Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Циер Александра Андреевна

« Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода. »

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата:  09.02.2022

Школа: МОУ "Свободненская СОШ"

Класс: 4

Урок: 3

Время:    09:30                     Кабинет: 3

Студент: Циер Александра Андрееввна

Группа: 201НК

Учитель: Вагапова Людмила Александровна

Методист:  

Тема урока « Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода. »

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: закреплять умение правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в именительном, винительном, родительном падежах.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формирование навыка, отработка способов  действия.
  2. - поиск нужной информации на странице учебника, «считывание» информации с рисунков, моделей;
  3. – понимание  знаков, символов, моделей, приведенных в учебнике, задаваемых вопросов;

Развивающие:

  1. развивать способность осуществлять самостоятельный поиск информации;
  2. развивать образное мышление, связную речь обучающихся;
  3. формировать умение аргументировать своё мнение.

Воспитательные:

  1. развивать у младших школьников желание  и умение работать в коллективе;
  2. способствовать развитию представлений о возможности существования различных точек зрения;
  3. воспитывать уважение к мнению собеседника; поощрять желание использовать в общении правила вежливости;
  4. развивать любознательность и интерес к учебной деятельности.

Оборудование:

Учебник Зеленина Л.М. «русский язык » 4 класс, 2 часть , компьютер, экран.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, (Ф,Г,П,И)

методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

(ответы)



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

3. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Андреевна , сегодня я проведу у вас урок русский язык . Присаживайтесь!

1. Показывают свою готовность.

Ответное приветствие.

Предметные:

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию,

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: опрос, беседа.

 1. Повторение пройденного материала.

- Какую большую тему мы изучаем  на последних уроках? 

- Что мы знаем об имени прилагательном?

«Мозговой штурм». Пары . Крестики-нолики (0,Х)

- Имя прилагательное – это часть слова?

- Имя прилагательное - это служебная часть речи?

- Имя прилагательное обозначает признаки предметов?

- Имя прилагательное отвечает на вопросы: кто? что?

- Слово цветок – имя прилагательное?

- Имя прилагательное в предложении связано с глаголом?

- Имя прилагательное в предложении связано с именем существительным?

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

  (Имя прилагательное)

Предметные: повторить уже пройденный материал.

Метапредметные:

Л: умение работать с материалом

Слайд 1

Постановка учебной задачи  (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация

- Имя прилагательное бывает в краткой и полной форме?

- Именительный падеж единственного числа женского рода - это начальная форма имени прилагательного?

- Вы сказали, что имена прилагательные обозначают признак предмета. А по этим признакам можно узнать предмет?

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой планК: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Презентация

Учебник .

"повторение знания  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация

1.Повторение

- Такие окончания могут быть в именительном и винительном падежах.(Работа с таблицей окончаний имен прилагательных учебник стр…..).

Учитель:

- Обратите внимание! Имена прилагательные, которые согласуются по смыслу с неодушевленными именами существительными мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах имеют одинаковые окончания. Например:

Волнуется Черное (И.п.) море.

Я вижу Черное (В.п.) море.

- В каких падежах имена прилагательные могут иметь окончания –ого, - его(Работа с таблицей окончаний имен прилагательных ).учебник  стр……

- Такие окончания могут быть в родительном и винительном падежах.

- Обратите внимание! Имена прилагательные, которые согласуются по смыслу с одушевленными именами существительными мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах имеют одинаковые окончания.

Например:

У морского (Р.п.) окуня большие глаза.

Рыбаки поймали морского (В.п.) окуня.

Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания.

Метапредметные:

Р: выработать учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Презентация

Учебник

Слайд 2-3

Первичное закрепление(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: презентация

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

Приложение №1

«Узнай меня» Записать по 1 словосочетанию сущ+ прил по выбору.

Какая проблема встала при написании ( Написание окончаний имен прилагательных).

Определение темы и целей урока

-Отчего зависит написание  окончания имени прилагательного?

Отвечают

(род, число. падеж)

Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Презентация

Учебник

Раздаточный материал

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Практический: самостоятельная работа

1. Начало самостоятельной работы учащихся. 

 Приложение №2

«Образуй  имена  прилагательные женского и среднего рода с одним и тем же корнем

Приложение №3

Работа в парах.Обучающимся предлагается заполнить пропуски. Дописав окончания имен прилагательных

Работают самостоятельно

Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

1. Обобщение материала урока.

2. Вопросы на повторение теоретического материала.

Приложение №4

 Работа в группе. Задание по карточкам. (Дописать окончания прилагательных, определить падеж).

Ответы детей на вопросы учителя.

Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Презентация

Слайд 11-16

Домашнее задание

Ф практический:

Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

Упр.38

Записывают домашнее задание.

Презентация

Дневник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

- Что вы можете сказать о нашем уроке?

- Что вы можете сказать о вас – учениках?

- Что вы можете сказать о нашем классе?

Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Презентация

Приложение №1

Летнее, нарядное, красное, ситцевое - … (платье).

Маленькие , белоснежные, прохладные, пушистые - …(снежинки).

Дремучий, темный, густой - …(лес).

Сладкая, шоколадная, вкусная….. (конфета)

Приложение №2

«Образуй  имена  прилагательные женского и среднего рода с одним и тем же корнем

Камень - …(каменный, , каменное, )

Восток - …

Солнце - …

Ночь - …

Приложение №3

В снежн.. уборе, от утренн.. тумана, к молчалив.. лесу, зимн.. лесом, пушист.. покрывалом, от рыхл.. снега, в голуб..  небе, чудесн.. запахом, от птичь.. говора, в глубок.. Овраге.

Приложение №4

На тоненьк…ледок выпал беленьк.. снежок.

Поросята приоткрыли дверь и увидели зубаст.. волка.

Кенгуру различают малейш.. шорох и быстро уносятся прочь.

Слух у кенгуру замечательн.. .

В селе началось строительство детск.. сада.

С ранн.. утра до поздн.. вечера кипит работа.

Из соседн.. села на стройку приехали ребята.

Они привезли саженцы для фруктов.. сада.

Среди дремуч... леса выделяется полянка.

В морозн.. зимн.. день ветви ели убраны хлопьями снега.

Приложение №5

(Взошло, веселые, место, работают, талант, талантливые, трудолюбивые, ученик, дружные, поющие, творческие, учитель, активные, умные).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...