Конспект и презентация по русскому языку 3 класс "Пишем предлоги и приставки правильно"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Литвинова Аделина

Цель урока: создать условия для формирование умений распознавать и отличать приставку от предлога по внешней форме, функции, по написанию со словами. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тихоня Умница Шалун Ёлочка

Слайд 3

Обведи ёлочку, рисуя одновременно двумя руками.

Слайд 4

Задание 1.

Слайд 5

Пишем правильно приставки и предлоги

Слайд 6

Предлог: - О! Привет, Приставка-тёзка! Приставка: - И тебе привет, Предлог! Предлог: - Знаешь, очень огорчает, Что нас путают с тобой. Я-часть речи , понимаешь? Слово-я! Горжусь собой! Приставка:- Я, конечно, не часть речи, А всего лишь слова часть. Но со мной любое слово Можешь точно ты назвать: Ты приходишь, или входишь, Или речку переходишь. Я- часть слова , посмотри! Меня в помощники бери. Я дружна со словом очень, Вместе пишут нас всегда. Предлог: А Предлог раздельно пишут, И это, право, не беда! Между словом и предлогом Можем ставить мы вопрос: На (какой?) на снежной горке Отморозил Коля нос!

Слайд 7

Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог? Мороз (на)нёс узоры (на)окна. Ребята (с)бежали (с)горы. Задание 2 - я справился – я могу, но нужно быть внимательнее

Слайд 8

Загрузка, задумал, заморский, заяц. Да, это действительно слова с приставками. Нет, Тихоня допустил ошибку. (Подчеркни слово, в котором допущена ошибка). Задание 3

Слайд 9

Когда придёшь домой со школы, давай встретимся на горке!!!! Задание 4

Слайд 10

Когда придёшь домой из школы, давай встретимся на катке!!!! Запомни! В – ИЗ НА – С Задание 4

Слайд 12

Идти в театр Идти на концерт Пришёл из школы Вернулся с праздника Отплыл от берега Подъехал к магазину Добежал до финиша Поскакал по полю Спросил у водителя Спрятался за кустом Засияло над головой Рассказал о походе

Слайд 14

Зима в лесу Я очень люблю зиму. Метель за мела все дорожки и тропинки. В лесу все мои по дружки надели шапки из снега. К нам часто при летают клесты полакомиться шишками. Но мне очень страшно. Я всё чаще слышу звон топора и визг пилы. Скоро Новый год! Задание 5

Слайд 17

Пишем правильно приставки и предлоги



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку 3класс УМК Школа России

Приставки и предлоги

Выполнила: Литвинова А.Н.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

Задачи урока:

1. Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога

2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.

4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование:

1. Рабочая тетрадь

2. Презентация

Технология: проблемного обучения; в урок взяты элементы технологии системно – деятельностного обучения.

Методы: словесный, практический, наглядный

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

предметных результатов:

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

- отличать слова с приставками от предлогов;

- применять правила правописания предлогов и приставок;

Ход урока

#1047;дравствуйте, меня зовут Аделина Николаевна. Сегодня на урок ,я пришла не одна, а со своими маленькими друзьями -эколятами. Как вы думаете, почему их так назвали?

(Да, это юные защитники природы)

- Ребята, они так же как и вы ходят в школу, но им очень трудно дается русский язык. У вас на столах лежат рабочие тетради, в которых работают ученики лесной школы. Давайте им поможем усвоить новое правило.

СЛАЙД 1

Откроем первую страницу.

СЛАЙД 2 - прочтите первое задание.

- Возьмите ручку. Покажите. А в другую руку карандаш. Поставьте их в указанную точку. А теперь одновременно двумя руками обведите елочку.

- Поднимите руку, которой легче было выполнять задание. Как вы думаете почему?

-верно, но для нашего мозга очень полезно выполнять непривычные задания. Это улучшает нашу память.

-Скажите, какое время года сейчас? (зима).

