Формирование почерка в начальной школе. Приёмы и методы
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Малышева Надежда Игоревна

Статья о методах и приемах формирования качественного письма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование почерка в начальной школе. Приёмы и методы

       Почерк формируется у человека постепенно. Если верить научным исследованием, почерк может характеризовать человека, говорить о его внутреннем состоянии, благополучии. Но для педагога важно, чтобы почерк был разборчив, узнаваемо написание букв и цифр. Для этого необходимо работать над почерком.  Нельзя спешить. Ежедневная последовательная работа над формированием правильного и красивого почерка обязательно даст свои результаты. Каллиграфия развивает наблюдательность, аккуратность. Когда ученику нравится своя работа, то и интерес к обучению повышается

Почерк - это навык, который необходимо освоить и закрепить. Со временем навык укрепляется, совершенствуется. Изначально ребенок учится писать по образцу, поэтому можно считать его почерк стандартным.В процессе освоения

этого навыка в него «включаются» индивидуальные особенности человека.

Постепенно почерк изменяется. Он приобретает свои особенные элементы, нюансы, выраженные в наклоне, размере, форме букв.

Важно, чтобы письмо было четким, аккуратным, легко читалось, поэтому в процессе обучения необходимо работать над этим.

Некоторые специалисты особое внимание уделяют характеристике

качественного письма, а именно:

1. Соблюдение четкости и разборчивости на письме. Для этого

необходимо развивать зрительно-двигательную работу над написанием

буквы, над её формой, учитывая все её элементы, которые формируют

целостное восприятие и написание.

2. Соблюдение наклона, равного для всех букв;

3. Соблюдение параллельности линий при написании букв;

4. Соблюдение единого уровня наклона всех букв;

5. Соблюдение линейности, т.е. учитывать строку сверху и снизу;

6. Соблюдение правильности соединения элементов написания

каждой буквы;

7. Плавность письма;

8. Соблюдение достаточной скорости письма;

9. Соблюдение равного расстояния между элементами буквы,

буквами в слове, словами в строке;

10. Соблюдение равной высоты всех букв.

    Все вышеперечисленные характеристики учащийся должен освоить на этапе овладения навыком качественного письма. Для правильного и красивого начертания буквы педагог формирует каллиграфический навык через: анализ буквы (элементы), анализ соединения этих элементов, демонстрации написания буквы.

        Система неотрывного письма позволяет не только писать красиво, но и значительно ускорить написание.

        При отрывном письме буквы пишутся по элементам. Этот метод определенно имеет свои плюсы: письмо с отрывом руки дает возможность наиболее аккуратно прописать элемент буквы, верно расположить его на строке, учитывая наклон, длину линии, параллельность. Пауза во время отрыва руки помогает снять напряжение. Но знакомить учащегося с безотрывным письмом необходимо. Постепенно, осваивая навык, он учится соединять каллиграфическое (правильное) написание и скорость, сохраняя при этом качество.

        Прерываясь в написании элемента буквы, можно потерять ровное и четкое письмо, так как невозможно после отрыва вернуться в ту же точку и провести следующую линию непроизвольно. Можно приписать следующий элемент не точно к предыдущему, получив смещение и расстояние, что приводит к разрыву элементов и слова в целом. Есть буквы, написания которых требуют отрывного письма. Например, заглавные Г,П,Т,Б,Р. Верхняя часть этих букв прописывается отдельным элементом, при этом не нарушая общей формы буквы, а лишь дополняя и логически заканчивая её.

        Часто дети проговаривают про себя то, что пишут. И делают они это гораздо быстрее, чем пишут. За счет этого при написании может теряться элемент буквы, при написании которого затрачивается дополнительное время. С подобными проблемами педагоги сталкиваются довольно часто, пытаясь скорректировать почерк учащегося. В таком случае наиболее качественным и результативным будет навык безотрывного письма.

        Не менее важен и инструмент, которым учащийся пишет. Шариковые ручки или новомодные варианты инструментов для письма (маркерные ручки или т.п.) не всегда подходят, особенно для детской руки. Их диаметр и форма не соответствуют задачам правильного и красивого письма. Ребенок не может правильно держать такую ручку, он устает, прилагает дополнительные усилия для написания, что отражается на качестве письма.

        Педагогу важно обращать внимание на движение руки при письме и на элементы , которые могут не совпадать со зрительными. Необходимо продемонстрировать написание буквы учащимся и прокомментировать этот процесс, разобрать написание элементов, последовательности, особый акцент делая на повторных движениях при письме, так как для некоторых букв требуется дополнительная соединительная линия, которая не видна учащимся при первичном восприятии.

        На начальном этапе освоения навыков красивого письма учащийся должен познакомиться и натренировать написание прямых и наклонных линий. Общедоступны тетради, имеющие косую узкую линейку с диагональными вертикальными линиями, что очень удобно для начального этапа письма.

        Единственная проблема может возникнуть при написании заглавных букв, так как их верхний элемент требует выхода за рабочую строку, например, буквы Б,В,Д,У и др. Но такое написание необходимо, поэтому может быть  отработано с помощью дополнительных линий и точек, указывающих на нужную высоту. Сложнее позже перестроиться на широкую линию, которая и является традиционной для письма в старшей школе или в любых рабочих блокнотах или тетрадях. Эту проблему тоже легко решить. Навык правильного написания формируется постепенно, доходя до автоматизма. Но сама привычка повторять формы и движения закрепляется рано. Педагог, переходя на широкую строчку, может помочь учащемуся привыкнуть к такой строке.

        Расстояние между линиями можно разделить на 3 равные части: первая будет указывать на высоту строчной буквы, вторая - на высоту заглавной буквы. Постепенно учащийся привыкнет к этому уровню и сможет легко обходиться без дополнительных подсказок. В качестве тренировки можно предложить учащемуся повторить букву, которую в начале строки прописывает педагог. Важным условием будет повторение формы, размера, наклона этой буквы. Очень важно знать и учитывать правильное соединение букв на письме.

Почерк-показатель не только умения и прилежания, но и проявление в некотором роде уважения к тому, кто видит и читает ваши работы.

Написанная неразборчивым почерком итоговая работа, экзамен, контрольная может быть оценена низкими баллами. Почерк не обязательно должен сопровождать неуспевающего ученика. Часто бывает, что учащийся, имеющий знания, умения, желание трудиться и учиться, имеет плохой почерк, что, к сожалению, приводит все его старания к низким результатам, т.к. невозможно распознать написанное.

Каллиграфия-интересное развивающее занятие, которое может быть не просто помощником в освоении красивого ровного почерка, но и увлекательным хобби, а может и профессией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии, методы и приёмы, способствующие формированию УУД в начальной школе»

Представить технологии ,методы и приемы работы с учащимися на уроке,которые способствуют развитию логического мышления у детей....

Системно-деятельностный подход на уроках английского языка в начальной школе на основе метода проектов

Выступление на районном профессиональном обединении учителей иностранного языка по теме «Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения»....

Педагогические приёмы формирования УУД в начальной школе.

Данная статья поможет учителю в успешном формировании универсальных учебных действий у учащихся....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Название методической разработки: «Методы и приёмы формирования самооценки учащихся начальной школы»Актуальность методической разработки связана с тем, что самооценка поможет обучающимся н...

Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта

Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...

Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта

Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...

Приёмы работы с текстом на уроках как средство формирования УУД обучающихся начальной школы.

Выступление на тему: Приёмы работы с текстом на уроках как средство формирования УУД обучающихся начальной школы.Цель:  знакомство с приёмами работы с текстом как средство формирования УУД обучаю...