тем.

 Определение темы исследования.

- Итак, за работу, мои юные исследователи. Прочитайте слова, представленные на доске. (слайд 1)

Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм, взаимовыручка.

- Все ли  из данных качеств вам понадобятся сегодня на уроке?

- Какие из представленных слов на доске нам нужно будет убрать?

- Какой частью речи являются данные слова?

- А что еще вы можете сказать об оставшихся словах?

Формирование цели исследования.

- Итак, что мы будем исследовать?

- Зачем будем исследовать существительное?

- Верно.  Сегодня мы с вами будем исследовать имя существительное для того, чтобы узнать о нём что – то новое, которое пригодится нам в дальнейшей работе.

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок,

проверяют свою готовность к уроку.

- Убрать слова эгоизм и лень, так как они на уроке не пригодятся.

 

- Это имена существительные

-разного рода

- Будем исследовать имя сущ.

- Чтобы узнать что-то новое об имени существительном

Фронтальная

Фронтальная

Регулятивные УУД:

-нацеливание на успешную деятельность.

ЛичностныеУУД:

-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные УУД:

- формирование  умения слушать и слышать.

2

Актуализация знаний.

- Проверим, что вы знаете об имени существительном.

Поиграем в игру «Да и нет». Перед вами лежат карточки. На них записаны вопросы. Если вы согласны, то ставите рядом знак «+», если не согласны – знак «-».

1. Имя существительное – это часть речи? (+)

2. Имена сущ. отвечают на вопросы:какой? какая? какое? (-)

3. Имена сущ. отвечают на вопросы: кто? что? (+)

4. Имена сущ. обозначают действие предмета?

5. Имена сущ. бывают только одушевлёнными? (-)

6. Имена сущ. могут обозначать предмет? (+)

7. Имена сущ. изменяются по числам? (+)

8. Имена сущ. бывают и собственными и нарицательными?

9. Имена сущ. изменяются по родам? (-)

10. У  имён сущ. два рода? (-)

Учащиеся выполняют задание на карточках.

Регулятивные УУД:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы,

-анализировать, проверять, фиксировать информацию.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

3

Фиксация затруднения в деятельности.

Выявление места и причины затруднения.

- Итак, мои юные исследователи! Какое задание вы сейчас выполняли?

-На все ли вопросы вы смогли ответить? Какие утверждения вызвали у вас затруднения?

- Где вы затруднились? Почему?

- Мои юные исследователи, кто из вас попробует назвать тему нашего урока?

- Что нам надо сделать?

- Какие задачи поставим перед собой?

- используйте игру – подсказку « Хочу…» (представлено на слайде 2)

Узнать…

Научиться…

Применять…?

- Проверяли знания об имени существительном.

- Не смогли ответить на последние два вопроса, связанные с родом имён существительных.

-Не знаем, что такое род имён существительных.

Тема урока: « Род имени существительного»

Задачи определяют дети:

узнать ... ( какого рода бывают имена существительные)

научиться… (определять род имён существительных)

применить…  (новое знание при выполнении заданий)

Фронтальная

4

Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

- Для решения первой задачи предлагаю вам посмотреть грамматическую сказку о том, как у существительных род появился. Послушайте сказку. В сказке вы найдете ответ на наш вопрос. (видео)

- Что нового узнали из сказки?

- В некоторых языках  народов Африки количество родов достигает до 40. В испанском, итальянском и французском языках только два рода.  Есть языки, где вообще нет родов – это английский, коми - пермяцкий и китайский. А сколько родов в русском языке?

- Сделайте вывод: какого рода бывают имена существительные?

- Мы выполнили первую задачу? Кому было трудно?

- Какую 2 задачу мы поставили перед собой?

А может кто-то догадался, как определить род имён существительных?

- Какие слова-помощники нам помогут определить род?

- Прочитаем  стихотворение-помощник с доски (слайд 3)

- Какие слова-помощники нам помогут определить род?

- Откройте учебники на стр 25 и  прочитайте первое правило.

(Работа по учебнику)

-Что нового узнали ещё из правила?

- Выполним  упр 39. на стр 25 учебника. (первые 3 слова вместе у доски, далее – в парах)

- Распределите слова в три группы в зависимости от того, каким местоимением их можно заменить. Образец у вас дан в учебнике.