ЗАДАНИЕ 1.

- А вы знаете, в зимнем лесу, как сказал В. Бианки, каждый оставляет свой след. Давайте и мы оставим свой след, проявив надпись (обвести слова) СЛАЙД 3

- Посмотрите внимательно, чем являются данные буквы и сочетания букв?

Верно. Их часто даже называют тезками.

- Кто знает, значение данного слова?

Думаешь в правильном направлении, но более точное значение укажет словарная статья.

Прочтите её ниже выполненного задания.

-Верно! Они одинаково произносятся и на слух их трудно различить, поэтому мои друзья, часто ошибаются в их написании.

Как вы думаете, с какими трудностями на письме они столкнулись?

- Какую же учебную задачу нам предстоит решить сегодня на уроке, помогая героям? (научиться различать приставки и предлоги, правильно их писать со словами)

Значит тема нашего урока…., СЛАЙД 4

- Эколята, услышали разговор приставки и предлога.

Прослушайте диалог.

СЛАЙД 5

ЗАДАНИЕ. 2

Данный диалог вы видите в тетради.

Прочтите только те выражения, которые выделены синим цветом.

Как вы думаете, кто мог так о себе сказать?

(предлог).

Значит, Предлог это….

Он служит…..

Поэтому он пишется….

Как мы это проверим….

Теперь прочтите только те выражения, которые подчеркнуты зелёным цветом.

Это скажет…..

Значит, приставка это…

Она служит…..

Поэтому она пишется….

Как мы это проверим….

ПРЕДЛОГ

ПРИСТАВКА

ЭТО

слово

Часть слова

СЛУЖИТ

Служит для связи слов

Служит для образования слов

ПИШЕТСЯ

Пишется раздельно

Пишется слитно

Как проверить

можно между

ним и словом поставить вопрос или другое слово

Нельзя вставить вопрос или другое слово

- Вы молодцы, чувствуется, что не зря ходите в школу.

Смотрите, вы помогли для эколят вывести правило урока

Но, ребята, мало знать правило. Важнее его уметь применять.

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

Задание 3

Помогите разобраться эколятам, где приставка, а где предлог и распределить слова в столбики.

Прочти первое предложение.

Занёс – за это приставка. Нельзя вставить другое слово и можно заменить на другую приставку вынес. Пишем слитно.

За окном – за это предлог. За каким? Красивым окном. Пишем раздельно

Выделите приставку. Подчеркните пробел. Это орфограмма.

_ Спасибо. А теперь самостоятельно поработайте со вторым предложением.

Какое слово вы выписали с приставкой??? Докажи. С предлогом???

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ!!!!!

-СЛАЙД 9

Ребята, Тихоня выписал из текста слова с приставками.

- Но он сомневается. Пожалуйста, проверьте его.

Сделайте вывод, указав верное утверждение.

ВЫПОЛНЯЮТ

Кто считает, что Тихоня верно выполнил задание?

У кого другое мнение?

Как решить наши разногласия? (Выделить приставку в слове).

А для этого сначала нужно выделить какую часть слова? (корень)

Комментировано каждое слово.

Мы проверили работу Тихони. Согласитесь ли вы со мной, что ему следует еще потренироваться различать приставки в словах.

А теперь оцените свои умения.

ЗАДАНИЕ 4

- СЛАЙД 10,

Переверните страницу.

Ребята, если у тихони были проблемы с приставками, то у Шалуна возникла проблема с предлогами. Он написал записку Умнице.

Заметили ли вы ошибку? А она есть!

ВЫВОД: То есть, ошибку можно сделать не только в написании, но и в употреблении предлогов и приставок.

Чаще всего неправильно употребляют предлоги в-из, на-с .

Но есть подсказка – они дружат парам.

в-из, на-с .

То есть

Поехал в город… приехал ……

Пошел на концерт, вернулся…….

Надеюсь, что Шалун усвоил правило, а Вы?

