Технологическая карта урока русского языка по теме: "Как используются синонимы?" (УМК: "Школа России" 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гетт Дарья Ивановна
Цель урока:

формирование у учащихся представления об использовании синонимов, умения использовать синонимы в устной речи и в тексте.

Планируемые результаты: 

Предметные:

1) определять синонимы;

2) правильно использовать синонимы в речи.

Личностные:

1) первоначальное представление о системе языка;

2) познавательный интерес к изучению русского языка;

3) активность и самостоятельность в познании русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 07.12.2023

Группа: 32

Урок: 1

Время: 08.15 - 08.55

Кабинет: 308

Студент: Гетт Дарья

Группа: 41

Преподаватель: Синтяева Галина Анатольевна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: «Как используются синонимы?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у учащихся представления об использовании синонимов, умения использовать синонимы в устной речи и в тексте.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать представление об использовании синонимов в устной и письменной речи;

2) учить составлять предложения, корректировать тексты с синонимами.

Предметные:

научатся:

1) определять синонимы;

2) правильно использовать синонимы в речи.

Развивающие:

1) развивать логические мышление, память, внимание через анализ языкового материала;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

1) первоначальное представление о системе языка;

2) познавательный интерес к изучению русского языка;

3) активность и самостоятельность в познании русского языка.

Воспитательные:

1) воспитывать внимательное и уважительное отношение к учителям и товарищам;

2)  воспитывать умение работать в парах, группах.

УМК: УМК «Начальная школа XXI», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. – М.: «Вентана-Граф», 2019. -Ч.2

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)  

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Слово учителя

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Дарья Ивановна, сегодня урок русского языка проведу у вас я.

2. Создаёт эмоциональный настрой на урок

 -  Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И урок наш начинать.

- Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему, пожелайте удачи в работе!

Л: показывает внутреннюю готовность к работе на уроке

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

 

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Беседа-обобщение

Наглядный

- Давайте откроем тетради, отступим две строчки от прошлой темы. Запишите сегодняшнее число: 7 декабря, поставьте ударение в названии месяца, а ниже «Классная работа», подчеркните удвоенные согласные.

Организует словарную работу.

- Прежде чем начать работу прочтите наш девиз урока. Как вы понимаете эту поговорку?

  • Мало знать – надо уметь применять

- Верно! Начнем же урок!

- Ребята, сейчас вы выполните словарную работу, записывайте слова под диктовку через запятую, поставьте ударение и выделите орфограмму.

Помните, что первое слово пишется с большой буквы.

Автомобиль, дорога, быстро, товарищ.

- Как вы записали слова?

Поднимите руки, кто написал всё верно.

Поднимите руки, кто допустил ошибки.

- Где вы ошиблись?

- К нам в гости сегодня пришел Бараш из Смешариков.

- И у него случилась проблема, давайте прочитаем, что он хочет нам сказать.

(Ребята, всем привет. Я пишу письмо Нюше, но у меня не получается. В моём письме случаются повторы, прочитайте, пожалуйста, и скажите, что же мне делать?)

(Привет, дорогая Нюша! Я снова пишу тебе письмо. Хочу, чтобы ты оценила мой рассказ, который я сочинил.  

Робкий заяц

Нет более трусливого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме заяц пугается и убегает. Только поздним вечером или ночью заяц выходит из своего убежища. Днем заяц прячется в укромном уголке. Много врагов у робкого зайца.

Жду от тебя ответ.

С уважением, Бараш.)

- Ребята, в чем проблема Бараша? Какие слова повторяются?

- А как мы можем помочь нашему гостю?

- Как мы можем это сделать?

- Верно. Можно просто заменить это слово на другое с таким же лексическим значением.

- Верно, умницы!

- А вы знаете, как называются такие слова?

Записывают число и тип работы.

Выполняют словарную работу.

- Все знания нужно применять в жизни, а не сидеть сложа руки.

Записывают слова.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

- Бараш использовал слово, которое повторяется - заяц.

- Заменить слова.

- С помощью синонимов.

- Животное, зверёк.

- Синонимы.

