План-конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Доржиева Туяна Гомбо-Доржиевна

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе»

Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж.

Задачи:

Обучающая:

  • повторение признаков имени существительного.

Развивающая:

  • развитие устной и объяснительной речи, расширение и обогащение словарного запаса, умение размышлять и формулировать свои мысли, высказывать вслух, воспринимать речь

Воспитательная:

  • воспитание уважения к чужому мнению, умение работать в группе, в паре, проводить рефлексию своей деятельности;
  • прививать бережное отношение к природе, вызвать желание помочь птицам в зимнее время

Формируемые УУД: 

Личностные

  • умение осознавать и определять свои эмоции, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию

Познавательные

  • извлекать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы:
  • осуществлять анализ, строить рассуждение

Регулятивные

  • формулировать тему и цель урока;
  • работать по плану.

Коммуникативные

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других;
  • договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы: фронтальная, групповая (в паре), индивидуальная.

Средства:

  • учебник русского языка 4 класс II часть. Автор: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и др., компьютер, экран, презентация, карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

-Ребята, у нас сегодня необычный урок. У нас гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. На уроке мы должны показать, как мы умеем работать, четко и правильно излагать свои мысли.

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь,

И удачи вам во всем,

А теперь урок начнем.

II . Актуализация знаний. Минутка чистописания.

-Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Сегодня мы с вами будем писать сочетания букв ая, яя

 На доске:

ая яя

-Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв.

-Посмотрите на доску.

На доске:

2)       мороз                  мороз                               мороз

          холод                  морозу                               морозный

          стужа                  морозом                   заморозить

-Сравните слова в каждом столбике.

-Что общего у слов первого столбика? (Значение)

-Можно ли считать их родственными?  (Нет)

-Докажите, почему нельзя?

-Как называются эти слова?  (Синонимы)

-Что можно сказать о словах второго столбика?  (Это форма одного и того же слова.)

-Что общего у слов в третьем столбике?  (Общая часть.)

-Выпишите только тот столбик, где все слова являются родственными. (3)

-Какой столбик выписал Баясхалан? Даяна? Алдар? (3)

-Молодцы!

-Дополните его другими родственными словами. (Заморозки, морозец, …)

-Какие слова подобрала Сарана? Этигэл?

-Выделите в них общую часть.

Устно укажите два признака родственных слов. (Имеют одинаковый корень, одинаковое значение.)

1)-Посмотрите на доску.

2)Прочитайте предложение.

На доске:

 Вот зима пришла серебристая,                 (2 слайд)

Белым снегом замела поле чистое.

 

3)-Подчеркните грамматическую основу.

-Что вы заметили? (В этом предложении однородные сказуемые.)

                                                         

-Какое это предложение?  (Простое, т.к. одна грамматическая основа. Распространенное. Есть второстепенные члены предложения.)

-Обозначьте знакомые части речи.

III. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.

-Ребята, какое сейчас время года?   (Зима.)     (3 слайд)

-А какая она, зима?   (Снежная, холодная, волшебная, вьюжная, морозная, сказочная, …)                                                         

-Ребята, обратите внимание, как подробно мы охарактеризовали зиму.

-К какой части речи относятся названные нами слова?  (Имена прилагательные.)

-Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета.)

-На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

-С какой частью речи всегда связано имя прилагательное? (С именем существительным.)

-Как изменяются имена прилагательные? (По родам, числам, падежам.)

-Как можно определить род, число, падеж имени прилагательного? (По имени существительному.)

-Как проверить правильность написания безударных окончаний имен прилагательных? (По вопросу, по прилагательному с ударным окончанием.)                                                       

-Какого рода бывают имена прилагательные? (Мужского, женского, среднего.)

-Обратите внимание на названные нами прилагательные. В форме какого рода они стоят? Докажите.

-Как называется изменение по вопросам имен существительных и прилагательных? (Склонением.)

-Сформулируйте тему нашего урока. («Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе».»)              (4 слайд)

1V. Первичное усвоение новых знаний.

познакомимся…

1)-Сегодня на уроке мы

                                                                               

(со склонением имен прилагательных женского рода в единственном  числе)

                                                           

научимся…

-Сегодня на уроке мы                

(склонять имена прилагательные женского рода; определять их падеж;

узнаем, какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных падежах)

2)Работа по учебнику.  

-Найдите на странице 29, упр.58

-Назовите по таблице окончания имен прилагательных женского рода в каждом падеже.

                                                           

И.п.         -ая,  - яя  

Р.п.          -ой,  -ей

Д.п.         -ой,  -ей

В.п.        -ую, -юю

Т.п.        -ой,  - ей

               -ою, -ею

П.п.        -ой, -ей    

-Какой сделаем вывод?  (Имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на вопрос (какой?) и имеют окончания (-ой), (-ей).)  

3)Работа в группе.

-Сейчас вы будете работать в группе.

-Вспомните правила работы в группе.

*Общайся вежливо и доброжелательно.

*Говори спокойно и ясно.

*Не мешай другой группе, не вторгайся в их работу.

-Ваша задача выложить блок-схему из карточек.