Поднимите глазки на доску. Перед вами пары слов.

Можем ли мы сказать, что между ними установлена связь по смыслу? Чего не хватает?

На столах перед вами лежат снежинки. Как вы думаете, что они обозначают. …..

Вам необходимо вернуть предлоги на свои места.

Как только нашли нужное словосочетание, подойдите и прикрепите снежинку.

ПРОВЕРКА.

ОЦЕНКА

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

ЗАДАНИЕ 5

- Умница и Шалун помогали Ёлочке проверять сочинение. И они нашли ошибки в написании предлогов и приставок.

Но, Шалун нашёл 3 слова, а Умница 5 слов.

Помогите решить, кто из них прав.

Предлагаю и вам побыть в роли учителя. Проверьте сами работу. Найдите ошибки. Посчитайте их и выберите верное утверждение.

РАБОТАЮТ

Итак, кто согласен, что прав Шалун?

Кто может утверждать, что права Умница?

А кто считает по - другому?

- Посмотрите на доску, и проверьте, правильно ли вы определили слова?

СЛАЙД 13

Оцените свою

-Молодцы мы нашли все ошибки, но ребята елочка все еще расстроена, как вы думаете почему? Что могло напугать бедную елочку ?( Слышен визг пилы, она переживает, испытывает страх перед НГ)

- СЛАЙД 14 Скоро праздник, НГ, Какая традиция связана с эти праздником ?

( СТАВИМ ЕЛКУ) .

- А можем ли мы заменить живую красавицу на нашем празднике?

- Посмотрите, на результаты опроса жителей нашей страны. Они дали ответ на вопрос, «Какой ели они отдадут предпочтение?»

- Ответ зашифрован в рисунке. Кто разгадал его?

- Молодцы! Радует, что большинство людей заботятся о лесах нашей Родины. Особено радуются эколята.

- Они просят вас обратиться с призывом к людям о спасении елей в новогоднем лесу.

Запишите это предложение.

Какой знак целесообразнее поставить в конце? !

- Но целью ваших предложений является просьба и призыв. Значит по цели высказывания они – ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ.

СЛАЙД 15

- Ребята наш урок подходит к завершению.

-все задания выполнены. Закройте тетрадь.

Посмотрите на титульный лист и вспомните какую учебную задачу мы ставили перед собой? (научиться различать приставки и предлоги, правильно их писать со словами)

Мы с вами помогли эколятам усвоить непростую тему.

Уча других, мы учимся сами. Оцените себя на каком уровне вы усвоили эту тему?

Поместите человечка на соответствующую ступеньку.

Спасибо! Меня радует..



Предварительный просмотр:

14 декабря 2023 года

Обведи ёлочку, рисуя одновременно двумя руками.

Задание 1.

Минутка чистописания

*Тёзка - человек, носящий одинаковое с кем-либо имя.

Мы с ней тёзки. Он мой полный тёзка. (о том, кто носит одинаковые имя и отчество с кем-либо).

- Как ты думаешь, почему Ёлочка расстроилась, прочитав сочинение своей племянницы.

  • Обратись к людям с предложением

«Как спасти ели в новогоднем лесу?»

________________________________________________

НОВОГОДНЯЯ ЁЛКА – ПРАЗДНИК В ДОМЕ

Прочти разговор Предлога и Приставки

Предлог: - О! Привет, Приставка-тёзка!
Приставка: - И тебе привет, Предлог!
Предлог: - Знаешь, очень огорчает,
Что нас путают с тобой.
Я-часть речи, понимаешь?
Слово-я! Горжусь собой!
Приставка:- Я, конечно, не часть речи,
А всего лишь слова часть.
Но со мной любое слово
Можешь точно ты назвать:

Ты приходишь, или входишь,
Или речку переходишь.
Я- часть слова, посмотри!
Меня в помощники бери.
Я дружна со словом очень,
Вместе пишут нас всегда.
Предлог: А Предлог раздельно пишут,
И это, право, не беда!
Между словом и предлогом
Можем ставить мы вопрос:

На (какой?) на снежной горке
Отморозил Коля нос!