Л: строит речевое высказывание

М: активно участвует в общей работе

П: учится структурировать знания

Презентация

 Постановка учебной задачи

(7-10 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Беседа,

 Наглядный,

Игра

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

- Итак, ребята, предположите, какая у нас сегодня тема урока?

- Давайте поставим цели на урок.

Используйте опоры на экране.

Узнать…

Учиться…

- А теперь составим план нашего урока.

Вставьте пропущенные слова в пункты плана.

План урока:

  1. Повторим, что такое синонимы.
  2. Составим алгоритм «Использование синонимов» и применим его.
  3. Выполним самостоятельную работу.
  4. Подведем итоги.

- Молодцы, вы справились с этим заданием, можем идти дальше.

- Как используются синонимы?

-  Узнать, как правильно использовать синонимы.

Учиться употреблять синонимы в речи.

-  1.        Повторим, что такое

_________.

2.        Составим алгоритм «___________ синонимов» и применим его.

3.        Выполним ___________ работу.

4.        Подведем _________.

Использование, синонимы, итоги, самостоятельную.

М: учится формулировать учебную задачу,

осуществляет целеполагание

Презентация

Карточка

"Открытие" детьми нового знания

(10 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Эвристическая беседа,

Частично-поисковый,

 Наглядный

Демонстрационный,

Фронтальный опрос

Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Что такое синонимы?

- Как думаете, для чего нужны синонимы?

- Верно. Синонимы еще нужны для того, чтобы не было повторов в тексте.

- Ребята, какой пункт плана мы выполнили?

- Верно, давайте продолжим работу.

Организует парную работу.

- Сейчас вы будете выполнять задание в парах. На выполнение я даю вам 3 минуты.

- Ребята, у вас на партах лежат карточки.

(один ребенок читает задание)

- Прочти, пожалуйста, задание.

Прочтите. Впишите синонимы в текст.

Строители возвели новый _____. Красивое _______ расположено на центральной улице города. Это ______ предназначено для рабочих крупного завода. Людям очень нравится новая ________.

- Поднимите руки, кто понял задание, кто не понял.

- Приступайте к выполнению задания.

- Какая группа вписала все недостающие слова?

Слушает варианты детей.

- Молодцы!  Вы отлично подобрали синонимы и справились с заданием!

- Ребята, давайте поставим на свои места пункты алгоритма «Как используются синонимы?».

1.  Прочитай слова и определи, близки ли они по значению?

2. Поставь к словам вопросы,

 одинаковые ли они?

3. Определи, какой синоним лучше подходит к предложению или тексту.

- Отлично! Вы большие молодцы!

- Давайте разберем на примере.

Смеяться, хохотать

- Подумайте, у этих слов одинаковое значение или разное?

- Давайте зададим вопросы к словам.

- Какое слово больше подходит к предложению?

Он _________ над шуткой.

- Верно, оба слова подходят к предложению. Значит, вы можете выбрать то слово, которое вам больше нравится.

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Да, ребята, мы выполнили второй пункт плана, но только наполовину.

- Синонимы - это слова близкие по значению.

- Для того, чтобы наша речь не была однообразной, чтоб она была красивой.

-1.

(Дом, здание, жилище, постройка.)

-

Поставь к словам вопросы,

одинаковые ли они?

Определи, какой синоним лучше подходит к предложению или тексту.

Прочитай слова и определи, близки ли они по значению?

- Одинаковое.

- Что делать?

- Оба.

- 2, но только наполовину.

Л: учится строить речевое высказывание

П: учится осуществлять анализ, сравнение, рассуждения, выводы по изучаемой теме

Л: учится планированию выполнения задания

П: осознаёт последовательность действий

Презентация

Карточка

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Опрос

 

Беседа

Организует динамическую паузу.

Видеофрагмент

- Встаём из своих мест и повторяем движения.

- Спасибо, присаживайтесь.

Организует работу в группах с помощью учебника.

- Ребята, теперь вам предстоит выполнить задание в группах, используя алгоритм.

- Откройте учебник на странице 55. Посмотрите на упражнение 4.

- Прочтите задание.

Из слов в скобках подбери синонимы к выделенным словам.

1. Крепкая ткань (новая, светлая,

прочная, шёлковая, тонкая).

