Конспект урока по русскому языку, 2 класс "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Чеснокова Дарья Михайловна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_novaya.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по предмету русский язык (УМК «Перспектива»), 2 класс.

Тема урока: Антонимы

Тип урока: Решение учебной задачи

Цель урока:  Познакомить детей  с новым лексическим понятием – антонимы.

Планируемые результаты урока:

  • Личностные:

формирование у детей мотивации к обучению и познанию. У учащихся будут сформированы: положительное отношение к школе и познавательной деятельности, интерес к учебному материалу. Учащиеся получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

  • Метапредметные:
  • Познавательные:Учить извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, таблица, иллюстрация).

-Учить перерабатывать и преобразовывать информацию из другой формы в другую: наблюдать и делать выводы.

  • Коммуникативные: 

-Стимулировать желание обучающихся высказывать и обосновывать свою точку зрения.

-Уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в паре и группе, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  • Регулятивные:

-Учить определять тему и задачи деятельности на уроке с помощью учителя;

-Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

-Учить планировать учебную деятельность на уроке;

-Учить в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Предметные:  

формирование у учащихся умения определять антонимы, правильно списывать текст, выделять орфограммы, проверять написанное, объяснять роль антонимов в речи.

Основные формы и методы организации познавательной деятельности учащихся:

             фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы и оборудование:

Интерактивная доска, комрьютер.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Мотивационо-ориентированный этап

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Анатольевна. Я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу. Хорошего вам настроения и плодотворной работы нам на уроке!

 Сегодня вы не просто ученики, а исследователи и результат нашей работы мы оформим в Лэпбук.

- А в начале урока я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма, обратите внимание на героев, как их зовут, на черты их характера.

Просмотр мультфильма «Ох и Ах»

Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности.

2. Постановка проблемы

-Ребята, как зовут героев?

-А как в мультфильме называли Аха?

-А как вы думаете почему его так назвали?

-Ребята, как вы считаете а СЛОВА ХОХОТУН-ШУТНИК по значению между собой похожи?

-Как называют близкие по значению слова?

-Так давайте вспомним, что же  такое синонимы?

(веселый -радостный, одинаковые по значению?, грустный-печальный- доказать что синонимы)

-А как зовут второго героя?

-почему его так называют?

-А как  его еще называли в мультфильме?

-А теперь давайте сравним слова хохотун-ворчун.

-Можем ли мы назвать эти слова синонимами?

-Почему?

-верно, они противоположные по значению.

-Ребята, а вы знаете как называются слова с противоположным значением?

-Верно, Антонимы.

-Так что же такое Антонимы, давайте все вместе проговорим.

-Ребята в 1 классе вы  изучали эту тему. Такие слова называются антонимами.(если не скажут)

-

- Ребята, а где мы можем найти значение слова антонимы?

-Я сегодня принесла толковый словарь на урок. Давайте найдем лексическое значение слова антонимы и прочитаем его.

-А произошло слово Антонимы от двух греческих слов «anti» -что значит против и «onyma»-что означает имя.

Ох и Ах

-шутник и хохотун

У веселого Аха все ловко получается, никакой работы Ах не боится, все дела делает быстро и радостно.

-да, похожи

-синонимы

-синонимы - это слова близкие по значению.

-Ох

Всегда всем недоволен, мрачен, неопрятен, ворчлив и наморщен.

И в любом радостном явлении Ох способен увидеть что-то плохое, мрачное.

-ворчун

-нет

потому что значение слов противоположное)

Антонимы

Слова с противоположным значением

Толковый словарь

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД)

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, обосновывать правильность или ошибочность результата

(Регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

3.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

-Ребята, над какой темой мы будем работать?

-Верно, сегодня мы пополним знания по теме антонимы с помощью разных, интересных  заданий.

-Итак, давайте приступим к заполнению лэпбука.

-Обозначим тему урока.

-Найдите у себя карточку с названием Темы урока «Антонимы» и приклейте в верхнюю часть лэпбука. Еще раз проговорить что такое антонимы.

-Ребята, найдите карточку с определением слова Антоним, приклейте ниже.

-Кто изображен на первой картинке?

-Какая орфограмма встретилась в этом слове? (разделительный ь)

-а что он разделяет? (мягкий согласный и гласную я)

-Какое слово противоположное по смыслу к слову друзья?

-найдите и приклейте соответствующую картинку.

-Значит друзья и враги – это?

-подпишите картинку, обратите внимание в этом слове встретилась орфограмма. Какая? (безударная гласная а)

-Подберем проверочное слово (враг)

-Какой мальчик у нас изображен на следующей картинке?

-Какая орфограмма в этом слове?

(непроизносимый согласный)

-Кто уже подобрал проверочное слово?

(грусть)

-Какое противоположное слово к слову грустный? (веселый)

-приклеим картинку и подпишем ее.

-Кто услышал опасное место в этом слове?

(безударная гласная е)

-Проверим (весело)

-Ребята, зададим вопрос к паре антонимов грустный - веселый (какой)

-запишите его.

-Ребята, а что мы видим на следующей картинке?

(мальчик стоит)

-какая орфограмма в этом слове стоять? (безударная гласная а)

-проверим слово (стоя)

-подберите антоним к этому слову?

-приклейте изображение в свой лэпбук.

-запишите слово антоним.

-какую орфограмму в этом слове мы услышали?

( безударная гласная е)

-проверим. (Бег)

-Ребята, задайте вопрос к этой паре антонимов.