Правило урока

Задание 2.

Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?

Мороз (на)нёс узоры (на)окна.

Ребята (с)бежали (с)горы.

Заполни таблицу, выписав из предложений необходимые слова.

Слова с приставками

Слова с предлогами

- я справился

– я могу, но нужно быть внимательнее

Задание 5.

Найди в тексте ошибки. Исправь их. Сделай вывод. Отметь V верное утверждение.

Зима в лесу

Я очень люблю зиму. Метель за мела все дорожки и тропинки. Влесу все мои по дружки надели шапки из снега. К нам часто при летают клесты полакомиться шишками.

Но мне очень страшно. Я всё чаще слышу звон топора и визг пилы. Скоро Новый год!

Маленькая Ёлочка

Шалун. В тексте 3 ошибки. Умница. В тексте 5 ошибок.

Прав Шалун.

Права Умница.

Ошиблись оба. Правильный ответ: _________ .

- я справился

– я могу, но нужно быть внимательнее

Задание 4.

Шалун написал Умнице записку.

Запомни!

В – ИЗ НА – С

поехал в город

приехал из города

пошёл на концерт

вернулся с концерта

- я справился

– я могу, но нужно быть внимательнее

Задание 3.

Тихоня выписал из текста слова с приставками. Проверь его работу.

Сделай вывод. Отметь V верное утверждение.

Да, это действительно слова с приставками.

Нет, Тихоня допустил ошибку. (Подчеркни слово, в котором допущена ошибка).

- я справился

– я могу, но нужно быть внимательнее



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

ИДТИ

ТЕАТР

ИДТИ

КОНЦЕРТ

ПРИШЁЛ

ШКОЛЫ

ВЕРНУЛСЯ

ПРАЗДНИКА

ОТПЛЫЛ

БЕРЕГА

ПОДЪЕХАЛ

МАГАЗИНУ

ДОБЕЖАЛ

ФИНИША

ПОСКАКАЛ

ПОЛЮ

СПРОСИЛ

ВОДИТЕЛЯ

СПРЯТАЛСЯ

КУСТОМ

ЗАСИЯЛО

ГОЛОВОЙ

РАССКАЗАЛ

ПОХОДЕ

Идти в театр

Идти на концерт

Пришёл из школы

Вернулся с праздника

Отплыл от берега

Подъехал к магазину

Добежал до финиша

Поскакал по полю

Спросил у водителя

Спрятался за кустом

Засияло над головой

Рассказал о походе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и презентация урока русского языка во 2 классе "Слова с безударной гласной в корне"

Урок русского языка разработан по развивающей системе Л.В.Занкова.  Учащиеся анализируют, сравнивают, обобщают, делают самостоятельные выводы.  Идёт развитие творческих способностей детей, к...

Конспект и презентация по русскому языку "Знаки препинания в конце предложения"

Урок составлен  по УМК "Школа России". Презентация может быть использована как сопровождение к уроку. Форма проведения: урок -путешествие по Королевству  Предложения....

Конспект урока+презентация урока русского языка 3 класс "Слова с глухими и звонкими согласными в корне"

Урок проводится в форме путешествия. На уроке формируется умение подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах, развивать речь, расширять словарный запас. ...

Конспект и презентация по русскому языку "Произношение и написание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА".

Конспект урока по русскому языку УМК «Школа России» Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, Е.А.Литвинова.На тему: «Произношение и написаниеслов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА».1 класс....

Конспект и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Образование сложных слов"

Конспект и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Образование сложных слов" Цель. Познакомить с понятием  «сложные слова», с их образованием.Задачи: 1. Познаком...

Презентация по русскому языку " Правописание предлогов и приставок ".

Показать в игровой форме отличие написания предлогов и приставок ....