2. Крепкий человек (ловкий, смелый,

сильный, прочный, здоровый).

3. Крепкий мороз (большой, прочный,

сильный, обычный, сердитый).

4. Крепкая дружба (верная, недолгая, сильная, надёжная).
- Приступайте к выполнению. На это задание у вас есть 4 минутки.

Организует проверку задания.

- Время вышло. Какая группа хочет ответить по алгоритму?

- У кого получилось так же?

- Вы справились с заданием! Молодцы!

- Ребята, в зависимости от слова с которым употребляется синоним, от этого зависит, какой будет синоним.

- Какой вывод можем сделать?

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Да, мы выполнили второй пункт плана полностью.

Выполняют работу в группах.

- Синонимы должны подходить к слову, с которым они связаны (предложению, тексту).

- 2.

П: учится формулировать учебную задачу

Видео-физ-ка

Презентауия

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)


Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Наблюдение, стимулирование  успехов, поощрение

Индивидуальная форма работы

Организует самостоятельную работу с помощью карточек.

- Сейчас, каждый работает самостоятельно.

Не забудьте подписать работы.

- Перед вами лежит карточка. Ваша задача: к сочетаниям слов подобрать синонимы.

1. Сильная метель – вьюга, буря, пурга.

2. Буря на море – шторм.

3. Большое несчастье – горе.

4. Сильный дождь – ливень.

5. Поставить точку – закончить.

- Ребята, время вышло.

- Обмениваемся в парах и проверяем работы, сверяясь с эталоном. Если синонимы подобраны верно, то ставим рядом зелёный плюсик.

- Обменяйтесь в парах тетрадками, сделайте проверку, сверяясь с эталоном.

Оцените работу соседа.

Всё верно – улыбающийся смайлик

1-2 ошибки – нейтральный смайлик

3 ошибки и более – грустный смайлик

- Ребята, мы выполнили ещё один пункт плана. Какой?

- Верно.

Выполняют самостоятельную работу.

1. Сильная метель – _____________.

2. Буря на море – ___________.

3. Большое несчастье – ________.

4. Сильный дождь – __________.

5.  Поставить точку – _________.

Выполняют взаимопроверку по эталону.

- 3.

Л: учится сохранять учебную задачу

Р: учится соблюдать последовательность работы

Р: учится выполнять задание  в общем  темпе

Презентация

Карточка

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Обобщающий опрос, наглядный

- Ребята, выполним последнее задание.  

На партах у вас лежат карточки.

Вам предстоит найти слова-синонимы, соединить их стрелками:

неразговорчивый                              молчаливый

неудачный                                           отважный

смелый                                                чудесный

прекрасный                                        ошибочный

- На это задание у вас есть 2 минуты.

 - Ребята, время вышло. Выполните проверку своей работы, сверяясь с эталоном.

Выполняют задание

Неразговорчивый – молчаливый

Неудачный – ошибочный

Смелый – отважный

Прекрасный – чудесный

Выполняют самопроверку.

П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу

Презентация

Карточка

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический анализ, стимулирование успехов

1.Организует анализ работы по критериям.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какие цели на урок мы ставили?

- Достигли ли мы их?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Ребята, а все ли пункты плана мы выполнили?

- Сейчас с помощью карточек оцените свою работу на уроке.

- Спасибо за урок! Я рада была вас видеть. 

- Тема урока: «Как используются синонимы?»

Цели:

-  Узнать что такое синонимы.

Научиться их определять.

-Да.

Ответы детей.

- Да.

Р: учится анализировать собственные результаты и проводить сравнение с образцом

Л: осуществляет контроль качества выполнения задания

Презентация

Карточка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с понятием «сложные слова»". 3 класс

Включение учащихся в данную деятельность по заполнению таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и работа с текстом из разных источников информации в группе не только определяется личностными и социальными м...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА» ( УМК «ШКОЛА РОССИИ», 3 КЛАСС)

Урок актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согла...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обучающее изложение" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки" (4 класс)

В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка по теме "Разделительные твердый и мягкий знаки", 4 класс. Могут быть использованы учителями начальных классов....