Имя существительное и его роль в речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Абраменко Елена Валерьевна

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Имя существитьельное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_._29.01.20.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Имя существительное и его роль в речи»

Класс: 3 «А» класс

Учитель: Абраменко Е. В.

Дата: 29.01.2020 г.

Цель ознакомление с обобщенным лексическим значением имени существительного; формирование понятия «имя существительное».

Планируемые результаты:

- закрепление ранее полученных знаний по теме: “Имя существительное”;

- совершенствование умения находить в текстах имена существительные, отличать их от других частей речи;

- совершенствование умения находить существительные, которые отвечают на вопрос что? или кто?;

- конкретизировать понятие слова предмет;

- повторить понятие устаревших слов;

- совершенствование  умения находить и определять изученные части речи;

- совершенствование умения работать с орфографическим и толковым словарями;

- развивать устную речь, память, мышление;

- воспитывать умение аргументировать своё мнение, общаться со сверстниками, любознательность.

Ход урока:

    1. О.н.у.

    2. Мин. чистописания

            Ии Йй

- Чем отличаются эти звуки?

    3. Словарь: извините, интересный.

                         Исполнительность человека славит.

- Объясните смысл этой пословицы.

    Пословица о достоинстве человека, о его хорошем качестве – исполнительности. Она восхваляет это достоинство.

    4. Определение темы урока

- Какая тема урока русского языка была вчера? Что мы повторяли?

Части речи ( им. сущ., глаг., им. прил., местоимение, имя числительное, наречие, предлог, союз, частица, междометие)

- Назовите части речи в пословице.

     

       Константин Георгиевич Паустовский писал: «Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.»

- Как вы думаете, к какой части речи относится это «великое множество хороших слов и названий»?

- Что помните о существительном?

   Раскрыть (не все!) карточки на доске.

             Одушевлённые  или  Неодушевлённые

              Собственные     или  Нарицательные

              Имена существительные изменяются по числам.

                      (единственное число и множественное число)

      Привести примеры к каждому определению.

     5.  Сообщение темы урока.

- Как вы уже догадались тема урока «Имена существительные»

  Работа с карточкой  у доски -  я вспомню… я научусь…

Я вспомню: что такое имя существительное

Я научусь:

         объяснять, что обозначает имя существительное;

         выделять имена существительные в тексте

         распознавать имена существительные среди других частей речи;

         находить устаревшие слова-имена существительные;

         определять лексическое значение имён существительных

- Говоря определение им. сущ. вы употребили слово предмет. Что вы понимаете под словом ПРЕДМЕТ?

Беседа с учащимися.

Вывод:

Имена существительные дают названия всем предметам.

Дополните ряды существительных:

  • живые существа: девочка . . .
  • явления природы: гроза . . .
  • явления общественной жизни: митинг . . .
  • признак как предмет: синева . . .
  • действие как предмет: бег . . .
  • абстрактные понятия: счастье . . .
  • конкретные понятия: дверь . . .
  • Живые существа: человек, дети, кузнечик, кит, заяц…
  • Растения: трава, кусты, тюльпаны, клён…
  • Вещества: металл, вода, глина, клей…
  • Чувства и качества: радость, печаль, смелость, гордость…
  • События: салют, праздник, утренник, урок…
  • Фамилии, имена, отчества название предметов: Ольга…
  • Клички животных: Мурка…
  • Географические названия: Россия…

     (названия городов, рек, морей, океанов, озер, гор, пустынь)

  • Названия газет, журналов, книг, картин, кинофильмов, спектаклей:
  • Названия кораблей, поездов, различных организаций…

    Этот список можно продолжить. Но зачем? Мы просто определим, что слово является именем существительным, если к нему можно поставить вопросы кто это? или что это?, и если оно обозначает предмет в широком смысле этого слова и значение этого слова можно объяснить.

   

- А разве мы не знали об этом?

- Так зачем мы снова повторяем, возвращаемся к этой теме?

- Значит, не всё знаем!

      6. Работа с учебником.

                      Учебник с. 7 (Будем учиться…)

     Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имена существительные в художественном тексте могут быть очень выразительными: именами существительными можно нарисовать картины природы, окружающего мира.

                    Учебник с. 8 у пр. 8

- Прочитайте стихотворение Александра Круглова «Снег»

- Какую картину вы представили, читая стихотворение?

- Немного, наверное, позавидовали такой зимней погоде, порадовались за детей.

- Найдите в предложениях имена существительные.

По каким признакам вы их определили?

- Сколько здесь всего слов?

- Сколько здесь имён существительных?

       

        7.   Работа над темой.

- Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

                   Видит: весь сияя в злате,

                   Царь Салтан сидит в палате

                   На престоле и в венце

                   С грустной думой на лице...

   - Найдите в тексте непонятные слова.

  - Давайте объясним лексическое значение непонятных слов.

Злато – то же, что золото (драгоценный металл).

Царь – титул (почётная должность) монарха (верховный правитель). Царь - почётная должность верховного правителя.

Палата – комната.

Престол – трон монарха, т.е. место, где сидит верховный правитель. Символ власти.

Венец – это корона. Символ власти.