(что делать?)

-запишите

-Ребята, что нового мы открыли для себя, выполняя это задание?

-Давайте дополним наше определение

(-Антонимы-слова с противоположным значением, в паре отвечают на один и тот же вопрос.)

-(найдите предложение что антонимы отвечают на один и тот же  у себя на партах и приклеить в лэпбук)

Антонимы

  1. Работать должны оба
  2. Один говорит, другой слушает.
  3. Свое несогласие высказывай вежливо
  4. Если не понял, переспроси.
  5. Между собой договариваемся.

друзья

враги

антонимы

грустный

Кто?

-подбирать антоним к слову и задавать вопрос.

-Антонимы-слова с противоположным значением, в паре отвечают на один и тот же вопрос.

Бежать

Мы учились подбирать антонимы и задавать вопросы.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы,используя

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД).

Моделировать, т.е. обобщенно фиксировать существенные признаки объектов (Познавательные УУД).

4.Формирование и закрепление полученного опыта, решение проблемы, применение знаний и умений.

-ребята вы хорошо потрудились, а теперь давайте отдохнем.

Физминутка (у жирафа)

-продолжаем работу.

-Ребята, как вы думаете для чего нам в русском языке служат антонимы?

-Да, дети использование антонимов обогащает нашу речь, делает ее точной, яркой, выразительной.

-А теперь закрепим наши знания, выполнив следующее задание.

-Ребята, я вам сейчас покажу картинку, ваша задача подобрать к ней антонимы.

( большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, легкий-тяжелый)

(показать и повесить на доску)

-Ребята, выполнив это задание, вы можете ответить для чего в русском языке служат слова антонимы?

-Давайте дополним наш лэпбук.

-приклейте.

Затрудняются ответить

(обогащать речь, пополнять словарный запас)

картинки с изображением предметов и пары антонимов.

Сравнивали предметы

Антонимы помогают сравнивать предметы.

Для сравнения, приклеивают карточку

сравнивать предметы, подбирать и записывать антонимы.

5.Сам. работа

-Ребята,  русский язык богат и разнообразен.

-В народном фольклоре , пословицах и поговорках, часто встречаются антонимы.

- Продолжить исследование нам помогут пословицы.

-Работать мы будем в парах.

-Давайте вспомним правила работы в парах.

-Каждая пара получает набор карточек, вам необходимо собрать пословицы; найти в них антонимы и выделить их цветом.

-А теперь давайте проверим, что у нас получилось?

-дети выходят к доске, находят антонимы.

-Объясните смысл пословицы.

-Как вы ее понимаете?

1.Что посеешь, то и пожнешь.

(человек своими поступками сам определяет свое будущее;  т.е. не жди хорошего отношения к себе, если груб с человеком;

-

2.Корень ученья горек, да плод сладок.

-Как вы понимаете смысл данной пословицы?

(учиться тяжело, но знания можно применить в любой области).

В какой жизненной ситуации вы можете применить эту пословицу?

3.Добро помни, а зло забывай.

-А как вы понимаете эту пословицу?

(необходимо помнить только хорошее, все плохое не держи в голове)

4. Занятого человека - грусть, тоска не берет.

-Ребята, а какая пословица оказалась лишней?

-а почему?

Если выберут пословицу, спросить, а какое у нас было задание?

-Здесь есть антонимы?

-А теперь запишите две  пословицы с антонимами  в лэпбук и выделите антонимы.

-А теперь продолжим наше исследование.

-Возьмите карточки, перед вами текст.

-Прочитайте задание.

-Что вам необходимо сделать? (вставь пропущенные слова, используя слова для выбора)

1 вариант- должен выбрать такие слова, чтобы читая ваш текст, создавалось хорошее настроение.

2 вариант –выбирает такие слова, чтобы создавалось противоположное настроение.

-приступаем к работе; задание выполняют на карточке)

-какой по настроению был текст?

-а у кого получился противоположный по настроению текст?

 

  1. Работать должны оба
  2. Один говорит, другой слушает.
  3. Свое несогласие высказывай вежливо
  4. Если не понял, переспроси.
  5. Между собой договариваемся.

(он трудолюбивый, жизнерадостный….)

В ней нет антонимов

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь создавать модели и схемы для решения задач (Познавательные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

6.Итог урока

-Над какой темой мы работали на уроке?

-Расскажите все, что вы знаете об антонимах, в этом вам помогут наши лэпбуки.

(что такое антонимы, для чего они нам нужны)

-Приведите примеры антонимов.

-Ребята, посмотрите, как много лэпбуков у нас получилось.

(показать)

-Полезны ли они для вас?

Антонимы

  1. Слова с противоположным значением
  2. Отвечают на один и тот же вопрос
  3. При помощи антонимов можно сравнивать предметы, обогащать словарный запас.

Рассказать одноклассникам, показать родителям, готовится по ним к урокам.

7.Рефлексия

- Вы сегодня замечательно работали. Давайте подведем итог, каждый из вас оценит себя сам.

( возьмите картинку с нашим героем и прикрепите на доску с верным для вас утверждением)

1. Я понял, что такое антонимы.

2.Я понял, что такое антонимы и смогу помочь разобраться в этом вопросе другому человеку.

3. Я не понял, что такое антонимы, мне надо еще разобраться в этом вопросе.        

-Ребята я посмотрела, как вы себя оценили. Вы молодцы, все активно работали….итд

Для закрепления

Дз- раскрасить пары антонимов одним цветом.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....