-Какие слова попали в первую группу? Во 2? В 3?

- Сделайте вывод: как определять род имён существительных?

-Какие окончания имеют существительные м.р.; ж.р.; ср.р.?

(М.р. – ый, ий, ой. Ж.р. – ая, яя. Ср.р. – ое, ее.)

- Какую задачу мы выполняли? Кому было трудно?

-Прочитаем 2 правило

Учащиеся слушают сказку.

Ответы детей.

В русском языке три рода.

Имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода.

Да

Научиться определять род имён существительных.

Женский род запомню я

И скажу: «Она — моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он — мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило - моё!

Учащиеся называют слова-помощники «Она, моя», «Он, мой», «Оно, моё»

С помощью слов – помощников можно определять род имён сущ.

Работают по учебнику.

По родам имена существительные не изменяются, т.е. род - это постоянный признак имён существительных. Каждое существительное может быть только мужского рода, женского рода, среднего рода.

Род имён существительных – постоянный признак.

Мы учились определять род имён сущ.

Применять новое знание при выполнении заданий.

 Фронтальная

Работа в парах

Фронтальная

Регулятивные УУД:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные УУД:

- анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств,

- постановка и решение проблемы;

- умения делать выводы в результате совместной работы класса,

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

РегулятивныеУУД:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Коммуникативные УУД:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные УУД - постановка учебной задачи.

Личностные.УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в группе  (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физминутка

5

Первичное закрепление

- Над какой задачей нам надо ещё поработать? (3)

- Приступаем к выполнению этой задачи.

- Откройте учебник на стр 26 упр 40.

- Упражнение 40 является продолжением 39 упражнения.

- В этом упражнении вам нужно будет определить род имен существительных каждой группы. Выделить  их окончание.

- Проверьте себя по слайду. (слайд 4)

Выполняют задание, выделяя окончание у существительных.

Распределяют и записывают слова в три столбика по их родам. Оценивают себя по эталону.

Включение в систему знаний и повторение

Индивидуальное задание нескольким ученикам

- Выполните задание на карточке: вписать пропущенные слова в пословицы и определить  у этих слов род.

Волков бояться в лес не ходить.

Труд человека кормит, а лень портит.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Язык болтает, а голова не знает.

 (. Проверка через веб-камеру)

Самостоятельная работа

Определи род имен существительных

Врач –

ночь –

окно –

ветер –

день –

весна -

осень –

лето –

снег -

дождь –

луна –

солнце -

Выполняют задание на карточках.

Индивидуальная

8

Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.

- В роли кого вы сегодня выступали? Что  исследовали на уроке?

- У  имён сущ. два рода?

- Какие задачи ставили перед собой? Выполнили ли их?

 - С какими затруднениями столкнулись на уроке? Смогли преодолеть их?

- Чему научились на уроке?

- Посмотрите на нашу ступеньку знаний. Кто из вас смог подняться выше? Почему одна ступенька без надписи, она просто белого цвета? Действительно, разве мы все узнали о тайнах нашего языка?

- Пусть это белая ступенька станет символом того, что сегодня испытав маленькую удачу нас ждет большой успех в будущем.

- Возьмите картинки и оцените, на каком этапе урока вам было комфортнее, более интересно, легко. (…)

Урок окончен. Всем спасибо за  работу.  

Мы сегодня на уроке выступали в роли исследователей. Исследовали род имён существительных.   Со всеми поставленными задачами справились. Результат достигнут, хорошо выполнили самостоятельную работу.

Фронтальная

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

Регулятивные УУД: контроль, оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме « Род имён существительных»

Технологическая карта урока русского языка по теме « Род имён существительных»...

технологическая карта урока русского языка по теме "Числа имён существительных"

Это материал представлен по русскому языку по теме "Числа имён существительных" для 3 класса....

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока русского языка по теме: Число имён существительных.

Урок отработки умений и рефлексии. Учащиеся закрепят умение определять число имени существительного и изменять имя существительное по числам....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Число имён существительных"

Материал относится к уроку русского языка для 3 класса по программе "Школа России"....

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Род имён существительных» УМК «Школа России»

В материалах: технологическая карта, приложение и  презентация к уроку....