На партах карточки с названиями падежей, вопросами, окончаниями.

И.п.                 Р.п.        Д.п.        В.п.        Т.п.        П.п.

        какая?             какой?                      какую?

        -ая,-яя        -ой,ей        -ую,-юю

                                                                                             (5 слайд)

Проверка

Имена прилагательные ж.р., ед.ч.

И.п.       какая?        -ая,     -яя

Р.п.

Д.п.        какой?        -ой,     -ей

Т.п.

П.п.

В.п.      какую?         -ую,  -юю

-Хорошо! Молодцы! Справились с заданием.

                                                             

V. Первичное проверка понимания темы

Просклоняйте прилагательные «холодная зимняя» (ночь).

-Выделить окончания имен прилагательных.

-Кто пойдет к доске? (Ученица работает у доски, остальные дети- в тетрадях)

                   И.п. (какая?) холодная зимняя (ночь)

                   Р.п. (какой?) холодной зимней (ночи)

                   Д.п. (какой?) холодной зимней (ночи)

                   В.п. (какую?) холодную зимнюю (ночь)

                   Т.п. (какой?) холодной зимней (ночью)

                   П.п.(о какой?) о холодной зимней (ночи)

VI. Физкультминутка

Лепим, лепим снежный ком,

Глазки сделаем потом.

Покривляемся немножко,

И похлопаем в ладошки.

Головой кивнём друг другу,

И пожмём соседу руку.

Сядем – встанем, и прыжок.

И продолжим наш урок.

VII. Первичное закрепление

-  Определить падеж прилагательных, выделить окончания.   (6 слайд)                                                                                                                                                                                              

Шустрой (Р.п.) сороки, длиннохвостую (В.п.) синицу, заботливой (Т.п.) ласточкой, серебристой (Д.п.) чайке, голубая (И.п.) сойка, о голодной (П.п.) вороне.

-Как в данном случае определить падеж прилагательного? (По падежу существительного определить падеж прилагательного.)

-В каких падежах окончание прилагательных одинаковое? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)

- Назовите зимующих птиц

-Какие трудности подстерегают птиц зимой? Чем мы можем им помочь?

(Участие в акции «Зимующим птицам – нашу заботу!»)

- Игра «Заказ»

-А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определенном роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.

На доске:                                                                (7 слайд)

в синем море

у соседней опушки

по хорошей дороге

поздней осенью

около упавшего дуба

на письменном столе

ранним утром

Требуется

Имя прилагательное ср.р. в Т.п.  (ранним утром)

Имя прилагательное ж.р. в Р.п.  (у соседней опушки)

Имя прилагательное ж. р. в Д.п. (по хорошей дороге)

                                                     

Имя прилагательное м.р. в Р.п. (около упавшего дуба)

Имя прилагательное ср.р. в П.п. (в синем море)

Имя прилагательное ж.р. в Т.п. (поздней осенью)

Имя прилагательное м.р. в П.п. (на письменном столе)

-  Работа в парах  (правила работы в парах)                                    

 К.Д.Паустовский говорил: «…волшебство русского языка родилось от волшебства природы…»

-Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

Но описать и рассказать о природе России невозможно без особых слов.

-Какую часть речи я имею в виду? (Имя прилагательное)   

-О природе поэты сложили много прекрасных стихотворений. Вот некоторые из них.

Дети читают у доски стихи наизусть «Чудная картина» (Алдар), «Белая береза» (Сарана).

(Тексты стихов записаны на карточках. Дети работают над ними).

-Найдите имена прилагательные женского рода. Назовите их вместе с существительными, к которым они относятся. Определите падеж, назовите окончания прилагательных.                                                    

А.А.Фет                                                  С.А.Есенин

Чудная картина,                                      Белая береза

Как ты мне родна:                            Под моим окном

Белая равнина,                                      Принакрылась снегом,

Полная луна,                                          Точно серебром.

Свет небес высоких,                          На пушистых ветках

И блестящий снег,                             Снежною каймой

И саней далеких                                       Распустились кисти

Одинокий бег.                                       Белой бахромой.

                                                           И стоит береза

                                                            В сонной тишине,

                                                            И горят снежинки

                                                            В золотом огне.

                                                              А заря, лениво

                                                             Обходя кругом,

                                                             Обсыпает ветки

                                                             Новым серебром.

-Прочитайте данные предложения без имен прилагательных.

-В каком случае текст был ярче, выразительнее, предметы были описаны более точно?  (В первом)

-Итак, какова роль имен прилагательных в речи?

Вывод: Имена прилагательные служат для более яркого, выразительного, точного описания предметов.

-Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. с.29 упр 59                               ( 9 слайд)

IХ. Рефлексия.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? Назовите эти окончания.

-Мы с вами подвели итоги, а сейчас рефлексия.

- У меня получилось …

- Теперь я могу …

- Мне было трудно …

Прекрасный день!                                                              

Уроку подошел конец.

Пусть каждый скажет про себя:

Какой я молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.

данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.

Урок составлен в соответствии  с требованиями ФГОС,  показывает работу обучающихся  с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....

План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".

На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....

План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"

Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...