Дума – мысль, размышление.

      Это устаревшие слова. Устаревшие слова – это слова, явления, предметы или понятия, вышедшие из употребления. 

     Например, десница – правая рука; кичка – головной женский убор; ланиты – щёки; очи – глаза, локоть – мера длины; боярин – представитель правящего класса на Руси IX века – начала XIII века.

 -  Прочитайте ещё раз текст и подсчитайте, общее количество слов, входящих в этот отрывок. (В этом тексте 20 слов.)

- Подсчитайте количество имён существительных. (Этот отрывок содержит 8 имён существительных.)

- Продолжаем своё исследование. Понаблюдаем за ролью имён существительных в речи.

Из известного нам отрывка исключим все имена существительные

                             Видит: весь сияя в …,

                             … … сидит в …

                             На … и в 

                             С грустной … на … ..

- Без имён существительных текст потерял всякий смысл. Стало непонятно, что хотел сказать автор.

- А теперь уберём из этого же отрывка глаголы.

                             …, весь сияя в злате,

                             Царь Салтан … в палате

                             На престоле и в венце

                             С грустной думой на лице...

- Хотя текст и потерял ясность, но смысл легко восстанавливается.

            Вывод: без имени существительного невозможно построить текст, передать мысли, чувства, переживания, какую-то информацию!

- Лев Васильевич Успенский сказал:

                                      «Имя существительное – хлеб языка». 

- Объясните, как вы понимаете это высказывание.

        Лев Васильевич Успенский своим высказыванием говорит нам о том, что как хлеб для человека является важнейшим блюдом, символом достатка, благополучия, так и имя существительное делает предложение единым и понятным. А из предложений складывается наша речь.

- Я предлагаю вам прослушать несколько строк из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета.  Это стихотворение имеет свою особенность, а какую, вы сейчас сами поймете и скажите. (Учитель читает вслух стихотворение, которое имеется у каждого ученика на парте).

                      Шепот, робкое дыханье,

                      Трели соловья.

                      Серебро и колыханье

                      Сонного ручья.

                      Свет ночной. Ночные тени,

                      Тени без конца.

                      Ряд волшебных изменений

                      Милого лица.

- Это стихотворение снова примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Лев Николаевич Толстой так писал об этом стихотворении: “В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина”. Из 22 слов стихотворения – 14 существительных, 6 прилагательных, 2 служебных слова.

А получается удивительная чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

   Вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической в частности. (С помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет и т. д.)

- Таким образом, мы доказали справедливость слов Льва Успенского.

                   8. Сообщения детей.

1. Имя существительное – важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребёнок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.

2. Имя существительное – наиболее самостоятельная часть речи. Уже от них образуются прилагательные. Первоначальные сочетания зелень – трава, камень – стена, камень – хлеб, рать – сила постепенно преобразуются в сочетания зеленая трава, каменная стена, черствый хлеб, сильная рать… И до настоящего времени в фольклоре сохраняются древние выражения жар – птица, сапоги – скороходы, скатерть – самобранка, меч – самосек.

3. Константин Георгиевич Паустовский утверждал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как это самая представительная часть речи. В русском языке на каждые сто слов приходится сорок имен существительных. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

    9. Подведение итогов урока.

- Что такое имя существительное?

- Приведите примеры существительных и скажите, что оно означает.

- Какие еще части речи вы знаете?

- Как изменяется имя существительное? Приведите примеры.

- Какие задания на уроке вызвали затруднения?

                                                  Тест.

1)    Имя существительное   -   это:

        А) часть слова;                  Б) часть речи;          В) часть предложения.

2)   Имя существительное  обозначает:                                                                      

       А) действие предмета;      Б) предмет;               В) признак предмета.

3) Какое из однокоренных слов,  является именем существительным?                                                                                                                      А) походка;                        Б) проходил;             В )проходной.

4) В какой строке все слова являются именем существительным?    

        А) рисовать, рисунок, рисование;          

        Б) море, моряк, приморье;                                    

        В)  думать, придумал, задумка;              

        Г) лес, лесник, лесной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Имя существительное и его роль в речи

Игры, занятия,упражнения,стимулируют развитие у ребенка интуиции, наблюдательности развивают позновательный интерес на уроках русского языка.При выполнении задании от учеников требуется полный, послед...

Технологическая карта урока. Тема : " Имя существительное и его роль в речи." Русский язык. 3 класс. УМК Школа России.

Технологическая карта урока. Тема : " Имя существительное и его роль в речи." Русский язык. 3 класс. УМК Школа России....

Имя существительное и его роль в речи 3 класс "Школе России"

Конспект урока по русскому языку 3 кл. ФГОС "Школа России"...

план-конспект по русскому языку в 3 классе. Тема: Имя существительное и его роль в речи.

План- конспект по русскому языку. 3 класс. Тема: имя существительное и его роль в речи. Канакина В. П. часть 2....

Части речи. Имя существительное и его роль в речи.

Ознакомить учащихся с термином имя существительное, с функцией существительного в тексте и в предложении, формировать умение различать имена существительные, обозначающие живые и неживые предметы; раз...